Interested Article - Хазары

Хаза́ры ( ивр. כזר «хазар» , קזר «казар» , כוזרים «кузарим» , араб. الخزر «ал-хазар» , перс. خزر «хазар» , ср.-греч. Χάζαροι «хазари» , арм. խազիր «хазир» , др.-рус. коꙁаре , лат. Chazari ) — тюркоязычный кочевой народ . Стал известен в Восточном Предкавказье (равнинный Дагестан ) вскоре после гуннского нашествия.

Этноним

Имя хазары является самоназванием , его этимология до конца не ясна. По одной из версий, происходит от тюркской основы kaz — обозначающей кочевание . Также высказаны предположения, что оно восходит:

Хазарским назывались Чёрное и, реже, Азовское моря (в то время влияние хазар в Крыму было очень сильным). Также именем хазар в ближневосточных языках называется Каспийское море (см. Хазарское море ). На суше название «Хазария» дольше всего сохранялось за Крымом и Северным Причерноморьем (в византийских и итальянских источниках до XVI века) .

Происхождение

По мнению некоторых исследователей ( Б. Н. Заходер ), хазарский этнос имел дуалистическую основу, объединяя два главных племени — белых и чёрных хазар ( и ). Сторонники другой точки зрения ( М. И. Артамонов , А. П. Новосельцев ) считают это деление не этническим, а социальным и указывают на более сложную организацию. В тесной связи с хазарским племенным союзом находились барсилы , савиры , баланджары и др. В дальнейшем они были частично ассимилированы. Наиболее близки к хазарам были барсилы, в паре с которыми они часто упоминаются в начальный период истории, а страна Берсилия выступает в источниках исходным пунктом, из которого начинается хазарская экспансия в Европе .

Относительно происхождения хазар и их прародины высказаны следующие гипотезы:

Последняя точка зрения (в разных вариациях) занимает доминирующее положение в российской и украинской науке

В средневековых генеалогических легендах хазары возводились к потомку Ноя Тогарме . В еврейской литературе они иногда признавались потомками колена Симеона .

Хазарский язык , судя по сохранившимся словам, принадлежал к тюркской языковой семье , предположительно, к её булгарской группе .

Территория расселения, политическая экспансия

Хазарский каганат

До VII века хазары занимали подчинённое положение в сменявших друг друга кочевых империях. В 560-е годы оказались в составе Тюркского каганата , после распада последнего в середине VII века создали собственное государство — Хазарский каганат (650—969), который стал одним из самых долговечных кочевых объединений в этом регионе .

Первоначально обитая в районе к северу от Дербента в пределах современного равнинного Дагестана , хазары стали расселяться в контролируемых регионах: в Крыму , на Дону и особенно в Нижнем Поволжье , куда в VIII веке была перенесена столица государства. Несколько групп хазар в результате длительных войн против Ирана и Арабского халифата были насильно переселены в Закавказье . Позже хазарское происхождение имели многие высокопоставленные гулямы Аббасидского халифата . Также известно о существовании хазарского гарнизона в Константинополе и хазарско-еврейской общины в Киеве (урочище Козары существует в Киеве и по сей день). В первой половине IX века три хазарских рода, называемых каварами , из-за политических междоусобиц покинули страну и присоединились к венграм , вместе с которыми пришли в Паннонию и в дальнейшем ассимилировались .

Культура, религия и социальная система

Дань славян хазарам, миниатюра в Радзивиловской летописи , XV век

Социальная организация в целом не отличалась от подобных этнополитических образований кочевников, но по мере становления государственности прогрессивно эволюционировала. Первоначально выборные правители уступили место наследственной династии каганов , которая, в свою очередь, сменилась диархией кагана и бека . К X веку от кочевого образа жизни хазары перешли к полукочевому, зимнее время проводя в городах.

Религиозные верования состояли из общетюркских языческих ритуалов, характерной чертой которых было поклонение богу Тенгри и обожествление кагана. Благодаря географическому положению и веротерпимой политике правительства в хазарскую среду интенсивно проникали христианство и ислам . В VIII—IX веках часть хазар во главе с правящим родом перешла в иудаизм .

Общей для Хазарского каганата считается салтово-маяцкая археологическая культура , но твёрдо связанные с собственно хазарами памятники пока не идентифицированы .

Исчезновение, возможные потомки

Упадок хазар произошёл после разгрома Хазарского каганата древнерусским войском во главе со Святославом Игоревичем в 965 году. Позже хазары растворились в среде тюркоязычных кочевых народов, вошедших впоследствии в состав Золотой Орды .

Какая-то часть этнических хазар, исповедовавших иудаизм , по всей вероятности, влилась в состав центральноевропейских еврейских общин . Потомками хазар считают себя многие представители тюркоязычных иудейских народностей — караимов и крымчаков . Хазарские корни, возможно, имеют некоторые народы Северного Кавказа — в частности, кумыки .

Проблема потомков хазар является предметом разнообразных теорий и спекуляций в популярной литературе .

Палеогенетика

У образцов из Ростовской области определили Y-хромосомные гаплогруппы R-P224 (№№ 67, 531, 1251, 1986), C-M130 (№№ 656, 1564), G-P257 (№ 457), Q-М1105 (№ 619), Н-М231 (№ 1566) .

Галерея археологических находок ( салтово-маяцкая культура )

См. также

Комментарии

Примечания

  1. Письмо хазарского царя Иосифа , письмо анонимного хазарского еврея , книга Иегуды Галеви / современный иврит.
  2. Лиутпранд Кремонский «Антаподосис». В форме родительного падежа Chazarorum ( Равеннский аноним , Анастасий Библиотекарь ). Др. варианты: Caziri ( Баварский географ ), Gazari (Христиан из Ставело), Gazani ( письмо Людовика к Василию I, в тексте в форме родительного падежа Gazanorum), новолат. Cosri ( ).
  3. , с. 183.
  4. .
  5. , с. 84.
  6. , с. 57.
  7. , с. 109—123.
  8. , с. 125—139.
  9. , с. 27.
  10. .
  11. , с. 176, 308.
  12. , с. 28.
  13. , с. 167.
  14. , с. 4.
  15. , с. 6.
  16. .
  17. . от 24 сентября 2017 на Wayback Machine : Contrasting the Rhineland and the Khazarian Hypotheses. Genome Biology and Evolution, 2013; 5 (1): 61-74. Published online 2012 Dec 14, doi: от 21 января 2013 на Wayback Machine . Ranajit Das, Paul Wexler, Mehdi Pirooznia and Eran Elhaik. от 5 августа 2016 на Wayback Machine // Genome Biology and Evolution, 2016; 8 (4): 1132—1149. от 22 июня 2021 на Wayback Machine // Nov. 27th, 2013 at 14:39
  18. .
  19. .
  20. .
  21. .
  22. Raphael Falk. от 8 февраля 2022 на Wayback Machine (англ.)
  23. Фесенко Д. О., Арамова О. Ю., Вдовченков Е. В., Ивановский И. Д., Фесенко О. Е., Поляков С. А., Фалеева Т. Г., Филиппова М. А., Флоринская В. С., Корниенко И. В. от 7 июля 2023 на Wayback Machine // Молекулярная биология (2023), 57, 4. С. 597—608

Литература

  • Артамонов М. И. / Под ред. и с примеч. Л. Н. Гумилёва . — Санкт-Петербург: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. — 523 с.
  • Заходер Б. Н. Горган и Поволжье в IX-X вв.] . — Москва: Наука , 1962. — 279 с.
  • Ивик О. , Ключников В. Хазары / Олег Ивик, Владимир Ключников. — Москва: Ломоносовъ , 2013. — 336 с. — (История. География. Этнография). — 1500 экз. ISBN 978-5-91678-148-9 . (в пер.)
  • Калинина Т. М. , Петрухин В. Я. , . — М. : ЯСК; Рукописные памятники Древней Руси, 2014. — 208 с. от 4 декабря 2021 на Wayback Machine
  • Кёстлер А. Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие . — Санкт-Петербург: Евразия, 2001. — 320 с. — (Barbaricum). — 3000 экз. ISBN 5-8071-0076-X . (в пер.)
  • Новосельцев А. П. . — Москва: Наука , 1990. — 264 с. — ISBN 5-02-009552-4 . от 16 марта 2014 на Wayback Machine
  • Петрухин В. , Флёров В. в Хазарии по данным археологии // История еврейского народа в России. От древности до раннего Нового времени // Иудаизм в Хазарии по данным археологии . — Москва: Мосты культуры/Гешарим, 2010. — С. 149—161.
  • Плетнёва С. А. / Отв. ред. Б. А. Рыбаков . — Москва: Наука , 1976. — 96 с. — (Научно-популярная серия). — 120 000 экз.
  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • / Комар А. В. // Уланд — Хватцев. — М. : Большая российская энциклопедия, 2017. — С. 707. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 33). — ISBN 978-5-85270-370-5 .
  • Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X—XI вв. . — Москва: Издательство Восточной литературы , 1963. — 145 с.
  • Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков . — Москва: Высшая школа , 1969. — 255 с.
  • Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа . — Санкт-Петербург: Наука , 1978. — С. 37—38.
  • Фёдоров-Гусейнов Г. С. История происхождения кумыков . — Махачкала: Дагестанское книжное издательство , 1996. — 18 с.
  • / А. М. Федорчук // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2009, 2020. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017).
  • / М. Б. Кизилов // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2010, 2020. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017).
  • Кизилов М. Топоним «Хазария» в источниках позднесредневекового и раннего нового времени (об инерционности исторического мышления) // Хазары: Миф и история . — Москва: Иерусалим, 2010. — С. 307—315.
  • Артамонов М. И. Очерки древнейшей истории хазар . — Москва, 1937.
  • Артамонов М. И. История хазар . — Санкт-Петербург, 2001.
  • Голден. П. Достижения и перспективы хазарских исследований // Хазары . — Москва: Иерусалим, 2005.
  • Комар О. В. Хозари та уйгури (нотатки до «телеської» версії походження хозар) // (укр.) . — Київ, 2008.
  • Эрдаль М. Хазарский язык // Хазары, сб. статей . — Москва, 2005.
  • Голден. П. Достижения и перспективы хазарских исследований // . — Москва: Иерусалим, 2005.
  • Тортика А. А. Хазароведение в современной иудаике: к постановке проблемы // . — 2004. от 20 февраля 2008 на Wayback Machine
  • Шушарин В. П. Ранний этап этнической истории венгров . — Москва, 1997.
  • Плетнёва С. А. . — Москва: Иерусалим, 1999.
  • Ивик О. , Ключников В. Хазары. Очерки хазарской археологии . — Москва, 2013.

Ссылки

  • .
  • Moussaev M. Z. (Maginhard Avars). (англ.) (Audio).
  • Петрухин В. Я. . Еврейский журнал (2007).
  • .
  • .
Источник —

Same as Хазары