Фишер, Дженна
- 1 year ago
- 0
- 0
Джеффри Фрэнсис Фишер, барон Фишер Ламбетский ( англ. Geoffrey Francis Fisher, Baron Fisher of Lambeth ; 5 мая 1887 , , Уорикшир, Англия — 15 сентября 1972 , , Дорсет, Англия) — 99-й архиепископ Кентерберийский (1945—1961), барон Фишер Ламбетский , член Тайного совета Великобритании , рыцарь Великого Креста Королевского Викторианского ордена .
Родился в семье англиканских священнослужителей в Нанитоне, провёл детство в городе Хайэм он зе Хилл ( англ. Higham-on-the-Hill ) в графстве Лестершир . В 1906—1911 гг. учился в Оксфордского университета и в Уэлском при Уэллском соборе , стал деканом в 1912 году и священником — в 1913. В 1914 году сменил Уильяма Темпла в должности директора в графстве Дербишир , которую оставил в 1932 году.
В 1932—1939 годах занимал кафедру сумев, в силу своего происхождения, сократить дистанцию между официальной церковью и прихожанами из числа рабочих и фермеров. Осознав проблему нехватки приходских священников в епархии и низкой оплаты их труда, Фишер выступил с яркой речью на Церковной ассамблее (ныне — ) в защиту Честерского колледжа (Chester Training College), что позволило сохранить учебное заведение, готовившее священнослужителей. Одним из других его важных шагов стало сотрудничество с миссией Индустриального христианского содружества ( англ. Industrial Christian Fellowship ) и согласие на выступления в трущобах Биркенхеда .
В 1939—1945 годах занимал кафедру . В период Второй мировой войны остро встала проблема устранения материального ущерба, причинённого лондонским приходам в ходе германских воздушных налётов. Фишер сумел преодолеть сопротивление консервативных церковных кругов, отрицавших право епископа вмешиваться в дела приходов, и использовал своё влияние в Церковной ассамблее и Палате лордов для организации восстановительных работ. Он также организовал многоконфессиональный восстановительный комитет (Multidenominational reconstruction committee) с участием Армии Спасения , еврейских и квакерских организаций, возглавлял Комитет по военному ущербу (War-damage committee), участвовал в деятельности ряда других общественных организаций, в том числе выступавших против проведения воскресных утренних парадов ополчения и использования колоколен военными в качестве наблюдательных пунктов, а также участвовал в , стремившемся развить сотрудничество Католической церкви с другими христианскими деноминациями.
Предшественник | Начало периода | Епископские кафедры Джеффри Фишера | Конец периода | Преемник |
---|---|---|---|---|
1932 | 1939 | |||
1939 | 1945 |
2 января 1945 года консервативный премьер-министр Уинстон Черчилль назначил Фишера архиепископом Кентерберийским, вызвав разочарование в либеральных кругах, желавших возвышения преемника идей Уильяма Темпла . Тем не менее, новый архиепископ Кентерберийский с самого начала постарался сгладить противоречия внутри Англиканского мирового сообщества, пригласив на церемонию своей инаугурации председательствующего епископа Епископальной церкви США ) и устроив общежитие для прибывших на торжество гостей в Ламбетском дворце . В Кентербери Фишер противостоял местному «красному декану » Хьюлетту Джонсону , горячему приверженцу левых идей и стороннику Советского Союза, но пресекал любые попытки отстранения священнослужителя с занимаемой должности по политическим мотивам. Тем не менее, он категорически отвергал требования радикального реформирования Англиканской церкви, исходящие в том числе от ряда епископов. Так, Фишер резко выступил против математика и Эрнеста Уильяма Барнса , опубликовавшего в 1947 году книгу «Подъем христианства» («The Rise of Christianity»), в которой автор поддерживал взгляды группы молодых исследователей Нового Завета , критиковавших ряд положений христианского учения, в том числе возможность чудесных событий. Фишер пытался добиться отставки Барнса, но не добился успеха в силу отсутствия подобных полномочий у архиепископа. Однако, его отношение к переменам в церкви не являлось абсолютно консервативным: при нём велись исследования, направленные на обновление англиканских канонических правил 1604 года , которые успешно завершились в 1963 году , уже после ухода Фишера на покой.
В 1946 году он был у истоков создания Международного совета христиан и евреев (ICCJ), которое состоялось на конференции «Свобода, справедливость, ответственность» в Оксфорде . В первые послевоенные годы прилагал значительные усилия, добиваясь оказания помощи Европе в преодолении социальных и экономических проблем, хотя до 1948 года не посещал Германию, что вызвало сетования со стороны немцев. Фишер поддерживал недавно созданный Всемирный совет церквей , председательствовал на его первой ассамблее в Амстердаме в 1948 году и на второй — в Эванстоне (США) в 1954 году.
В июне 1953 года провёл коронацию королевы Елизаветы II в Вестминстерском аббатстве , председательствовал на 8-й и 9-й епископов Англиканского сообщества (соответственно в 1948 и 1958 гг.). Активно участвовал в политической и общественной жизни, приложил особые усилия к развитию отношений Церкви Англии с так называемыми « свободными церквями », то есть с христианскими церквями, не имеющими официального государственного статуса. В декабре 1960 года нанёс визит в Ватикан (первый визит архиепископа Кентерберийского за весь период после английской Реформации ) и встретился с Папой Римским Иоанном XXIII , тем самым положив начало новому этапу отношений Церкви Англии с католиками. Путешествовал по всему миру, включая Африку, Азию, Австралию, Новую Зеландию и Северную Америку. Ушёл на покой 17 июня 1961 года, после чего получил пожизненное пэрство с титулом барона Фишера Ламбетского.
В должности архиепископа Кентерберийского Джеффри Фишер открыл также и новую страницу отношений с Русской православной церковью . Его предшественники в период до Второй мировой войны не вступали в контакты с Московской патриархией , поддерживания отношения лишь с заграничной церковью . Фишер же в 1947 году в личном послании патриарху Алексию I предложил создать комиссию для рассмотрения результатов англикано-православных переговоров за минувшие годы. В 1948 году на Совещании глав и представителей Автокефальных православных церквей в Москве обсуждался вопрос о действительности англиканских хиротоний , и было принято решение о развитии диалога православных церквей с англиканами. В 1956 году в Москве в рамках ответного визита делегации Церкви Англии (визит делегации Московской патриархии в Великобританию состоялся в 1955 году) была организована православно-англиканская конференция, на которой обсуждались богословские предпосылки для сближения церквей .
В период своей работы в Рептонской школе встретил Розамонд Шевалье ( англ. Rosamond Chevallier ), дочь бывшего преподавателя упомянутой школы преподобного и внучку С. А. Пирса ( англ. S. A. Pears ), одного из наиболее известных её бывших директоров. 12 апреля 1917 года Джеффри женился на Розамонд, и супруги счастливо прожили всю жизнь, вырастив шестерых детей.
После ухода Фишера на покой семья сменила несколько мест жительства, пока не осела в городке Трент в графстве Дорсет, поблизости от Шерборна, где Джеффри вёл жизнь сельского священника. Умер 15 сентября 1972 года в Итмэнском госпитале ( англ. Yeatman Hospital ) под Шерборном и похоронен 20 сентября в Тренте, в церковной ограде. В часовне Св. Григория Кентерберийского собора создан его мемориал.
Британский писатель и лётчик Роальд Даль в автобиографической книге «Мальчик: истории детства» ( англ. Boy: Tales of Childhood ) описал эпизод телесного наказания, понесённого другом рассказчика по имени Майкл от руки директора Рептонской школы Джеффри Фишера, вследствие чего назначение последнего архиепископом Кентерберийским заставило повзрослевшего к тому времени писателя усомниться в существовании Бога. По утверждению биографа Даля, , в действительности упомянутое происшествие имело место в мае 1933 года, спустя год после ухода Фишера из школы, и связано с его преемником в директорской должности .
В 1958 году, в разгар холодной войны между Западом и СССР, Фишер заявил о своём убеждении, «что было бы неправильно строить политику только из опасения последствий… Насколько я знаю, во власти Господа сделать так, чтобы человечество уничтожило себя таким способом [то есть вследствие ядерной войны]» . Ему также приписывалась фраза: «Наихудшее, что может сделать Бомба, — отправить множество людей с этого света на тот, куда им всё равно суждено попасть» . Тем не менее, отдельные священнослужители защищали архиепископа от критики в прессе, в частности заявил: «В мире зла война может быть меньшим из двух зол» .