Валаамская икона Божией Матери
- 1 year ago
- 0
- 0
Боголюбская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной Русской православной церковью икона Богородицы , написанная в XII веке по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы . Относится к числу древнейших икон русского происхождения. Празднование совершается 18 июня ( 1 июля ).
Боголюбская икона, подобно Владимирской иконе , отличается мягким, возвышенным, «трогательным» письмом.
По преданию, в 1155 году , во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода , князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире . На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово ), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в Боголюбовском замке (по некоторым сведениям, вместе с самой Владимирской иконой ). Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь .
По словам искусствоведа Левона Нерсесяна : «Как и любая древняя святыня, икона многократно поновлялась, причём весьма решительными способами, далекими от современных научных методов, и к началу XX века она представляла собой конгломерат из разновременных левкасных чинок и нескольких слоев записи. К тому же она находилась в не слишком подходящих для неё условиях — я имею в виду прежде всего пресловутый температурно-влажностный режим, до которого ни в средневековье, ни в Новое время никому не было дела…» .
В августе 1918 года икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи во главе с Григорием Чириковым , которые определили её сохранность как плохую . Во 2-й половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой. С 1992 года первообраз иконы находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире . После ухудшения состояния с 4 июня 2009 года Боголюбская икона находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее .
Икона изображает Богородицу без Младенца, в рост, в молении перед Господом, показанном в небесном сегменте. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток, на котором пишут:
Во многих вариантах иконы к Богородице коленопреклонённо обращаются предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода, чаще всего среди припадающих изображается Андрей Боголюбский.
Иконографически Боголюбскую икону относят к типу Агиосоритисса (называемому иначе Деисусной иконой), с той разницей, что в Боголюбской иконе «восстановлена» утраченная в иконах Богородицы Агиосоритиссы деисусная композиция : в ней явно изображён Христос, в молении к Которому и показана Матерь Божия. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии , указывающей Путь припадающим.
Боголюбивая Царице, / неискусомужная Дево Богородице Марие, / моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междоусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.
Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.
О, Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.
Боголюбская икона, считающаяся чудотворной, множество раз становилась образцом для создания списков , образовав самостоятельную иконографическую композицию, известную в нескольких изводах. Наиболее почитаемы:
Существенное ухудшение сохранности Боголюбской иконы произошло в 1946 году, когда реставратор Владимирского областного краеведческого музея Ф. А. Модоров по самостоятельно выбранной методике провёл «укрепление» красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. Заключение ВХНРЦ 1976 года при передаче иконы в музей утверждает, что «грунт иконы с красочным слоем имеют минимальную связь с основой, так как заливка горячим воском добавлением парафина нарушила состав грунта (часть воска проникла сквозь поры внутрь грунта)».
Последующие реставрационные работы 1956 (Н. А. Баранов) и 1958—1976 годов под руководством Н. Н. Померанцева (реставраторы: Н. А. Баранов, с 1963 — М. В. Романова) позволили раскрыть лик Богоматери, частично её одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. Однако состояние левкаса и красочного слоя иконы было плачевным .
В 1993 году в связи с просьбой Церкви о передаче Боголюбской иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире по заказу и на деньги ГВСМЗ была изготовлена специальная герметичная витрина, в которой поддерживался постоянный температурно-влажностный режим, благоприятный для иконы.
В 1998 году из-за сбоев в работе датчиков прежней витрины ВСМЗ настоял, чтобы на средства Владимиро-Суздальской епархии была закуплена новая витрина у конкретного производителя — фирмы «ТД ТЕМУЗ». 31 июля 1998 года Боголюбская икона была помещена в новую витрину, в которой находилась до 4 июня 2009 года, когда была перевезена во Владимиро-Суздальский музей-заповедник .
По сообщению « Независимой газеты » от 23 декабря 2009 года, состояние иконы было катастрофическим: икона серьёзно поражена грибком . Как сообщало РИА Новости 25 декабря 2009 года, при последнем исследовании плесневые грибы на самой иконе не обнаружили . Руководитель отдела реставрации памятников древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Галина Цируль указывала: «На обнажённых местах мелких повреждений, под микроскопом мы обнаруживаем древесину в структуре „пружинящей губки“, что особо страшно для иконы (…) Площадь отставания красочного слоя всё увеличивается и увеличивается».
Причиной «заболевания» иконы стали некачественные условия хранения: она находилась в специально оборудованной камере, поддерживающей искусственный климат, но две «кассеты», которые должны были поддерживать в ней климат, не работали. Икона стояла просто за стеклом, у витрины стояли букеты живых цветов в воде, а со стены, за которой находилась крестильня с купелью , на икону переползла плесень. Замена белокаменного пола на керамогранитный усугубила ситуацию .
После одного из очередных обследований разразился громкий скандал. 4 июня 2009 года Боголюбскую икону в аварийном состоянии поместили в специально оборудованное помещение Владимиро-Суздальского музея , и с 2010 по 2016 годы велась её реставрация. В ходе работ обнаружены неизвестные ранее фрагменты живописи XII века, в том числе на лике Богоматери. .
После завершения реставрации икону поместили на двухгодичный мониторинг, чтобы уточнить критерии и возможных ограничения при экспонировании . В 2016 году состоялась выставка « Икона XII века „Богоматерь Боголюбская“. 100 лет исследований — ответы реставрации » во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э.Грабаря . В том же году премию The ArtNewspaper Russia в номинации "Реставрация" получили Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э.Грабаря (реставратор высшей категории ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря: Александр Горматюк) и Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.