Interested Article - Артук бен Эксюк
- 2021-09-12
- 1
Артук бен Эксюк ( староанатол. тур. ارتق بن اكسك , тур. Artuk ben Eksük (Äksük) ; — ум. 1090) — вождь огузского племени дёгеры , военачальник сельджукских султанов Альп-Арслана , Мелик-шаха и Тутуша . Родоначальник династии Артукогуллары , правившей бейликами в Мардине , Хасанкейфе , Харпуте .
В 1071 году Артук под командованием Альп-Арслана принимал участие в битве при Манцикерте . В 1073 году Артук взял в плен Русселя де Байоля и Исаака Комнина . В 1078 году по поручению Мелик-шаха и халифа аль-Муктади Биамриллаха Артук участвовал в покорении исмаилитов - карматов , живших на западе Аравийского полуострова . В следующем году Артук помог Тутушу занять Дамаск . В 1083/84 году Артук участвовал в кампании против Мерванидов , отказывавшихся признать султаном Мелик-шаха. В этой кампании за выкуп Артук помог скрыться союзнику Мерванидов, эмиру Мосула Муслиму бен Кюрейша. Несмотря на то, что после этого Артук помог Мелик-шаху в осаде Мосула, Мелик-шах разгневался на Артука за помощь Муслиму. Это подтолкнуло Артука перейти на службу к Тутушу. В 1085 году Артук и Тутуш захватили Иерусалим , который Тутуш дал Артуку как икта . В период, когда Иерусалим был под управлением Артука, христиане имели возможность совершать паломничество в Храм Гроба Господня при уплате специального налога. В 1086 году Артук участвовал вместе с Тутушем в битве в Сирии против Сулеймана ибн Кутулмыш , который погиб в этом сражении. После смерти Артука в 1090/91 году его сыновья и пришедшие им на смену в 1098 году Фатимиды были менее терпимы к христианам, что стало одной из причин крестовых походов.
Биография
Происхождение и начальные годы
Артук был вождём огузского племени дёгеры из Средней Азии . Время и место рождения Артука неизвестны . Невозможно точно определить место, откуда племя прибыло в Анатолию , но хронисты писали, что предки Артука жили в Мавераннахре или в городе под названием Шехриман на западе Каракум . Ибн аль-Асир (и все, опиравшиеся на него) называли отца Артука «Эксеб» («Аксаб» ), Ибн Халликан и Абу-ль-Фида называли отца Артука «Эксюк». Как считают историки, правильным является второй вариант . Кроме имени, об отце никакой информации не сохранилось. Предположительно Эксюк жил во времена сельджукских султанов Тогрула и Альп-Арслана и оказал им важные услуги во время основания государства сельджуков , что привело на службу сельджукам и его сына . Правильное написание имени сына — «Артук», хотя встречаются неверные написания «Уртук», «Орток», «Ортук» и «Артак». Значение имени Артук в различных тюркских языках: «излишек», «чрезмерно много» . Имя отца Артука имеет противоположное значение — недостаток, убывание. Тюрки часто давали сыновьям имена со смыслом, противоположным смыслу имени отца .
Артук служил Альп-Арслану с 1063 года и принимал участие в разгроме византийцев при Манцикерте в 1071 году . После победы при Манцикерте Альп-Арслан был вынужден отправиться на восток для подавления восстаний и погиб в конце 1072 года. Вероятно, Артук сопровождал его в этом походе. После смерти Альп-Арслана, в период борьбы его сыновей, Артук признал султаном Мелик-шаха .
Пленение Русселя де Байоля
Активные действия сельджукских командиров в Анатолии, которые постоянно совершали набеги на византийские земли до Измита , вызывали беспокойство в Константинополе. Против них был отправлен служивший Византии норманн Руссель де Байоль , однако тот взбунтовался. Для его усмирения отправился Исаак Комнин , однако Руссель разбил его и взял в плен. В 1073 году Михаил VII просил помощи у Артука. Артук обнаружил Русселя на горе у озера Сапанджа . С помощью обманных действий небольшие отряды войска Артука частями заманили войско Русселя в ловушку, в то время как основные силы стояли в укрытии, а ещё один отряд отрезал пути отхода. Окружив Русселя, Артук начал атаку основными силами. По описанию источников, стрелы сыпались дождём. Руссель был разбит и взят Артуком в плен вместе с Исааком. Впоследствии Артук отпустил каждого из них за выкуп .
Обстоятельства, связанные с пленением Русселя де Байоля (Урселя), изложены Никифором Вриеннием , который называл тюрка Артух ( ср.-греч. Αρτούχ ) . Византинист Л.-Г. Шлюмберже полагал, что это Тутуш , искусствовед Т. Райс считала, что это Сулейман ибн Кутулмыш . Однако византинист , специалист по истории сельджуков А. Севим, Г. Ват полагали, что Артух — это Артук .
Никифор Вриенний и Анна Комнина описывали взаимодействие Русселя с неким турком Тутахом в 1075 году . Согласно им, Руссель вошёл в союз с Тутахом, но затем Тутах договорился со стратопедархом Алексеем Комниным , схватил Русселя и передал за выкуп Алексею . Эти же события изложены у продолжателя Скилицы и Михаила Атталиата , но имя тюрка они не называли. В. Н. Карпов (в комментариях к переводу Вриенния) высказывал предположение, что Тутах и Артух — это одно лицо . Авторы сайта «Prosopography of the Byzantine World» аналогично отождествили Тутаха с Артуком .
Покорение карматов
Исмаилитское карматское государство к 1070 году занимало территории на западном побережье Персидского залива в области эль-Хаса . Халиф аль-Муктади Биамриллах обратился к Сельджукскому султану Мелик-шаху и попросил помощи «против карматов». Первая кампания оказалась неудачной . Несмотря на то, что Абдулла бен Али в 1069/70 разбил армию карматов, он не мог захватить эль-Хасу и нанести им окончательное поражение. Понимая это, Абдулла в 469 Х.г. (длился с 9 августа 1076 года по 30 июля 1077 года) связался с Мелик-шахом и его визирем Низам аль-Мульком . Командующим второй кампании Мелик-шах назначил Артука . Последний со своим братом Альп-Кушем и семью тысячами туркоманов прибыл в Басру , чтобы подготовить экспедицию. Жители боялись впустить его в город, но он заверил их, что его целью является лишь добыть для похода в пустыню верблюдов и запасов, и пообещал не разорять город, если ему предоставят необходимое . Получив от жителей Басры 500 верблюдов, гружёных водой, и столько же мукой, Артук выступил в поход . В январе 1077 года Артук прибыл в эль-Катиф и занял его без боя, поскольку правитель эль-Катифа, Яхья бин Аббас, сорвавший первую экспедицию, бежал на остров Бахрейн . Затем Артук отправился к эль-Хасе, оплоту карматов, и осадил её на. Испытывая нехватку продовольствия и воды, карматы вступили в переговоры с Артуком . Им пришлось принять 4 условия: отказаться от проповеди шиизма и проповедовать суннизм; заплатить 10 тысяч золотых монет выкупа; дать Артуку 13 заложников в обеспечение выполнения условий . Однако после снятия осады карматы нарушили условия договора. Кроме того, они начали организовывать запасы продовольствия в своих замках. После этого Артук снова начал боевые действия. Он убил часть заложников и взял под контроль все пути снабжения. Карматы оказались в трудном положении в своих замках. Артук оставил Альп-Куша с 200 всадниками и местного арабского шейха, Уюнида Абдуллу ибн Али, сторожить карматов, а сам отбыл в Басру и Багдад, где калиф приветствовал его и прочёл фирман , восхвалявший Артука . После оглашения фирмана Артук получил дары от халифа и отправился обратно в Басру. По пути ему доставили письмо от Альп-Куша. Брат писал Артуку, что карматы решили воспользоваться уходом большей части войска Артука и предприняли крупную атаку. В результате сражения в районе Бейнеррахбетейн с войсками Альпкуша и Абдуллы ибн Али карматы были снова побеждены и сдались. Абдулла занял крепость, но не позволил туркоманским отрядам войти в неё. После отправления письма Артуку Альп-Куша посадили в тюрьму и убили . Получив известия, Артук вернулся в эль-Хасу и осадил Абдуллу бин Али. Тем временем многие арабские эмиры, которых Абдулла ранее разгромил, присоединились к Артуку. Артук предложил Абдулле мир взамен на старшего сына Абдуллы как «выкуп кровью» за смерть Альп-Куша. Сын Абдуллы, Али, добровольно сдался Артуку, который удовлетворился этим и покорностью Абдуллы . Таким образом в 1077 (1078 ) году Артук покорил карматов и подчинил их Мелик-шаху .
Первая помощь Тутушу
Когда в 1079 году Фатимиды осадили Дамаск , его правитель Атсыз бен Увак попросил о помощи Мелик-шаха. Султан послал войско, во главе которого номинально находился брат Мелик-шаха Тутуш , но фактически им командовал Артук . Фатимиды ушли без боя, но Тутуш убил Атсыза и захватил Дамаск. Артук вернулся ко двору Мелик-шаха . В 1079 году султан поручил Артуку завоевание Халвана . Артук быстро и успешно выполнил это задание и получил область как икта . В течение пяти лет Артук оставался в Халване .
Покорение Марванидов
Марваниды из Амида со столицей в Майяфарикине пришли в Анатолию с Альп-Арсланом, но после смерти последнего отказались подчиниться его сыну Мелик-шаху и признать себя его вассалами . Кампанию против Амида возглавил Фархуддевле бен Джахир, который до 1061 года был визирем Марванидов, и питал надежды, что Мелик-шах отдаст бейлик ему. Союзником Мансура Марванида стал Муслим бен Кюрейша, правитель территории от Мосула до Алеппо . До этого момента у него не было конфликтов с сельджукидами, но он был единственным не сельджукским принцем в Месопотамии, и опасался, что после Мерванидов станет следующей мишенью. По этой причине Муслим ответил на призыв о помощи со стороны Мансура. Первое столкновение закончилось победой Фархуддевле, после чего Мансур и Муслим скрылись в Амиде. Осада затянулась, и Фархуддевле бен Джахир обратился к Мелик-шаху с просьбой о подмоге. Мелик-шах доверил эту миссию Артуку, которого вызвал из Халвана с его туркоманами . Историки датируют это событие июнем 1083 или 1084 годом . Артук прибыл к Амиду, после того, как Марванид заявил, что готов сдать город, и Фахр ад-Даула остановил военные действия, отправив к Мелик-шаху посланника с сообщением о готовности Мансура сдаться .
Артук и бывший визирь халифа не сошлись в том, как нужно действовать. Фахруддевле предлагал ждать ответа султана, тогда как Артук настаивал на немедленном штурме Диярбакыра . Истоки конфликта крылись в социальной психологии туркоманов. По словам Сибта ибн-Джаузи, воины Артука говорили: «Мы приехали сюда из дальних стран, чтобы грабить, а они спешат помириться. Мы должны вернуться с пустыми руками?»
В описании дальнейших событий историки расходятся. По одной версии, люди Артука напали на воинов Фахруддевле, убив многих из них, и Артук взял под контроль все выходы из города. Конфликт среди осаждающих решил использовать Муслим. Он подкупил Артука, который прибыл к Диярбакыру в ожидании добычи . Уплатив часть обещанного и пообещав доплатить позже, Муслим скрылся 21 августа 1084 года и из Ракки отправил остаток суммы .
По второй версии, изложенной Бар-Эбреем , Муслим увидел, что армия Артука намного сильнее, и предложил ему разойтись миром, обещав, что и он, и Мансур, подчинятся Мелик-шаху. Артук принял предложение, но армия отказалась уйти без боя, поскольку воины ждали поживы . На исходе ночи туркоманские воины под командованием Чубук-бея провели неожиданный ночной рейд на Мансура и силы Муслима . Они не могли оказать серьёзного сопротивления и были полностью разгромлены. Некоторым удалось скрыться. Среди спасшихся были Мансур и Муслим. Муслим был обязан своим спасением умению и скорости знаменитого коня «Бешшар» . Столица Марванидов Мейафарикин пала после осады, а бейлик прекратил существование . Туркоманы взяли в плен большое число арабских командиров и солдат с лошадьми и оружием. За некоторых пленников удалось получить большой выкуп. Однако лошади и оружие оказались бесполезны. Лошадей было настолько много, что цены на них значительно упали: их продавали, по словам Сибта ибн-Джаузи, за один или два динара . А 10 тысяч трофейных копий использовали как дрова .
Поскольку Артук не достиг соглашения с Фархуддевле, он ушёл со своими туркоманами от Диярбакыра. Чтобы наказать Муслима за участие в мятеже Марванидов, Мелик-шах осадил Мосул . Артук отправился к Мосулу, чтобы поддержать армию Мелик-шаха в осаде города. Как только Артук достиг Мосула, он в письмах попросил местного командира сдаться. Однако жители согласились сдаться только султану. Султан занял Мосул, но через несколько дней был вынужден покинуть город в сопровождении Артука и отправиться на подавление восстания одного из своих братьев, Токиша, в Хорасан .
Союз с Муслимом
Фахруддевле обвинил Артука в трудностях с захватом Амида, что вызвало гнев Мелик-шаха против Артука. Поэтому Артук покинул Хорасан и отступил в икта в Хальване . Эмир Мосула Муслим начал формировать союз против Сулейманшаха. Он обратился к Артуку, и тот под влиянием обиды на Мелик-шаха и Сулейманшаха решил объединиться с Муслимом . В результате он заключил договор с Муслимом, включающий следующие статьи :
- И Муслим, и Артук обязуются оставить Мелик-шаха;
- Оба обязуются признать правителем сельджукского государства в Сирии и Палестине Тутуша;
- Оба обязуются подчиняться не Аббасидам из Багдада, а Фатимидам из Каира.
Чтобы реализовать этот договор, они объяснили Тутушу свои планы, а Муслим отправил своего дядю Мукбила в Египет с просьбой о помощи. Халиф аль-Мустансир Биллах и его визирь отправили с Мукбилом в Дамаск своего сына Эфдаля для прояснения обстановки. Эфдаль провёл переговоры с Тутушем, но Мукбилу было поручено вызвать из Халвана Артука. Однако в пути, когда Мукбил прибыл в Алеппо, он узнал, что Муслима победил и убил Сулейманшах. Мукбил, тем не менее, немедленно отправился к Артуку, но после смерти Муслима для Артука-бея предложение Мукбила утратило значение . Таким образом, переход Артука на службу Фатимидам не состоялся, но он поступил на службу к Тутушу .
На службе у Тутуша
Мелик-шах отправил Артуку посланников с дарами и приглашением приехать и договориться. Артук не принял подарков и отклонил приглашение приехать, но решил не возбуждать гнева султана и предложил служить его интересам в будущем. Артук оправдывал своё поведение возведённой на него клеветой, испортившей отношение к нему султана . Брат Мелик-шаха Тутуш был осаждён войсками Фатимидов в Дамаске, но появление Артука, выступившего на стороне Мелик-шаха, изменило расстановку сил и осаждающие немедленно ушли от города. В 1085 году Артук и Тутуш завоевали Иерусалим , после чего Артук получил его от Тутуша как икта. Мнение Т. Райс о том, что Мелик-шах отдал Артуку Иерусалим за покорение Амида (Диярбакыра), не согласуется с ходом событий . В Храме Гроба Господня в потолке торчали три стрелы, пущенные Артуком. По словам Матвея Эдесского , они были видны и через 50 лет после того, как Артук захватил Иерусалим . Некоторые западные исследователи оценивали действия Артука-бея как оскорбление и выпад в сторону христиан. Есть и другая версия: по мнению турецкого историка А. Севима, этим актом Артук-бей хотел показать, что город был в его власти, потому что стрела у древних тюрок была её символом . Такого же мнения относительно значения стрел для тюрок вообще и Артукидов в частности придерживался К. Каэн .
Последние годы
Весной 1086 года Тутуш откликнулся на просьбу о помощи шерифа Алеппо Ибн аль-Хутайти, который опасался нападения Сулеймана Сельджукида , захватившего Антиохию . Тутуш явился к Алеппо в сопровождении Артука и его сыновей, Сукмана и Иль-Гази . Бар Эбрей отвёл Артуку более значимую роль в этой кампании. По его словам, это была «война между эмиром Артуком и Сулейманом ибн Катламыш» . 13 июня 1086 года (5 июня ) Тутуш и Артук разгромили армию Сулеймана, который сам погиб. Описания битвы подчёркивают роль и мужество Артука. Он командовал не только своими туркоманами, но и арабскими войсками . Ибн аль-Асир писал, что Артук «героически сражался и ободрял арабов во время битвы» . Благодаря своему опыту, Артук внёс существенный вклад в победу над Сулейманом .
Сначала правитель Алеппо, призвавший их, отказывался открыть ворота и заявлял, что сдаст город лишь Мелик-шаху, однако переменил решение, испугавшись штурма. Он связался с Артуком и попросил о посредничестве. Лишь заручившись обещанием Артука взять его с собой в Иерусалим, Ибн аль-Хутайти сдал город Тутушу. Цитадель же так и не сдалась, к тому же на подходе был Мелик-шах со своей армией .
Тутуш ушёл из города в Дамаск, хотя Артук советовал ему выступить против брата, войска которого были ослаблены долгим маршем . По словам Бар Эбрея, Артук отправился к себе в Иерусалим , где «поместил своих людей и членов своей семьи в башню Давида » . В Иерусалиме Артук провёл последние годы жизни . Информация о жизни Артука в этом городе скудна. Михаил Сириец сообщал: «Когда эмир Артук захватил Иерусалим под командованием Мелик-шаха, он поместил [ Храм Гроба Господня ] под налогообложение, чтобы они собирали один красный [ дукат ] с каждого молящегося там» . По мнению А. Севима, это означает, что Артук заботился о том, чтобы христианские паломники регулярно посещали Иерусалим . К. Ситтон полагал, что Артук не желал лишаться дохода . В 1089 году Артук построил в городе новую мечеть и вскоре умер ( 1090 , 1091 , 1091/92 , Ибн-Халликан и Муджир-ад-дин датируют смерть Артука 484 годом, Абу-ль-Фида — 485 годом, Ибн-Халдун — 483 годом ). Похоронен Артук у Ворот тьмы (Bab al-Atim) на пути к Храмовой горе (Матвей Эдесский писал, что на пути к храму Соломона ) .
До 1098 года сыновья Артука Сукман, Иль-Гази и Якути управляли Иерусалимом . Они были менее отца терпимы к христианам. Ослабление Фатимидов привело к появлению на пути паломников мелких эмиратов , правители которых хотели взимать пошлину. Сыновья Артука опасались, что христиане из своих интересов будут способствовать укреплению Фатимидов, главных соперников Артукидов. Из этих соображений Сукман и Иль-Гази изгнали из города большое количество священников .
Личность, память
По словам Ибн Халликана «Орток был человек твёрдый, счастливый, старательный, деятельный» , согласно Ибн аль-Асиру «он был непобедимым» , «отличался своим умом и благочестием» . Историки называли Артука «успешным и надёжным» , «одним из наиболее выдающихся полководцев Альп Арслана» , «великим тюркским командиром» , «сильным вождём» , «культурным принцем» .
Артук стал основателем династии Артукидов (Артуклу, Артукогуллары), различные ветви которой правили в Хартперте (1185—1204) , Хиснкейфе и Диярбакыре (1101/02—1232) , Мардине и Майяфарикине (независимо: 1102—1316 , как вассалы: 1316—1409 ), Алеппо (1117—1128) .
Примечания
- ; .
- ; ; , p. 23.
- ↑ .
- , p. 47.
- , p. 23.
- ; , с. 167; , p. 23.
- , с. 121.
- ; , p. 23; ; .
- , p. 46.
- , p. 47; , pp. 76—78.
- , p. 93.
- ↑ ; , p. 23; .
- ; , Глава VI, § 1; , p. 24.
- , p. 25.
- ; , p. 23; , p. 47—49; , p. 272.
- , p. 81—83.
- , с. 76.
- , p. 12.
- , с. 1076—1077.
- ; , p. 23; , p. 48—49; , p. 272.
- ↑ , с. 76, 80—82.
- Анна Комнина. // Алексиада .
- . — С. 161. от 13 мая 2020 на Wayback Machine
- , pp. 156—161.
- , с. 76, 80-82.
- . Prosopography of the Byzantine World . British Academy . Дата обращения: 8 июля 2020. 10 июля 2020 года.
- ↑ , p. 50—53.
- , p. 216.
- ↑ , p. 53.
- , p. 217—218.
- , p. 53—54.
- , p. 55—57; , p. 219—220.
- , p. 55—57; , p. 219—220; , p. 221.
- , p. 58; , p. 222—223.
- ↑ , Глава IV, § 2.
- ; , p. 25.
- ; , p. 26.
- , p. 26.
- ; , p. 27.
- , p. 27.
- ; , Глава IV, § 2.
- ↑ , p. 28.
- ↑ , Глава IV, § 2; , pp. 256—257.
- , p. 28-29.
- ↑ , p. 29.
- ↑ , pp. 387-388.
- , p. 30; , p. 60—62.
- , p. 213-214.
- ↑ , pp. 387—388.
- , p. 30.
- ↑ , p. 64.
- , p. 64—65.
- , p. 65.
- , p. 31.
- , p. 32; , p. 65; , p. 259.
- , p. 33.
- , p. 257.
- , p. 73.
- ↑ , p. 34.
- ↑ , p. 260.
- , p. 78.
- , p. 224.
- ↑ , p. 35.
- , p. 166.
- ↑ , p. 70.
- ↑ , p. 78.
- ↑ .
- ↑ , с. 584.
- , с. 866.
- , p. 257; , p. 70.
- , p. 223.
- , p. 13.
- , Глава VI, § 1.
- , p. 71.
- , с. 91.
- ↑ , p. 97.
- ↑ , p. XXIV.
- .
Литература и источники
Источники
- Никифор Вриенний (976—1087). / пер. под ред. В. Н. Карпова . — Византийские историки, переведенные с греческого при С. Петербургской Духовной Академии . — СПб. : В тип. Григория Трусова.
- Bar Hebraeus. (англ.) / Translated from Syriac by E. A. Wallis Budge . — L. : Oxford University Press , , 1932.
- Ibn al-Athir. / D. S. Richards. — L. : Routledge , 2014. — 292 p. — ISBN 978-1-317-83254-6 .
- Ibn el-Athir. . — 1872. — Vol. II (I). — P. 9—375. — (Recueil des historiens des croisades: Historiens orientaux).
- Matthieu (D'Edesse). (фр.) . — A. Durand, 1858. — 591 p.
- Michael the Syrian. (англ.) / Translated from Classical Armenian by Robert Bedrosian.
- Michael Attaliates. / ed. I. Bekker . — Bonn: impensis ed. Weberi, 1853. — Vol. 4. — P. 156—161. — ( Corpus scriptorum historiae byzantinae : Michaelis Attaliotae historia opus).
- Nicéphore Bryennios. / August Meineke . — Weber, 1836. — 275 S.
Литература
- Запорожец В. М. . — М. : Воениздат , 2011. — 295 с. — ISBN 978-5-203-02125-0 .
- Лэн-Пуль С. / Перевод: В. В. Бартольд . — М. : Вост. лит , 2004. — 310 с. — ISBN 5020184462 .
- Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам: Исследование. — Православный Палестинский сборник . — СПб. : ИППО , 1897. — Т. XVII.
- Райс Т. . — Центрполиграф , 2017. — 235 с. — ISBN 978-5-457-03017-6 .
- Alptekin C. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 1991. — C. 3 . — S. 415—418.
- Bosworth C. E. (англ.) . — Edinburgh: Edinburgh University Press , 2014. — 605 p. — ISBN 978-0-7486-9648-2 .
- Bréhier L. (фр.) . — Paris: Albin Michel , 1946. — 602 [12] p.
- Cahen C. / Tr. from french by J. Jones-Williams. — N. Y. : Taplinger Publishing Company, 1968. — 488 p. — ISBN 978-1-59740-456-3 .
- / Cahen Cl. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by H. A. R. Gibb ; J. H. Kramers ; E. Lévi-Provençal ; ; B. Lewis & Ch. Pellat . Assisted by S. M. Stern (pp. 1—330), C. Dumont and R. M. Savory (pp. 321—1359). — Leiden : E.J. Brill , 1986. — Vol. 1. — P. 662—667. (платн.)
- Demirkent I. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2002. — C. 26 . — S. 329—332 .
- Koca S. (тур.) // Hacettepe Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları (HÜTAD). — 2008. — Sayıl. 9 . — S. 381—414. — ISSN .
- (венг.) // Acta Linguistica Academiae Scientiarum Hungaricae. — 1957. — Köt. 7 , kiad. 1/2 . — O. 73—146 . — ISSN .
- (венг.) // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. — 1961. — Köt. 13 , kiad. 1/2 . — O. 89–94 . — ISSN .
- Setton K. M. / ed. Marshall W. B.. — Madison: Univ. of Wisconsin Press , 1969. — Vol. 1. — ISBN 978-0-299-04834-1 .
- Sevim A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — C. 3 . — S. 414—415.
- Sevim A. Eksükoğlu Artuk // Ünlü Selçuklu komutanları: Afşin, Atsız, Artuk, ve Aksungur. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1990. — S. 46—71. — 115 S. — ISBN 978-975-16-0248-0 .
- Sevim A. (тур.) // TTK Belleten. — 1960. — C. XXIV , num. 94 . — S. 209—232. — ISSN .
- Sevim A. Artukluların Soyu ve Artuk Bey’in Siyasî Faaliyetleri (тур.) // TTK Belleten. — 1962. — C. XXVI , num. 101 . — S. 121—146. — ISSN .
- Schlumberger G. (фр.) // . — 1881. — Vol. 16. — P. 289—303.
- Väth Gerhard. (нем.) . — Berlin: Schwarz , 1987.
- 2021-09-12
- 1