Юрий Святославич
- 1 year ago
- 0
- 0
Яропо́лк Святосла́вич ( др.-рус. Ꙗропълъкъ Свѧтославличь ; ? — 11 июня 978 или 980 года) — великий князь киевский ( 972 — 978 годы ), старший сын князя Святослава Игоревича . Погиб в первой междоусобице в роду Рюриковичей.
Точные дата и место рождения Ярополка неизвестны. Имя его матери в источниках не сохранилось. Историк С. В. Алексеев предположил, что она была княжной одного из подвластных Святославу племен или градов. Поскольку она не упоминается летописями при описании осады печенегами Киева в 968 году, исследователи делают вывод, что к тому времени она уже умерла .
После ухода Святослава в поход на Дунай его дети остались в Киеве с княгиней Ольгой , которая занималась их воспитанием. По мнению историков, она знакомила юных княжичей с основами христианской веры. Их имена впервые упоминаются в летописях в связи с осадой Киева печенегами в 968 году .
Как отмечал С. В. Алексеев, изначально Святослав хотел разделить свои владения между Ярополком и Олегом. Старшему сыну он назначил Киев, Олег же получил в управление землю древлян . Это отчасти удовлетворяло самолюбие тамошней знати, помнившей о независимости и уязвленной подчинением Рюриковичам. Какой город Олег сделал столицей своих владений, точно неизвестно. По одной из версий, центром Деревской земли он определил Вручий (Овруч) . Пока Святослав в Киеве готовился к походу на Балканы, к нему прибыло новгородское посольство, просившее его назначить князем Новгорода одного из трех сыновей. Ярополк и Олег отказались от этого предложения, поэтому Святослав отправил княжить в Новгород Владимира .
Историк К. Богданов писал :
Вероятно, между братьями с самого начала сложились довольно непростые отношения. Они были рождены от разных матерей и в дальнейшем воспитывались порознь. У каждого из них были свои родичи и наставники, к советам которых они прислушивались гораздо чаще, чем следовало бы это делать. Позднее отсутствие взаимной симпатии и доверия между братьями сыграло с ними роковую роль. Амбиции наставников только усугубили разлад, наметившийся еще в их детских душах и с возрастом становившийся все сильнее
Осенью 971 года Святослав Игоревич возвращался на Русь с Балкан. Разделив свое войско, большую его часть он отправил по суше, а сам с небольшой дружиной и захваченными на Балканах пленными и добычей поплыл на ладьях. В Белобережье он был вынужден встать на зимовку, поскольку пороги на Днепре перекрыла печенежская орда хана Кури. Весной Святослав предпринял попытку прорыва и погиб. Уцелевших ратников в Киев привел воевода Свенельд .
Роль Ярополка в гибели его отца Святослава среди историков остается дискуссионной. По мнению некоторых из них, Святослав зимовал в Белобережье, ожидая помощи из Киева, но Ярополк сознательно не отправил полки на помощь отцу, опасаясь лишиться власти . По другой версии, к такому шагу Ярополка склонило его окружение, опасавшееся возвращения Святослава .
После гибели Святослава великим князем на Руси стал Ярополк . О том, как он взаимодействовал с Олегом и Владимиром, летописи не сообщают. Ряд историков полагает, что Олег и Владимир признавали верховную власть Ярополка. Другие считают, что они были равноправными правителями .
Правление Ярополка — время дипломатических контактов с германским императором Оттоном II : в 973 году русские послы посетили имперский съезд в Кведлинбурге — пасхальной встрече императора с высшей знатью . Историк А. Ю. Карпов отмечал, что участие русского посольства в праздновании Пасхи свидетельствует о симпатиях послов к христианству или даже о том, что они сами были христианами . Согласно немецкой « Генеалогии Вельфов », родственник императора граф Куно фон Энингэн (будущий герцог Швабии Конрад I ) выдал замуж свою дочь за «короля ругиев» . По одной из версий, Кунигунда стала женой князя Владимира после смерти его супруги, византийской царевны Анны . Другая версия связывает помолвку дочери Куно с Ярополком . С правлением Ярополка также связана чеканка первых найденных историками собственных монет Древнерусского государства, напоминающих арабские дирхемы — так называемые «псевдодирхемы Ярополка» .
По данным Никоновской летописи , к Ярополку приходили послы из Рима от папы . О симпатиях Ярополка к христианству сообщает известная по выпискам историка В. Н. Татищева спорная Иоакимовская летопись :
«Ярополк же был муж кроткий и милостивый ко всем, любящий христиан, и хотя сам не крестился народа ради, но никому не запрещал… Ярополк нелюбим у людей, потому что христианам дал волю великую»
О крещении Ярополка после смерти его отца Святослава, негативно относившегося к христианству, могут свидетельствовать и другие, независимые летописные известия .
Вскоре после гибели Святослава между его сыновьями вспыхнула распря. По разным версиям, она началась в конце 973 года или в 975 году . Во владения Олега во время охоты вторгся Лют Свенельдич , знатный киевский боярин , сын воеводы Свенельда , пользовавшегося большим влиянием при дворе Ярополка . Узнав, кто именно охотится в его землях, Олег приказал убить Люта. Ряд историков выдвинул теорию, что действия Люта были намеренной провокацией, поскольку еще при князе Игоре Рюриковиче Свенельд собирал дань с древлян. То, что Лют охотился во владениях Олега открыто, могло быть воспринято как демонстративное посягательство на них .
Узнав о гибели сына, Свенельд начал подстрекать Ярополка к войне с Олегом, говоря: «Пойди на брата своего, и примешь власть его» . Какое-то время Ярополк отказывался выступить против брата, но спустя два года после убийства Люта Олегом он собрал войско и начал поход в землю древлян. Олег не стал укрываться за стенами города и встретил брата неподалёку от Вручего . В сражении войско Олега было разбито, он и его уцелевшие воины бросились к городским воротам. На мосту через ров возникла давка, воины, ища спасения в городе, сталкивали друг друга с моста. В ров упал и сам Олег. Вручий сдался Ярополку, который сразу начал разыскивать своего брата . Поиски ни к чему не привели, пока один из древлян не сказал: «Видел я вчера, как спихнули его с моста» . Расчистив ров, воины Ярополка нашли тело Олега . Увидев его, Ярополк разрыдался. «Вот, — воскликнул он, обращаясь к Свенельду, — этого-то ты и хотел». Олега похоронили под стенами Вручего .
После известия о начале междоусобицы Владимир бежал из Новгорода «за море» , а Ярополк стал правителем всего Древнерусского государства .
В 978 году Владимир вернулся на Русь с варяжским войском. Сначала он отбил Новгород, затем захватил Полоцк и после двинулся на Киев . В окружении Ярополка оказался изменник, воевода Блуд , который вступил в сговор с Владимиром. Блуд уговорил Ярополка покинуть Киев и укрыться в укреплённом городе Родне на реке Рось . После длительной осады в Родне начался голод. Блуд уверял Ярополка в том, что ему следует вступить в переговоры с Владимиром, который не намерен причинить ему никакого зла. В свою очередь отрок Варяжко убеждал своего князя Ярополка не выходить к Владимиру, так как Ярополка ожидает неминуемая гибель. Последний не внял предостережениям своего отрока, а Блуду всё-таки удалось убедить его вступить в переговоры с Владимиром. Когда Ярополк прибыл на переговоры к брату, два варяга «подняли его мечами под пазухи» .
« Повесть временных лет » датирует гибель Ярополка и вокняжение Владимира 980 годом. Более ранний документ « Память и похвала князю Владимиру » (Житие князя Владимира от монаха Иакова Черноризца ) приводит точную дату вокняжения — 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений историки признают вторую дату более вероятной. Скорее всего, убийство Ярополка произошло именно 11 июня.
В 1044 году племянник Ярополка, Ярослав Мудрый , велел вырыть из могилы кости дядьёв Ярополка и Олега, крестить их останки (запрещённое христианскими канонами деяние ) и перезахоронить их рядом с Владимиром в Десятинной церкви в Киеве .
Согласно Повести временных лет , женой князя была некая бывшая греческая монахиня, захваченная в плен его отцом Святославом во время его походов . По этому источнику, князь Святополк Окаянный родился у гречанки от Ярополка, однако это дискуссионный вопрос. Более того — известно, что княжну Рогнеду Полоцкую сватали Ярополку, когда он был женат на гречанке. Из этого Карамзин делает вывод, что в те времена многоженство не было вне закона .
Ярополк Святославич упоминается в повести Ю. Д. Ячейкина «Божедар или Византийский двойник» .