Interested Article - Храм Гроба Господня
- 2021-04-23
- 1
Иерусали́мский храм Воскресе́ния Христо́ва , более известный как храм Гроба Господня ( араб. كنيسة القيامة , арм. Սուրբ Յարութեան տաճար , греч. Ναὸς τῆς Ἀναστάσεως , лат. Sanctum Sepulchrum ) — храм в христианском квартале Старого города Иерусалима . Согласно преданию, восходящему по крайней мере к четвёртому веку, стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию , был распят , погребён , а затем воскрес Иисус Христос . Основные права владения и пользования святынями храма принадлежат греческому православному Иерусалимскому патриархату , Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев .
История
Постройка императора Константина
Ещё первые христиане почитали место распятия и погребения Иисуса Христа, находившееся тогда за городской чертой, вне стен ветхозаветного Иерусалима . Вероятно, память об этом месте не была потеряна после разрушения города Титом в 70 году . По сообщению Евсевия , при строительстве на месте разрушенного Иерусалима при императоре Адриане ( 135 год ) нового римского города Элия Капитолина , на месте пещеры Гроба был построен языческий храм Венеры . Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой , строилась под руководством Макария Иерусалимского одновременно с Вифлеемской базиликой . Помимо Гроба Господня , в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста . В результате был построен монументальный комплекс зданий, общий вид которого вырисовывается при сопоставлении археологических исследований современного здания с описаниями, сделанными раннехристианскими авторами, и изображением на мозаичной карте из Мадабы (середина V века ).
Храмовый комплекс состоял из нескольких частей, вытянутых с запада на восток: круглого храма-мавзолея, названного Анастасис (в переводе с греческого значит «Воскресение»), в центре которого был расположен Гроб Господень, под шестигранным шатровым навесом, далее располагалась базилика — Великая церковь, обращённая алтарем в сторону Анастасиса. Внутри базилики была оборудована крипта , отмечающая место обретения Креста. Между Анастасисом и базиликой, а также и у восточного входа в базилику были устроены перистильные дворы. Главный вход располагался с востока, с одной из основных улиц, и с юга, с городского форума . Сооружение было богато украшено разными породами мрамора , мозаикой и драгоценным литьем.
Храм Воскресения был торжественно освящён в присутствии императора Константина 13 сентября 335 года, в память о чём в Православной церкви был установлен праздник Обновления храма .
Персидское и арабское завоевания
Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персидским царем Хосровом II . Сооружения храма были сильно повреждены, но под руководством настоятеля монастыря преподобного Феодосия Модеста (позднее патриарха иерусалимского) по повелению императора Ираклия храм был восстановлен в 629 году, хотя и не в прежнем великолепии . В 637 году Иерусалим был осажден халифом Умаром . Патриарх Софроний сдал город после заверения мусульман о заключении мирного договора, и храм Гроба и основные христианские святыни Иерусалима не были повреждены.
В 1009 году халиф Аль-Хаким би-Амруллах , подогреваемый слухами и наветами против христиан, в нарушение неоднократно подтверждавшегося договора, заключенного ещё патриархом Софронием и халифом Умаром, санкционировал массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских храмов в городе и окрестностях. В результате этого разрушения была безвозвратно утрачена базилика . Император Константин VIII выторговал у сына Эль-Хакима право на восстановление храма (в обмен на такие уступки, как открытие мечети в Константинополе ). Строительные работы продолжались ещё в царствование Константина Мономаха до 1048 года, но по своему масштабу и великолепию этой постройке было далеко до своей античной предшественницы. Было сооружено несколько отдельно стоящих сооружений, напоминающих часовни. Роль главной церкви была отведена ротонде Воскресения, сохранившейся лучше других, в восточном проёме которой была устроена небольшая апсида (так называемая «Мономахос», 1020—1037 годы).
Когда новость о разрушении храма Гроба Господня достигла Европы, она послужила одним из поводов для агитации в Европе к началу Крестовых походов .
Период крестовых походов
В середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле (по его подобию позднее был построен собор Новоиерусалимского монастыря под Москвой ). Строительство, описанное хронистом Вильгельмом Тирским , было завершено при королеве Мелисенде возведением звонницы. Крестоносцы приступили к строительству около 1130 года, а освящен храм был 15 июля 1149 года — в день 50-й годовщины взятия Иерусалима . После взятия Иерусалима мусульманами Саладин разрешил христианским паломникам свободно посещать Иерусалим и храм Гроба Господня, а в XIII веке Иерусалимом и самим храмом некоторое время владел отлучённый от церкви император Фридрих II .
Построенный в 1130-1147 годах храм Воскресения вновь объединил под одной кровлей все святые места, связанные со смертью и Воскресением Иисуса Христа. Крестоносцы не стали существенно менять структуру западной части здания, круглого Анастасиса, сохранившего планировку и украшения, восходящие ещё ко временам императора Константина Великого. Эти части можно видеть и до сих пор — это кольцевые опоры ротонды, решённые как колонны коринфского ордера на массивных каменных тумбах, которые местная традиция и сейчас называет «столпами Елены».
Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви ( Кафоликона ), примкнувшей с востока к ротонде. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами. Интересное решение было осуществлено в восточной части здания, где за главным алтарем был устроен обход со своеобразным «венцом» капелл. Такое решение (т. н. Деамбулаторий ) послужило отправной точкой для развития композиций такого типа в средневековом зодчестве Западной Европы. В стилистических приемах оформления интерьеров и наружного убранства заметны и элементы ранней готики . Заключительным аккордом всего ансамбля стало возведение пятиярусной колокольни с стрельчатым завершением, предпринятое на самом закате существования христианских государств Палестины (1160-80 гг.).
Уже в 1400 году храм был украшен двумя куполами, а в 1510 году насчитывал 20 алтарей. Позже после многочисленных сборов со стороны католических паломников патриарх Нектарий начал полную реставрацию и переделку храма. Землетрясение 1545 года привело к понижению колокольни до современного уровня. В 1555 году расширением храма занимались монахи- францисканцы ; им же принадлежит внутреннее убранство. Работы по реставрации и улучшению храма продолжались вплоть до 1719 года, и в новом состоянии храм простоял до 11 октября 1808 года, когда в результате пожара сгорело две трети храма. Ремонт был поручен архитектору греческого происхождения, служившему при дворе турецкого султана, Николаосу Калфасу Комниносу . В этот раз средства были собраны православными верующими, которые с громадными издержками смогли восстановить храм в 1810 году .
Новое и новейшее время
Известен пожар 1808 года , когда сгорел деревянный шатёр над Анастасисом и была повреждена Кувуклия . Однако в 1808—1810 годах ротонда была восстановлена с участием архитекторов из разных стран. В 1860-х годах был сооружён полусферический купол над ротондой из металлоконструкций, своей формой напоминающий первоначальное завершение Анастасиса времён Константина Великого. В таком виде здание существует и сейчас.
В середине XX века планировалась существенная перестройка храма (архитектор Антонио Барлуцци) , осуществлению которой помешала Вторая мировая война . В 1959 году началась основательная реставрация здания; в 1995—1997 годах реставрационные работы коснулись и купола. В 2013 году на колокольне был установлен последний недостающий колокол , изготовленный в России .
В 2016 году началась масштабная реконструкция храма . В результате реставрационных работ (руководил профессор Антоний Моропулу ), которые завершились в марте 2017 года, среди прочего с Кувуклии были убраны поддерживающие металлические балки .
25 февраля 2018 года главы христианских конфессий в Иерусалиме приняли беспрецедентное решение о закрытии храма Гроба Господня в знак протеста против законопроекта о передаче государству прав на некоторые церковные земли и против взимания городского налога (арнона) с церковной недвижимости. Вход в главную святыню христианского мира был закрыт на неопределённое время впервые за почти 70 лет существования Израиля .
28 февраля 2018 года храм Гроба Господня был вновь открыт для паломников .
Структура и современный статус
Современный храм Гроба Господня — архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду (сооружение с куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия), Кафоликон ( соборный храм Иерусалимской Церкви ), подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько монастырей, ряд вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Храм разделён между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной , католической , армянской , коптской , сирийской и эфиопской , каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви , могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Голгофа , Кафоликон принадлежат Иерусалимской Православной Церкви . Кувуклия находится в совместном пользовании различных конфессий — литургию на Гробе Господнем друг за другом служат православные (в 1 час ночи), армяне (в 4 часа утра), затем католики (с 6 часов утра до 9) .
Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было никаких недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1192 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Джауда Аль Гадийа ( араб. جودة آل غضية ), причём право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Нусайба ( араб. عائلة نسيبة ). Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну .
Святыни
- Гроб Господень . Находится в Кувуклии. Принадлежит Иерусалимской православной церкви , Латинскому патриархату Иерусалима и Армянской апостольской церкви ;
- Место, на котором, по преданию, стоял Крест Христов . Находится на Голгофе в приделе Распятия. Принадлежит Иерусалимской православной церкви ;
- Камень помазания . Находится в притворе храма. Принадлежит Иерусалимской православной церкви, Латинскому патриархату Иерусалима и Армянской апостольской церкви ;
- Камень, по преданию, являющийся частью камня, отваленного от Гроба Господня ангелом. Находится в приделе Ангела в Кувуклии. Этот камень является греческим православным престолом ;
- Место обретения Креста Господня. Место обозначено плитой с изображением креста. Находится в пещере в приделе Обретения Креста. Принадлежит Иерусалимской православной церкви ;
- Часть колонны, к которой, по преданию, был привязан Иисус Христос во время бичевания . По другому преданию, на этот столб посадили Иисуса Христа, надев на него терновый венец , и насмехались над ним. Находится в приделе Тернового венца или Осмеяния. Принадлежит Иерусалимской православной церкви ;
- Темница Христова. Возможно, на этом месте находился Иисус Христос перед казнью. Принадлежит Иерусалимской православной церкви ;
- Самая большая в мире частица Животворящего Креста Господня и множество мощей святых. Находятся в православной сокровищнице справа от входа в храм .
Галерея
-
Лестница на Голгофу
-
Вершина Голгофы под стеклом
-
Богослужение на Голгофе
-
Спуск с Голгофы
-
Камень Миропомазания (вид сверху)
-
Мозаичное панно, изображающее миропомазание Христа (вид сверху)
-
Вид на Голгофу и Камень Миропомазания
-
Купол ротонды над Кувуклией
-
Капители колонн ротонды
-
Кафоликон
-
Купол над кафоликоном
-
Капелла Трёх Марий
-
Деталь подсвечника
-
Граффити крестоносцев
-
Капелла св. Елены
-
Капелла Обретения Креста
-
Алтарь явления Христа Марии Магдалине
-
Часовня разделения ризы Иисуса Христа
-
Настоятель Храма — архиепископ Исидор (справа), 2018 г.
-
Мозаика. 1990. Расположена напротив камня помазания
-
Католическая месса перед Кувуклией
См. также
Примечания
Комментарии
-
Территория восточной части Иерусалима контролируется Израилем в результате аннексии, о правомочности которой в мировом сообществе существуют различные мнения. Статус восточной части Иерусалима является одной из проблем израильско-палестинского конфликта. См. также статью
Восточный Иерусалим
.
В перечень Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО Старый город внесён без указания Израиля или палестинского государства, как государственного представителя, в отдельный раздел «Иерусалим», с пометкой об Иордании как стране, инициировавшей внесение объекта в перечень .
Источники
- . 8 октября 2023 года.
- . Дата обращения: 11 августа 2012. 22 октября 2012 года.
- , с. 103.
- Дата обращения: 9 октября 2023. 8 марта 2023 года.
- Дата обращения: 9 октября 2023. 25 марта 2023 года.
- . от 7 апреля 2014 на Wayback Machine .
- . Православие.Ru (17 января 2014). Дата обращения: 16 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
- . Православие.Ru (25 марта 2016). Дата обращения: 16 декабря 2016. 20 декабря 2016 года.
- . Дата обращения: 21 сентября 2017. 21 сентября 2017 года.
- . Новости Израиля . из оригинала 26 февраля 2018 . Дата обращения: 25 февраля 2018 .
- . ТАСС . из оригинала 28 февраля 2018 . Дата обращения: 28 февраля 2018 .
- ↑ , с. 104.
- Wareham N., Gill J . — Canterbury Press, 2011. — P. 46.
- — Penguin, 2014. — P. 98.
- . от 4 марта 2019 на Wayback Machine . Сайт Иерусалимской православной церкви
- — Penguin, 2014. — P. 99.
- ↑ . от 5 марта 2019 на Wayback Machine . Сайт Иерусалимской православной церкви.
- ↑ . от 21 февраля 2019 на Wayback Machine .
- . от 16 февраля 2019 на Wayback Machine . See The Holy Land.
Литература
- Беляев Л. А., Лисовой Н. Н. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XIII : « Григорий Палама — Даниель-Ропс ». — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6 .
- / Павлинов П. С. // Хвойка — Шервинский. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 186-187. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 34). — ISBN 978-5-85270-372-9 .
- Лисовой Н. Н. . — 2-е изд., испр. и доп.. — Москва: ДАРЪ, 2012. — 476 с. — ISBN 978-5-485-00372-2 .
- Логвиненко А. Храм Гроба Господня. — М. : Сретенский монастырь, 2022. — 192 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-7533-1731-5.
- Маковецкий А. В. , свящ. Храм гроба Господня: статус-кво и христианские Церкви в храме воскресения // Наследие христианской церкви: богословие, история, культура. Материалы V всероссийской научно-богословской конференции, посвященной 25-летию возрождения Владимирской духовной семинарии (16-17 марта 2023 года, г. Владимир). — Владимир: «Транзит-ИКС», 2023. — Вып. 5 (5). — С. 317—323.
Ссылки
- . от 26 апреля 2017 на Wayback Machine
- 2021-04-23
- 1