Interested Article - Чудь заволочская
- 2020-01-09
- 2
Чудь заволо́чская (или заволо́цкая ) — летописное название финно-угорского населения Заволочья , впервые упоминаемое в « Повести временных лет ». Однозначного мнения относительно этнического состава заволочской чуди среди исследователей нет. Народы, прежде упоминаемые под этим названием, к настоящему времени полностью ассимилировались среди вепсов , русских , а также коми .
История
В странах же Иафета сидят русь, чудь и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь, летгола, ливы. Повесть временных лет
Контакт славян с чудью заволочской начался ещё в домонгольский период и активизировался в Заволочье во второй половине XIII—XIV веков в ходе крестьянской славянской колонизации земель, прилегающих к Ваге . Из-за разреженности населения и особенности его экономического уклада фино-угорские общины сохранялись на протяжении довольно длительного времени. В значительной степени заволочская чудь была ассимилирована лишь к XVI—XVII векам, но отдельные её островки сохранялись до XIX века .
Этнический состав
Ещё в XIX веке многими исследователями высказывались гипотезы об этнической принадлежности древних жителей Заволочья: Шёгрен и Кастрен считали её предками обонежской чуди и соединяли с емью . П. С. Ефименко , основываясь на авторитете Даниэля Европеуса , отождествлял её с югрой ; И. П. Барсов считал, что Заволоцкая чудь — обобщённое обозначение всех народов, живших в Заволочье . В русских летописях экзоэтноним « чудь » традиционно применялся к двум финно-угорским народам: эстам и вепсам . Именно вепсов (а точнее — летописную весь ) многие учёные считают первыми кандидатами на ассоциацию с заволочской чудью. В частности, В. В. Пименов считал, что именно проникшая к конце I тысячелетия н. э. в Заволочье весь , была встречена там славянами в IX — X веках . Ранее аналогичную гипотезу высказывал Д. В. Бубрих , правда, считая, что владевшей западным и юго-западным входами в Заволочье веси составляла конкуренцию меря , двигающаяся с юга по реке Югу .
Археологические памятники
В народной памяти сохранялись сведения о чудском прошлом остатков земляных крепостей, могильников и поселений. Они имели названия, снабжённые прилагательным «чудской», например, урочище , где прежде стояла крепость могли называть «Чудской городок». Именно такого рода указания и служат подсказкой археологам .
Однозначно связать с чудью к настоящему времени можно весьма небольшое количество памятников: на Сухоне и её притоках это Усть-Пуя, Корбала, Марьинская, Кудрино; в верховьях Лузы — Лойма и Векшор . По результатам раскопок чудскую материальную культуру можно охарактеризовать следующим образом: примитивное гончарное мастерство, без применения круга, с украшением керамики ямочно-гребенчатым орнаментом , характерным для финно-угров. Столь же характерным украшением были «шумящие» подвески из бронзы в виде уточки или конька. Из одежды можно отметить плащи с фибулами у мужчин, длинные льняные рубашки, косоклинные глухие сарафаны и обручи с накладкой из бересты у женщин. Найдено большое количество бронзовых женских украшений, небольшое количество можно отнести к мужским украшениям. Помимо охоты и рыболовства было распространено земледелие , главным же объектом торгового обмена были шкурки пушных зверей.
Примечания
- . Дата обращения: 13 ноября 2010. Архивировано из 27 ноября 2010 года.
- Рябинин Е. А. К этнической истории Русского Севера (чудь заволочская и славяне). / Е. А. Рябинин // Русский Север : к проблеме локальных групп : [сборник] / [ред.-сост. Т. А. Бернштам]. – СПб., 1995.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Кругляшова В. П. . Уральская библиотека. Дата обращения: 13 ноября 2010. Архивировано из 8 декабря 2015 года.
- Бубрих, Д. В. Происхождение карельского народа. — Петрозаводск, 1947.
Библиография
- Рябинин Е. А. Финно-угорские племена в составе Древней Руси. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. 260 с.
Ссылки
- 2020-01-09
- 2