Вознесенский монастырь (Сызрань)
- 1 year ago
- 0
- 0
Вознесе́нский монасты́рь — московский женский монастырь, основанный в 1386 году Евдокией Дмитриевной — женой Дмитрия Донского . Находился около Спасской башни и почти вплотную примыкал к Кремлёвской стене . В Средние века служил местом погребения представительниц московского великокняжеского рода . Был разрушен в 1929 году .
Вознесенский монастырь был основан не позднее 1386 года и стал третьим женским монастырём в Москве после Алексеевского и Рождественского . Первая деревянная церковь монастыря — во имя Вознесения Господня — была заложена великой княгиней Евдокией Дмитриевной, женой Дмитрия Донского. Рядом с храмом находились великоняжеский дворец и терем Евдокии . В 1407 году вдовствующая Евдокия приняла постриг под именем Евфросинии. К этому моменту бывшие великокняжеские терема уже заняли кельи . В том же году Евдокия велела заложить новую каменную церковь Вознесения. Прожив в иночестве несколько недель, она скончалась и была похоронена в строящейся церкви. По преданию, у её гроба возгорались свечи и совершались исцеления. Евдокия стала считаться покровительницей Москвы, её нарекли преподобной Евфросиньей Московской .
Продолжила возведение собора Великая княгиня Софья Витовтовна , жена Василия I . Из-за московских пожаров собор строили несколько десятилетий, но он так и не был закончен. В 1467 году княгиня Мария Ярославна , вдова князя Василия II , приказала разобрать недостроенный собор, а на его месте возвести новый. Василий Ермолин , которому было поручено строительство, сохранил здание, переложив своды и облицевав стены новым кирпичом. Точного описание храма не сохранилось. Предположительно, он был сделан из белого камня с резным фасадным декором. В 1468-м каменный собор был освящён в честь Вознесения Господня митрополитом Московским Филиппом и стал усыпальницей для московских цариц. монастыря занимались рукоделием, шили полотенца и кружева , готовили для инокинь .
Законченный храм неоднократно страдал от пожаров, и в 1518 году Василий III начал строительство нового каменного собора. Он был возведён на существующем фундаменте архитектором Алевизом Фрязином , окончившим к тому времени строительство одиннадцати церквей на московском посаде. По предположению историка Петра Максимова , собор был четырёх столпным с тремя апсидами . После постройки в 1520-е годы Новодевичьего монастыря Вознесенский стали называть Стародевичьим .
В 1527 году к югу от Вознесенского собора была построена Георгиевская церковь. Она была основана на месте, где ранее стояла скульптурная икона из белого камня Георгия Змееборца . Церковь была одноглавой с тремя апсидами, фасады были разделены на прясла . В конце XVI века по приказу царя Фёдора Иоанновича собор был вновь разобран из-за ветхости и перестроен в формах Архангельского собора , как реплика. В 1550-е годы монастырь был украшен новыми иконами .
После окончания Смуты в 1613 году в Вознесенском монастыре поселилась Марфа — мать царя Михаила Фёдоровича . Над её кельей, где она прожила 18 лет, был установлен герб Русского царства .
Вознесенский монастырь пользовался особым вниманием царской семьи. Цари и царицы посещали монастырскую усыпальницу в Родительскую субботу , Прощёное воскресенье и на Пасху . Архидиакон Павел Алеппский , сын Антиохийского патриарха Макария , вспоминал:
Царь [Алексей Михайлович] обернулся к обители монахинь, что в честь Божественного Вознесения… игуменья с монахинями в это время стояла в ожидании; царь на снегу положил три поклона перед иконами, что над монастырскими вратами, и сделал поклон головой монахиням, кои отвечали ему тем же и поднесли икону Вознесения и большой чёрный хлеб, который несли двое; он его поцеловал» .
В начале XVII века в монастыре Мария Нагая публично признала в Лжедмитрии I своего спасшегося сына. В кельях жила до свадьбы его невеста Марина Мнишек . В обители жили и другие невесты за несколько дней до церемонии .
При Михаиле Фёдоровиче в 1617 году в юго-восточной части монастыря была построена деревянная церковь Михаила Малеина . Её перестроили в двухъярусную каменную с приделом Феодора Пергийского в 1634-м по проекту Бажена Огурцова и Семейко Белого. На верхнем этаже была устроена церковь, на нижнем — две кельи. С запада к церкви примыкала общая трапезная , над которой возвышалась колокольня с девятью колоколами . В 1626 году в качестве придела упоминается церковь Екатерины без точного местонахождения в монастыре, а в 1686 году строится Екатерининская церковь над воротами в трапезной палате.
В конце XVII века монастырь владел 2128 дворами. В 1706—1710 годах ежегодный монастырский доход составлял 3270 рублей. Он владел также вотчинами и дворами в разных уездах : Московском ( Верескино ), Боровском, Владимирском , имел подворья и огороды в Москве — в Зарядье , Хамовниках и на Старой Басманной . В монастырской ризнице хранились царские дары, среди которых золотые кресты Михаила Фёдоровича и золотые сосуды Алексея Михайловича .
Под руководством архитектора в 1724 году возвели новые кельи и отремонтировали старые. В 1729-м Вознесенский собор перекрывали железом .
В начале XVIII века на Красной площади во время Вербной недели продавали искусственные веточки вербы, которые изготавливали монахини монастыря. В это время было организовано училище для знатных девушек, которых обучали грамоте, этикету, церковному пению и рукоделию .
В 1730-х годах в Вознесенском соборе были сделаны два придела: Успенский , основанный братом жены Ивана Алексеевича , и во имя иконы « Всех скорбящих Радость », устроенный императрицей Анной Иоанновной . Через семь лет монастырь пострадал в крупном пожаре , в результате выгорели церковь Михаила Малеина и колокольня. Восстановлением обители руководил архитектор Иван Мичурин .
В 1808 году по приказу Александра I архитектор Карл Росси начал возводить новую Екатерининскую церковь на месте обветшавшей церкви святого Георгия 1527 года. Строительство было прервано войной 1812 года , через пять лет её отделку закончил архитектор Алексей Бакарев . Храм в неоготическом стиле выходил на Спасскую улицу и занимал почти всю южную сторону монастыря. Фасад представлял собой ряд крупных трёхчетвертных колонн , треугольных фронтонов , стрельчатых оконных и дверных проёмов. Он был украшен характерными для готического стиля скульптурными и орнаментальными деталями. В нём устроили два придела — Рождества Иоанна Предтечи и Иконы Казанской Богоматери .
Во время захвата Москвы французская армия разграбила монастырь и выгнала монахинь. Бо́льшую часть имущества удалось сохранить благодаря игуменье Афанасии, которая успела вывезти богатства из ризницы в Вологду . В монастыре также удалось спрятать мощи царевича Дмитрия , найденные в Архангельском соборе. После ухода армии и восстановления монастыря его заново освятили в 1814-м .
К 1894 году Вознесенский монастырь занимал площадь в 1818 квадратных сажень . В середине площади монастыря стоял Вознесенский собор, с южной стороны находилась церковь Великомученицы Екатерины, в юго-восточный углу — церковь Михаила Малеина. Все здания монастыря были покрыты железом и окрашены медянкой .
В конце XIX века монастырь относился к первому классу . Он владел 195 десятинами земли, в нём находились 62 монахини и 45 послушниц . Описание Вознесенского монастыря на 1883 год:
Монастырь Вознесенский считается по спискам первым из женских монастырей в России. В нём числится около 40 инокинь; он славился ещё с древности рукоделием монахинь и строго держится установлений: он запирается на всю обители пристанище, выучиваются тут читать и петь на клиросах , кружева плесть и золотом вышивать. Около трехсот лет продолжают там работать искусственные цветы, листья и восковые изображения ангелов для верб .
В 1907 году в обители отмечали 500-летие со дня смерти основательницы монастыря. После богослужения состоялся крестный ход , в котором участвовала княгиня Елизавета Фёдоровна . Ко гробу Ефросинии она подарила золотую лампаду и цветочные гирлянды .
Осенью 1917 года во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов. Члены Поместного собора, посетившие Кремль после обстрела, описали разрушения:
Прежде всего, мы по пути зашли в женский Вознесенский монастырь. Здесь уже было полное разрушение. В храме Св. Великомученицы Екатерины насквозь пробита артиллерийским снарядом стена верхнего карниза и верхний свод храма .
Вскоре монахиням велели оставить обитель. Инокини с игуменией временно поселились в церкви Лефортовской больницы. Часть икон и драгоценности они успели тайно вынести из обители и спрятать их на подворье лавры. Но ценности были найдены и отправлены в Оружейную палату , всего было изъято более 25 пудов серебра. Кельи монастыря использовались как общежитие для обслуживающего персонала Кремля. В церкви во имя святой Екатерины устроили гимнастический зал .
В 1918 году была учреждена Кремлёвская комиссия для работ по восстановлению и сохранению кремлёвских зданий. Её руководителями назначали архитекторов Ивана Рыльского и И. И. Дюмулена. В Вознесенском монастыре планировалось отремонтировать повреждения, обновить покрытия купола и штукатурки . Однако недостаточное финансирование не позволило полностью осуществить задуманное. Удалось только частично восстановить места повреждений от обстрела .
В декабре 1918 года решением комиссии по изъятию церковных ценностей главная чудотворная икона храма Вознесения Господня Богоматерь Одигитрия была передана в Мироваренную палату Патриаршего дворца , затем — в Государственный исторический музей , а в 1930-м — в Государственную Третьяковскую галерею .
В 1920 году работы по поддержанию древних зданий Кремля были остановлены. Из-за отсутствия капитального ремонта состояние зданий ухудшилось. В 1924 году в монастыре просел грунт и разрушались стены корпусов. Но восстановительных работ проведено не было .
В 1929 году на заседании архитектурно-реставрационного отделения было объявлено о готовящемся проекте строительства Военной школы. Первоначально его планировалось осуществить за Кремлёвскими казармами , которые находились около Троицкой башни . Но по итогам заседания было принято решение о строительстве школы на территории, которую занимали Малый Николаевский дворец и Вознесенский и Чудов монастыри. Пытаясь сохранить памятники от сноса, реставраторы Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Дмитрий Сухов и Николай Померанцев направили письмо председателю ЦИК Михаилу Калинину , в котором они обосновали сохранение памятников. Указывалось на изменение исторического облика Московского Кремля, дорогостоящий фундамент и возможное негативное влияние строительства нового здания на расположенные рядом с ним памятники. В качестве альтернативы было предложено использовать территорию Александровского сада . Однако их прошение не изменило решения о сносе. Руководителем строительства стал Иван Жолтовский , который, однако, был против сноса монастыря. Вскоре на него поступила жалоба, и его отстранили от работы .
В том же году монастырь взорвали. Благодаря Николаю Померанцеву саркофаги с останками из усыпальницы перенесли в Архангельский собор. Удалось спасти также четыре иконы — Богоматери Одигитрия, Богоматери со свечой, Никиты Новгородского , Феодосии преподобной, которые в настоящее время хранятся в Третьяковской галерее .
Архитекторы старались сделать полные обмеры зданий монастыря. Предположительно, им не было выделено достаточно времени для тщательного обследования. Об этом свидетельствуют воспоминания В. Н. Иванова:
Мы составили план научной фиксации археологических раскопок, изъятия фрагментов, убеждая, что это все работы совершенно необходимые, что науке должны остаться хотя бы документы о памятниках, если судьба стирает их с лица земли. Но куда там, на все плевали, и лозунг „скорей, скорей“ над всем главенствовал .
Обмеры (кроки) храмов Вознесенского монастыря, выполненные советским архитектором-реставратором Петром Максимовым до разрушения монастыря в 1929 году, хранятся в Музее архитектуры имени А. В. Щусева . Эти обмеры и другие исторические документы, хранящиеся в архивах музея, вошли в книгу «Чудов и Вознесенский монастыри Московского Кремля», выпущенную в 2016 году:
Важнейшей частью издания являются обмеры монастырских построек, сделанные непосредственно перед их сносом архитектором П.Н. Максимовым .
В 1930 году было сделано несколько фотографий Кремля с воздуха, где виден масштаб снесённого . На месте разрушенного монастыря в 1932—1934 годах построили корпус Военной школы имени ВЦИК по проекту архитектора Ивана Рерберга или Владимира Апышкова . Оно было стилизовано под кремлёвский классицизм для гармонии с соседними Сенатом и Арсеналом . Позже в здании работал Президиум Верховного Совета СССР , а затем — подразделения Администрации президента России .
В 1990-х годах началась работа по изучению гробниц великих княгинь и цариц. Удалось обрести мощи преподобной Евфросинии Московской и восстановить по черепу скульптурный портрет Софьи Палеолог .
В 2004-м прошли исследования захоронений в подземной палате рядом с Архангельским собором. Дальнейшее изучение материалов проходило в лабораторных помещениях .
Благодаря зарисовкам архитектора Петра Максимова , сделанным в 1929-м, в музее-заповеднике « Московский Кремль » в 2011 году удалось уточнить местоположение погребений XVI века. Всего было исследовано 32 могилы, в результате чего были получены данные о внешности погребённых, наследственных патологиях и об обряде погребения. Были также отреставрированы одежда и обувь, найденные в саркофагах .
В 2014 году президент Владимир Путин предложил воссоздать исторический облик Московского Кремля и восстановить Чудов и Вознесенский монастыри. Предложение обсуждалось на встрече с мэром Москвы Сергеем Собяниным , заместителем директора Музеев Московского Кремля, специалистом по древнерусской архитектуре Андреем Баталовым , ректором Московского архитектурного института Дмитрием Швидковским и комендантом Московского Кремля Сергеем Дмитриевичем Хлебниковым. Участники высказали одобрение идее восстановления монастырей и сошлись на мнении о необходимости тщательной всесторонней проработки этого проекта . Эксперты ЮНЕСКО высказали предостережение против строительства монастырей на территории Кремля .
В 2016 году был демонтирован 14-й корпус Кремля , на открывшемся участке были проведены археологические раскопки. Впервые открылись возможности для масштабного археологического изучения такого обширного участка Кремлёвского холма и скрытых в нем пластов культурного и духовного наследия XII — начала XX веков . Исследовательские работы проводил Институт археологии РАН . В мае того же года по окончании раскопок был разбит сквер .
В Архангельском соборе Музеи Московского Кремля открыли постоянно действующую выставку, посвящённую истории Вознесенского монастыря , новый туристический маршрут, знакомящий москвичей и гостей столицы с историей разрушенных святынь .
В 2015 году Музеи Московского Кремля сняли документальный фильм «Обитель у Спасских ворот». В фильме использованы архивные фотографии, обмеры и планы монастыря, иконы и церковная утварь, находящиеся в Музеях Московского Кремля .
Телеканал «Союз» в 2015 году снял другой документальный фильм об истории обители «Вознесенский монастырь: предания и тайны Московского Кремля». В съёмках приняли участие эксперты Сергей Девятов , заведующий кафедрой отечественной истории исторического факультета МГУ , протоиерей Алексий Ладыгин, настоятель храма преподобной Евфросинии Московской в Котловке, Борис Винников, архитектор, руководитель авторского коллектива, создавшего графическую реконструкцию Вознесенского монастыря, Наталья Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи , художник-реставратор Лариса Яснова и др. Текст читает телеведущая, председатель правления благотворительного фонда имени Евдокии Московской Любовь Акелина .
Третий документальный фильм «Пантеон русских цариц» в цикле «Святыни Кремля», посвящённый монастырю, был снят в 2017 году. В фильме использованы современные графические реконструкции монастыря, позволяющие представить, как выглядела обитель в разные столетия .
Деревянный собор Вознесения Господня впервые построили в конце XIV века. Затем он несколько раз перестраивался, и в 1587 году был воздвигнут в камне по образу Архангельского собора. Это был четырёхстолпный крестово-купольный храм с пятью главами, над цоколем в стенах находились каменные надгробные доски, снизу фасад украшала декоративная аркада . Над алтарём располагались круглые окна. Иконостас храма, украшенный флемской резьбой, был выполнен в стиле барокко . После революции его перенесли в кремлёвский собор Двенадцати апостолов . При соборе Вознесения Господня было также устроено два придела: Всех Скорбящих Радости и Успения Богородицы . В ризнице собора хранились драгоценный вклады XVII—XVIII веков. Среди них два Евангелия , украшенные драгоценными камнями , Смоленская икона Божией Матери , шитая золотом и серебром, два напрестольных золотых креста, пожертвованные царём Михаилом Фёдоровичем .
Святыней храма был образ Божией Матери Одигитрии. По преданию, она была спасена великой княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 году. Через сто лет икона пострадала при пожаре, и иконописец Дионисий написал на уцелевшей доске новый образ Богоматери. В церковные праздники икону выносили навстречу царю и патриарху для преклонения. В настоящее время образ хранится в Третьяковской галерее .
В юго-восточном углу Вознесенского монастыря стоял каменный храм Михаила Малеина с придельным храмом во имя Святого мученика Фёдора . В нём хранились иконы Преподобного Михаила Малеина, Покрова Божией Матери . Иконостас церкви был деревянный, украшенный резьбой .
В трапезной находилась икона Господа Вседержителя . В храме хранилась в качестве киотной иконы скульптура Георгия Победоносца, выполненная Василием Ермолиным для украшения Спасских ворот. После снятия с башни скульптуру разместили в храме святого Георгия, перешедшим к этому времени в ведение Вознесенского монастыря. В 1808 году он был разобран и на его месте заложена новая церковь, а скульптуру перенесли в церковь во имя преподобного Михаила Малеина. В настоящее время она хранится в Третьяковской галерее .
Первый трапезный храм Святой Екатерины был построен в середине XVI века, затем в 1686 — каменный. При постройке новой каменной Екатерининкой церкви на другом месте в 1808—1817 годах использовались фрагменты разобранного Николо-Гостунского собора , стоявшего в 50 метрах от церкви и снесённого за ветхость в 1817 году. Считается, что церковь возводил итальянский архитектор Карл Росси. Южная стена храма выходила на площадь перед Спасскими воротами, северная — на монастырский дворик. Это был высокий белокаменный храм с ребристым куполом в готическом стиле и окнами, сделанных в форме стрельчатых арок . Над крышей находились пинакли и фиалы . В конце XIX века в нём установили мраморный иконостас. В храме было устроено два придела: южный — во имя Казанской иконы Божией Матери, северный — в честь Рождества Иоанна Предтечи .
Вознесенский собор с момента основания служил усыпальницей для женщин из великокняжеской и царской семей. У южной стены хранились мощи преподобной Евдокии в серебряной раке, Марии Милославской , Натальи Нарышкиной и другие. У северной стены были погребены опальные княгини, среди них Елена Волошанка и Евфросинья Старицкая . Последнее погребение состоялось в 1731 году, когда умерла царевна Прасковья Иоанновна , дочь царя Ивана Алексеевича . Покойных хоронили в льняных рубашках и шёлковых сарафанах. Историк Сергей Соловьёв писал, что государи после пасхального богослужения сперва шли в Вознесенский собор — поклониться гробу матери, а затем в Архангельский, к гробу отца. При разборке храма в 1929 году было найдено около 70 захоронений. В настоящее время они находятся в подземелье Архангельского собора .