Interested Article - Ак-Сункур аль-Хаджиб
- 2020-12-16
- 1
Касымуддевле Ак-Сункур бен Абдулла аль-Хаджиб ( тур. Kasîmüddevle Aksungur ben Abdillâh ; араб. آق سنقر الحاجب ) — сельджукский военачальник, вали Алеппо в 1087—1094 годах. Первый сельджукский правитель Алеппо. Родоначальник Зангидов .
Ак-Сункур (белый сокол) служил сельджукскому султану Мелик-шаху сначала в Месопотамии , а затем в Сирии . Он участвовал вместе с Артуком в кампании против Мерванидов в 1084/85 году, в походе Мелик-шаха к Алеппо в 1086/87 году. Захватив Алеппо, султан назначил его вали города. На этом посту он пробыл до смерти. После смерти Мелик-шаха некоторое время Ак-Сункур был вынужден служить Тутушу , но вскоре перешел к Баркияруку . Тутуш не простил этого и в 1094 году напал на Алеппо. Ак-Сункур проиграл, попал в плен и был убит.
Как правитель города он сумел восстановить безопасность для жителей и для путешествующих. Развитие сельского хозяйства и торговли привело к росту уровня жизни, население Алеппо стало расти. Хронисты хвалили Ак-Сункура за справедливость.
Биография
Происхождение
Согласно хронисту из Алеппо , отцом Ак-Сункура был Абдулла Эльтурган/Эльтургал ( араб. الترغان/الترغال ), член клана сабью . Хотя неизвестно точно, к какому тюркскому народу принадлежит племя сабью, по словам , обычно его относят к кипчакам . Однако, по словам , сабью не входит в число известных до сих пор кипчакских племён . Сабью может быть новым племенем, возникшим из объединения других племён. Поскольку имя Абдулла (раб Аллаха) обычно давали людям, принявшим ислам во взрослом возрасте, можно утверждать, что Эльтурган был обращён, а не родился мусульманином. Семья поступила на службу к сельджукам, Ак-Сункур был принят в сельджукскую армию. Он стал одним из мамлюков сельджукского султана Мелик-шаха .
На службе у Мелик-шаха
По словам турецкого историка А. Севима, в источниках отмечается, что Ак-Сункур сопровождал султана Мелик-шаха и в военное, и в мирное время. Но не известно ни одного титула Ак-Сункура, который бы свидетельствовал о его близости к султану .
Марваниды из Амида со столицей в Майяфарикине пришли в Анатолию с Альп-Арсланом , но после смерти последнего отказались подчиниться его сыну Мелик-шаху и признать себя его вассалами. Союзником Мансура Марванида стал Укайлид , правитель территории от Мосула до Алеппо . До этого момента у него не было конфликтов с сельджукидами, но он был единственным не сельджукским правителем в Месопотамии , и опасался, что после Мерванидов станет следующей мишенью. По этой причине Муслим ответил на призыв о помощи со стороны Мансура. Мелик-шах отправил к Мосулу Артука , которого вызвал из Халвана и Ак-Сункура аль-Хаджиба . Они осадили Мосул, но не смогли его взять .
Двоюродный брат Мелик-шаха, Сулейман бен Кутулмыш , 12 декабря 1084 года захватил у византийцев Антиохию . Весной 1085 года он напал на Алеппо. Правитель города Муслим бен Кюрейша был убит. Алеппо два месяца сопротивлялся Сулейману, который отступил из-за жары. Через год Сулейман снова собрался напасть на Алеппо. Жители вызвали из Дамаска Тутуша, который 4 июня 1086 года нанес тяжелое поражение войскам Сулеймана, сам Сулейман был убит во время отступления. Но жители не впустили Тутуша, заявив, что признают только сюзеренитет Мелик-шаха. Тем не менее группе заговорщиков удалось провести Тутуша в город. Узнав о событиях, Малик-шах отправился в северную Сирию, после чего Тутуш отступил на юг. В декабре 1086 — январе 1087 года султан вступил в цитадель Алеппо . После непродолжительного пребывания Малик-шах покинул Алеппо и на обратном пути взял у византийцев Эдессу .
Атабек Алеппо
Визирь Низам аль-Мульк посоветовал Мелик-шаху назначить в Эдессу эмира Бузана, а в Алеппо — Ак-Сункура. Так в 1087 году Ак-Сункур стал первым сельджукским вали Алеппо получил 4 тысячи воинов и лакаб Касим ад-Даула .
В это время Шайзар находился под управлением семьи , вассала Великих Сельджуков. Правитель города Наср нападал на соседние области. Ак-Сункур принял меры и в сентябре 1088 года осадил Насра в Шайзаре. Наср поклялся, что «больше не будет впредь нападать на соседние районы», Ак-Сункур снял осаду и вернулся в Алеппо . В ноябре 1089 года Ак-Сункур занял крепость Берзуде, принадлежавшую Армении. Правитель города передал замок Ак-Сункуру без боя. Это было «последнее укрепленное место, оставшееся в руках неверных». В июле/августе 1090 года замок был разрушен по приказу Ак-Сункура .
Тутуш обратился за помощью к эмиру Бузану и Ак-Сункуру, желая расширить свои владения. Два эмира в 1090/91 году помогли Тутушу захватить Химс, а в следующем году — Апамею , которую в августе 1091 года Ак-Сункур передал эмиру Насру Мункызиду .
В середине 1092 года Мелик-шах отправил приказ сирийским эмирам Бузану, Ак-Сункуру и Яги-Сияну (эмиру Антиохии) поступить под командование Тутуша для борьбы с Фатимидами . Сельджуки двинулись на Триполи . Вали города был Эбулхасан ибн Аммар, который безуспешно попытался договориться о снятии осады в обмен на деньги, затем он отправил деньги и подарки визирю Ак-Сункура. Кроме того, Ибн Аммар передал Ак-Сункуру письменный приказ султана Мелик-шаха о том, что ему «оставлено управление Триполи». Ак-Сункур сообщил Тутушу, что служит только султану и вернулся в Алеппо. Эмир Бузан и Яги-сиян также вернулись в Эдессу и Антиохию . Это вынудило Тутуша отказаться от кампании .
На службе у Тутуша
После убийства Низама аль-Мульк и смерти Мелик-шаха в государстве сельджукидов разгорелась борьба за трон. Сыновья Мелик-шаха поделили империю: Махмуд получил Исфахан, Баркиярук — Багдад. Брат Мелик-шаха Тутуш не отказался от претензий на трон . Узнав о смерти Мелик-шаха, Тутуш призвал Бузана и Ак-Сункура в свою армию. Ак-Сункур не мог отказаться и противостоять Тутушу в одиночку. Он согласился, чтобы в Алеппо читали хутбу от имени Тутуша . На службе у Тутуша в 1093 году Ак-Сункур принял участие в захвате Рахбе и Нусайбина у Укайлидов. Сразу после этого эмир Мосула Курайшоглу Ибрагим отказался «произносить проповедь от имени Тутуша». Близ Мосула в апреле 1093 года состоялась битва, в которой победа досталась Тутушу. Решающую роль в ней сыграл Ак-Сункур. Мосул был захвачен, не без сопротивления. Затем Тутуш взял под контроль Диярбакыр и собирался отправился в Исфахан, столицу сельджуков .
В феврале-марте 1093 года Тутуш начал поход против Баркиярука. Бузан и Ак-Сункур следовали за ним, но на равнине Эрбиль , встретив армию Баркиярука, оба эмира ночью тайно перешли на его сторону. Тутуш был вынужден отступить и вернуться в Дамаск в декабре 1093/январе 1094 года . Ибн аль-Адим полагал, что «причиной отвращения [ухода] Касим ад-Даула и Бузана была близость Тадж ад-Даула к Ягысьяну и симпатия его к нему. А другие говорили: дело в том, что он (Тутуш) не дал им в управление ни одной из областей, которые они завоевали» .
Смерть
Ак-Сункур вернулся в Алеппо, в апреле-мае 1094 года Тутуш двинулся на него, намереваясь наказать эмира за предательство . Ак-Сункур обратился к Баркияруку, который послал на помощь Бузана, эмира Рахбе Юсуфа бен Абак и эмира Мосула Кербогу .
Весной 1094 года, не дожидавшись их прихода, Ак-Сункур сразился с Тутушем . Сибт ибн аль-Джаузи передавал выдержку из хроники Усамы ибн-Мункыза , утверждая, что речь идет о последней битве Ак-Сункура:
Тадж-ад-Даула хотел тайно пройти в Хорасан . Касим-ад-Даула услышал эту новость и покинул Алеппо , чтобы противостоять ему. Он настолько пренебрежительно относился к противнику, что сказал своим спутникам: «Принесите мне веревки, чтобы связать пленников». Но Сукман бен Артук крикнул ему: «Вы их уже видите?»
Эмир Рахбе Юсуф со своими войсками покинул Ак-Сункура, что ослабило силы эмира Алеппо, и присоединился к Тутушу . Кроме того, арабские солдаты сражались неохотно. Ак-Сункур потерпел неудачу в своей атаке . По словам Ибн аль-Адима, в армии Ак-Сункура было более 6 тысяч воинов. Тутуш первым перешел реку и выступил на битву с Ак-Сункуром, тогда как Бузан и Кербога с войсками не могли возможности переправиться и напасть на Тутуша. Арабы в войске Ак-Сункура «имели склонность к Тадж ад-Даула [Тутушу]». После выступления Тутуша «не прошло и мгновения, как Бузан и Кербога бежали в сторону Халеба» . В плен попали Ак-Сункур и его визирь Абу-л-Касим ибн Бади .
Ибн Мункыз передал слова некоего Руми бен Вехб, который был в тот день с Тутушем. По его словам, Ак-Сункур был связан своим поясом, за который его притащили к Тутушу. Эмир шел, пока не увидел Тутуша, заметив врага, он отвернулся и сел. Его тащили и пытались заставить говорить, но он не произносил ни слова и не двигался с места. Тутуш сам подошел к нему и хотел поговорить с ним, он несколько раз повторял свои слова, но эмир не отвечал. В итоге Тутуш ударил его по шее рукой и сам отрубил ему голову . Аналогичный рассказ передан Ибн аль-Адимом со слов Вассаба ибн Махмуд (потомок Мирдасидов, ранее владевших Алеппо): «Сидел Тадж ад-Даула и потребовал Касим ад-Даулу, и привели его с обнаженной головой, связанного. И встал Тадж ад-Даула и говорил ему многие слова, но не дождался ответа и отрубил ему голову своею рукой» . Но Ибн аль-Адим сообщал, что в этом рассказе есть ошибки . Он описал смерть Ак-Сункура иначе. По его словам, Тутуш спросил Ак-Сункура, которого привели к нему: «Что бы ты сделал, если бы взял меня в плен вот так?» «Я бы убил тебя», ответил Ак-Сункур. Тутуш сказал: «Я даю тебе приговор, который ты бы вынес мне», и немедленно убил его, обезглавив. Голову Ак-Сункура сначала отправили в Алеппо, а затем Дамаск . Также были убиты 14 эмиров Ак-Сункура . По словам Ибн аль-Адима, в сокровищнице Тутуша хранилась одежда Ак-Сункура, которая была на нем в момент казни. Через 35 лет её обнаружил там Имадеддин Занги .
Тело Ак-Сункура было погребено в небольшой гробнице у подножия горы Каранбия (Карнебия, Карниба), позднее его сын Имадеддин Занги перенес тело отца в гробницу в медресе Зуджаджие в Алеппо . Он не вносил его в город через ворота, а перенес над стеной, поскольку, согласно тюркским традициям, внести мертвое тело в город через ворота было плохой приметой .
Бузан и Кербога укрылись в Алеппо. Вскоре Тутуш занял Алеппо и схватил их. Бузан был казнен . Кербога остался в плену .
Семья
Аль-Азими писал, что Ак-Сункур женился на «няне султана Идриса бен Тоган-шаха». Ибн аль-Адим — на няне султана Мелик-шаха . Единственный сын Ак-Сункура, Занги , родился в Алеппо в 1084 или 1087 году . Жена Ак-Сункура (возможная мать Занги) умерла в результате несчастного случая в конце лета 1089 году: «И сидел он с ней в один из дней в своем доме в Халебе, а в руке его был нож, и он в шутку замахнулся им на неё. И нож попал ей в сердце и нечаянно убил её. И умерла она, а он сильно печалился о ней и горевал о потере её» .
На момент гибели отца Занги был ребёнком десяти или семи лет . После своего освобождения Кербога лично занимался его воспитанием .
Правление, личность, память
Ак-Сункур почти восемь лет занимал пост вали Алеппо . Управлял он с помощью визирей. Ибн аль-Адим писал, что визирь Ак-Сункура Абуль-Изз бен Садака раньше был визирем Муслима бен Кюрейша. По сообщению Ибн аль-Асира , у Ак-Сункура был визирь по имени Зеррин Кемер . Ещё один визирь — Абу-л-Касим ибн Бади .
Алеппо и его окрестности в тот перид были небезопасны для жителей и торговцев из-за предыдущих лет безвластия и войн. Город находился на торговом пути из Анатолии в Сирию, который практически не функционировал. Ак-Сункур расставил блокпосты. Он даже издал приказ, чтобы уничтожались шакалы, которые едят кожаные части сельскохозяйственных инструментов, оставленных в полях. Он установил принцип коллективной ответственности для каждого населенного пункта. В случае нападения на караван или человека на территории деревни все жители должны были нести ответственность. Если деньги путника были украдены в деревне, то все жители собиралист, чтобы компенсировать украденное. Обеспечения безопасности стало задачей каждого жителя. Так он за короткое время устранил беспорядки, царившие в Алеппо и его окрестностях и сумел добиться доверия народа. Он занимался благоустройством города: отремонтировал дороги, ведущие в город, Большую мечеть и замок, пострадавшие от пожара и землетрясения. Он также учредил вакуф и обеспечил строительство Каранбия Мешхед в городе и ремонт Декке Мешхед . Во время его правления в результате развития земледелия, скотоводства и торговли цены были намного ниже, чем ранее. Поэтому люди приезжали и селились в городе и его районах в большом количестве из многих мест . Добрая память о правлении Ак-Сункура помогла его сыну утвердиться в Алеппо .
Он высоко ценился за справедливое правление . По словам Ибн аль-Адима: «Он совершил много добрых дел, из-за чего жители Алеппо почти обязаны молиться за него до Судного дня» . Ибн Халликан (1211—1282): «у гробницы Ак-Сункура в Алеппо видел большую толпу людей, каждый день читающих Коран за его душу» . писал, что «Ак-Сункур хорошо управлял Алеппо и хорошо относился к людям. Он поймал бандитов и устранил грабителей. Деятельность Ак-Сункура повсеместно встречалась с признательностью и благодарностью. Все дороги были защищены. Из-за справедливости Ак-Сункура — да помилует его Господь — люди захотели жить в Алеппо» . Камаль аль-Дин утверждал, что Ак Сункур правил Алеппо с великой справедливостью, при его превосходном управлении доходы город составлял полторы тысячи динаров в день . Ибн аль-Асир полагал, что «Ак-Сункур был лучшим из эмиров с точки зрения управления и защиты людей. На территориях, находившихся под его властью, царила повсеместная справедливость, безопасность и мир вместе с общей дешевизной. Дороги были в безопасности» . Хамедани Мухаммед бен Абдулмелик утверждал, что «он проявлял непревзойденную справедливость» .
Ак-Сункур верно служил султану Мелик-шаху , был одним из ценных и способных эмиров Великой сельджукской империи , благодаря своему таланту стал ведущей фигурой в государстве . Он хорошо относился к людям и заботился о защите их прав и законов и завоевал любовь, уважение, признательность и преданность . Тутуш был убит один из людей Ак-Сункура, мстившим за своего хозяина . В 1000/01 году в критической ситуации противостояния с Сукманом Артукидом Кербога получил поддержку бывших мамлюков Ак-Сункура, показав им своего воспитанника Занги, сына Ак-Сункура, со словами: «Он сын вашего бывшего господина, сражайтесь за него». Мамлюки помнили о том, что Сукман служил виновнику смерти Ак-Сункура, Тутушу, поэтому удвоили силы и войска Сукмана были разбиты .
Примечания
- ↑ , S. 72.
- , The early career of Zengi, 1084 to 1127.
- , p. 30.
- ↑ .
- ↑ , S. 83.
- ↑ , S. 73.
- ↑ , Tome II: L’ÉMIR ĀQ-SUNQUR DE 477 À 487.
- ↑ .
- ↑ , p. 31.
- , S. 75—76.
- , S. 76.
- ↑ , с. 115.
- ↑ , S. 78.
- ↑ , Tome II: ĀQ-SUNQUR ET L’AVÈNEMENT DE BARKYĀRŪQ.
- , S. 79.
- ↑ , S. 79—80.
- , S. 80—81.
- , с. 117.
- ↑ , S. 81—82.
- ↑ , S. 82.
- ↑ , с. 118.
- , p. 710.
- , S. 91—92.
- , с. 117—118.
- , S. 93—94.
- , S. 82—83.
- , S. 97.
- , с. 176—177.
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , S. 85.
- ↑ , S. 84.
- , S. 96.
- , S. 95.
- , S. 74.
- , с. 114—115.
- , Tome II: ZENGĪ A ALEP.
- .
- , S. 95—96.
- , S. 86.
- , S. 87.
- , с. 120.
- , Tome II: LE PARTI DES MAMLOUKS D’ĀQ-SUNQUR ET KIRBUĠA.
Литература
- Камал ад-дин ибн ал-Адим. Сливки, снятые с истории Халеба // Из истории средневековой Сирии / пер. Л. А. Семеновой. — М. : Наука , 1990.
- Ibn Khallikān . / . — P. : Printed for the Oriental translation fund of Great Britain and Ireland , 1842. — Vol. 1. — P. 225—226. — 735 p.
- Sibṭ bin al-Jawzī. Mirât ez-Zèmân // / Académie des inscriptions & belles-lettres . — P. : Imprimerie nationale, 1872. — Vol. 3. — P. 517—570. — 792 p.
- Alptekin С. The Reign of Zangi (Thesis submitted for the Degree of Doctor of Philosophy). — University of London, 1972.
- Coşkun A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1989. — C. 2 . — S. 296 .
- Bezer G. Ö. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2013. — C. 44 . — S. 258—261 .
- El-Azhari T. Zengi and the Muslim Response to the Crusades. — London and New York: Routledge, 2016.
- Elisseeff N. Nur ad-Din, un grand prince musulman de Syrie au temps des croisades. Vol. 1–3. / Institut Français de Damas. — Damas, 1967.
- Demirkent I. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2002. — C. 26 . — S. 562—563 .
- Sevim A. Kasîmüddevle Aksungur // Ünlü Selçuklu komutanları: Afşin, Atsız, Artuk, ve Aksungur. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1990. — S. 72—97. — 115 S. — ISBN 978-975-16-0248-0 .
- Gibb H. A. R. Āḳ Sunḳur / In Houtsma, Martijn Theodoor. — Leiden: BRILL, 1986. — Vol. 1. — P. 314. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936).
- 2020-12-16
- 1