Interested Article - Евфимий Великий

Евфимий Великий ( греч. Εὐθύμιος ὁ Μέϒας , также Евфимий Благодушный, Евфимий-схимник ; ок. 377 20 января 473 ) — христианский святой, иеромонах . Наряду с Антонием Великим , Макарием Великим и Пахомием Великим Евфимий считается столпом пустынножительства и одним из основателей монашеского общежития. Почитается в православной церкви (20 января по юлианскому календарю ) и в католической ( 20 января ).

Жизнеописание

Основным источником сведений об Евфимии Великом является его житие , написанное Кириллом Скифопольским (525 — после 559), которого считают «одним из лучших агиографов по живости изложения» и отмечают, что он «обладает настоящими качествами историка» . Этот текст жития позднее был переработан Симеоном Метафрастом . Никейским императором Феодором II было написано похвальное слово в честь преподобного Евфимия.

Родился в знатной семье Павла и Дионисии в Малой Армении в городе Мелитина . В три года лишился отца и по просьбе матери был принят на воспитание епископом Мелитенским Отрием, который крестил его и провёл через все степени церковных должностей и рукоположил во иерея и поручил ему надзор за окрестными монастырями.

В возрасте двадцати восьми лет Евфимий отправился в паломничество в Иерусалим и после поклонения святыням отправился к местным отшельникам , и, узнав об их добродетелях, пришёл в Фаранскую лавру преподобного Харитона , но поселился в келии за её пределами рядом с другим отшельником Феоктистом, с которым они стали духовными братьями. Спустя пять лет они вдвоём переселились в пустыню Кутила, где стали жить в пещере затворниками. Вскоре сведения о подвижниках распространились, и к ним стали приходить желающие присоединиться к их аскетической жизни. Евфимий, не желая лишаться своего уединения, направлял всех к Феоктисту, который стал духовным наставником общины, из которой возник общежительный монастырь Феодосия (по имени первого игумена ), или Нижний. Пещера, где жил Евфимий, стала церковью, а сам он, хотя и стал духовником братии, продолжил жить в затворе , выходя из него только по субботам.

Около 420 года Евфимий исцелил сына арабского филарха , принявшего крещение с именем Пётр (вместе с ним крестился и его народ, для которого позднее Петра рукоположили во епископы). Известие об этом привлекло в монастырь людей, искавших наставления и исцелений. Тяготясь людским вниманием, Евфимий оставил монастырь и перешёл в пустыню Зиф, близ Мёртвого моря . Там одной из деревень в благодарность за изгнание Евфимием беса из его сына построил ему монастырь Капарвариха на юго-восток от Хеврона (между Абарасом и селением ). В нём Евфимий поселился с несколькими своими учениками. Вскоре из-за многочисленных посетителей, нарушавших его покой, Евфимий вернулся в Нижний монастырь, поселившись в одной из пещер в его окрестностях. Всех приходивших к нему он направлял к Феоктисту в Нижний монастырь.

Однажды к нему пришли трое братьев- каппадокийцев , которых св. Евфимий, повинуясь божественному указанию, взял себе в ученики. Постепенно число учеников возросло до одиннадцати, и по просьбе Евфимия филарх Пётр построил ему церковь и келии, ставшие основой лавры преподобного Евфимия .

7 мая 428 (429) года Иерусалимский Патриарх Ювеналий совершил освящение монастырской церкви.

Евфимий принял решения Халкидонского собора и в период, когда палестинское монашество было на стороне монофизитов , боролся за православное вероучение. Он ушёл из монастыря в пустыню и оставался в ней, пока Феодосий, захвативший Иерусалимскую кафедру , не был смещён, и Патриарх Ювеналий не вернулся на своё место. С преподобным Евфимием связано возвращение в православие проживавшей в Иерусалиме императрицы Евдокии . Она обратилась к Евфимию в отчаянии от бед, постигших её дочь, и он «утешил Евдокию, убедил её в её заблуждениях и возвратил к православию» .

Евфимий скончался 20 января 473 года и был погребён в основанной им лавре. В ней его мощи видел русский паломник игумен Даниил в начале XII века: «И ту лежит святый Еуфимие, и ини мнози святии отци ту лежат телесы яко живи». Однако сам монастырь уже пребывал в запустении.

В XX веке были раскопаны руины лавры преподобного Евфимия, но в захоронении, которое было идентифицировано как принадлежащее преподобному, мощи найдены не были. Ныне известно о нескольких местах хранения мощей преподобного Евфимия: часть главы — в на Афоне , левая нога — в Иверском монастыре , пять пальцев — в церкви Святого Генесия (остров Милос ).

Примечания

  1. Ванькова А. Б., Турилов А. А. , Лукашевич А. А., Герасименко Н. В. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVII : « Евангелическая церковь чешских братьев Египет ». — С. 442—448. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-030-1 .
  2. от 6 января 2012 на Wayback Machine // Палестина под властью христианских императоров. — СПб., 1894.

Литература

  • А. Б. Ванькова, А. А. Турилов , А. А. Лукашевич, Н. В. Герасименко. // Православная энциклопедия . — М. , 2008. — Т. XVII : « Евангелическая церковь чешских братьев Египет ». — С. 442-448. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-030-1 .
  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. V: Январь, День 20.

Ссылки

Источник —

Same as Евфимий Великий