Interested Article - Дюгер (племя)

Тамга туркменского племени дюгер согласно Абу-ль-Гази
Тамга племени Дюгер согласно М.Кашгари

Дюгер ( азерб. Dügər , туркм. Tüwer ; также дойер, дуйер, тюгер, догер, дукер ) — в древности и средневековье одно из 24 огузских ( туркменских ) племён из крыла Бозок , потомков Айхана, сына древнейшего прародителя огузских тюркских народов Огуз-хана . По утверждению Махмуда Кашгари , восемнадцатое по степени старшинства из племён огузов. Из племени дюгер ( дёгер ) происходила династия Артукидов , правившая одноимённым бейликом . В настоящее время является одной из суб-этнических групп в составе туркмен .

Происхождение

Туркмен

Тюркский ученый-филолог и лексикограф XII в. Махмуд аль-Кашгари в своем энциклопедическом словаре тюркского языка « Диван лугат ат-турк » указывает на то, что племя дюгер является одним из 22 племен огузов (туркмен):

«Огуз — одно из тюркских племён (кабиле), они же туркмены... Восемнадцатый — Тюгер.»

Историк Государства Хулагуидов Рашид ад-Дин пишет о племени дюгер как одном из 24 огузо-туркменских племён в своём произведении Огуз-наме :

« Трём старшим по возрасту братьям Огуз дал имя бозок…Дети второго сына Ай-хана…Догер (Дока), т. е. ради общения . »

В своей исторической работе Родословная туркмен Хивинский хан и историк XVII в. Абу-л-Гази также сообщает о том, что племя дюгер было одним из 24-х древних огузо-туркменских племен — прямых потомков Огуз-хана:

« Об именах сыновей и внуков Огуз-хана…Имя старшего сына Ай-хана — Йазыр, второй сын — Йасыр, третий — Дудурга, четвёртый — Дукер... Значение Дукер — круг…» .

История

Древний период

На основании работ российского востоковеда- тюрколога XIX в. П.Мелиоранского и немецкого филолога и лингвиста В.Б.Хеннинга , советский этнограф и археолог С.П.Толстов отождествляет древний народ тохаров с племенем дюгер , такого-же мнения придерживается советский и казахский востоковед и тюрколог Ю.Зуев :

«...Средневековые тохары (дюгер) будущей Туркмении говорили по-огузски.»

По мнению туркменского ученого-историка О.Гундогдыева, огузское племя дюгер зафиксировано у средневековых грузинских и армянских авторов в качестве аланского племени дигор, часть которого со временем вошла в состав осетин под именем дигорцы . На тождественность огузов-дюгеров и осетин-дигорцев также указывают Ю.Зуев и И.Мизиев .

Дюгеры на Среднем Востоке

Племя дюгер сыграло важную роль в завоеваниях Сельджуков , при этом ближневосточная туркменская (туркоманская) династия Артукидов происходила из этого племени:

«Артукиды Дийарбакра были потомками Артука ибн Эксеба, предводителя огузского племени догер... Будучи туркменской династией в районе, основательно обжитом туркменами, артукидское государство сохранило многие специфические туркменские черты...»

Они имели огромное влияние среди средневосточных туркмен (туркоман) в течение нескольких столетий, и их считали благородной семьёй. Они жили управлением во главе Салим Бека Дёгера в регионе Джабер , в Сирии. Бейлик Салим Бека постоянно подвергается нападениям со стороны Кара-Коюнлу и Мамлюков . Могущественный огузский клан дёгер из северо-западной Сирии , хотя и ассоциировался как с Кара-Коюнлу, так и с Ак-Коюнлу , но никогда не присоединялся ни к одной из конфедераций . В начале XV века они фигурировали среди наиболее важных туркоманских союзников Мамлюкской армии на северной границе; и в соперничестве между Кара Усманом и Кара Юсуфом они появляются сначала с одной стороны, затем с другой. Однако к 1415 году они потеряли контроль над многими из своих бывших центров в Дияр-Мударе, над арабскими племенами Сирии и над Ак-Коюнлу в Диярбакыре . После смерти Кара Усмана в 1435 году Мамлюкский султан аль-Ашраф Барсбей приказал Дёгерам атаковать Ак-Коюнлу возле Амида; их победа над Туркоманской конфедерацией, однако, знаменует собой их последнее появление как реальной политической силы в регионе. Только один из них является военачальником Ак-Коюнлу в более поздние времена . При Османском завоевании Джабер опять же населяли дёгеры и имели там свои аймаки . В период Османской Империи они имели свои оймаки в Алеппо , Димашке, Урфе , Боз-Улусе, Киркуке и в Козане . В начале XV века они также переселились из Северной Сирии в Азербайджан вместе с Кара-Коюнлу . В эпоху Сефевидов входили в состав племени Туркоман . Их аймак упоминается в XVIII веке среди аймаков, связанных с племенным объединением . Этот аймак зимовал в Арасбасарском районе Гянджи , в селе Хусейинли .

Этнонимия

Этноним дюгер присутствует с составе таких туркменских этнографических групп как гарадашлы, теке, арсары, човдур , баят , шых и игдыр .

Топонимия

В связи с миграциями огузо-туркменских племен в Средние века в пределах Центральной Азии , Ближнего и Среднего Востока , племя дюгер оставило свои следы в топонимике ряда стран:

Туркменистан :

Горы Тувергыр, аул  и колодец Тувер в Туркменбашинском этрапе Балканского велаята ;

Аул Тувер в Болдумсазском этрапе Дашогузского велаята ;

Аул Туверей в Халачском этрапе и колодец Тувер в Саятском этрапе Лебапского велаята .

Каракалпакстан :

Село Даукара, а также котловина Даукара в Тахтакупырском районе .

Азербайджан :

Дуярли ( азерб. Düyərli ) — село в Шамкирском районе .

( азерб. Düyərli ) — село в Тертерском районе .

Турция :

Дёгер ( тур. Döğer ) — посёлок в иле Афьонкарахисар , в илче Ихсание.

( тур. Döğer ) — махалля в иле Диярбакыр , в илче Диджле .

( тур. Düğer ) — махалля в иле Мугла , в илче Сейдикемер.

( тур. Düğer ) — село в иле Бурдур , в центральном илче.

( тур. Düğer ) — село в иле Сивас , в илче Хафик.

( тур. Düğer ) — махалля в иле Шанлыурфа , в илче Каракёпру.

( тур. Yukarıdüğer ) — село в иле Болу , в илче Дёртдиван.

За всю историю, в Анатолии встречалось 19 населённых пунктов, связанных с дюгерами . , находящийся в Игдырском уезде Эривана . Село , находящееся в одном из уездов Маку и ещё одно село в Тифлисском уезде Демирчихансалы носило имя этого племени .

Примечания

  1. Atalay, Besim. Divanü Lügati't - Türk. Türk Tarih Kurumu Basımevi. — Ankara, 2006. — Т. 1. — С. 57. — ISBN 9751604052 .
  2. Босворт С. Э. . Москва: Наука. (1971). Дата обращения: 11 июня 2022. 9 апреля 2022 года.
  3. С. Атаныязов. . — Ylym, 1988. — 188 с. — ISBN 978-5-8338-0014-0 . 14 июля 2020 года.
  4. Махмуд ал-Кашгари. . Москва-Ленинград: АН СССР (1939). Дата обращения: 11 июня 2022. 14 мая 2021 года.
  5. Рашид ад-Дин. . Москва, Ленинград: АН СССР (1952). — «...Во всякую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения и каждое по определённой причине и поводу получило своё имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами...» Дата обращения: 30 июля 2021. 13 июля 2021 года.
  6. Фазлаллах Рашид ад-Дин. . Баку: Элм (1987). Дата обращения: 25 декабря 2021. 8 ноября 2021 года.
  7. Абу-л-Гази. . Восточная литература . М. АН СССР (1958). Дата обращения: 25 декабря 2021. 8 ноября 2021 года.
  8. С.П.Толстов. . Журнал «Советская этнография» (1947). Дата обращения: 11 июня 2022. 23 июля 2021 года.
  9. Ю.Зуев. // Даик Пресс. — 2002. 11 июня 2022 года.
  10. Овез Гундогдыев. . — Туркменская государственная издательская служба, 2012. — 287 с. 11 июня 2022 года.
  11. Ю.Зуев. . Алматы: Daik Press (2002). — «...Дигоры и по сей час существуют среди западных осетин-аланов, племя дюгер в средние века было одним из значительных в составе огузов-туркмен.» Дата обращения: 4 сентября 2020. 11 июня 2022 года.
  12. И.М.Мизиев. . Нальчик: Эьбрус (1986). Дата обращения: 12 июня 2022. 1 декабря 2020 года.
  13. Faruk Sümer. «Oğuzlar».
  14. WOODS, John E. . — University of Utah Press, 1999. — С. —189. — ISBN 0874805651 . — ISBN 978-0874805659 .
  15. Ali Sinan BİLGİLİ. “Azerbaycan Türkmenleri Tarihi”, Türkler Ansiklopedisi, (Ortaçağ). — Ankara, 2002.
  16. С.Агаджанов. Восточная Библиотека . Ашхабад, Ылым (1969). Дата обращения: 11 июня 2022. 7 августа 2020 года.
  17. S.Atanyýazow (С.Атаниязов). . Ашхабад: Ылым (1980). Дата обращения: 10 января 2022. 9 января 2022 года.
  18. С.П.Толстов «Огузы, печенеги, море Даукара». Журнал «Советская этнография», 1950, № 4, стр. 49-54
Источник —

Same as Дюгер (племя)