Interested Article - Древнерусское искусство
- 2020-07-19
- 2
Древнерусское искусство — искусство , развивавшееся в IX—XIII веках на территории Древнерусского государства и на территориях древнерусских государственных образований . В этот период были созданы Софийский собор (Киев) и Софийский собор (Новгород). В более широком смысле под древнерусским искусством понимается средневековое русское искусство в период с IX по XVII веков . Древнерусское искусство вобрало в себя традиции нескольких культур, среди которых восточнославянская, византийская и балканская.
История
Историю древнерусского искусства подразделяют на два крупных этапа: искусство Киевской Руси (IX — первая треть XII века) и искусство во времена формирования Московского государства (первая четверть XVI—XVII века). В художественной культуре Киевской Руси различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державы Рюриковичей (9 — кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры — от Крещения Руси (988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периода феодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 — нач. 13 в.).
Искусство Киевской Руси (IX — первая треть XII века)
Дохристианский период (IX — кон. X в.)
От этого периода сохранились, преимущественно, произведения декоративно-прикладного искусства , свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел, например турьи рога с серебряными инкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, X в. Под влиянием язычества, древние славяне воплощали в творчестве мифологические образы природных стихий. Данные мифологические образы — изображения солнца, коня, птицы, цветка и др., сохраняются в народном творчестве и по сей день. Одним из видов воплощения мифологических образов являлись капища (святилища), где воздвигали идолов (каменные или деревянные изваяния) почитаемых богов: Перуна , Хорса, Стрибога , Симаргла , Мокоши и др. Капища могли иметь овальную форму (Киев, ок. 980 г.) или многолепестковую, связанную с символикой солнца ( Перынь , близ Новгорода).
Христианский период (XI в. — XII в.)
Крещение Руси укрепило связи Руси со странами христианского мира, как в политическом так и культурном аспектах. Византия , как государство с огромным культурным «багажом», оказала сильное влияние на многие аспекты русского искусства и обогатило его новыми образами и техническими приёмами. Византийские мастера, прибывшие на Русь, способствовали бурному развитию архитектуры (в том числе храмового зодчества), иконописи , книжной миниатюры. Деревянные христианские храмы были построены уже в 989 г.; первым крупным каменным храмом Киева стала придворная Десятинная церковь (990—996), возведённая уже зодчими из Византии (не сохранилась).
Выдающийся архитектурный памятник этого периода — собор Св. Софии (Премудрости Божией) в Киеве, который был заложен в 1037 г. князем Ярославом Мудрым — огромный пятинефный крестово-купольный храм с двумя лестничными башнями, опоясанный с трёх сторон двухэтажными галереями и увенчанный 13 куполами. Собор подчёркивал преемственную связь с центром православного мира — храмом Св. Софии Константинопольской . В качестве строительного материала была использована плинфа , часто используемая и в византийских зданиях. Мозаики и фрески украшавшие храм (1040—е гг.), выполнены византийскими мастерами и их русскими учениками. Торжественный и величественный мозаический образ Богоматери Оранты (Молящейся) в центральной апсиде получил на Руси название «Нерушимая стена».
В начале XII века на смену строгой торжественности живописного убранства Софии Киевской приходят более утончённые и созерцательные образы (мозаики и фрески Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве, ок. 1113 г.). Во времена правления Владимира Мономаха на Русь была привезена икона Владимирской Богоматери , считающийся выдающимся памятником византийской иконописи, ставшая образцом иконописи для русских мастеров.
Храмы построенные на рубеже XI—XII веков в Киеве, Чернигове , Переяславле и других городах уже меньше по размеру и их архитектурные формы более плавны, а внутреннее пространство более слитно и обозримо. Крупнейшим центром художественной жизни того времени был Новгород, где в 12 в. сложилось демократическое правление (власть народного вече ). Новгородская культура, отличалась простотой, строгим лаконизмом форм, что отражалось и в архитектуре: собор Св. Софии, 1045—50; Никольский собор на Ярославовом Дворище , 1113; Георгиевский собор Юрьева монастыря , 1119, полнокровностью образов, контрастностью цветовой гаммы в монументальной живописи и иконописи.
Период феодальной раздробленности (первая треть XII — первая четверть XVI века)
Искусство Русского государства (первая четверть XVI—XVII века)
|
Этот раздел
не завершён
.
|
См. также
- Древнерусское зодчество
- Древнерусский орнамент
- Русская иконопись
- Русская скульптура#Древняя Русь
- Московская школа
- Новгородская школа
Примечания
- . www.endic.ru. Дата обращения: 21 февраля 2018. 22 февраля 2018 года.
Литература
- Михаловский И. Б. — Пг.: тип. Петроград. градоначальника, 1916. — 97 с.: ил.
- 2020-07-19
- 2