Interested Article - Успенский собор (Владимир, Россия)

Собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы ( Успе́нский собо́р ) — православный храм во Влади́мире , кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви . Выдающийся памятник белокаменного зодчества Древней Руси . Исторически, до возвышения Москвы , был главным храмом Владимиро-Суздальской Руси , в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья . Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля . В настоящее время собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника .

Единственный храм, где сохранились подлинные, документально подтверждённые и точно датированные фрески Андрея Рублёва . В слое строительного мусора под полом (Северный неф Успенского собора, канал калориферного отопления) обнаружена пластинка с надписью (середина XII века) .

В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО .

История

Первоначальный храм

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор [Татищев, Василий Никитич|Василия Татищева]], «по снисканию бо его [Андрея Боголюбского] даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго [ Фридриха Барбароссы ], с которым Андрей в дружбе был как ниже явится» . Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Они [романские элементы] проявляются в декоративных деталях и приемах. Таковы, например, … аркатурно-колончатые пояса, в которых (в Успенском соборе) применяется чисто романская Würfelkapitell. Западное происхождение этих деталей очевидно .

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным , построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода .

Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция Сергея Заграевского .

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями ; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком ). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы , и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси .

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора . Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика . Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом . В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой , и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Храм Всеволода

План собора, 1899 год

После пожара 1185 года Всеволод Большое Гнездо , младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 м, длина без учета апсид — 30 м).

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами . Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III .

Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 года.

Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».

В стенах галерей, в специально созданных нишах- аркосолиях , были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод Большое Гнездо.

Дальнейшая история

Собор до переделок 1880-х годов: с кирпичными контрфорсами, скатным покрытием и луковичными главами

Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году, в соборе заперлись великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью и снохами, а также владыка Митрофан . Собор был подожжён монголами, все находившиеся в нём погибли. Агафия Всеволодовна и вся великокняжеская семья были канонизированы позже как владимирские мученики .

В 1411 году, в ходе междоусобных войн, суздальско-нижегородский княжич Даниил Борисович послал на Владимир своего союзника — татарского царевича Талыча, войско которого не гнушалось грабежами храмов; пострадал и Успенский собор. Однако значительная часть ценностей была сохранена благодаря ключарю отцу Патрикию, который успел их спрятать, а потом принял мученическую смерть под пытками, но так и не выдал врагам место нахождения храмовых святынь .

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный . От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.

Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тысяч рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле .

На протяжении XVIII—XIX веков претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены контрфорсы , установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту губернского архитектора Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя благоверного князя Георгия Все́володовича (в миру Юрия) который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882—1884 годах проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва; в 1886—1891 годах собор под руководством академика Забелина отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены равноценными шлемовидными.

В 1926 году собор был закрыт для богослужения и был передан Владимирскому историческому музею (с 1958 года — Владимиро-Суздальский музей-заповедник ). В 1944 году собор был вновь освящён, и с этого времени одновременно является действующим собором и отделом музея.

В XX веке собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.

Современное положение

Успенский собор является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО « Белокаменные памятники Владимира и Суздаля » .

Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследие ЮНЕСКО , объект № 633-001
• •

Ныне Успенский собор находится в совместном ведении Русской православной церкви и музея , является кафедральным собором Владимирской епархии . В храме проводятся регулярные богослужения, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Фрески собора находятся в опасности из-за несоблюдения норм температурно-влажностного режима, связанного с несовершенством систем вентилирования и отопления храма .

Святыни

Примечания

  1. Комеч А. И. от 26 апреля 2021 на Wayback Machine
  2. Заграевский С. В. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  3. Дудочкин Б. Н. // Кочетков И. Словарь русских иконописцев. — М. : Индрик, 2003. — ISBN 5-85759-213-5 . 24 сентября 2015 года.
  4. Заграевский С. В. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  5. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков. — Том 1. — 1961. — С. 332.
  6. Экземплярский А. В. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. М. , 1896—1918.
  7. . Дата обращения: 2 июня 2021. 5 августа 2016 года.
  8. от 21 июня 2011 на Wayback Machine . // Российская газета. — 22.4.2009.
  9. от 11 августа 2017 на Wayback Machine // Сайт Владимирской епархии Русской Православной Церкви
  10. . Дата обращения: 10 августа 2017. 11 августа 2017 года.
  11. от 11 августа 2017 на Wayback Machine // Сайт Владимирской епархии Русской Православной Церкви

Литература

  • Балыгина Л. П. , Некрасов А. П., Скворцов А. П. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе во Владимире // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI—XVII в. — М., 1980.
  • Виноградов А. И. — 3-е изд. — Владимир: Типолитография Губ. правления, 1905. — 120 с. + 94 с. приложений.
  • Воронин Н. Н. — М.: Искусство, 1967.
  • Воронин Н. Н. . — М. , 1961. — Т. 1.
  • Заграевский С. В. // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. ст. — М. — Владимир, 2009. — С. 95—114.
  • Заграевский С. В. — М.: Алев-В, 2008. — ISBN 5-94025-099-8 .
  • Комеч А. И. . // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. — СПб., 1999.
  • Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв. : Каталог памятников. — Л., 1982. — (Свод археол. источников. Вып. Е I—47).
  • Тимофеева Т. П. // Мат-лы краевед. конф. 2004 г. — Владимир, 2005. — С. 27—34.
  • Ульянов О. Г. Летопись древнего собора : неизвестные страницы // Свет невечерний. — Владимир, 2001.

Ссылки

  • на сайте Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Источник —

Same as Успенский собор (Владимир, Россия)