И. Е. Бондаренко родился в Уфе
6
(
18
) июля
1870
года. Его дед приехал в Уфу из
Полтавы
. Отец архитектора — Евграф Львович — уфимский мещанин («работал по металлу», делал лопаты, грабли, ведра
), выбившийся в
купцы второй гильдии
. Мать, Александра Ивановна, занималась домашним хозяйством. «Подсолнечное — прихоть, бараньи котлеты только в праздничные дни, а белый хлеб — баловство… Ситцевая рубаха была событием», — вспоминал Бондаренко о своем детстве. Поначалу отец хотел приучить сына к торговле, однако эти попытки оказались неудачными; с семи лет Илья стал брать уроки рисования у местного художника, а в 1880 году поступил в
. У преподавателя рисования познакомился с художником
, сосланным в Уфу и служившим там в должности заместителя городского архитектора
.
После окончания гимназии, по совету Бобира, в 1887 году поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества
, — в класс архитектора
А. С. Каминского
. Одновременно работая в архитектурной мастерской Каминского, принял участие в выполнении ряда проектов. В «Записках» Бондаренко об этом времени его жизни, упоминаются люди, оказавшие на него большое влияние: историк
Р. Ю. Виппер
, Савельев: «Мой пестун Савельев (комиссионер) был удивительный московский тип <…> Москву он знал и любил. Бывало поведет меня в Кремль, поднимемся на
колокольню Ивана Великого
и прежде, чем разъяснить подробно топографию Москвы, он отдавался особому восторгу при виде расстилавшегося перед ним города»
Не завершив обучения, покинул училище в 1891 году, так как ему угрожал арест за революционную деятельность. Сначала скрывался в Уфе, затем уехал за границу. В 1894 году окончил архитектурно-строительный факультет
Высшей политехнической школы
в
Цюрихе
. Во время обучения познакомился со своим первым меценатом, купцом
И. А. Морозовым
. Впоследствии, Бондаренко практически ежегодно выезжал в какую-либо западноевропейскую страну; отдыхал и одновременно знакомился с её культурными центрами.
После окончания учёбы вернулся в Москву, где с осени 1894 года работал в строительной конторе
, руководил строительством
здания Духовной консистории
на
Мясницкой улице
по проекту архитектора
В. Г. Сретенского
. Некоторое время работал в архитектурной мастерской
А. Е. Вебера
. В то время архитектор
Ф. О. Шехтель
, получивший ряд крупных заказов, искал помощника, «знающего русский стиль и умеющего хорошо рисовать». По рекомендации одного из лучших в Москве
мраморщиков
Кутырина, в 1895 году Шехтель пригласил Бондаренко в свою архитектурную мастерскую. И. Е. Бондаренко работал помощником Шехтеля около двух лет; принял участие в ряде проектов, наблюдал за строительством построек приуроченной к
коронационным торжествам
Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в
Нижнем Новгороде
. Шехтель оказал заметное влияние на формирование собственного художественного стиля Бондаренко
; Илья Евграфович позднее высоко оценивал полученный в эти годы опыт проектирования и строительной практики
.
С 1895 года Бондаренко занимался глубоким изучением русского искусства в коллекциях
исторического музея
и
музея П. И. Щукина
. В 1896 году он открыл своё архитектурное бюро
. В это же время он вошёл в круг организованной
С. И. Мамонтовым
художественной колонии в
Абрамцеве
. В 1897—1898 годах по заказу Мамонтова перестроил
здание театра Солодовникова
, где открылась
Частная русская опера
; для её постановок Бондаренко выполнил ряд декораций по эскизам
М. А. Врубеля
. В 1898—1899 годах он сотрудничал с принадлежащим Мамонтову гончарным заводом «Абрамцево», выстроил для него ряд производственных и жилых строений. Впоследствии керамика этого завода станет излюбленным материалом Бондаренко: почти все построенные храмы он украсит абрамцевской
майоликой
, которая будет играть в них основную художественную роль. Сотрудничество с мамонтовским кружком помогло Бондаренко получить заказ на проектирование по эскизам художника
К. А. Коровина
русского павильона Кустарного отдела на
Всемирной выставке 1900 года
в
Париже
. В архитектуре павильона были использованы образы национальной русской архитектуры, которые отражали впечатления Бондаренко и Коровина от путешествий по Русскому Северу и Поволжью
; как писал Бондаренко «начинался Отдел рубленой церковкой по типу северных русских церквей»
. Построенный павильон, удостоенный царской наградой
, стал первым зрелым образцом нового направления
модерна
— неорусского стиля
. В дальнейшем неорусский стиль станет основным в архитектурном творчестве И. Е. Бондаренко
.
В феврале 1899 года он обвенчался с Елизаветой Александровной Собиновой (1864—1921)
; «Талантливая пианистка, игравшая мне классиков, особенно умела играть Бетховенские сонаты и Гайдна. Музыка нас сблизила. Молодое мое сердце затеплилось… мы поженились».
В 1900—1905 годах Бондаренко состоял архитектором
Иверской общины сестёр милосердия Красного Креста
, для которой построил общежитие, амбулаторию и другие здания
. В 1902 году он принял активное участие в московской выставке Архитектуры и художественной промышленности Нового стиля: вместе с
И. А. Фоминым
и рядом других архитекторов вошёл в Комитет выставки, а также представил созданные по его эскизам предметы мебели, деревянные резные изделия и живописный фриз. Выставка имела успех у публики и способствовала широкому внедрению модерна в московскую архитектурную практику
.
В 1902—1904 годах И. Е. Бондаренко построил школу и магазин (нынешний ЦУМ) в
Иванове
, принимал участие в ряде архитектурных конкурсов
.
Архитектор старообрядчества
17
(
30
) апреля
1905
года царское правительство отменило запрет на строительство старообрядческих храмов. За день до выхода указа «Об укреплении начал веротерпимости» император
Николай II
разрешил
распечатать алтари
старообрядческих храмов Рогожского кладбища, ранее закрытых для верующих. Старообрядческие общины отреагировали массовыми ходатайствами о разрешении на постройку новых храмов.
В 1907 году И. Е. Бондаренко построил в
Токмаковом переулке
по заказу Второй Московской общины
Поморского брачного согласия
, свою первую старообрядческую церковь. Вкладчики (В. Д. Горбунов, И. К. Поляков, А. В., И. В. и С. В.
Морозовы (Викуловичи)
) предоставили ему полную свободу; «он мог свободно и в конструктивном отношении формировать пространство, применив железобетонные конструкции, и полностью пересмотреть сложившиеся стереотипные представления о национальной архитектуре»; так что, выполненная им необычная «палатка»-колокольня церкви «вырастает из кровли притвора как сказочная избушка на курьих ножках»
.
Затем последовал ряд заказов от различных общин староверов:
В
Шуе
Бондаренко был построен собор
[
уточнить
]
для официальной православной церкви; в Иваново — перестроена православная Крестовоздвиженская церковь.
В 1912 году И. Е. Бондаренко был одним из организаторов юбилейной «Выставки в память
войны 1812 года
», развёрнутой в Историческом музее. В 1913 году
И. П. Машков
поручил Бондаренко сформировать одну из трёх экспозиций «Исторической выставки архитектуры и художественной промышленности», приуроченной к V Всероссийскому съезду зодчих; а также привлёк его к написанию статьи в специальном путеводителе по Москве.
Советский период
В 1917 году по заказам давнего знакомого И. А. Морозова Бондаренко выполнил несколько орнаментальных рисунков по тканям; возглавил комиссию по восстановлению московского Кремля, в которую ввёл Ф. О. Шехтеля. Бондаренко выбрали в коллегию по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Осенью
1919 года
он уехал в Уфу, где организовал первый уфимский театр и первый музей (ныне
Башкирский государственный художественный музей имени М. В. Нестерова
.
В
1926 году
, с началом подъёма строительства, Бондаренко вновь был востребован как практический архитектор. Работал главным архитектором
Исторического музея
в Москве, затем, до
1939 года
— архитектор в структурах
Моссовета
и
Мосэнерго
. Его работы в архитектуре советского периода связаны с расширением и перестройкой исторических зданий:
Перестройка
пассажа Постниковой
, встроенных в него гостиницы «Астория», конференц-зала и кинотеатра под жилой дом работников аппарат ВСНХ РСФСР и зрительный зал (
1929
—
1931
)
В 1943—1944 годах Бондаренко работал главным архитектором
Ваганьковского
и
Армянского
кладбищ, стал автором ряда мемориальных построек и надгробных памятников на их территориях. Во время войны вёл активную просветительскую деятельность: в 1942—1946 годах он прочитал для находившихся в госпиталях раненых около 100 лекций, большую часть которых посвятил истории московской архитектуры. Несмотря на преклонный возраст, Бондаренко, обладающий большим практическим опытом и глубокими познаниями в истории архитектуры, нередко выезжал в освобождённые от фашистов города, где занимался осмотром и фиксацией разрушенных памятников, давал консультации по их восстановлению; после освобождения
Твери
он в 1945—1946 годах участвовал в восстановлении
казаковского
Путевого дворца
.
Участие в проектировании особняка З. Г. Морозовой (помощник Ф. О. Шехтеля) (1895—1896, Москва,
Спиридоновка
, 17)
;
Наблюдение за строительством по проекту Ф. О. Шехтеля различных сооружений (Царская лестница и пристань, въездные ворота и др.) на
Нижегородской ярмарке
к коронационным торжествам (1896,
Нижний Новгород
,
Канавинский район
), не сохранились
;
Жилые строения, мастерская для декораций и гончарный завод
С. И. Мамонтова
«Абрамцево» за Бутырской заставой (1896—1899, Москва, улица Ямского Поля, 34), не сохранились;
Постройка здания Московской контрольной палаты по проекту архитектора
А. Е. Вебера
(1899, Москва,
Погодинская улица
, 6), объект культурного наследия регионального значения
;
Русский Кустарный отдел на Всемирной выставке, совместно с художником
К. А. Коровиным
(1899—1900,
Париж
), не сохранился;
Общежитие, амбулатория и некоторые другие постройки Иверской общины сестёр милосердия Красного Креста (1900—1902, Москва,
Большая Полянка
, 20 —
Малая Якиманка
, 17), объект культурного наследия регионального значения
;
Магазин (1902, Иваново), впоследствии Центральный универсальный магазин;
Проект дома П. В. Берга (1903, Москва,
Лихов переулок
), не осуществлён;
Конкурсный проект особняка князя П. П. Волконского (3-я премия) (1903, Москва);
Проект городского театра (1904,
Уфа
), не осуществлён;
Проект городского театра (1905,
Орёл
), не осуществлён;
Проект доходного дома Иерусалимского патриаршего подворья (1905, Москва,
Гоголевский бульвар
, 29), не осуществлён;
Храм Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы при 2-й Московской Общине старообрядцев Поморского брачного согласия (1905—1908, Москва,
Токмаков переулок
, 17), объект культурного наследия федерального значения
;
Церковь Св. Захарии и Великомученицы Евдокии и дом причта при Богородско-Глуховской старообрядческой общине белокриницкого согласия (1906—1910,
Ногинск
), перестроена;
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Успенской старообрядческой (Рогожской) общины белокриницкого согласия (1906—1911, Москва,
Малый Гавриков переулок
, 29), объект культурного наследия федерального значения
;
Успенская старообрядческая церковь (1907—1910, Москва, Четвёртая Рогожская улица), перестроена;
Перестройка храма Первой общины старообрядцев Поморского брачного согласия (1908, Москва,
Переведеновский переулок
), перестроен;
Проект шатрового храма (1908), не осуществлён;
Дом М. С. Удина (1908, Иваново, улица Дзержинского, 12—12а);
Пассаж Торгового дома «Иван Соколов с сыновьями» (1908—1913, Иваново, Аптечный переулок, 9, 11 — переулок Степанова, 8, 10);
Храм Никольско-Рогожской единоверческой общины (1910—1912, Москва,
Малая Андроньевская улица
, 15), объект культурного наследия регионального значения
;
Перестройка Кресто-Воздвиженской церкви (1910—1912, Иваново);
Особняк А. И. Соколова (1911, Иваново, улица III Интернационала, 37/38);
Приют для детских трудовых артелей, состоящих под покровительством Е. И. В. великой княгини Елисаветы Фёдоровны (1913, Москва,
Пречистенская набережная
, 3), осуществлён частично;
Постройки в имении Н. М. Миронова (1913, близ станции
Крюково
Московской области);
Надстройка и отделка «Большой Московской» гостиницы (1913), не осуществлены;
Музейные помещения для собрания икон и предметов русской старины в особняке А. В. Морозова (1913—1914, Москва,
Подсосенский переулок
, 21), объект культурного наследия регионального значения
;
Архитектурные памятники Москвы: Альбом / сост. И. Е. Бондаренко. — М., 1904—1905
Бондаренко И. Е.
//
Старые годы
. — 1909.
8 декабря 2015 года.
Бондаренко И. Е.
Подмосковные дворцы XVIII века // Старые годы. — 1911. —
№ 11
. —
С. 11—32
.
Бондаренко И. Е.
Горенки
// Старые годы. — 1911. —
№ 12
. —
С. 69—70
.
Бондаренко И. Е.
Архитектор Матвей Фёдорович Казаков.
1733
—1813. —
М.
: Моск. архит. о-во, 1912. — 45 с.
Бондаренко И. Е.
Зодчество Москвы восемнадцатого и начала девятнадцатого века // Москва в её прошлом и настоящем. Путеводитель / Под ред. И. П. Машкова. —
М.
, 1913. —
С. 1—11
.
Бондаренко И. Е.
Архитектор Осип Иаанович Бове // Московское архитектурное общество. 1914—1916. —
М.
: Типография Товарищества И. Д. Сытина, 1917. —
С. 27—28
.
Бондаренко И. Е.
Здание Малого театра // Московский Малый театр. 1824—1924. —
М.
, 1924. —
С. 649—660
.
Бондаренко И. Е.
Архитектор Матвей Фёдорович Казаков. 1738—1813. —
М.
: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1938. — 56 с. —
10 000 экз.
Бондаренко И. Е.
// Московский журнал. — 2005. —
№ 10
.
8 декабря 2015 года.
Бондаренко И. Е.
Художественный облик лавры // Троице-Сергиева лавра. —
М.
: Индрик, 2007. —
С. 59—70
. —
ISBN 978-5-85759-382-0
.
Овсянникова Е. Б.
Архитектор-художник. Илья Евграфович Бондаренко. 1870—1927 // Краеведы Москвы. —
М.
: «Книжный сад», 1997. —
Т. 3
. —
С. 227—252
.
Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А. В. Щусева и др. —
М.
: КРАБиК, 1998. — С. 37—39. — 320 с. —
ISBN 5-900395-17-0
.
Московская энциклопедия /
С. О. Шмидт
. —
М.
: Издательский центр «Москвоведение», 2007. — Т. I, Лица Москвы. — С. 207. — 639 с. —
10 000 экз.
—
ISBN 978-5-903633-01-2
.
Кириченко Е. И.
Церковное зодчество старообрядцев в России середины XVIII — начала XX века. — Калуга: Фридгельм, 2023. — 304 с.
Ссылки
Бондаренко Л.
(неопр.)
. Истоки (27 октября 2010). Дата обращения: 11 марта 2013.
16 марта 2013 года.