Дулебы (западнославянское племя)
- 1 year ago
- 0
- 0
Дуле́бы ( церк.-слав. дѹлѣби ) или дудлебы — славяне , проживавшие в VI — X веках на территории Западной Волыни , Паннонии ( южнославянские дулебы ) и Южной Чехии ( западнославянские дулебы ).
В настоящее время среди учёных нет единого мнения, являются ли дулебы в этих трёх регионах единым племенем или тремя отдельными. Самое позднее упоминание дулебов относится к 907 году .
Восточнославянская форма « дулебы » соответствует западнославянской форме « дудлебы » (южно / восточнославянский переход „ -dl / tl- “ в „ -l- “, например: мыдло → мыло , садло → сало и др.) .
Ян Длугош сообщал версию происхождения названия племени от имени князя Дулеба , чьё племя стало зваться дулебами :
Были и другие польские князья, а именно Радим и Вятко, один из которых, а именно Радим, обосновался на реке Соже , другой, Вятко, — на реке Оке , дав свои имена землям и народам: от Радима прозвались радимичи (Radziniczanye), от Вятка — вятичи (Wyaticzanye). Те [славяне], которые сели на реке Буг , назвались дулебами (Dulyebyenye) — от князя их Дулеба, после они стали зваться волынянами , а ныне — лучанами .
Длугош в целом следовал « Повести временных лет », в которой, однако, нет имени Дулеб. Длугош продолжил эпонимический ряд, который начинался с Леха — эпонима лехитов. В латинском оригинале хронистом неоправданно была изменена и унифицирована морфологическая модель племенных названий: Radziniczanye, а не «радимичи», Wyaticzanye, а не «вятичи», Dulyebyenye, а не «дулебы» .
Существует большое число гипотез о происхождении этнонима *dudlěbi «дулебы» :
В ряде русских говоров (каширских, курских, орловских, рязанских, владимирских, калужских, воронежских) слово дулеб/дулеп имеет значение «неотёсанный, косой, дурак, глупый, болван, простофиля» .
, опираясь на «Золотые копи и россыпи самоцветов» Аль-Масуди , « Повесть временных лет », ряд языковых свидетельств и список названий селений, собранный П. Шафариком , считал, что дулебы происходили из Богемии и Паннонии . , также считает родиной дулебов была Паннония и Богемия, а на Волынь, по его мнению, они распространились лишь в IX веке, в период расширения Чешского княжества при Болеславе I Пржемысловиче . предполагает, что дулебы происходят из Среднего Подунавья, а на Волынь они бежали от аварского гнёта и именно от них самих в «Повесть временных лет» попало предание о том, как обры (авары) мучили дулебов . считает, что дулебы проживали на Дунае — на территории Аварского каганата, так как до составления «Повести временных лет» (начало XII века), память об обрах отражена исключительно в моравских и болгарских исторических памятниках конца IX века, а сказание об обрах в самой «Повести временных лет» подаётся в контексте истории дунайских славян . разделяет мнение, что изначально дулебы жили в Паннонии, а затем, или вследствие расширения аварского влияния или их собственного расселения они появились в Чехии, на Волыни и в Прикарпатье .
В. Д. Королюк , Б. А. Рыбаков и Л. В. Войтович предполагали, что прародиной дулебов является Волынь, а вторжение обров дало ход расселению дулебов на запад .
А. А. Горский считает, что этот славянский этноним имеет иноязычное происхождение, а значит можно уверенно утверждать, что все его носители имеют общее происхождение . Основываясь на этом тезисе, В. В. Седов предполагал, что славянское племя дулебов уже в римские времена проживало рядом с западногерманскими племенами, в районе Висло - Одерского междуречья, в ареале пшеворской культуры . Позднее в результате широкого расселения славян раннее дулебское племенное образование распалось, и дулебы расселились на Волыни , в Чехии , на Среднем Дунае , между озером Балатоном и рекой Мурой (у Радгоны, то есть современного Радкерсбурга ), а также в верховьях Тисы , и в Хорватии (на Верхней Драве ) . Р. А. Агеева писала, что дулебы существовали уже в начале VII века, входили в состав известных по античным источникам склавенов и сложились рядом с западно-германскими народами, а позднее расселились на Волыни и в правобережной части Среднего Поднепровья .
С. Л. Николаев , принимающий тезис о волынском происхождении дулебов и отождествлении их племенного союза с лука-райковецкой культурой , считает, что существовал позднепраславянский дулебский диалект ( дулебский праязык ), от которого произошли древневолынский (VIII—XIII века), дреговичский (VIII—XIII века) и древляно-полянский (VIII—XIII века) племенные диалекты. По его мнению, дулебский (припятско-словенский) диалект противопоставлялся сопредельным днестровско-хорватскому, радимичскому и кривичскому диалектам. В то же время, отдельные черты диалекта припятских словен сближает его с диалектом ильменских словен .
В настоящее время, чеш. úsek doudlebský, doudlebské nářečí, doudlebský dialekt ) входит в состав юго-западного чешского диалекта .
(Ряд исследователей отождествляют с дулебами часть памятников пражско - корчакской культуры , предшественницы луки-райковецкой культуры . В частности, В. В. Седов идентифицировал с дулебами памятники пражской культуры в восточной части её ареала . В таком случае, примечательным кузнечным центром дулебов было Зимновское городище .
С. В. Назин считает, что с дулебами следует отождествлять с кестхельскую культуру , так как ареал кестехельских древностей совпадает с территорией, на которой, судя по топонимическим данным, обитали дулебы: между юго-западной частью озера Балатона и рекой Мурой .
Сведения о дулебах имеются в « Повести временных лет » начала XII века, которая упоминает их трижды. В VII веке дулебы подверглись аварскому нашествию:
Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женщинам дулебским: бывало когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, или четырех или пять женщин и везти обрина, и так мучили дулебов .
Оригинальный текст (церк.-сл.)Си же обри воеваша на словѣны и примучиша дулѣбы, сущая словѣны, и насилье творяху женамъ дулѣбьскымъ: аще поѣхати бяше обрину, не дадяше въпрячи коня, ни волу, но веляше въпрячи 3, или 4, ли 5 женъ в телѣгу и повести обрина, и тако мучаху дулѣбы .
Ниже указано, что дулебы жили на терриории будущих волынян :
И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Бугу и по Днепру и возле Дуная. Было их множество: сидели по Бугу и по Днепру до самого моря, и сохранились города их и доныне; и греки называли их «Великая скифь» .
Оригинальный текст (церк.-сл.)И живяху в мирѣ поляне, и древляне, и северо, и радимичи, и вятичи и хорвати. Дулѣби же живяху по Бугу, кде нынѣ волыняне, а уличи, тиверци сѣдяху по Бугу и по Днѣпру, и присѣдяху къ Дунаеви. И бѣ множество ихъ, сѣдяху бо по Бугу и по Днепру оли до моря, и суть городы ихъ и до сего дне, да то ся зовяху от Грѣкъ Великая скуфь .
В 907 году участвовали в походе Олега на Царьград вместе с другими племенами. Поход закончился заключением выгодного мирного договора .
Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и полян, и северян, и древлян, и радимичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли «Великая скифь» .
Оригинальный текст (церк.-сл.)Иде Олегъ на Грѣкы, Игоря оставивъ Кыевѣ. Поя же множьство варягъ, и словѣнъ, и чюди, и кривичи, и мерю, и поляны, и сѣверо, и деревляны, и радимичи, и хорваты, и дулѣбы, и тиверци, яже суть толковины; си вси звахуться Великая скуфь .
Арабский географ аль-Масуди сообщал во второй половине X века о племени «Дулаба» с царем «Вандж-Слава». Ряд исследователей видит в этих словах, соответственно, племя дулебов и князя Вацлава (907—935).
Затем следует славянское племя Астабрана, которого царь в настоящее время называется Саклаих; еще племя, называемое Дулаба, царь же их называется Вандж-Слава.
На восточнославянской территории, ранее предположительно населённой дулебами, «Повесть временных лет» упоминает бужан ( волынян ), древлян , полян и отчасти дреговичей . Р. А. Агеева предполагает распад дулебов на отдельные этнографические группы к IX веку . В. В. Седов объединял волынян, древлян, полян и дреговичей в так называемую «дулебскую группу», которая представляла юго-западную ветвь восточных славян и возникла VII—IX веках в результате распада праславянского племенного формирования дулебов . Аналогичной точки зрения придерживались И. П. Русанова , Г. Н. Матюшин , и . Иным названием у других специалистов было «дулебский племенной союз».
С. В. Назин допускает, что название племени далеминцев (с X века — гломачей) может восходить к названию племени дулебов. По его мнению, в начале слова произошёл переход дл- в гл- ( *dl / *tl → gl, kl ; то есть на среднесловацко-нижнелужицкий лад), а в конце корня произошло смешение звуков «б» и «м» (как в паре мусульманин → басурман ), то есть цепочка изменения слова выглядела так: дулеб → дулебин → дулебинец → далеминец → дломач → гломач .
относит к дулебам (волынянам, древлянам, полянам) и дреговичам топоформант -ичи . Он считает, что предшественником этого форманта был -ице ( -ица/-ицы ) .
Топонимы и гидронимы с корнями «дулеб», «дулеп», «дудлеб» распространены от Поднепровья через Волынь к Паннонии и Чехии, но определить время и контекст происхождения этих названий крайне трудно :
|
|