Interested Article - Бекташи
- 2021-05-20
- 2
Бекташи ( араб. البِكْتاشيَّة , тур. Bektâşîlik , алб. Tarikati Bektashi , босн. Bektašijski tarikat , макед. Бекташите ) — суфийский орден , основанный Хаджи-Бекташем в XIII веке . Близок к шиизму (в связи с особым почитанием Али ) и содержит элементы христианства ( крещение ). Распространён в Турции , Албании , Северной Македонии и Боснии — в основном среди перешедших в ислам бывших православных и униатов . Воспринимают мир посредством триад: Аллаха , Мухаммеда и Али , имеют ритуальную еду из вина , хлеба и сыра . В анатолийском и балканском фольклоре бекташи всегда выступают в виде вольнодумцев, живущих за пределами норм традиционного исламского права .
История
Бекташи являются последователями Хаджи-Бекташа , уроженца Нишапура в Хорасане , бывшего, согласно легенде, потомком седьмого шиитского имама Мусы аль-Казима . Традиционно считается, что он жил в промежутке между 1248 и 1337 годами и переселился в Малую Азию , на территорию Конийского султаната , в 1281 году . Там он и основал орден, названный его именем. Поздняя легенда приписывает Хаджи-Бекташу акт благословения на царство юного эмира Османа-Гази , основателя Османского государства . В XV веке происходит сближение бекташей с корпусом янычар . Все янычары были приписаны к ордену, и шейх (настоятель) дервишей был почётным командиром 99-й роты янычарского корпуса .
В конце XV века во главе ордена встал (? — 1516), выступивший систематизатором и реформатором учения бекташей. К бекташам благоволил султан Сулейман I . В первой половине XVI века Бекташский орден разделился на два течения — челебии и бабаи . Поводом к разделению стал спор о наследниках Хаджи-Бекташ-Вели. Согласно челебиям, он имел рождённых в разные эпохи потомков, зачатых чудесным образом. Согласно бабаям, многие из которых были кызылбашского происхождения, Хаджи-Бекташ не имел потомства. Через посредство бабаев, в учение бекташей проникают шиитские концепции. Бекташи признают 12 шиитских имамов.
После расформирования корпуса янычар в 1826 году , орден лишился привилегированного статуса. De jure, султаном Махмудом II орден вообще был упразднён — но продолжал функционировать неофициально. Одним из центров ордена стала Хорватия, постепенно эта конфессия проникла и в Османскую Албанию , особенно в её будущую столицу Тирану на периферии Османской империи . В Албании целые сельские районы обращались в бекташизм вследствие неприятия суннизма — религии завоевателей.
В 1913 году — после провозглашения Албанией независимости — государство признало самостоятельность религиозной общины бекташей, и Тирана превратилась в мировой центр этой религии. В Турции же, после революции Кемаля , все религиозные ордена (даже чисто суннитские) были в 1924 году закрыты и подверглись репрессиям. В 1925 году многие бекташи были вынуждены покинуть пределы Турции , и большей частью, осели в Албании , где с орденом было связано до 20 % местного населения.
В 1954 община бекташей появилась в США .
В Египте бекташизм пришёл в упадок. В Каире последняя текке бекташей была закрыта в 1965 году .
В Албании орден действовал открыто до 1967 года, и на тот момент насчитывал 120 тыс. чел. Имеются упоминания деятельности бекташей в титовской Югославии ( Косово ). В 1967 -м все монастыри бекташей были закрыты коммунистическим правительством Албании, но в 1990 г. началось их возрождение (как и других конфессий).
В Северной Македонии бекташизм распространён среди этнических турок и албанцев , численность бекташей резко пошла на спад после Второй мировой войны , в Тетове и Кичеве сохранились текке, носящие статус музеев, изредко используемые для совершения богослужений с 2017 года.
В Турции с 1924 года до 1980-х годов орден действовал подпольно. По ориентировочным оценкам бекташей в Турции — несколько миллионов человек (район Кайсери — Каппадокия ).
Доктрина
Основатель ордена, по словам , не соблюдал правил шариата и никогда не молился . Основные идеи ордена заключались в уважении к другим и терпимости. Бекташи разделяют доктрину вахдат ал-вуджуд и аллегорическое понимание Корана и шариата . Они празднуют Навруз как день рождения Али и практикуют ежегодную исповедь наставнику.
Иерархия
- Дедебаба — высший ранг в иерархии.
- Халиф-баба
- Баба — глава общины.
- Дервиш — самостоятельный бекташ-одиночка.
- Мухип ( араб. محب ) — вторая ступень посвящения
- Ашик ( араб. عاشق ) — первая ступень посвящения
Факты
- В отличие от прочих направлений ислама, бекташи допускают употребление алкоголя .
См. также
Примечания
- Надёжных свидетельств в пользу этого факта нет.
- В научном сообществе нет единого мнения в вопросе, какая из сторон выступила инициатором сближения.
- . Дата обращения: 28 июня 2006. 6 июля 2007 года.
- В бекташской историографии это событие именуется Вака-йи-Шеррийе .
- ↑ . Дата обращения: 25 сентября 2013. 25 сентября 2013 года.
Литература
- Muhammed Seyfeddin Ibn Zulfikari Derviş Ali; Bektaşi İkrar Ayini, Kalan Publ. перев.: Mahir Ünsal Eriş, Анкара, 2007 (на турецком языке)
- Irène Mélikoff , Sur les traces du soufisme turc, recherches sur l'Islam populaire en Anatolie , éd. Isis, Istanbul, 1992.
Ссылки
- — фотографии общины бекташей в Македонии.
- 2021-05-20
- 2