Interested Article - Месуд II

Гиясэддин Месуд II ( тур. II. Gıyaseddin Mesud , араб. غياث الدين مسعود بن كيكاوس ‎) — султан Рума , правивший в 1282—1296 и 1302—1308 годах под опекой Хулагуидов .

Старший сын султана Рума Иззеддина Кей-Кавуса II и гречанки, проведший часть жизни с отцом в Константинополе и Крыму . Возможно, был крещён. Правил несколько раз, в 1284 году совместно с Кей-Хосровом III , затем Аргун-хан назначил Месуда единственным султаном, а Кей-Хосров был убит. В 1285 году мать Кей-Хосрова объявила его сыновей султанами и обратилась к ильхану с просьбой утвердить это решение, однако мальчики были вызваны к ильхану и казнены, Месуд снова остался единственным султаном. В 1296 году после восстания нойона Балту Месуд был обвинён в поддержке мятежника и смещён. Местом пребывания ему был назначен Хамадан . После двух лет, в течение которых трон пустовал, Газан-хан возвёл на трон племянника Месуда, Алаэддина Кей-Кубада III . В 1301/02 году он был низложен, и вместо него на престол был снова возведён Месуд.

По византийским источникам Месуд II погиб в 1295/1296 году, но согласно исламским источникам Месуд II дважды был на троне сельджуков и упоминания о нём встречаются до 1308 года.

Большинством современных историков Месуд считается последним сельджукским султаном Рума.

Биография

Византийские источники того времени ( Пахимер и Григора ) не упоминали у Кей-Кавуса II сына Месуда, поэтому отождествление названных ими принцев с теми, которых называли сельджукские историки Аксараи, Ибн-Биби , Языджиоглу и автор Анонимного «Сельджукнаме», представляет сложности. Среди указанных византийскими историками принцев есть Масур/Масут/Мансур. Именно его и отождествляют с Месудом .

Ранние годы

Правление Иззеддина Кей-Кавуса II , взошедшего на турецкий сельджукский престол в 1246 году в возрасте одиннадцати лет, закончилось борьбой с его братьями. В результате соперничества с Кылыч-Арсланом ему пришлось покинуть Анатолию. В 1261 Михаил VIII Палеолог (1259—1282) вновь занял византийский престол в Константинополе . Зимой 1261 года (в 1262 году ), когда Кей-Кавусу было 27 лет, он сел с семьёй на корабль и отправился к Михаилу. Император с уважением принял сельджукского султана, разрешил ему жить в Константинополе, сохранить свою охрану и носить пурпурную обувь. Через некоторое время Михаил подарил им Добруджу. Также он пообещал Изеддину помочь захватить сельджукский трон . Однако под давлением ильхана Хулагу император изменил свою дружественную политику по отношению к сельджукскому султану. Кей-Кавус был заключён в замке в Энезе вместе со своей семьёй (1262 год). В 668/1270 году Кей-Кавус с сыновьями бежал в Крым . Султан Иззеддин дожил до 1278/79 года и не терял надежды вернуть себе трон сельджуков .

Месуд II был старшим сыном Кей-Кавуса II . Возможно, что он был крещён при рождении (его мать была гречанкой). Известно, что в Константинополе он соблюдал христианские обычаи . В 1264/1265 году Месуд сопровождал отца в Золотую Орду . Часть своей юности он провёл c отцом в ссылке в Константинополе и в изгнании в Крыму. Кей-Кавус выбрал Месуда наследником и завещал перед смертью похоронить себя в тюрбе его предков во дворе мечети Алаэддина в Конье . Летом 1280 года, после смерти отца, Месуд отправился в Анатолию, чтобы занять трон султаната .

Правление совместно с Кей-Хосровом

Летом 1280 года, после смерти отца, Месуд отправился в Анатолию через Синоп , чтобы занять трон в Конье . К нему сразу прибыл Музафферуддин Явлак Арслан Чобаноглу и засвидетельствовал верность. Он также передал Месуду его брата Рюкнеддина Гейюмерса, который ранее прибыл в Анатолию, чтобы подготовить приезд Месуда, и был пленён Чобанидами. Явлак Арслан отправил Месуда к монгольскому бейлербею Анатолии Нойону, а затем к ильхану Абаке , который передал Месуду налоги от Эрзурума , Эрзинджана , Сиваса , Диярбакира и Харпута и некоторое время держал его в Тебризе . В 1284 году Абака умер и ханом стал Текудер . Он разделил земли сельджукского султаната между двумя братьями-султанами — Кей-Хосровом III и Месудом II .

Кей-Хосров не согласился с разделением и отправился на встречу с Ахмедом Текудером, взяв с собой анатолийского бейлербея монголов Конгуртая и визиря Сахиба Ата Фахреддина Али . Из-за конфликта Текудера с Аргун-ханом поездка Кей-Хосрова была прервана .

Правление

В 1284 году Аргун-хан стал новым ильханом, сместив и казнив Текудера. Он назначил сельджукским султаном одного Месуда II. Вернувшись из Тебриза в Анатолию, Месуд взошёл на трон — сначала в Кайсери , а затем в Конье (1284) . Вместе с Месудом в Конью приехал Явлак Арслан .

Мать убитого Гияседдина Кей-Хосрова III решила возвести своих внуков на престол в Конье. Она назначила Караманоглу Гюнери-бея бейлербеем, а Эшрефоглу Халила-бея — визирем (по другим данным назначила наибом Эшрефоглу Сулеймана ). При их поддержке принцы были объявлены в Конье султанами (1285) . Мать Гияседдина Кей-Хосрова III попросила Аргуна разделить государство между двумя её внуками и Месудом . Аргун-хан отправил в Анатолию отряд из 20 тысяч человек под командованием своего брата Гайхату , который провёл этот год в Эрзинджане, на следующий год прибыл в Аксарай через Сивас и Кайсери. Вместе с собой он вёз Месуда . Визирь Месуда, Сахиб Ата , двинулся во главе армии на Конью, и Эшрефоглу отступил из Коньи к своей столице, Горгоруму (близ Бейшехира). В 1285 году, благодаря усилиям Месуда и его визиря Сахиб Ата, сыновья Кей-Хосрова были схвачены . Месуд отправил двух сыновей Гияседдина к Аргун-хану . В итоге Аргун-хан принял решение, что мальчики не были сыновьями Кей-Хосрова, их головы были отрезаны и отправлены туркменам . Сулейман и Гюнери поняли, что ситуация оборачивается против них, явились к Месуду II и заверили султана в своей лояльности, после чего получили разрешение вернуться домой . Во время рейда Гайхату направился к Конье, но султан Валад , сын Джалаладдина Руми встретился с ним и уговорил его вернуться, не причиняя вреда жителям Коньи .

В 1287 году внук визиря Сахиба Ата погиб во время конфликта с племенем Гермиян . Затем туркмены Гермиян разграбили район Бейшехира. Месуд выступил с монгольско-сельджукским войском под командованием Балту, вторгся в пределы провинции Гермиян и вернулся в Конью 16 ноября 1287 года (1286 ) . Месуд выступил с Гайхату против Караманогулларов. 15 января 1288 года монголо-сельджукское войско разрушило Ларенду и разорило земли Карамана . После этого инцидента Аргун-хан вызвал к себе Сахиба Ата и велел платить больше налогов. Старый визирь умер от болезни в ноябре 1288 года, вскоре после возвращения в Конью .

Летом 1289 года брат Аргун-хана, Гайхату, лично появился в Конье для подавления мятежных беев .

В 1291 году после смерти Аргун-хана Гайхату стал ильханом и покинул Анатолию . Фахреддин Казвини (двоюродный брат историка Хамдаллаха Казвини), который был отправлен в Анатолию в качестве визиря после смерти Сахиба Ата, не только увеличил старые налоги, но и ввёл новые , собирая в десять раз больше, чем определял закон. По словам Аксараи, «везирь был настолько необразован, что не знал различия между арабскими словами „арш“ (престол Божий) и „сашар“ (десять)» . Он довёл людей налогами до восстания. Рассмотрев жалобы на него, ильхан казнил Фахреддина Казвини на площади Тебриза в сентябре 1291 года . Финансовые дела в Анатолии были переданы сыну Явлака Арслана, Ходже Насреддину (Пахимер называл его Настрацием ) . Его управление устраивало и монголов, и народ Анатолии .

Отъезд Гайхату из Анатолии спровоцировал активность Караманогулларов . Воспользовавшись тем, что султан Месуд жил в Кайсери , они совершали рейды в окрестности Коньи . Под командованием Халила Бахадыра по пути на Конью они захватили Бейшехир, убили Эшрефоглу и в течение трёх дней грабили Конью. Знатные люди города обратились за помощью к внуку Сахиб Ата. Брат султана Месуда Рюкнеддин Кылыч-Арслан прибыл в Конью с войсками из Кайсери. Однако этих сил было недостаточно, чтобы помешать Караманидам. В результате султан Месуд вынужден был обратиться за помощью к Гайхату . Гайхату ещё раз прибыл в Анатолию с монгольской армией, и Месуд приветствовал его в Кайсери. Войска монголо-сельджуков захватили Ларенду и подожгли город. Затем они вернулись в Конью с добычей и пленниками, разграбляя во время восстания земли Эшрефогуллары до Денизли и Ментеше . Хотя жители Коньи с радостью приветствовали Гайхату, но и они подвергались жестоким преследованиям в течение восемнадцати дней .

Отношения с Чобанидами

В 1291 году правителем бейлика Чобанидов был Явлак Арслан, внук эмира Чобана , ранее приветствовавший Месуда и служивший ему. Явлак Арслан изменил Месуду и принял прибывшего в Кастамону Кылыч Арслана , брата Кей-Кавуса. Кылыч Арслан объявил себя султаном, а Музафферуддина Явлака Арслана — своим атабеком . В 1292 году Гайхату отправил против них войско под командованием Месуда II . Борьба между Явлак Арсланом и Месудом II описана у Аксарайи и Пахимера .

Месуд был разбит в первой же битве и взят в плен после он оказался в Константинополе со своей семьёй .

Р. Шукуров упоминал о посещении Месудом Константинополя между 1290 и 1293 годами. По его словам, Месуд был вместе со своей женой и дочерью, с императором он не встретился, но Шукуров не указывал, что посещение было связано с пленом. После возвращения Месуда в Анатолию его жена и дочь остались в Константинополе. Позднее Андроник II по просьбе Месуда отослал ему его жену, но дочь осталась заложницей у императора .

В 1292/1293 году Шемседдин Яман Джандар одержал победу над Кылыч Арсланом, после чего Месуд вернулся . В битве Явлак Арслан погиб . От Пахимера пошла другая версия смерти Явлака Арслана. Якобы, он отказался от борьбы и явился к Месуду с семьёй, принеся извинения и клятву верности. Месуд II принял его, но не простил измену и вскоре приказал убить и его, и его семью . После победы в награду за службу ильхан Гайхату передал владения Явлака Арслана Яману Джандару, что стало началом основания бейлика Джандарогуллары на основе территорий Чобаногуллары .

Смещение

Жители Анатолии были обязаны платить большие налоги во время правления Гайхату. После убийства Гайхату его сменил Байду , покровительствовавший христианам, а затем Газан-хан . Частые рейды монгольских нойонов беспокоили анатолийцев. Тогачар нойон, назначенный губернатором Анатолии в 1296 году, собрал большие суммы денег у жителей Анатолии, особенно на бывших землях Данышменидов . Поскольку на жестокость Тогачара поступало много жалоб, Газан-хан послал Балту чтобы наказать его, и Тогачар был убит. Однако Балту взбунтовался против Газана-хана и отказывался явиться к ильхану, хотя Газан-хан несколько раз звал его в Тебриз. Кроме того, он не дал поехать в Тебриз Месуду. В этот период Месуд жил в Кайсери, потому что он чувствовал себя там в большей безопасности благодаря монголам, а Коньей правила община ахи. Поняв, что Балту восстал против него, Газан-хан послал армию из 30 тысяч человек под командованием в Анатолию в 1296 году. Кутлушах победил Балту, который нашёл убежище у армянского царя. Однако затем царь выдал его Газан-хану, который казнил Балту в Тебризе 14 октября 1297 года. Месуда Газан-хан тоже обвинял в мятеже, хотя Балту держал при себе Месуда насильно . Месуд, которого Кутлушах послал в Тебриз, пытался оправдаться, Газан-хан не был удовлетворён, сместил Месуда и сослал в Хамадан . Этот инцидент иллюстрирует тот факт, что ильханы назначали сельджукских султанов, как своих служащих, и управляли султанатом как своей провинцией .

Предположительная смерть

По сообщению Пахимера, сын Явлака Арслана Али решил отомстить Месуду:

Али Амурид… кичился перед нами от того, что, защищаясь, убил Мелика Масура, сына султана Азатина… Во время боя судьба подвела Мелика: лошадь на полном скаку подвернула ногу и со всей силой сбросила седока; упав, он стал добычей меча.

Таким образом, по византийским источникам, жизнь Месуда II закончилась в 1295/1296 году, но, если доверять исламским источникам, то Месуд II дважды был на троне сельджуков и упоминания о нём встречаются до 1308 года . Рашид ад-Дин, чиновник монголов и современник событий, написавший «Сборник летописей» в 1310 году, не упоминал о смерти Месуда: «Когда Балату был казнён <…> Султана Месуда по подозрению в состоянии нукером у Балату отрешили» .

1298—1308 годы

Два года трон Конийского султаната был свободен . В 1298 году через два года после того, как султан Месуд был смещён и сослан в Хамадан, Газан-хан возвёл на трон сына его брата Ферамурза, Алаэддин Кей-Кубада III . В этот период борьба сельджукско-монгольской администрации с туркменами Анатолии достигла пика. Самая важная черта, которая отличает борьбу этого периода от противостояния в период правления Месуда, состояла в том, что сам новый султан был причастен к притеснениям . В 1301/02 году он был низложен, и вместо него на престол был снова возведён Месуд .

Поскольку по византийским источникам жизнь Месуда II закончилась в 1295/96 году, историки, опиравшиеся на них, полагали, что султан Месуд, правивший в начале XIV века, был уже другим Месудом, Месудом III : С. Сказкин называл Месуда III как правившего в 1307—1308 годах; указывал, что в 707 году правил Месуд III ; упоминала Месуда III и назвала его отцом Месуда II ; К. Босуорт указал Месуда III в списке султанов ; В. Гордлевский указал в списке султанов Гияседдина Месуда III, но поставил рядом с именем вопросительный знак . Однако В. Бартольд писал, что согласно изученной им в Каире рукописи анонимного автора, сельджукского чиновника и современника Месуда (позже названного Аксарайи ), Месуд II был возвращён на трон, аналогичные данные указывал, по словам Бартольда, османский историк Мюннеджим-баши, уточняя, что Месуд вернулся на 4 года .

Единственное событие второго правления Месуда относится к 1304 году. Некий Чахиоглу восстал против монголов. Он занимал замок Девелухисар (Дулхисар) между Аксараем и Нигде. Месуд осадил Чахиоглу вместе с монгольским войском, однако осада была снята, когда пришло известие о смерти Газан-хана .

Нигдели Кади Ахмед датировал смерть Месуда II 708 годом Хиджры (1308/09) . По общепринятому мнению Месуд II скончался в 1308 или 1310 году в Кайсери и был последним правителем государства сельджуков . Османский историк Дженнаби сообщал, что султан, который провёл свои последние годы в финансовых трудностях, впал в депрессию и отравился из-за своих долгов и бесконечных требований монголов . Место захоронения тела Месуда было неизвестно, на момент смерти (в 1308 году) он находился в Кайсери или Симре . В последние годы изучение вакуфных документов в архиве Самсуна позволило установить, что Месуд был захоронен в месте под названием Татар Калеси в окрестностях Кёпрю .

Семья

  • Дочь, оставшаяся в Константинополе заложницей, которую император выдал замуж за некоего Исаака Мелика, предводителя тюркских наёмников .
  • Сын, Таджеддин Алтунбаш, которому после смерти отца ильхан передал Амасью и её окрестности . До 1318 года Алтунбаш правил как вассал монголов. После 1318 года, когда атабек Алтунбаша эмир Ешбек был убит в Амасье во время конфликта с монголами, Таджеддин Алтунбаш начал править в регионе севернее Амасьи самостоятельно, став основателем бейлика Кубадогулларов , входившего в группу бейликов Джаник . Умер в 1340-х или 1350-х годах .

Личность, значение

Последние сохранившиеся до наших дней монеты анатолийских сельджуков принадлежат Месуду II , они чеканились в Кайсери в 681, 688, 689 690 и 693 годах хиджры .

По словам Р. Шукурова, Месуд II «имел двойную христианскую и мусульманскую идентичность, которая ещё больше осложнялась двойной тюрко-персидской и греческой этнической идентичностью» . По общепринятому мнению Месуд был последним правителем анатолийского государства сельджуков . Большинство исследователей (В. Бартольд , К. Босуорт , А. Новичев , Д. Еремеев и М. Мейер , Т. Райс , В. Гордлевский, Э. Замбаур и Ф. Шумер ) считает, что Конийский султанат завершил своё существование в 1307/08 году, независимо от того, кого эти исследователи называют последним султаном — Месуда II или Месуда III. Однако есть мнение, что султанат просуществовал до 1318 года и после Месуда (того или другого) правил .

Среди стихов султана Валада есть насколько, посвящённых Месуду. В касыде , написанной в ознаменование въезда султана в Конью 3 августа 1281 года, султан и ведущие эмиры восхваляются стандартными эпитетами панегирика : султан по своей храбрости похож на Рустама , по справедливости на Ануширвана , эмиры сравниваются со звёздами, а султан — с луной. В другом стихотворении Валад просит о помощи и называет Месуда «стержень жизни и мира», «целью сотворения всего мира», утверждает, что «жизнь, будь она даже на небесах, была бы адом», если бы не было Месуда .

Даты правления Месуда

Помимо дат правления, указанных в Исламской энциклопедии (1282—1296, 1302—1308 ), можно встретить следующие датировки:

Автор Год Датировка
Д. Еремеев, М. Мейер 1991 1284—1293, 1294—1300, 1302—1304
Т. Райс 1961 1283—1298
В. Гордлевский 1960 1282/83-1284, 1284—1293, 1294—1300, 1302—1304
В. Запорожец 2011 1284—1296
К. Босворт 1971 1282—1284, 1284—1293, 1294—1301, 1303—1305
О. Туран 1984 1284—1296 1302—1310
Ф. Шумер 2009 1284-1296, 1302—1308
Э. Замбаур 1927 681—683, 683—692, 693—700, 702—704
С. Сказкин 1967 1282-1304
Д. Коробейников 2000 1285-1297, 1303—1304/5

Родственные связи последних султанов

Комментарии

  1. Иные датировки правления приведены в соответствующем разделе.
  2. «после смерти султана Месуда, была окончательно устранена въ Руме династия Сельджукидов» .
  3. «В 1307 г. монголы задушили последнего сельджукского султана. Эта дата считается концом Сельджукского султаната» .
  4. «Со смертью Месуда сельджукская династия фактически перестала существовать» .
  5. «1302-1308 Гияс ад-дин, сын Кейкубада III, и Месуд III оспаривали право на полный суверенитет до того момента, как Месуд был убит Монголами. Гис ад-дин исчезает со страниц истории бесследно, на нём династия заканчивает своё существование» .
  6. В списке правителей Месуд III указан последним
  7. «В Конье на сельджукском троне в это время находился султан Кылыч Арслан V (1310—1318). Тимур-таш сделал своей столицей Кайсери и отсюда стал управлять Анатолией, не считаясь с султаном. Когда в 1318 г. в Конье умер Иззеддин Кылыч Арслан V, Тимур-таш не разрешил взойти на престол ни сыну и законному наследнику умершего султана принцу Алаэддину (умер в 1365 г.), ни какому-либо другому представителю сельджукской династии» .
  8. «Принято считать, что Гияседдин II Месуд умер в 708/1308 гг., и государство сельджуков также прекратило своё существование. Однако некоторые исследователи утверждают, что султан по имени Кылыч Арслан взошёл на престол и его правление продолжалось до 1318 года» .

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , pp. 115—116.
  4. .
  5. .
  6. , с. 90, 107.
  7. .
  8. .
  9. .
  10. .
  11. , p. 150—152.
  12. , с. 0133.
  13. .
  14. , p. 121.
  15. , p. 78.
  16. , p. 233.
  17. , с. 181.
  18. , с. 186.
  19. , с. 0136—0137.
  20. , S. 152.
  21. , p. 301.
  22. , tab.130.
  23. , с. 11,42.
  24. .
  25. , с. 0137.
  26. , S. 334.
  27. .
  28. , p. 106.
  29. .
  30. , с. 117.
  31. .
  32. , p. 133.
  33. , с. 24.
  34. , с. 80—81.
  35. .
  36. , Глава VII, § 2.
  37. , p. 84—86.
  38. , с. 384.

Литература

  • Георгий Пахимер . // Византийский временник / Пер. с греч.: Д. А. Коробейникова. Отв. ред.: Г. Г. Литаврин . — М. : Наука , 2000. — Т. 59 (84). — С. 288—292. — 304 с. — ISBN 5-02-008594-4 .
  • Рашид ад-Дин. . — М. - Л. : АН СССР , 1946. — Т. 3.
  • Бартольд В. В. // Записки восточного отделения Императорского русского археологического общества . — СПб. : Типография Императорской академии наук , 1908. — Т. восемнадцатый. 1907—1908 . — С. 0115—0154 .
  • Босворт К. Э. 52. Сельджукиды Рума // Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии / Пер. с англ. П. А. Грязневича , отв. редактор И. П. Петрушевский . — М. : «Наука», 1971. — С. 178—180.
  • Гордлевский В. А. / отв. ред. акад. И. Ю. Крачковский . — М. : Изд-во восточной литературы , 1960. — Т. 1: Исторические работы. — С. 63—64. — (Избранные сочинения).
  • Еремеев Д. Е., Мейер М. С. . — М. : Издательство Московского университета , 1992. — 246 с. — ISBN 5211022017 .
  • Запорожец В. М. . — М. : Воениздат , 2011. — 294 с. — ISBN 5203021252 .
  • История Турции. I. Эпоха феодализма (XI—XVIII века) / Отв. редактор д-р истор. наук проф. И. П. Петрушевский. — Л. : Изд-во ЛГУ , 1963.
  • Райс Т. Сельджуки. Кочевники — завоеватели Малой Азии / Пер. с англ. О. И. Миловой. — М. : Центрполиграф , 2004. — 238 с. — ISBN 5-9524-0949-0 .
  • / гл. ред. С. Д. Сказкин . — Наука, 1967. — 536 с.
  • Шукуров Р. // Византийский временник. — М. : Наука, 2008. — Т. 67 (92) . — С. 89–116 . — ISSN .
  • Albayrak M. Candaroğulları Beyliği’nin Kuruluşu ve Osmanlı Beyliği ile Münasebetlerine Dair Bir Değerlendirme (тур.) // Sosyal ve Kültürel Araştırmalar Dergisi. — 2018. — C. 4 , sayıl. 7 . — S. 73—100 .
  • Atçeken Z., Yaşar B. . — Eğitim Yayınevi, 2016. — 352 S. — ISBN 978-975-8890-15-6 .
  • Cahen Cl. . — L. : Sidgwick and Jackson, 1968. — 457 p.
  • Çayırdağ M. Mesud II // Kayseri ansiklopedisi. — Kayseri, 2015. — Vol. 4. — S. 388—389. — ISBN 978-975-8046-70-6 .
  • Emecen F., Sahin I. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — Vol. 3. — S. 1—4.
  • Ersan M. VIII. Sahib Ataoğulları // . — Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — Vol. 11. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti). — ISBN 9786052375495 .
  • Günal Z. Çobanoğulları Beyliği // (тур.) . — Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — Vol. 11. — S. 141—152. — 1158 S. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti). — ISBN 9786052375495 .
  • Karakök T. XII. Canik Beyleri/beylikleri // . — Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — Vol. 11. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti). — ISBN 9786052375495 .
  • Kesik M. // Islam Ansiklopedisi. — 2004. — Vol. 29. — S. 342—344.
  • Kofoğlu S. // Islam Ansiklopedisi. — 1995. — Vol. 11. — S. 484—485.
  • Merçil E. . — İs. : İstanbul Üniversitesi , Edebiyat Fakültesi, 1985. — 408 S.
  • Öden Z. G. (тур.) // TTK Belleten. — 1997. — C. 61 , sayıl. 231 . — S. 287—300 . — ISSN .
  • Peacock A. C. S. . — Cambr. : Cambridge University Press , 2019. — 310 p. — ISBN 978-1-108-49936-1 .
  • Satoğlu A. Mesud II // . — Ankara: Kültür Bakanlığı, 2002. — Vol. 4. — S. 388—389.
  • Şimşirgil A. (тур.) // Türkler. — Ankara, 2002. — C. VI . — S. 771.
  • Shukurov R. . — Leiden: BRILL , 2016. — ISBN 978-90-04-30775-9 .
  • Shukurov R. Harem Christianity: The Byzantine Identity of Seljuk Princes // The Seljuks of Anatolia: court and society in the medieval Middle East / A. C. S. Peacock (Ed), Sara Nur Yildiz (Ed). — L. : I.B. Tauris , 2015. — P. 115—150. — 328 p.
  • Sümer F. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2009. — C. 36 . — S. 380—384.
  • Uzunçarşılı İ. H. Eşref oğulları // . — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1969. — S. 58—61. — 372 S.
  • Uzunçarşılı İ. H. As̲h̲raf Og̲h̲ullari̊ / In Houtsma, Martijn Theodoor . — Leiden: E.J. Brill, 1997. — Vol. I / ed. by H.A.R. Gibb , J. H. Kramers , E. Lévi-Provençal , J. Schacht, B. Lewis , Ch. Pellat . Assisted by S. M. Stern , C. Dumont and R. M. Savory . — P. 702—704. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam , 1913–1936).
  • Zachari̇adou E. Pachymeres on the «Amourioi» of Kastamonu (англ.) // Byzantine and Modern Greek Studies. — Durcham: Duke University Press , 1977. — Vol. 3 . — P. 57—70. — ISSN .
  • Zambaur Ed. K. M. von. . — H. Lafaire, 1927.

Ссылки

  • (тур.) . Milliyet . Дата обращения: 8 июня 2021. 8 июня 2021 года.
Источник —

Same as Месуд II