Interested Article - Оракул

Джон Уильям Уотерхаус . « Обращение к оракулу » (1884)
Карта святилищ Древней Греции

Ора́кул ( лат. oraculum , от oro — «говорю, прошу») — наиболее распространённая в античности форма прорицания , состоявшая в том, что предсказание от имени божества по запросу верующих оглашал специальный жрец , который и именовался оракулом. В более широком смысле под оракулом понимали и прорицалище — место, где оглашалось предсказание, и сам текст предсказания. В современном языке под оракулом понимается предсказатель будущего, а также человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.

Происхождение

За исключением дельфийской Пифии , все древние оракулы были мужского пола . Историки предполагают, что оракулы пришли в Древнюю Грецию с Древнего Востока , ибо похожие прорицалища существовали в Мари и в Ассирии , а также в древнеегипетском городе Буто .

По свидетельству Геродота , древнейший из оракулов древней Эллады находился в Эпире , в городе Додона . Предполагается, что он возник до прихода в Элладу греков как святилище Богини-матери , которая в греческой традиции толковалась как богиня земли Гея . Как и все, видимо, древнейшие оракулы, он был связан с хтоническим культом : жрецы черпали предсказания в шелесте листьев священного дуба .

Геродот упоминает и других оракулов. Он рассказывает, что лидийский царь Крёз решил выбрать самого точного оракула и разослал гонцов «в Дельфы , других в Абы , что в Фокиде , третьих в Додону; иные были посланы также к Амфиараю и к и, наконец, в в Милетской области». То, что Крёз будет варить в котле черепаху и ягнёнка, смогла предсказать лишь дельфийская пифия . Эта история показывает, что оракулов чтили не только древние греки, но и их непосредственные соседи.

Пифия

Царь Эгей перед пифией

Наиболее знаменитый и авторитетный оракул античного мира находился в Дельфах, которые считались пупом мира , ибо там находился омфал . Истоки этого оракула тоже хтонические, что нашло отражение в мифе об истреблении змея Пифона богом света Аполлоном , которому впоследствии и было посвящено это прорицалище. Жрица , называемая пифией , вдыхала ядовитые пары, исходившие из трещины в породе, и впадала в священный экстаз , а жрецы записывали её слова. Предсказания формулировались тёмным, поэтическим языком и зачастую допускали диаметрально противоположные толкования .

Как и другие оракулы, пифия давала предсказания в строго определённые дни — только в седьмой день месяца, притом на зиму святилище закрывалось. Чтобы гарантировать благосклонность пифии, вопрошающие должны были приносить в Дельфах обильные жертвы . Люди попроще поэтому обращались не к пифии, а к бродячим прорицателям. Дельфийский оракул был закрыт в 393 году по приказу императора-христианина Феодосия Великого как оплот язычества.

Сивиллы и мантика

Уникальность оракулов состояла в том, что они воспринимались как врата, через которые можно было напрямую общаться с божеством, задавать ему вопросы. В эпоху эллинизма конкуренцию оракулам стали составлять сивиллы — прорицательницы, разбросанные по окраинам греческого мира. В отличие от оракулов, они не отвечали на обращённые к ним запросы, а в экстазе пророчили предстоящие людям бедствия. Изречения сивилл заносились в особые книги , к которым в Древнем Риме обращались только с особого разрешения сената .

В отличие от оракулов, сивиллы могли представлять собой общее наследие всех индоевропейских народов — подобные предсказатели известны у кельтов , они описаны в « Рамаяне » и « Махабхарате », у славян ту же функцию выполняли вещие волхвы , у германцев — Вёльва и Веледа .

От оракулов и сивилл следует отличать жрецов, которые занимались мантикой , — толкованием знаков, ниспосылаемых богами . В Древнем Риме к их числу относились авгуры , толковавшие поведение птиц, и гаруспики , гадавшие по внутренностям жертвенных животных.

См. также

Примечания

  1. Broad, William J. 2007. The Oracle: Ancient Delphi and the Science Behind Its Lost Secrets. New York: Penguin Press. Pages 15, 19.
  2. Walter Burkert. Greek Religion. Harvard University Press, 1985. Pp. 116—118.
  3. Flower, Michael Attyah. The Seer in Ancient Greece. Berkeley: University of California Press , 2008.

Литература

  • Приходько Е. В. от 14 сентября 2007 на Wayback Machine // Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: 1994. С. 191—197.
  • Приходько, Е. В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М., 1999. 592 c.
  • Леонтьев, П. М. О поклонении Зевсу в Древней Греции. М., 1850. VIII+343 c.
  • Johnston, S. I. Ancient Greek divination. Malden, MA; Oxford, 2008. XVI+208 p.
Источник —

Same as Оракул