В
списке древнерусских архитектурных сооружений
домонгольского
периода
представлены древнерусские архитектурные памятники, возведённые до
монгольского нашествия
(1237) и сохранившиеся (хотя бы и в перестроенном виде) до конца XIX века.
Для каждой постройки указаны наименование, местонахождение, время возведения, степень сохранности (состояние), фотография (для объектов, по которым изображения доступны). Для удобства список разбит по историко-географическому принципу. Несохранившиеся постройки
выделены серым цветом
.
Высокая. До 1891 года сохранялись крупные фрагменты фресок (единственный уцелевший до настоящего времени фрагмент в
Государственном историческом музее
).
Хорошая. В ходе ошибочной «реставрации» 1837 года уничтожены галереи и лестничные башни, пристроенные к собору в начале XIII века.
6.
Собор Богородице-Рождественского монастыря
Владимир
1190—1192.
Белокаменный собор существовал до 1860 года, когда был разобран и вновь выстроен из кирпича
Н. А. Артлебеном
(своды были переложены из кирпича в XVII веке). Новодел уничтожен в советское время вместе с подлинной
шатровой
колокольней XVII века. Современный собор совершенно не похож на своего предшественника.
Заложен в 1158 году, с XIII века занят монастырём.
Низкая. Сохранилась лестничная башня (в XVIII веке перестроена в
шатровую
колокольню) и переход на хоры храма. От церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.
До 1105 (кирпичный), вновь выстроен в 1222—1225 (белокаменный).
Средняя. Сохранился до уровня
аркатурно-колончатого пояса
включительно. Уцелели часть фресок 1233 года, а также «золотые врата» XIII века в западном
портале
и южном притворе.
Средняя. Обрушился при
Иване III
. Восстановлен под руководством
В. Ермолина
без соблюдения прежних пропорций. Скульптурный декор перепутан. Нижние части здания сохранились неравномерно, верхняя их часть ограничена
аркатурным поясом
.
Высокая. В 1844 году пристроен нартекс, крыша покрыта жестью. Облик искажён — в 1900—1901 годах по проекту русского архитектора К. Козлова внешний вид церкви переделан в
русско-византийском стиле
. Достроено крыльцо, над нартексом появился второй ярус, где расположены колокола, увенчанный небольшой главой. Над ротондой построен луковичный купол на барабане, декорированном кокошниками.
XIII век (упомянута под 1205 и 1217 годами в
ГВЛ
)
Средняя. После разрушения монголами в ХІІІ-XIV веках не использовалась как оборонительное сооружение. Верхние ярусы башни множество раз перестраивались, часовня-ротонда на верхнем ярусе не сохранилась.
Средняя. Верхняя часть, включая своды, уничтожена при перестройке в
костёл
в 1611 г. Недавняя реконструкция не отвечает современным представлениям о первоначальной форме храма.
Относительно высокая. В начале XVII века разрушена западная часть стен и галерей храма. Внешний вид сильно изменён в XVII—XVIII веках: выстроена заново часть западной стены и галереи, достроены
приделы
с новыми большими куполами, сделана отделка в стиле
украинского барокко
. В интерьере сохранились
мозаики
и фрески XI века,
граффити
XI—XII веков.
1073—1089, в 1230-е годы возведены вновь своды, глава и южная стена.
Взорван в 1941 году. Восстановлен не по научной реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле
украинского барокко
. Сохранились некоторые подлинные части здания XI века — главным образом в алтарной части.
Полностью уничтожен в 1936 году. Сохранилась крещальня XII века. Восстановлен не по научной реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле
украинского барокко
. Часть
мозаик
и фресок уцелела в музеях, уцелевшие до XX века фрески почти целиком погибли.
Хорошая. Не сохранились верх главы и большая часть сводов. На рубеже XVII—XVIII веков переделана в стиле
украинского барокко
. Уцелели значительные фрагменты фресок XII века, частично переписанных в 1880-е гг.
Высокая. Неоднократно перестраивалась северная галерея. В 1893—1900 гг. собор был реставрирован
В. В. Сусловым
, что во многом определило его современный облик
. Внутри сохранились фрагменты фресок 1108 г. (в основном в барабане купола, образ Спаса Вседержителя погиб в
Великую Отечественную войну
), бронзовые врата 1-й половины XII в. Из собора происходит ряд древних икон и других предметов искусства домонгольского времени.
Относительно высокая. В ходе недавней реконструкции восстановлены четыре малых главы и форма кровли (
позакомарное
покрытие). Нижняя часть интерьера отделена более поздними сводчатыми перекрытиями и превращена в подцерковье. К храму примыкают поздние пристройки, в том числе
шатровая
колокольня конца XVII в.
Высокая. Искажена форма кровли. Внутри сохранились фрагменты фресок XII века, особенно хорошо сохранилась роспись
придела
в куполе над лестничной башней.
Низкая. Своды, купол и вся западная часть здания построены в XVII веке. Сохранились боковые стены и алтарные
апсиды
(не на полную высоту). Во всех трех апсидах сохранились фрески 1189 г.
.
Средняя. В 1345 г. выстроены заново венчающие части и своды, барабан главы сделан в 1524 г. Построена в архитектурных формах смоленского зодчества, во многом схожа со
Свирской церковью в Смоленске
.
Высокая. Внешний облик искажён (планируется реставрация). Практически полностью сохранился ансамбль фресок, созданных одновременно с храмом
греческими
мастерами.
Относительно высокая. Внешний облик сильно искажен в Новое время. Внутри сохранились фрески XII века (идет расчистка от поздних записей, сохранилась практически вся площадь росписи).
Не сохранила главы и сводов, а в 1961 г. разрушена. Восстановлена из современных материалов. В ныне существующей постройке сохранились подлинные фрагменты западной и южной стен.
Имеет вид XVIII века. Уцелела от древнего храма только коробка стен. Галереи,
приделы
, своды, столбы и глава не сохранились. Изначально повторяла архитектуру
Петропавловской церкви
.
Относительно высокая. Нынешний облик — результат глубоких реставрационных воздействий. В XVIII веке часть сводов и
конхи
апсид
переложены, на месте
крещальни
выстроена новая башня, а древняя северная башня — симметрично надстроена. Две боковые часовни сломаны в XVIII веке. К зданию примыкают поздние
притворы
. Мраморные колонны в интерьере обложены кирпичом.
Выше среднего. Своды поздние, алтарная часть и древние галереи не сохранилась. Первоначальный вид восстановлен в ходе глубокой реконструкции
(Николай Холостенко)
.
Штендер Г. М.
// Реставрация и исследования памятников культуры / Всесоюз. специализ. реставрац. производств. объединение «Союзреставрация»; Редкол. Б. Л. Альтшуллер и др. — Вып. 2. —
М.
:
Стройиздат
, 1982. — С. 6—27. — 252 с. —
2000 экз.
— ISBN 0131-8616.