К переименованию
- 1 year ago
- 0
- 0
Арка и гробница Галерия ( греч. Aψίδα του Γαλερίου (Καμάρα), Τάφος του Γαλερίου ; Ротонда святого Георгия ) — сохранившиеся в городе Салоники части погребального (по другой версии дворцового) комплекса римского императора Галерия , построенного в конце III — начале IV веков . Гробница в начале V века стала христианской церковью, посвящённой Георгию Победоносцу , и получила своё второе название — Ротонда святого Георгия . С 1590 года гробница использовалась как мечеть , а после возвращения здания церкви в 1912 году в нём был открыт музей христианского искусства, и богослужения совершаются только по великим праздникам .
В 1988 году арка и ротонда в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник были включены в перечень объектов Всемирного наследия .
Триумфальная арка была построена в 298 — 299 годах в честь победы в 298 году Галерия (бывшего тогда тетрархом ) над Сасанидским царством и захватом его столицы Ктесифона . Арка не являлась самостоятельным сооружением, а соединялась с галереями, ведущими к мавзолею и дворцу.
Для постройки арки, как и для мавзолея использовался кирпич. В основе арки чёткий четырёхфасадный план, близкий плану арки Януса в Риме . Изначально она состояла из двух частей (отдельных стен), соединённых кровлей, увенчанной продолговатым куполом на четырёх колоннах. Длина каждой стены составляла около 37 метров, толщина 3,7 метра. Стены находились на расстоянии в 9 метров друг от друга и имели три отверстия, украшенные арками : центральная 9,7 метров шириной, боковые по 4,85 метра. Высота центральной арки составляла 12,5 метров, а боковых — 6,5 метров. Все сооружение поддерживали шесть колонн, четыре из которых располагались в центральной части, а две в боковых частях. От боковых арок расходились два ряда крытых галерей, обрамлявших дорогу, а также одна галерея, перпендикулярная им, по направлению к Ротонде.
До настоящего времени сохранилась только часть западной стены длиной около 29 метров. Ранее под центральной аркой проходила улица Эгнатия (Via Egnatia), по которой в начале XX века двигалась конка , а затем трамвай . Сохранившаяся боковая арка была застроена домами. В настоящее время арка полностью раскрыта от поздних пристроек, а часть улицы, на которой она расположена, сделана пешеходной. В качестве краткого обиходного названия арки современные греки используют слово Камара ( греч. Καμάρα — арка).
Колонны центральной арки облицованы каменными барельефами , расположенными в четыре пояса друг над другом. Пояса разделяются гирляндами из цветов и листьев. Над четвёртым (верхним) поясом имеется карниз , которым заканчивается скульптурное украшение арки. Под карнизом находится барельеф из ромашек .
Барельефы, изображающие сцены из персидского похода Галерия, относятся к образцам позднеримского искусства. На них без каких-либо промежутков изображено множество фигур, порой с явными анатомическими неточностями и нарушением пропорций (например, лошади изображены заметно меньшего размера, чем люди). Сами фигуры лишены свободы движений, характерной для произведений греческого и эллинистического периодов, однако надписи на арке позволяют предположить, что она была создана греческими мастерами. Арка относится к распространённому в то время стилю повествовательных (исторических) композиций и представляет собой один из лучших его образцов.
Основной темой барельефов является военный поход Галерия. Сцены изображают битвы, помилование пленников и оставление ими захваченных римлянами городов, и т. п. То, что события происходят на Востоке, подчёркивается присутствием в композициях таких животных, как слоны и верблюды .
Южная колонна
IV Ю-З |
III С-З | II С-В | I Ю-В |
Северная колонна
I Ю-В |
II Ю-З | III С-З | IV С-В |
---|---|---|---|---|---|---|---|
— | Повозка, запряжённая слонами, подвозит дары Галерию | Прибытие императора в один из восточных городов | Честь покорителю Востока | Вылазка римлян у осаждённого города | Битва на земле курдов | Пленные склоняются перед правителем | — |
— | Аллегорическое жертвоприношение | Триумфальное изображение победы | Галерий принимает персидское посольство | Группа женщин | Встреча персидских пленных | Милосердие Галерия | — |
Вотум, Марс, Виртус и трофеи | Вход персидских пленных в Антиохию | Триумфальное изображение тетрархов | Жертвоприношение Диоклетиана и Галерия | Преследование персов у Тигра | Вступление правителя | Персонификации городов | Верблюды с погонщиками |
Добыча | Рома и Виктория | Виктория | Персидское посольство с дарами к римлянам | Добыча | Добыча | Добыча | Добыча |
Галерий посещает армянский город Ериза (современный Эрзинджан ), где находился храм богини Анаит (богиня-мать в армянской мифологии ). Слева изображены городские ворота, в которые въехал Галерий на двухколёсной повозке в сопровождении конных телохранителей , держащих копья и знамёна. Жители города со знамёнами и цветами приветствуют императора. В правой части рядом с кипарисом изображён храм богини Анаит, в котором видна её статуя.
Галерий изображён в правой части композиции, сидящим на камне цилиндрической формы. Он без доспехов, опирается на скипетр . Богиня Ника возлагает на него венок. К Галерию на повозке, запряжённой четырьмя слонами, подвозят дары. Повозкой управляет женщина с копьём и щитом, которая символизирует военную славу. Слоны являются символом того, что победа Галерия была одержана на Востоке.
Персидский царь Нарсес I после своего поражения направил Галерию посольство, которое возглавляет его друг Афарван. В правой части композиции стоит Галерий в окружении воинов, среди которых выделяется гоплит , у которого на щите изображён Геракл . В центре изображены пять коленопреклонённых персов, протягивающих в мольбе руки к Галерию. На барельефе видны фигуры двух амазонок, а также члены семьи персидского царя (четыре женщины с накидками на головах и один ребёнок).
Является главной сценой всех барельефов арки. На ней изображены два тетрарха — Галерий и Диоклетиан , стоящие по бокам от алтаря и приносящие благодарственную жертву. На двух видимых сторонах алтаря помещены барельефы с изображением Зевса и Геракла. Рядом с ними в образах женщин аллегорически изображены Мир , Вселенная , Согласие и Процветание . Также примечательны сцены встречи Галерия жителями города и аллегорические образы Армении и Месопотамии в виде двух женщин, принимающих от Галерия извинения за их покорение.
Изображена битва армии Галерия на берегу реки, которая представлена обнажённой до пояса фигурой, отдыхающей на камне. Рядом с этой фигурой изображены дакские всадники во главе с императором. Галерий, сидя на коне, поражает врага копьём. В толпе римских воинов изображены будущие цезари Константин и Лициний . Низ композиции занимают тела мёртвых и раненых противников, по сторонам помещены изображения богинь Ники и Артемиды . В правой части композиции помещена колесница с четырьмя слонами.
Город представлен в виде ворот с двумя башнями. В левой части композиции представлены три фигуры пожилых бородатых людей, которые склоняются в повиновении перед императором (от его фигуры сохранилась только часть левой ноги). Также присутствуют изображения пленных женщин с верблюдами (в центре на втором плане и в правой части перед воротами).
Император изображён в центре, в гражданской одежде, сидящий в путевой повозке, запряжённой четырьмя лошадьми. Его сопровождают всадники в колетах и шлемах . Перед этой процессией изображены двое детей-рабов. Императора приветствуют женщины.
Галерий представлен сидящим в окружении спутников. Слева от него изображена группа пленников, двое из которых преклоняются в повиновении перед императором. Композиция делает упор на сострадание и снисходительность победителя к проигравшим.
Изображена группа пленных женщин в рубашках. Одна из них держит цветы, другая длинный скипетр . Большая левая часть композиции была утеряна и заменена мраморной плитой при реставрационных работах .
Постройка Ротонды относится к 306 году . Существует несколько версий предназначения этого сооружения:
Вероятно, в правление императора Феодосия I Великого (379—395) или около 400 года сооружение было превращено в христианскую церковь (возможно, мартириум ) и его первоначальный план был изменён: был достроен купол (24,5 м) ротонды, с юго-востока пристроена апсида , с западной стороны — нартекс , здание окружено обходом-деамбулаторием . Первоначально храм, возможно, был посвящён Христу или Небесным Бесплотным Силам ( архангелам ). В V веке стены церкви до основания купола были выложены цветными мраморами , декорированы пилястрами , карнизами, арками и т. п. От первоначального убранства храма сохранились фрагменты мраморного амвона со сценой поклонения волхвов (с 1900 года находится в Археологическом музее Стамбула ).
В 1591 году после завоевания Салоник турками церковь переделали в мечеть Сулеймана Хортаджи Эфенди , к ней был пристроен минарет , сохранившийся до настоящего времени и являющийся единственным минаретом в Салониках, оставленным после сноса минаретов города в 20-х годах прошлого столетия. После освобождения Салоник от турок в 1912 году Ротонда была возвращена христианам и в ней был организован музей христианского искусства. Однако, поскольку алтарь храма был восстановлен, на основе соглашения с Министерством культуры страны, по великим праздникам в нём совершается богослужение . В 1952 году была проведена реставрация здания и расчистка его мозаик. В 1978 году здание пострадало при землетрясении , но было вскоре восстановлено.
Церковью святого Георгия гробница Галерия стала именоваться по названию небольшой соседней церкви, которая являлась подворьем афонского монастыря Григориат . Предполагают, что туда в 1590 году были перенесены из Ротонды иконы и другие реликвии. Название « Ротонда » (из-за цилиндрической формы сооружения) вошло в обиход не ранее XVIII века.
Архитектурный тип Ротонды восходит к позднеантичным культовым и мемориальным сооружениям. Здание целиком выстроено из кирпича, толщина стен составляет около 6,3 метра, они прорезаны 8 глубокими нишами-камерами, заканчивающимися декоративными сводами. Сооружение увенчано куполом диаметром 24,5 метра. Изначально нижняя часть стен с внутренней стороны была облицована мрамором (облицовка не сохранилась), а верхняя часть и купол украшены мозаикой . При перестройки Ротонды под христианский храм (конец IV — начало V веков) в конструкцию были внесены следующие изменения :
После указанных перестроек Ротонда стала напоминать трёхскатную базилику с цилиндрическими скатами.
После превращения сооружения в христианский храм его купол был украшен мозаикой , частично сохранившейся до нашего времени и представляющей собой один из лучших образцов раннехристианских мозаик. Мозаики пережили период иконоборчества и остались неповреждёнными, вероятно, по причине того, что располагались слишком высоко на стенах и куполе.
Мозаика купола сохранилась только в небольших фрагментах, на основе которых была воссоздана её общая композиция. В куполе ротонды на серебряном фоне изображён Христос , несущий золотой крест (уцелели фрагмент его поднятой руки, край золотого нимба и часть креста). Медальон с его образом, окружённый венком и полосой звёзд, несут 4 ангела (сохранились головы и крылья), между которыми помещён феникс на пальме — символ Воскресения (сохранилась только голова феникса), крест и 2 пальмы (символ Востока). Такая композиция, по мнению исследователей, является сценой второго пришествия Иисуса Христа перед Страшным судом .
От мозаик среднего яруса сохранились лишь фрагменты 24 пар ног (ангелов или 24 апокалипсических старцев) и кромка земли, покрытой травой и усеянной красными и белыми цветами. В зоне ниже на 7 панелях (8-я разрушена), размером 6 на 8 метров, сохранились фигуры 17 мучеников (2 — фрагментарно) в позах орантов (то есть с воздетыми в молении руками), среди которых находятся не столь известные сегодня имена таких святых, как Роман, Кирилл, Лев, Онисфор, Евкарпий, Василиск, Порфирий, Филимон, Приск и Ферин. Около каждого из них написано его имя, профессия ( епископ , пресвитер , врач, воин или флейтист), дата празднования дня его памяти. Возможно, выбор святых обусловлен их реликвиями , хранившимися в криптах (открыты при раскопках). Академик В. Н. Лазарев отмечает, что « фризообразная композиция купола церкви св. Георгия представляет, строго говоря, монументальный календарь ».
Фон каждой сцены с орантами — архитектурные постройки с величественным порталом , высокими куполами, фронтонами , поддерживаемыми аркадами , представляющие собой вариации некой базилики . На зданиях помещены фигуры павлинов и висящие лампады . Эти сооружения считают или архитектурными фантазиями в духе росписей Помпей и декораций фасадов скальных гробниц в Петре , или предполагают в них варианты изображения одного конкретного храма.
Цветовая гамма мозаик переливается золотом и серебром, выразительность живописи построена на мягком течении форм и традициях эллинистической и римской портретографии. Фигуры изображены в позах с лёгким разворотом, их жесты и физиогномика исполнены покоя, которой имеет целью показать стабильность естества, доступную лишь в горнем мире . Взгляд у святых мечтательный, вдохновлённый.
Время создания мозаик — предмет дискуссий в науке (конец IV — начало V веков ; середина или вторая половина V века; начало VI века). Наиболее вероятно, что, по аналогии со скульптурным портретом конца IV века и некоторыми другими мозаиками Салоник, убранство ротонды соответствует самой ранней из указанных датировок. Стиль мозаик характеризуется позднеэллинистическим влиянием, однако существует версия Й. Стржиговского , что изображённые на мозаиках ландшафты имеют иранские источники , но она не находит поддержки у искусствоведов.
Кроме мозаик купола и в сводах обхода, в конхе апсиды церкви сохранилась сильно пострадавшая фреска Вознесения (IX век), представляющая собой показательный образец периода иконоборчества в Салониках
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 456
• • |