Однажды... Тарантино
- 1 year ago
- 0
- 0
Шейзар ( араб. شيزر ; на современном арабском Сайжар ; эллинистическое название: Лариса в Сирии ) — деревня (ранее город) на севере Сирии в провинции Хама , расположенная к северо-западу от города Хама . Рядом расположены Мухрада , , Кафр Худ , и Хальфая . По данным Центрального бюро статистики Сирии (CBS), численность населения Шейзара по данным переписи 2004 года составляла 5 953 человека .
Во время крестовых походов город был крепостью, управляемой семьей . В этот период он играл важную роль как для христиан , так и для мусульман .
Шейзар расположен в стратегически важном пункте на реке Оронт , в 28 км к северо-западу от Хамы .
В амарнском архиве (14 век до н. э.) он упоминается как Сензар или Сезар.
Грекам он была известен как Сидзара, но во времена империи Селевкидов его переименовали в Ларису, в честь одноименного города в Фессалии , откуда были родом многие колонисты.
Он вернулся к своему более раннему названию во времена Римской империей и был известен как Сезер в Византийской империи .
Крестоносцы произносили название города на латыни как Кесария (Caesarea). Ранее это название не использовалось, и было дано крестоносцами, которые спутали этот город с Кесарией Мазака , местом, известном в христианской истории как родина святого Василия Кесарийского .
Руины Шейзара на современном арабском языке известны как Сайжар.
Шейзар упоминается как Сензар или Сезар в амарнском архиве (14-й век до н.э).
Регион был завоеван Александром Македонским в 333—332 гг. до н. э. Диодор Сицилийский (первый век до н. э.) записал местные легенды, приписывающие основание города одному из его кавалерийских полков родом из Фессалии . Во времена династии Селевкидов город был переименован в Ларису, в честь города в Фессалии, из которого были родом многие колонисты.
Римские войска во главе с Помпеем завоевали Сирию в 64 г. до н. э.
Сирия была на короткое время оккупирована республиканско-парфянскими войсками при парфянском князе Пакоре I.
Город был частью Византийской империи ; в то время он назвался Сезер.
В 638 году Шейзар был захвачен арабами , и после этого часто переходил от арабов к византийцам и назад. Он был разграблен в 969 году византийским императором Никифором II , а в 999 году захвачен Василием II , после чего стал южной границей Византийской империи и управлялся епископом Шейзара. К тому времени, как византийцы захватили город, в нём находился замок Фатимидов .
Он перешёл к Бану Мункид в 1081 году, когда Али ибн Мункид купил его у епископа. Византийцы осаждали его много раз после этого, но так и не смогли вернуть себе.
Крестоносцы прибыли в Сирию в 1098 году во время Первого крестового похода . Войны между государствами крестоносцев и правителями Бану Мункид в Шейзаре чередовались с союзами.
Мункидиты контролировали территорию к востоку от Шейзара, через горы Аль-Ансария до побережья Средиземного моря, от прибрежного города Латакия на севере до Тортосы на юге.
Во время Первого крестового похода эмир помог крестоносцам пройти через его землю, снабдив их лошадьми и едой. После крестового похода его государство стало граничить с Антиохийским княжеством крестоносцев и подвергалось набегам как из Антиохии, так и из графства Триполи .
Когда крестоносцы в 1106 году на короткое время завоевали Калъат-эль-Мудик , крепость к северо-западу от Шейзара, возвышающуюся над древней Апамеей , клан Бану Мункидов угрожал им из своей цитадели в Шейзаре .
В 1106 году эмиры мункидитов Муршид и Султан победили графа Триполи Гильома Иордана , а в 1108 и 1110 годах им пришлось подкупить Танкреда Антиохийского, чтобы тот ушёл. В 1111 году Танкред, Болдуин I и граф Бертран осаждали Шейзар в течение двух недель, но вернулись домой, когда армия из Мосула перекрыла им доступ к еде и воде. Тем не менее, Танкред построил замок поблизости на Телль ибн Ма’шар, чтобы держать крепость Шейзара под пристальным наблюдением.
Когда умер в 1113 году, Шейзар подвергся нападению со стороны его сторонников- ассасинов . Шейзар участвовал в кампании против Антиохии в 1119 году. Когда Болдуин II Иерусалимский был взят в плен Артукидами за пределами Эдессы в 1123 году, его держали в Шейзаре до его освобождения в следующем году; в качестве выкупа он был вынужден оставить свою дочь Иовету в качестве заложника, и она также содержалась в Шейзаре до её собственного выкупа в 1125 году. Поскольку Шейзар был дружественным государством, Болдуину было позволено навестить там свою дочь, но Шейзар также был дружественным по отношению к своим соседям-мусульманам, и в 1125 году был включен в территорию Бурсука (Ак Сункур аль-Бурсуки) из Мосула . Когда Занги в 1127 году воцарился в Мосуле и захватил Алеппо, Шейзар признал его сюзеренитет.
В 1137 году византийский император Иоанн II Комнин прибыл, чтобы наложить византийскую власть на Антиохию, и пообещал Раймунду из Антиохии княжество, состоящее из Шейзара, Алеппо, Хомса и Хамы , если Антиохию вернут Империи. В апреле византийская армия осадила Шейзар , но Раймунд и Жослен II из Эдессы не помогли императору. В мае прибыл Занги и освободил крепость. Эмир предпочел подчиниться византийцам, а не Зангу, и предложил признать Иоанна своим повелителем. На деле ни Иоанн, ни Занги никогда не правили в Шейзаре, и город оставался независимым.
Эмират просуществовал до мощнейшего , во время которого цитадель рухнула, убив почти всю семью, которая собралась там отпраздновать обрезание . Единственными выжившими из всей семьи были жена эмира и племянник эмира Усама , знаменитый поэт-рыцарь, который находился с дипломатической миссией в Дамаске .
Описывая осаду Шейзара крестоносцами в 1157 году, Гийом Тирский пишет:
Город Шайзар лежит на той же реке Оронт, которая протекает через Антиохию . Некоторые называют его Кесарией, и полагают, что это известный мегаполис Каппадокии, которым когда-то руководил выдающийся учитель Василий ; но те, кто придерживается этой точки зрения, серьёзно заблуждаются. Ибо Кесария находится в пятнадцати или более днях пути от Антиохии. Этот город находится в Келесирии , провинции, которая отделена от Каппадокии множеством других провинций. И зовётся он не Кесария, а скорее Кесара. Это один из городов, управляемых суффраганом из Антиохийского патриархата . Город весьма удобно расположен. Нижняя его часть простирается вдоль равнины, в то время как в верхней части на возвышенности находится цитадель, длинная, но довольно узкая. Она хорошо укреплена, поскольку в дополнение к её естественной защите с одной стороны её оберегаетрека, а с другой город, так что она полностью неприступна .
Фульхерий Шартрский , очевидец осады в 1111 году, не знал классического римского или греческого названия этого места и отметил, что турки называли его «Сисара», «но жители страны обычно называют его Чезар» .
Что касается граждан, Гийом пишет, что они «мало знали об оружии; их внимание было почти полностью посвящено торговле». Многие из них были христианами, которых Гийом считал страдающими рабами при своих мусульманских правителях, но мункидхиты, похоже, были терпимыми хозяевами, так что и христиане, и мусульмане различных сект жили там мирно.
Очень живописный рассказ о жизни в Шейзаре и других местах мусульманского мира был написан принцем Усамой под названием и дает глубокое понимание жизни мусульман в 12 веке.
Эмиры мункидитов изображаются как покровители литературы, которые наслаждаются охотой и другими видами спорта, а также занимаются войной и переговорами о мире со своими христианскими и мусульманскими соседями.
Усама ибн Мункыз (Мункид) был средневековым мусульманским поэтом, писателем, фарисом (рыцарем) и дипломатом из династии Бану Мункидов в Шейзаре на севере Сирии . Он был свидетелем роста нескольких средневековых мусульманских династий, прибытия Первого крестового похода и создания государств крестоносцев . Усама родился в Шейзаре, провинция Шейзер. Он был племянником и потенциальным преемником эмира Шейзара, но был сослан в 1131 году и провел остаток своей жизни, служа другим лидерам. Он был придворным буридов , зангидов и айюбидов в Дамаске , служивший Занги , Нур ад-Дину и Саладину в течение почти пятидесяти лет. Он также служил в суд Фатимидов в Каире , а также Артукидов в Хасанкейфе . Много путешествовал по арабским землям, посещал Египет, Сирию, Палестину и земли вдоль реки Тигр, совершал паломничество в Мекку . Он часто вмешивался в политику судов, в которых он служил, и был изгнан из Дамаска и Каира.
Во время своей жизни и сразу же после смерти он был весьма известен как поэт и адаб («человек букв»). Он написал много поэтических сборников, таких как «Китаб аль-ъаса» («Книга посоха»), «Любаб аль-Адаб» («Ядра очищения») и «Китаб ал-маназил ва-д-дийар» («Книга стоянок и жилищ»), и сборники собственной поэзии. В наше время его больше помнят за его «Китаб аль-Иътибар» («Книга обучения на примере», «Книга созерцания» или «Книга назидания»), в которой содержатся пространные описания крестоносцев , с которыми он много раз общался, и некоторых из которых он считал друзьями.
Почти вся его семья погибла в результате в 1157 году. Он умер в Дамаске в 1188 году, в возрасте 93 лет.
Контроль над руинами установили ассасины; позже они были побеждены крестоносцами в 1158 году, но разногласия заставили крестоносцев отказаться от осады. После этого Нур ад-Дин Занги включил остатки города в свою территорию и восстановил его. Шейзар был снова разрушен землетрясением в 1170 году, а руины были захвачены Саладином в 1174 году. Они были восстановлены снова, но в 1241 году город был разграблен хорезмийцами . Мамлюкский султан Бейбарс захватил и перестроил его в 1260 году.
Шейзарская крепость в настоящее время необитаема.