Оттон III (герцог Баварии)
- 1 year ago
- 0
- 0
Оттон Фрейзингенский ( лат. Otto episcopus Frisingensis , нем. Otto von Freising ; около 1112 или 1114 — 22 сентября 1158 ) — немецкий писатель , историк и хронист , пятый сын Леопольда III Святого , маркграфа австрийского и Агнессы фон Вайблинген , дочери императора Генриха IV . Выходец из знаменитой семьи Бабенбергов , он приходился племянником императору Генриху V , единоутробным братом германскому королю Конраду III и дядей императору Фридриху I Барбароссе .
Сызмальства добровольно решив посвятить себя богу, около 1126 года стал пробстом монастыря Клостернойбург , основанного в 1114 году его отцом близ Нойбурга . Не позже 1130 года принял духовный сан .
Между 1126 и 1132 годами изучал философию и богословие в Париже , возможно, в Сен-Викторском аббатстве , а также в Шартре . Достоверных свидетельств о том, что он учился там у таких известных философов и теологов, как Гуго Сен-Викторский , Гильберт Порретанский и Тьерри Шартрский , не имеется, однако значительное влияние их трудов на формирование его исторических, богословских и философских взглядов не вызывает сомнений .
С 1133 года подвизался в цистерцианском монастыре в Моримонте (графство Бургундия ), где в 1138 году стал настоятелем . В том же году был избран епископом Фрейзинга (Бавария) .
Находясь на своём посту, развил кипучую деятельность, реформировав монастыри и покровительствуя наукам и образованию, прививая во Фрайзинге парижскую схоластику и философию Аристотеля . Активно защищал земельные владения и имущественные права своей обители от судебных приставов баварского пфальцграфа Оттона I Виттельсбаха , за что подвергался с его стороны нападкам и унижениям.
Трижды, в 1141—1145 годах, от имени своего брата короля Конрада III , был посланником при папском дворе , а в 1147—1149 годах сопровождал его во Втором крестовом походе , откликнувшись на призыв Бернара Клервоского . Во время похода на юге Малой Азии близ Лаодикеи возглавляемый им отряд повергся нападению сельджуков , а сам Оттон едва не лишился жизни.
От имени своего племянника Фридриха I, выступал посредником в конфликте между баварским и австрийским герцогами, а затем и между самим императором и папой Адрианом IV . В 1157 году присутствовал на заседании рейхстага в Безансоне .
Умер 22 сентября 1158 года по дороге на заседание капитула в аббатстве Сито . Подробное описание последних минут его жизни написано было его воспитанником и секретарём, клириком фрейзингенской церкви Рахевином . Похоронен Оттон был в соборном храме Моримонтского аббатства, освящённом в 1259 году, где гробница его сохранялась вплоть до 1636 года, когда в годы Тридцатилетней войны обитель подверглась разорению. После окончательного разрушения монастыря в годы Великой Французской революции место захоронения было окончательно утрачено.
В 1954 году среди руин Моримонтcкого монастыря под алтарём соборной церкви были найдены кости, признанные мощами блаженного Оттона, перенесённые в дочернее аббатство Хайлигенкройц в Венском Лесу и в 1966—1969 годах исследованные антропологическим отделом Музея естествознания в Вене . Сегодня эти мощи хранятся в монастыре Хайлигенкройц в отдельной часовне .
Своей « Хроникой о двух государствах » ( лат. Chronica de duabus civitatibus ) в 7 книгах, доведенной до 1146 года и продолженной до 1209 года Оттоном Санкт-Блазиенскима , а также «Деяниями императора Фридриха I» — историей императора Фридриха I до 1156 года , Оттон заслужил почётное место среди немецких историков Средневековья , став создателем первой со времен Евсевия Кессарийского философской интерпретации всемирной истории .
Основными источниками для хроники Оттона, изначально написанной в 1143 — 1146 годах по заказу Аугсбургского аббата Исангрима и в 1157 году переработанной, дополненной и посвящённой императору Фридриху, послужили сочинения Руфина Аквилейского , Аврелия Августина , «История против язычников» Павла Орозия (V в. н. э.), хроники Фрутольфа из Михельсберга (кон. XI в.), Эккехарда из Ауры (начало XII в.), Ортлиба и Бертольда из Цвифальтена (вторая четверть XII в.), а также « Хильдесхаймские анналы » (около 1140 г.) .
Составленная с позиций последовательного августинианства , хроника излагает историю «двух градов» как проявление непрерывной борьбы земного и божественного начал, проникнута эсхатологическими настроениями и заканчивается воображаемой картиной конца мира . Причина пессимизма Оттона Фрейзингенского заключалась в социально-политическом кризисе в Германии, раздираемой борьбой феодальных партий, а также соперничеством императором с римскими понтификами. Борьба Генриха IV с папой Григорием VII рассматривается им в качестве источника бедствий и для церкви, и для мирян, поскольку первый является духовным сыном последнего, и неизбежно приведёт к образованию «смешанного града» ( лат. civitas permixta ), который, с началом Апокалипсиса , распадётся на «град праведников» и «град грешников», как это изложено в восьмой книге хроники .
В повествование об исторических событиях Оттон искусно вплетает собственные философские отступления, образующие вместе некую целостную историософскую концепцию , опирающуюся на теорию « Translatio imperii » и коррелирующую с традиционной периодизацией «четырёх царств» . В последней части его сочинение содержит ценный фактический материал по внутренней и внешней истории Германии времён правления Конрада III (1138—1152), представляя широкое полотно политической жизни того времени .
В написанных в 1157—1158 годах « Деяниях императора Фридриха I » Оттон Фрейзингенский изложил историю Германии с правления Генриха IV до 1156 года заново, придерживаясь официально-придворной точки зрения . Немало материалов для работы над ними предоставил сам Фридрих I Барбаросса , местами же автор пользовался собственными воспоминаниями, и его рассказ о втором крестовом походе здесь столь же «автобиографичен», как и включённое в хронику подробное описание собственной поездки в Италию осенью 1145 года .
Помимо пересмотра своих взглядов на историю, выраженных в «Хронике двух государств», Оттон приводит в «Деяниях» немало новых сведений, в частности, касающихся предыстории правления императора Фридриха и второго крестового похода, а также о Венгерском королевстве и провозглашении на съезде князей в Регенсбурге 1156 года нового герцогства Австрия . Между 1170 и 1177 годами «Деяния Фридриха», являющиеся ценным источником по истории Германии и Италии XII века, а также международным отношениям того времени, было продолжено до 1160 года Рахевином .
Выступая в качестве идеолога Священной Римской империи и вдохновляясь идеей «четырёх монархий» Иеронима Стридонского , Оттон выдвигает фиктивный постулат «переноса власти», согласно которой владычество над миром «передано» было самим богом от римских императоров сначала Карлу Великому (800), а затем германскому императору Оттону I (962), начинания которого продолжили его преемники вплоть до Фридриха Барбароссы .
Со стороны художественной формы и философской обработки материала Оттон стоит высоко над другими средневековыми хронистами, но относительно фактологической точности своих трудов оставляет желать лучшего. Изложение событий прошлого прерывается у него богословскими рассуждениями, а описание деяний выдающихся персонажей местами носит характер панегирика .
«Деяния императора Фридриха» Оттона сохранились во многих рукописях XII—XVI веков, хранящихся в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене , Библиотеке герцога Августа в Вольфенбюттеле , библиотеке бенедиктинского аббатства Адмонт ( Штирия ), Ватиканской апостольской библиотеке , Национальной библиотеке Франции в Париже и др. собраниях. Хроника «О двух государствах» сохранилась в нескольких рукописях, старейшими из которых являются манускрипты из в Йене (XII в.) и Амброзианской библиотеки в Милане (XIII в.) .
Сочинения Оттона впервые напечатаны были в 1515 году в Страсбурге австрийским историком-гуманистом и дипломатом Иоганном Куспинианом , а в 1569 году переизданы в Базеле французским историком и правоведом Пьером Питу . Первое критическое издание обоих трудов подготовлено было историком-архивистом для « Monumenta Germaniae Historica » (отдельный оттиск его под заглавием «Ottonis episcopi Frisingensis opera», Ганновер , 1867). «Деяния императора Фридриха», с продолжением Рахевина, были переизданы Георгом Вайцем в 1884 году в Ганновере . Немецкий перевод хроники, выполненный историком и педагогом для многотомника «Geschichtschreiber der deutschen Vorzeit», выпущен был в 1881 году в Лейпциге , а в 1883 году там же вышел его перевод «Деяний Фридриха» ( Лпц. , 1883). Комментированный английский перевод её, выполненный , увидел свет в 1928 году в Нью-Йорке , под редакцией Остина Эванса и , и в 1966 и 2002 годах там же переиздавался .
Новейшее критическое издание в латинском оригинале и немецком переводе опубликовано в 2000 году в Дармштадте под редакцией историка- медиевиста .