Interested Article - Константинопольская православная церковь

Образ Богоматери Паммакаристы в патриаршем соборе Святого Георгия . Фанар .

Константино́польская правосла́вная це́рковь , официально Вселе́нский патриарха́т Константино́поля ( греч. Οικουμενικό Πατριαρχείο Κωνσταντινουπόλεως , тур. Rum Ortodoks Patrikhanesi (Римский православный патриархат), İstanbul Ekümenik Patrikhanesi ) — первая в диптихе (первая по чести) автокефальная православная церковь . В греческой литературе часто именуется Вели́кой це́рковью Христо́вой ( ἡ Μεγάλη τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησία ).

Предстоятель — Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей (с 22 октября 1991 года).

Административный центр Патриархата, патриаршая резиденция и кафедральный собор Георгия Победоносца находятся в Фанаре (район Стамбула ).

История и статус

По преданию, основана апостолом Андреем Первозванным , который около 38 года рукоположил своего ученика Стахи́я «во епископы града Византиона» . Это убеждение, несмотря на слабую опору в достоверных исторических документах, к VII веку стало весьма распространённым, если не повсеместным .

В 330 году римский император Константин Великий основал на месте Византия новую столицу Римской империи Константинополь . До Второго Вселенского собора город находился в юрисдикции митрополита Ираклийского ( Ираклия во Фракии , древний Перинф , современный Marmara Ereğlisi ). Ссылаясь на проповедь апостола Иоанна Богослова в Малой Азии , современные официальные документы Константинопольской патриархии сообщают о двойном происхождении кафедры , от апостолов Андрея Первозванного и от Иоанна Богослова. Впервые эту точку зрения выдвинул патриарх Константинопольский Игнатий , заявивший на соборе 861 года: «Я занимаю кафедру апостола Иоанна и апостола Андрея Первозванного» .

Согласно третьему правилу Второго Вселенского собора , созванного в 381 году императором Феодосием I (379—395), архиепископ Константинополя имеет второе место по чести в епископате после Римского епископа: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по римском епископе, потому что город оный есть новый Рим».

С 451 года, когда впервые во Вселенской церкви Халкидонским собором был введён сан Патриарха , Константинопольская церковь стала патриархатом. Первенствующая на Востоке империи роль Константинопольской кафедры была подтверждена и расширена 28-м правилом Четвёртого (Халкидонского) Вселенского собора . Этот собор закрепил уже сложившуюся благодаря Иоанну Златоусту ситуацию и установил границы нового Патриархата: отныне Константинопольскому епископу выделялись области Понта , Азии и Фракии и епископы «варварских» народов, расселённых в этих областях .

Папа Григорий Великий первым из римских пап признал константинопольского епископа среди главных — вторым после Рима, выше Александрии . Этот порядок, ранее поставленный под вопрос святым Львом в V веке, выражен в синодальном послании Григория по случаю его избрания в 590 году. Но он, вслед за своим предшественником Пелагием II , в письмах к самому патриарху Константинопольскому Иоанну Постнику , к императору Маврикию и императрице Константине оспаривал титул «Вселенский патриарх», который до Григория Великого показывал только определённую власть над частью Ойкумены , то есть «обитаемой цивилизованной земли». Хотя термин первоначально был действительно применён к епископу Константинополя, но византийцы его применяли также к епископам Рима, Александрии и Антиохии . Так же, как Армянская церковь впервые ввела понятие о праве Константинополя ставить епископов среди иноплеменников за пределами своей епархии, Григорий Великий впервые детально расшифровал понятие «Вселенский патриарх Константинополя» как «Патриарх всей Вселенной» — сами византийцы до него так никогда не думали .

Софийский собор (на сегодняшний день — мечеть)

В 988 году в царствование Василия II и Константина VIII Порфирородных присланные Константинопольским патриархом Николаем II Хрисовергом представители византийского духовенства крестили князя киевского Владимира и киевских людей .

После 1054 года вследствие великой схизмы церковно-каноническое, а затем и евхаристическое общение Константинополя с Римской церковью Западной Римской империи было постепенно прервано. Обе Церкви полагали друг друга отпавшими от единства Единой Святой Кафолической и Апостольской Церкви и пребывающими в схизме , а в Константинополе обвиняли Рим и в ереси . Между Константинопольской церковью (по требованию императоров) и папским престолом заключались унии : на Лионском соборе в 1274 году, которую обе стороны понимали по-разному, и на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438—1439 годах, в результате которого обе унии были отвергнуты церковным народом. После падения Константинополя (1453) турки-османы изгнали из Константинополя сторонников унии и признали Константинопольским патриархатом только православный патриархат во главе с патриархом Геннадием Схоларием . Патриархия стала также единственным легально существующим в Османской империи институтом православных подданных султана (православного миллета ) и имела широкие гражданско-судебные и иные полномочия над ними ( Печская патриархия сербов была создана только на короткое время) .

C 25 марта 1862 года до 1923 года (ликвидация монархии и признание республики ) весьма значительную роль в управлении делами патриархии (а также в выборах патриарха) играл Смешанный совет ( греч. μικτὸν συμβούλιον ) — орган, составлявшийся из четверых архиереев и восьмерых мирян, избиравшихся сроком на два года. Тогда же была введена многоступенчатая процедура патриарших выборов — в соответствии с положениями «Общих уставов» ( Γενικοὶ Κανονισμοί ), принятых в 1860 году. По мере отпадения от Османской империи территорий в Европе в XIX — начале XX века сообразно ( де-факто в некоторых случаях до предоставления политической независимости данному народу) сокращались пределы юрисдикции Константинопольского патриархата.

В результате изгнания православного населения из Анатолии (1922), греческое православное население Малой Азии исчезло. К концу 1920-х годов турецкое правительство закрыло все православные митрополии Малой Азии , и лишённые своих епархий митрополиты либо уехали в Грецию, либо проживали в качестве титулярных иерархов в зданиях патриархии, создавая для неё серьёзные экономические затруднения . Но даже после того, как греческие беженцы из Малой Азии расселились по всему миру, Константинопольская патриархия продолжала считать их своей паствой. Более того, начиная с патриарха Мелетия (Метаксакиса) Константинопольский патриархат заявляет о канонической принадлежности ему всей православной диаспоры, то есть лиц православного вероисповедания, проживающих за пределами юрисдикции поместных православных церквей, — ссылаясь на 9-е, 17-е и 28-е правила Халкидонского собора . Подобные притязания не признаются негреческими поместными православными церквами и служат камнем преткновения и предметом пререканий во взаимоотношениях с Московским патриархатом .

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между патриархом Афинагором и римским папой Павлом VI , в результате которой взаимные анафемы были сняты и в 1965 году была подписана Совместная Декларация .

Внутри храма святого Георгия в Фанаре

На территории Турции имеется пять епархий, десять монастырей и 30 духовных школ. Несмотря на критическое снижение числа православных верующих в Турции до примерно 2-3 тысяч человек вследствие геноцида греков и последующих преследований, число членов церкви велико, так как юрисдикция Константинопольской православной церкви в настоящее время простирается за границы турецкого государства и охватывает весьма значительные церковные области: Афон и другие монастыри Халкидики , Крит , многие другие епархии Греции, православную диаспору — вначале с 20-х годов XX века — православных Турции, бежавших от геноцида в другие страны, а также Финляндскую автономную церковь , епархии в Западной Европе, Америке, Азии, Австралии и Новой Зеландии (всего 234 зарубежные епархии).

В 1954 году произошёл погром патриархата. В 1955 году громили всю общину православных греков в Константинополе. В 1994 году подкладывалось взрывное устройство в храм святого Георгия. 3 декабря 1996 году в храме святого Георгия взорвалась бомба. В августе 1971 года Турция закрыла богословскую школу на острове Халка . В ноябре 1998 года попечительский совет этой школы был распущен. В результате предстоятель Церкви патриарх Варфоломей (Архондонис) неоднократно заявлял общественности, что начиная с 1992 года Турция ведёт психологическую войну против Вселенского патриархата .

С 1991 года предстоятель Церкви — Святейший архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх Варфоломей I .

В феврале 2008 года в руководстве Патриархии произошли значительные изменения, что наблюдателями было расценено как усиление позиций патриарха Варфоломея .

В 2010 и 2015 годах, в ответ на призыв патриарха Варфоломея об увеличении числа клириков Патриархата, имеющих турецкое гражданство , что позволяло бы им участвовать в выборах патриарха , несколько десятков архиереев и иных высокопоставленных клириков, не имевших гражданства Турции, получило его .

В 2016 и 2018 годах Патриархат — впервые после 1922 года — произвёл замещение упразднённых кафедр в Анатолии, избрав Варфоломея (Самараса) митрополитом Смирнским и Иеремию (Каллийоргиса) — митрополитом Анкарским соответственно .

Священный синод

Священный синод — высший орган управления Константинопольской православной церковью. Заседает под председательством патриарха Константинопольского.

Священный синод, помимо председательствующего патриарха, состоит из двенадцати архиереев. Шесть из них избираются на один год, остальные — на шесть месяцев (в марте и сентябре).

Структура и епархии

Имеет сложную административно-каноническую структуру на всех обитаемых континентах Земли , исключая Африку , которая полностью находится в юрисдикции Александрийского патриархата ; включает шесть архиепархий, восемь Церквей и 18 митрополий, каждая из которых подчиняется непосредственно Вселенскому патриарху.

Кроме того, три из шести архиепархий имеют в своём составе митрополии — всего 17.

Две Церкви в составе патриархата имеют статус автономий: Финляндская и Эстонская . Критская архиепископия имеет статус полуавтономной церкви.

В Турции

На территории Турецкой Республики в настоящее время имеется десять епархий:

  1. Константинопольская архиепископия, возглавляемая патриархом: Стамбул и окрестности;
  2. Адрианопольская митрополия : район Эдирне
  3. Халкидонская митрополия : азиатская часть Турции
  4. Имврская и Тенедская митрополия : острова Имврос и Тенедос
  5. Принкипонисская митрополия : Принцевы острова
  6. Деркская митрополия
  7. Писидийская митрополия
  8. Прусская митрополия
  9. Смирнская митрополия
  10. Силиврийская митрополия

В Америке

В 1921 году, была создана единая греческая архиепископия Северной и Южной Америки под юрисдикцией Элладской церкви , которая в следующем году была переведена в состав Константинопольской церкви. В 1996 году из её состава вывели митрополии: Канады (Торонтская) , Мексики и Центральной Америки ( Мехико ), Южной Америки ( Буэнос-Айрес ). Таким образом, в составе Американской архиепископии остались только приходы в США.

Кроме того, в прямом подчинении Патриархата в Северной Америке пребывают:

Западноевропейский экзархат русской традиции

Учреждён 17 февраля 1931 года патриархом Фотием II грамотою митрополиту Евлогию (Георгиевскому) , на основании которой русские православные церкви в Европе во главе с управляющим ими митрополитом Евлогием были приняты в юрисдикцию Константинопольского патриарха с преобразованием во временный экзархат . Экзархат объединял православных христиан различного этно-культурного происхождения в нескольких странах Европы , главным образом во Франции , существуя параллельно греческой Галльской митрополии и другим епархиям в юрисдикции Константинопольского патриархата в Европе. Был упразднён в 2018 году.

Отношения с Русской церковью и Россией

В июле 1993 года, во время визита патриарха Варфоломея I в Россию, обращаясь к своему гостю и его свите в Санкт-Петербургском Исаакиевском соборе , патриарх Московский Алексий II сказал :

В Царьграде, как издревле с любовью называли Константинополь русские люди, восприняла благодать крещения святая равноапостольная княгиня Ольга; туда же направил своих послов, ищущих правую веру, её внук — святой равноапостольный князь Владимир .

Нет таких слов, которые могли бы выразить чувства благодарности, испытываемые нашим верующим народом к святой Константинопольской Церкви, принесшей на Русь спасительную православную веру, определившую все сферы бытия Руси.

Здание бывшего московского подворья Константинопольского патриархата в Крапивенском переулке

Напряжённые, в целом, отношения между Вселенской патриархией и Православной церковью в России в Новой истории восходят к длительной распре в связи с осуждением Константинопольской церковью в сентябре 1872 года как схизматического созданного оттоманской Портой Болгарского экзархата . Правительство Российской империи и российский Святейший синод ранее ответили отказом на предложения патриархата о созыве Вселенского собора для решения болгарского вопроса , а после осуждения собором в Константинополе схизмы лишь формально приняли решение последнего, де-факто поддерживая болгар (см. Греко-болгарская схизма ). В 1920-е годы отношения ещё более обострились и остаются напряжёнными — вследствие разногласий по ряду принципиальных канонических и частных юрисдикционных вопросов .

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) (РПЦ) в 2000 году отмечал, что Константинопольский патриархат «все усилия прилагает к тому, чтобы стать в глазах всего Запада „Вселенской Православной Церковью“ с „восточным псевдо-папой“ во главе» .

По мнению старшего научного сотрудника Института российской истории РАН , заместителя председателя Императорского православного палестинского общества Николая Лисового в начале июля 2008 года: «Константинопольская церковь, начиная с 1917 года, всё время пытается работать против России и Русской православной церкви. Она работает вместе с НАТО на отрыв Украины от России» .

В настоящее время Константинопольский патриархат оспаривает у Русской церкви каноническую юрисдикцию на страны Прибалтики , Китай , Украину .

Разрыв отношений (2018)

1 сентября 2018 года патриарх Варфоломей, выступая перед Архиерейским собором (Синаксом) в стамбульском храме Святой Троицы , обвинил Москву в череде «неканонических вмешательств» в дела Киевской митрополии начиная с XIV века, когда Киевская кафедра была переведена в Москву «без канонического дозволения Церкви-Матери». Он сказал: «Поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию на Украине, не способна решить проблему, Вселенский патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ему священными канонами и юрисдикционной ответственностью над епархией Киева, получив просьбу об этом от досточтимого украинского правительства, а также повторяющиеся просьбы патриарха Киевского Филарета об апелляции на наше рассмотрение его дела» . Председатель отдела внешних церковных связей Русской православной церкви митрополит Иларион (Алфеев) заявил, что полагает канонически необоснованным вмешательство Константинопольского патриархата в церковные дела Украины . Патриарх Московский Кирилл 2 сентября 2018 года заявил, что митрополит Киевский Пётр перенёс кафедру из Владимира, где она находилась после разгрома Киева , в город Москву «по Божественному Промыслу»

8 сентября 2018 года было обнародовано заявление Священного синода Русской православной церкви , в котором он выразил «решительный протест и глубокое возмущение» в связи с назначением Вселенским патриархатом архиепископа Памфилийского Даниила (Зелинского) и епископа Эдмонтонского Илариона (Рудника) экзархами Константинопольского патриархата в Киеве . 14 сентября 2018 года во внеочередном заседании Священный синод Русской православной церкви, имев суждение об «ответных действиях в связи с назначением Константинопольским патриархатом своих „экзархов“ в Киев в рамках принятого Синодом этой Церкви „решения о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине“», постановил: «1. Приостановить молитвенное поминовение патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением. 2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского патриархата. 3. Приостановить участие Русской Православной Церкви во всех Епископских собраниях, богословских диалогах, многосторонних комиссиях и других структурах, в которых председательствуют или сопредседательствуют представители Константинопольского патриархата. 4. Принять заявление Священного Синода в связи с антиканоническими действиями Константинопольского патриархата в Украине» . В заседании, состоявшемся 25 сентября 2018 года, Священный синод Украинской православной церкви (МП) постановил: «„Экзархи“ Константинопольского патриархата архиепископ Памфилийский Даниил и епископ Эдмонтонский Иларион должны покинуть каноническую территорию Украинской Православной Церкви» . На совещании архиереев УПЦ 28 сентября, проведённом управляющим делами УПЦ митрополитом Антонием (Паканичем) , епархиям УПЦ было поручено организовать ежедневное пикетирование здания, в котором проживают экзархи Константинопольского патриархата в Киеве .

11 октября 2018 года Синод Константинопольского патриархата решил продолжить процедуру «дарования автокефалии церкви Украины», восстановить ставропигию Вселенского патриархата в Киеве , принять ходатайства об апелляции Филарета Денисенко и Макария Малетича , отменить юридическую силу синодального письма 1686 года . В связи с этим решением Синода президент России Владимир Путин 12 октября обсудил положение Русской православной церкви на Украине на совещании с постоянными членами Совета Безопасности . В заседании 15 октября 2018 года Синод РПЦ, имев суждение «об антиканонических действиях Константинопольского Патриархата, вступившего в общение с раскольниками на Украине и посягающего на каноническую территорию Русской Православной Церкви», постановил: «1. Ввиду продолжающихся антиканонических действий Константинопольского Патриархата признать невозможным дальнейшее пребывание с ним в евхаристическом общении. <…> 3. Просить Патриарха Московского и всея Руси Кирилла информировать Собратьев-Предстоятелей Поместных Православных Церквей о позиции Русской Православной Церкви в связи с угрозой разрушения единства мирового Православия и призвать их к совместному поиску путей выхода из создавшейся тяжёлой ситуации» .

См. также

Примечания

Комментарии

  1. Критская православная церковь .
  2. Австралийская архиепископия .
  3. Сингапурская митрополия .
  4. Гонконгская митрополия .
  5. Корейская митрополия .
  6. Новозеландская митрополия .
  7. Финляндская православная церковь .
  8. Эстонская апостольская православная церковь .
  9. Патриархат полагает, что вся православная диаспора (то есть православные, проживающие вне пределов юрисдикции какой-либо поместной православной церкви) должна быть в его юрисдикции, что оспаривается негреческими православными церквами. ( . от 17 июня 2018 на Wayback Machine . Православие и мир )
  10. Украинская православная церковь в Канаде , в США и в диаспоре .
  11. Славянске викариатство Американской архиепископии и викариатство Святой Марии Парижской и святого Алексия праведного Галльской митрополии .
  12. Албанская православная епархия в Америке .
  13. Американская карпаторосская православная епархия .

Источники

  1. . Дата обращения: 17 июня 2016. 17 апреля 2016 года.
  2. . от 27 мая 2019 на Wayback Machine Официальный сайт Вселенского патриархата.
  3. Argyropoulou C. Γλώσσα και εξουσία μέσα από ποικίλα κείμενα στην καθαρεύουσα και τη δημοτική μορφή της ελληνικής γλώσσας. // Έρκυνα: Επιθεώρηση Εκπαιδευτικών . — 2015. — № 7. — P. 52—69.
  4. Список ныне живущих архиереев Константинопольской православной церкви
  5. . от 28 мая 2020 на Wayback Machine .
  6. . от 12 ноября 2019 на Wayback Machine .
  7. . Дата обращения: 22 июня 2012. 16 октября 2009 года.
  8. . Дата обращения: 14 октября 2016. 14 февраля 2012 года.
  9. . История Константинопольского патриархата в IV—XV веках, 10 декабря 2012
  10. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  11. Иоанн Мейендорф . . от 3 октября 2016 на Wayback Machine
  12. . от 26 сентября 2007 на Wayback Machine На официальном сайте МП.
  13. . Дата обращения: 1 октября 2016. 8 декабря 2016 года.
  14. Соколов И. И. Константинопольская церковь в XIX веке. Опыт исторического исследования. — Т. I. — СПб., 1904. — С. 757 и далее.
  15. . от 27 июня 2015 на Wayback Machine .
  16. Ухтомский А. А. . от 20 октября 2020 на Wayback Machine . // Церковь и время . — М.: ОВЦС МП. — № 3 (48).
  17. Metropolitan Anthony of Sourozh . . от 7 ноября 2006 на Wayback Machine
  18. Дата обращения: 15 января 2007. 12 июня 2020 года.
  19. . от 8 февраля 2014 на Wayback Machine На сайте Ватикана .
  20. Заев В. . от 7 июня 2021 на Wayback Machine
  21. Заев В. . от 7 июня 2021 на Wayback Machine .
  22. Титул «Его Божественное Всесвятейшество» не признаётся Русской православной церковью и некоторыми другими церквями, которые именуют Константинопольского патриарха «Святейшим»; в свою очередь, Константинопольский патриархат не признаёт за патриархом Московским титула «Святейший», именуя его « Блаженнейшим »
  23. Круг П. . от 16 апреля 2021 на Wayback Machine НГ-Религии, 19.3.2008.
  24. . от 20 апреля 2021 на Wayback Machine . // « Православие и мир », 25.04.2011.
  25. (англ.) . Reuters (21 июля 2010). Дата обращения: 25 декабря 2018. 9 апреля 2019 года.
  26. (англ.) . The National Herald (4 апреля 2015). Дата обращения: 25 декабря 2018. Архивировано из 3 августа 2018 года.
  27. . от 11 декабря 2015 на Wayback Machine . // Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия», 27.02.2015.
  28. . от 25 июля 2021 на Wayback Machine . // huffingtonpost.gr, 29.08.2016.
  29. . Дата обращения: 13 июля 2012. 22 апреля 2012 года.
  30. . от 29 октября 2009 на Wayback Machine . Официальный сайт.
  31. . от 12 октября 2018 на Wayback Machine .
  32. Официальная хроника. — Изд. Моск. патриархии, 1993. — № 7—8. — С. 7.
  33. . Дата обращения: 21 октября 2018. 21 октября 2018 года.
  34. Христианское чтение . — 1871. — I. — С. 415—445: послание патриарха Григория VI от 12 декабря 1868 года.
  35. Санкт-Петербургские ведомости . — 1871, 21 марта (2 апреля). — № 80. — С. 1.
  36. Сафонов Д. . от 13 декабря 2009 на Wayback Machine . Православие.ru , 24.6.2003.
  37. . от 24 мая 2012 на Wayback Machine . Доклад митрополита Кирилла на Архиерейском соборе РПЦ в июне 2008 года (в извлечении). Московская патриархия, 24.6.2008.
  38. Хаустов Д. . от 3 декабря 2013 на Wayback Machine // НГ Религии . — 2.7.2008.
  39. . ОВЦС МП (21 августа 2006). — «Письмо председателю ОВЦС митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу 20 ноября 2000 года». Дата обращения: 8 ноября 2018. 28 мая 2018 года.
  40. . от 30 апреля 2009 на Wayback Machine Интерфакс , 4.7.2008.
  41. Гаврилин А. . от 26 февраля 2015 на Wayback Machine // Православная беседа. — 2001. — № 5.
  42. Орлова Л. . от 6 августа 2021 на Wayback Machine // НГ Религии. — 19.7.2013.
  43. . от 13 июля 2018 на Wayback Machine — Русская православная церковь. Отдел внешних церковных связей.
  44. Дата обращения: 25 февраля 2015. Архивировано из 26 февраля 2015 года.
  45. Дата обращения: 25 февраля 2015. 26 февраля 2015 года.
  46. . от 26 февраля 2015 на Wayback Machine // Релігія в Україні. — 25.2.2015. (укр.)
  47. . от 8 сентября 2018 на Wayback Machine . Интерфакс, 3.9.2018.
  48. . от 13 сентября 2018 на Wayback Machine . Интерфакс, 6.9.2018.
  49. . от 7 сентября 2018 на Wayback Machine patriarchate.org, 5.9.2018.
  50. . от 7 сентября 2018 на Wayback Machine . Ukrainian Orthodox Church of the USA. (англ.)
  51. . от 4 сентября 2018 на Wayback Machine . ТАСС , 01.09.2018
  52. . от 7 сентября 2018 на Wayback Machine . Патриархия.ru , 02.09.2018.
  53. . от 13 октября 2018 на Wayback Machine . Патриархия.ru, 08.09.2018.
  54. . от 11 января 2021 на Wayback Machine . Патриархия.ru, 14.09.2018.
  55. . от 26 сентября 2018 на Wayback Machine . 25.09.2018.
  56. . от 29 сентября 2018 на Wayback Machine . 25.09.2018. (укр.)
  57. . от 26 сентября 2018 на Wayback Machine // Российская газета . — 25.9.2018.
  58. . от 9 января 2020 на Wayback Machine . // Релігійна правда. — 29.09.2018. (укр.)
  59. . от 11 октября 2018 на Wayback Machine patriarchate.org, 11.10.2018. (англ.)
  60. . от 15 октября 2018 на Wayback Machine . kremlin.ru, 12.10.2018.
  61. . от 19 октября 2018 на Wayback Machine . РИА Новости , 12.10.2018.
  62. Meyendorff J. (англ.) . Encyclopædia Britannica Online . Дата обращения: 23 мая 2019. 4 мая 2015 года.
  63. . от 21 сентября 2020 на Wayback Machine .
  64. . от 2 апреля 2021 на Wayback Machine .
  65. . от 15 октября 2018 на Wayback Machine . ТАСС , 15.10.2018.

Литература

Ссылки

  • (сайт Московского патриархата РПЦ)
Источник —

Same as Константинопольская православная церковь