Москвариум
- 1 year ago
- 0
- 0
Яныча́ры ( осман. يڭيچرى , тур. yeniçeri — « новое войско » ) — регулярная пехота вооружённых сил Османской империи в 1365—1826 годах.
Янычары вместе с сипахами ( тяжёлой конницей ) и акынджи ( иррегулярной лёгкой конницей ) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулу ( личной гвардии султана , состоявшей из профессиональных воинов , формально считавшихся султанскими слугами). Янычарские полки выполняли в османском государстве также полицейские , охранные, пожарные и, при необходимости, карательные функции.
По мере экспансии Османской империи возникла необходимость в реорганизации её войска, создании дисциплинированных регулярных пехотных частей как главной ударной его силы. Янычарская пехота была создана турецким султаном Мурадом I в 1365 году. Комплектовалось новое войско из юношей- христиан 8—16 лет от роду. Таким образом, основную часть янычар составляли этнические албанцы , армяне , боснийцы , болгары , греки , грузины , сербы , впоследствии воспитуемые в строгих исламских традициях. Детей, набранных в Румелии ( Балканы ), отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.
Набор детей в янычары ( девширме — налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи. Османские власти, набирая войско из рабов , вместе с тем решали и внутриполитическую задачу, создав мощный противовес влиянию поместного войска ( сипахи ).
В янычары в начале существования корпуса набирали исключительно христианских детей по разнарядке; иудеи были освобождены от девширме . Позднее перешедшие в ислам бошняки и албанцы -мусульмане тоже добились от султана права посылать детей в янычары: военная служба в рядах капыкулу позволяла многим добиться высокого положения в обществе. От девширме также освобождались жители Стамбула , владеющие турецким языком , физически или умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени.
Янычары официально считались рабами султана и постоянно жили в монастырях - казармах . Жениться и обзаводиться собственным хозяйством им до 1566 года было запрещено. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства , янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них делали успешную гражданскую карьеру. В 1683 году в янычары начали брать и детей мусульман .
Янычары делились на несколько категорий: строевые (эшкинджи), ветераны (коруджи), отставники (мютекаиды, или отураки) и сверхштатные (тасслакджи), ожидавшие возможности занять вакантное место. Последние две категории не несли службы и не получали жалования, но пользовались правами и привилегиями янычар. Множество турок всех сословий (горожан, цирюльников, ремесленников, мелких торговцев и т. д.) формально записывались в сверхштатные тасслакджи или сразу получали статус отставных отураки. В результате к середине XVIII века чуть ли не половина мусульманского населения Османской империи была записана в янычары .
С конца XVI — начала XVII веков постепенно пошёл процесс разложения корпуса янычар. Они стали обзаводиться семьями, заниматься торговлей и ремеслом. (не платя при этом налогов и будучи подсудны лишь своим командирам) Постепенно янычары превратились в мощную консервативную политическую силу, грозу престола и вечных и непременных участников дворцовых переворотов (янычарские бунты привели к свержению и гибели султанов, например, в 1622, 1623 и 1807 годах). Не имевший иной военной опоры султан был вынужден всячески их задобрить: при вступлении на престол платил им традиционное вознаграждение — «джулус бахшиши» («подарок восшествия»), чей размер увеличивался в случае участия янычар в перевороте; для янычар устраивались развлечения и театральные зрелища.
В провинциях янычары нередко подчиняли себе пашей , держали в своих руках все управление, самовольно взимали налоги и различные поборы с ремесленников и торговцев. В списках янычар числилось множество людей, не занимавшихся военным делом. Жалованье янычарам выдавалось по предъявлении особых билетов (эсаме), эти билеты стали предметом купли и продажи; большое количество их находилось в руках ростовщиков и придворных фаворитов.
Наконец, в 1826 году корпус янычаров был официально упразднён указом султана Махмуда II , а бунт возмущённых указом янычаров был жёстко подавлен. В ходе операции 14 июня 1826 года по столичным янычарским казармам было выпущено 15 артиллерийских залпов.
После проведения девширме годные для службы мальчики направлялись в Константинополь (в н. в. Стамбул). Здесь наиболее способных из них отправляли в Эндерун , где готовили для придворной службы. Остальных отправляли в янычарские корпусы. Их обучали военному делу , а также воспитывали в них послушание и покорность. Сначала мальчиков отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они обучались турецкому языку , исламу и основам военного дела. Затем юношей направляли в учебные корпусы, где они не менее 6 лет проходили обучение под надзором евнухов . Их обучали владению многими видами оружия . Система набора со временем изменилась: так, в 1568 году в корпус было разрешено поступать сыновьям некоторых отставных янычар. А в 1594 году корпус открылся для добровольцев- мусульман .
Основной боевой единицей корпуса янычар был полк ( оджак «ocak») численностью около 1000 военнослужащих. В период расцвета число полков ( орта «orta») доходило до 196. Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял ага . Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбаши и кул кяхьясы . Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей , адепты которого играли роль своего рода полковых священников . Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. В целом исследователи отмечают определенное сходство между янычарами и европейскими духовно- рыцарскими орденами.
Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовал Истанбул агасы . Главным священнослужителем был оджак имамы . Главным казначеем был бейтюльмалджи . За подготовку янычар отвечал талимханеджибаши . Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, были Румели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе ), Анадолу агасы ( Азия ), Гелиболу агасы ( Галлиполи ). Позже появилась должность кулоглу башчавушу , отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.
Оджак состоял из трёх частей:
В рамках полка- орта существовали следующие чины : сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу (букв. — «старший помощник повара »; младший офицер ), ашчи уста («старший повар»), имам , байрактар ( знаменосец ), векильхарч ( квартирмейстер ), одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи (букв. — «суповар»; соотв. полковнику ). Простые солдаты также имели свои собственные чины в зависимости от воинских заслуг и срока службы. Самый высокий чин отурака освобождал от участия в кампаниях и давал право заниматься торговлей.
Янычарские орта не имели какой-либо четкой внутренней структуры, в них на несколько сот человек (800—1000 по штату, а реально часто всего 200—300) приходилось всего 5 офицеров: яя-баши , или чорваджи-баши — командир орта, ода-баши — помощник командира, векил-хардж , или килер-хардж — интендант, байракдар — прапорщик или знаменосец; баш-эски — начальник ветеранов и заместитель знаменосца. Только в некоторых орта было ещё по одному унтер-офицеру ( зембилджи ) .
Отличительной особенностью янычар были усы и бритая борода , что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения. От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак ( бёрк , или юскюф ) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку запорожского казака . Одежда янычар была сшита из шерсти . Форма одежды старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки .
Изначально янычары были искусными лучниками , а затем вооружились огнестрельным оружием. Сначала некоторые янычары носили полный доспех , однако со временем отказались от него. Доспех продолжали носить лишь воины из серденгетчи . На первых порах самым распространённым оружием янычар были луки и короткие копья. Позже, с переходом на огнестрельное оружие, лук не утратил популярности и остался престижным церемониальным оружием. Популярностью среди янычар пользовались и арбалеты . Янычары также были вооружены мечами (которые в начале существования корпуса были редкостью), саблями , кинжалами , ятаганами . Популярностью пользовались различные булавы , боевые топоры и разные виды древкового оружия ( глефы , бердыши , алебарды , гвизармы ), а также пистолеты (с XVII века). Роль своеобразного полкового знамени выполнял большой котел для варки пищи ( казан , казан-и шериф ). В атаке казан несли в рядах наступающих.
К XVIII веку янычары были вооружены ружьями с кремнёвым замком , но без штыков, и ятаганами . Однако несколько орта продолжали иметь на вооружении луки и арбалеты .
Во время сражения ведущая роль в наступлении отводилась коннице. В её задачу входил прорыв вражеской линии. При этих обстоятельствах янычары, выстрелив из ружей, строились клином и шли в атаку, используя мечи и иное оружие. На первых порах существования корпуса противник, особенно если он не располагал многочисленной дисциплинированной пехотой, как правило, не выдерживал подобной атаки. Янычары не стреляли залпами , отдавая предпочтение прицельной стрельбе. Среди янычар были особые ударные подразделения, называвшиеся серденгетчи (букв. — «рискующие головой») численностью около 100 добровольцев. Во время осады Вены Сулейманом Великолепным осаждённые отмечали, что эти отряды были разбиты на более мелкие подразделения численностью по 5 янычар. В состав такого отряда входили меченосец, воин с гранатами , лучник и два воина с ружьями . Во время боя янычары часто использовали табор (заграждение из больших повозок). Во время осады Вены султаном Сулейманом великолепно проявили себя янычарские инженеры.
Обучение янычар сводилось лишь к обучению владением оружием, а строевые и тактические занятия не проводились. Организованные передвижения и ведения боя в линейных порядках вообще не были характерны для османской армии. В бою янычары обычно занимали оборонительные позиции за какими-либо укреплениями (ров, вагенбург и тому подобное) и вели огонь, при этом глубина их строя составляла 9 — 12 шеренг. В атаке янычары двигались глубокой колонной, близкой по форме к вытянутой трапеции, но порядок и равнение внутри строя строго не соблюдались .
Янычары … продолжали наступать, не ожидая приказов . Испуская дикие вопли, взывая по своему обычаю к богу многократными криками «алла», «алла», они бросились на неприятеля с саблями в руках и, конечно, прорвали бы фронт в этой первой мощной атаке , если бы не рогатки , которые неприятель бросил перед ними. В то же время сильный огонь почти в упор не только охладил пыл янычар , но и привёл их в замешательство и принудил к поспешному отступлению .
В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части . Король Польши Август II создал свою личную янычарскую гвардию. Вооружение и форма христианских янычар полностью копировали турецкие образцы, отличаясь лишь цветом; в частности, войсковые барабаны были турецкого образца .