Весь мир в глазах твоих
- 1 year ago
- 0
- 0
Весь — прибалтийско-финское племя , от которого происходят вепсы и частично карелы . Племя занимало территорию Межозёрья: между озёрами Нево , Онего и Белым и далее на юг (так, в новгородской волости Егна проживала весь егонская [ источник не указан 1382 дня ] ).
На Белом озере сидит весь. « Повесть временных лет »
Арабские географы X—XIV веков упоминают народ вису , живший к северу от Волжско-Камской Булгарии , по соседству с югрой . В книгах Ахмета Ибн Фадлана и аль-Гарнати вису упоминаются наряду с народом арв . Булгарские купцы торговали с вису, вывозя меха в обмен на металлические изделия. Есть предположение, что под «вису» упоминается весь.
…на расстоянии трёх месяцев, живёт народ, называемый Вису, у которого ночь менее часа. Я же видел, что во время восхода солнца всё в этой стране, земля и горы, становится красными, и каждая вещь, на что человек ни посмотрит до восхода солнца, показывается как большое облако; эта краснота продолжается, пока солнце не поднимется до зенита. Жители страны сказывали мне, что зимой ночь становится длинна как (летний) день, а день переходит в краткость ночи, так что если кто-нибудь из них отправляется во время рассвета к реке Итиль , отстоящей от них менее чем на фарсанг , то доходит до неё только к позднему вечеру, ко времени появления всех звёзд, покрывающих небо. Я заметил, что они почитают себя благословенными, по лаю собак, и говорят, что придёт год урожайный, благословение и благосостояние. Змей я видел у них множество, так что около ветви дерева обвивается их десяток и больше; их не убивают и они не причиняют им вреда. У них есть зелёные, весьма кислые яблоки; девицы их едят и становятся жирными. В их стране нет ничего в таком обилии, как дерево бундук ; я видел из него леса в сорок фарсангов в длину и ширину. Я видел у них неизвестное мне дерево необыкновенной вышины: ствол его без листьев, а вершина его подобна пальмовой, листья его тонки, но собраны вместе. Они приходят к известному им месту в стволе этого дерева, пробуравливают его и подставляют сосуд, в который течёт из пробуравленного отверстия жидкость , превосходящая мёд; если человек пьёт её много, то пьянеет как от вина. Главная пища их — просо и лошадиное мясо, несмотря на то, что в их стране много пшеницы и ячменя. Каждый, кто сеет что-нибудь, берёт это себе, царь же ничего не получает из этого; только они дают ему по бычачей шкуре с дому, а когда он приказывает отряду отправиться в набег на какую-нибудь страну, то и он получает часть добычи. У них нет другого масла, кроме рыбьего масла (жира), которое они употребляют вместо оливкового и кунжутного масла… Ибн-Фадлан ( )
С весью (белозерской и егонской) и мерей археологи обычно соотносят памятники дьяковской археологической культуры , бытовавшей на севере Русской равнины до V—VI веков.
Напрямую с весью учёные часто связывают культуру курганов юго-восточного Приладожья , датируемых IX—XIII веками. Район распространения данной культуры — реки Сясь , Тихвинка , Капша , Паша , Воронежка , Оять , Свирь , Олонка , Тулокса , Видлица и северное побережье Онежского озера . Сами курганы представляют собой округлые насыпи высотой 0,6—3 м, диаметром 5—12 м, с захоронениями людей. Внутреннее устройство повторяет устройство жилища, с очагом и хозяйственной утварью, что соответствовало представлениям о загробной жизни как о продолжении обычной жизни. В ранних погребениях с трупосожжениями присутствуют отдельные вещи скандинавского происхождения. Доказательством соотнесения данной культуры с летописной весью является исследование гидронимии по реке Оять . Вторым по древности, после саамского , в данном регионе выявлен слой именно вепсских названий .