Изяслав Давыдович
- 1 year ago
- 0
- 0
Изясла́в Яросла́вич (в крещении Дими́трий ; 1024 — 3 октября 1078 , Нежатина Нива, близ Чернигова ) — князь туровский (до 1054 ), новгородский князь ( 1052 — 1054 ), великий князь киевский ( 1054 — 1068 , 1069 — 1073 и 1077 — 1078 ).
Родился в 1024 году . Его отцом был Ярослав Мудрый , а матерью жена Ярослава — Ирина (шведская принцесса Ингигерда) , он был их вторым сыном после Владимира .
Получил от отца стол в Турове . После смерти в 1052 году старшего брата новгородского князя Владимира посадил в Новгороде своего сына Мстислава и по тогдашним династическим правилам, стал наследником киевского стола (хотя Владимир и оставил сына ). 20 февраля 1054 года , после смерти отца, стал великим князем киевским.
Систему управления, господствовавшую в Киевской Руси в 1054—1073 годах, историки часто называют «триумвиратом Ярославичей». Очень скоро умерли двое младших Ярославичей, Игорь и Вячеслав . После отравления в Тмутаракани старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича (1066) и разгрома на Немиге старшего правнука Владимира Святославича Всеслава Брячиславича (1067) не только южнорусские земли, но и вся Русь оказалась в руках троих Ярославичей.
Серьёзным испытанием для триумвирата стало поражение от половцев и киевское восстание 1068 года , после которых Изяслав повёл на Русь поляков , а Святослав и Всеволод выступили в защиту Киева.
В 1071 году Всеславу удалось вернуться в Полоцк, после чего братья заподозрили Изяслава в союзе с ним и изгнали.
В 1073 году младшие братья Святослав и Всеволод вступили в заговор против Изяслава. Святослав захватил Киев и княжил там до 1076 года, Всеволод перешёл в Чернигов, отдав Переяславль Давыду Святославичу , а Изяслав вновь бежал в Польшу, где на сей раз был выдворен польскими властями, заключившими союз со Святославом и Всеволодом. При этом король Польши Болеслав II Смелый оставил у себя часть его драгоценностей. Изгнанник Изяслав направился в Германию к императору Генриху IV и попросил у него помощи в борьбе против братьев, передав ему гигантские богатства; однако император, силы которого были отвлечены внутренней борьбой в Германии, также не поддержал его. Изяслав отправил в 1075 году своего сына, волынского князя Ярополка, в Рим , где тот посетил папу Григория VII , будущего противника Генриха IV. Папа ограничился общими увещеваниями в адрес русских князей. Под влиянием папы Болеслав был вынужден помириться с Изяславом, так как это стало одним из условий для получения им польской короны. 25 декабря 1076 года Изяслав с женой приняли участие в коронации Болеслава в Гнезно .
Конец скитаниям Изяслава положила внезапная кончина Святослава Ярославича 27 декабря 1076 года . Всеволод в качестве защитника Киева от поляков и Изяслава заключил с ним мир и вернул ему киевское княжение, а сам удалился в Чернигов ( 1077 ). Давыд Святославич был выведен из Переяславля, вернувшегося под контроль Всеволода (который сохранил также Смоленск), Олег Святославич — с Волыни, где сел Ярополк Изяславич, погибшего в Заволочье Глеба Святославича в Новгороде заменил Святополк Изяславич. Сразу после смерти Святослава началась ожесточённая борьба с Всеславом Полоцким , которая продолжилась при Всеволоде Ярославиче. Началась с похода Всеслава на Новгород против Глеба весной 1077 года. Летом 1077 и зимой 1077/1078 последовали два похода на Полоцк, в том числе второй с участием Святополка Изяславича и половцев (впервые в истории Руси).
В 1078 году началась новая междоусобная война. Против дядей — Изяслава и Всеволода — восстали их племянники Олег Святославич и Борис Вячеславич . Соединившись с половцами, они разбили Всеволода на р. Сожице. Всеволод бежал за помощью в Киев, вернулся вместе с Изяславом и осадил Чернигов в отсутствие его князей. Решающее сражение произошло 3 октября, в нём погибли Изяслав и Борис. Битва на Нежатиной Ниве и гибель Изяслава и Бориса упоминаются в « Слове о полку Игореве ».
Похоронен Изяслав Ярославич в Десятинной церкви в Киеве. Когда тело его, по старинному обычаю, везли в санях «изиде противу ему весь городъ Кыевъ... и не бе лзе слышати пенья во плачи и велице вопли, плака бо ся по немъ весь градъ Кыевъ... И принесше положиша тело его в церкви святыя Богородица, вложивъше и в раку мраморяну» .
Бориса же Вячеславича жажда славы на смерть привела и на Канине зелёную паполому постлала ему за обиду Олега, храброго и молодого князя. С такой же Каялы и Святополк бережно повез отца своего между венгерскими иноходцами к святой Софии, к Киеву. Тогда при Олеге Гориславиче сеялись и прорастали усобицы, гибло достояние Даждь-Божьих внуков, в княжеских распрях век людской сокращался. Тогда на Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собой деля, а галки по-своему говорили, собираясь лететь на поживу.
Описывая погребение Изяслава, летописец говорит о князе так: «Бе же Изяслав муж взором красен, телом велик, незлобив нравом, крива ненавидя, любя правду, клюки же в нём не бе, ни льсти, но прост умом, не воздая зла за зло; колико бо ему сотвориша кияне, самого выгнаша, а дом его разграбиша, и не возда противу тому зла».
Приводя этот отзыв, с летописцем вступают в заочную полемику Н. М. Карамзин и С. М. Соловьёв . Первый пишет: «Но Изяслав был столь же малодушен. Хотел престола, но не умел сидеть на нём. Злодеяния сына обличают слабость отца. Бедствие Минска и вероломное заточение Всеслава противоречат похвалам летописца». «Можно ли назвать незлобивым князя, который позволил сыну своему замучить множество киевлян, даже и невинных в его изгнании, жестоко преследовал Всеслава Полоцкого, в отношении к которому сам был больше виноват, преследовал в Киеве людей, которых подозревал в приязни ко Всеславу, не уважая в них даже святости жизни, наконец, преследовал несчастных сыновей Святослава?», — вопрошает второй.
О чертах характера Изяслава можно сделать вывод и по сохранившимся молитвам его жены Гертруды, написанным в годы их скитаний по Европе. В этот период, очевидно, между Изяславом и Гертрудой часто происходят размолвки. В одной из своих молитв она просит Бога отвратить сердце супруга, которого она называет королём, от ненависти, досады и гнева и внушить ему кротость, добросердечие и миролюбие, но при этом также защитить от всех опасностей и сделать счастливым путь на родину. В другой молитве Гертруда просит Господа услышать стон её сердца, избавить от мучений, изгнать все горести и отвратить зло, которое на неё обрушилось из-за грубости мужа и его нежелания беседовать с ней и выслушивать советы, сделать его милостивым и благосклонным к ней, но и утихомирить её собственный бешеный нрав и превратить в кроткую, спокойную, обращенную к добру женщину.
Известно, что Изяслав был женат на Гертруде , дочери польского короля Мешко II Ламберта .
Возможно, другая неизвестная женщина, возможно — жена Изяслава была матерью двух его более известных сыновей:
Изяслав стал одним из персонажей романа Павла Загребельного « Евпраксия ».