Урицкий, Моисей Соломонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Александр Соломонович (Хаханашвили) Хаханов ( 1864 — 1912 ) — российский и грузинский учёный, филолог, историк, этнограф.
Родился в Гори 3 ( 15 ) января 1864 года; сын священника, преподававшего Закон Божий и грузинский язык в Горийском уездном училище. Первоначальное образование получил в уездном училище, где преподавал отец (1872—1877). Продолжил обучение в 1-й Тифлисской гимназии , которую окончил с золотой медалью в 1884 году. Поступил на историко-филологический факультет Московского университета . За дипломную работу «Византийское общество и греческая церковь в эпоху Koмнинов» был в 1888 году награждён серебряной медалью и оставлен при факультете для подготовки к профессорскому званию .
В 1889 году был приглашён преподавать грузинский язык в Лазаревский институт восточных языков , где проработал до конца жизни; с декабря 1894 года исправлял должность доцента. Одновременно, с 1900 года читал в Московском университете лекции по грузинской истории и литературе в качестве приват-доцента .
Главный труд Хаханова — « Очерки по истории грузинской словесности » (4 выпуска, Москва , 1895, 1897, 1902, 1906) представляет собой обзор памятников устной и письменной литературы с древнейших времен до конца XVIII века . Статьи же, посвященные А. С. Хахановым грузинским писателям XIX века в журналах (« Русская мысль », «Жизнь», « Кавказский вестник » и др.), составили четвёртый выпуск «Очерков».
Первые печатные работы Хаханова на грузинском языке : « Следы народной поэзии в грузинской летописи » и « Крепостное право в Грузии до присоединения её к России » (Тифлис, 1890) выявляют в нём воспитанника Московского университета — ученика профессоров В. И. Герье , П. Г. Виноградова , В. О. Ключевского и В.Ф. Миллера .
Интерес к археологической работе появился у него после публикации древних грузинских надписей, собранных в 1886 году первой кавказской экспедицией Московского археологического общества . Строгий историко-критический метод был применён им в разработке « Источников по введению христианства в Грузии » и в монографии « Древнейшие пределы расселения грузин по Малой Азии » (М., 1890 и 1892). В 1892, 1893 и 1895 годах во время самостоятельных экспедиций им был собран обширный материал для VII тома «Материалов по истории Кавказа», изложенный в « Археологической экскурсии на Кавказ » (Москва, 1897).
Из других работ А. С. Хаханова, число которых доходит до восьмидесяти, следует отметить издание « Калилы и Димны » и « Балавара и Иоасафа », грузинский текст с переводом (М., 1898, 1902), отрывков из метафизики и философии грузинского католикоса Антония (М., 1902), грузинские дворянские акты (М., 1894), церковные акты, или гуджары ( Кутаиси , 1893), каноны Иоанна Постника и правила VI вселенского собора (М., 1902), « Барсова кожа », поэма XII Руставели по рук. моск. арх. иностр. дел (М., 1898).
А. С. Хаханов напечатал на французском языке « Φυσιολογος en traduction géorg. » (II., 1898); « Histoire de Géorgie » (II., 1900); « La situation des arméniens dans le royaume de Géorgie » («Journ. Asiat.», 1898, март-апр.); на немецком языке : « Ueber den gegenwärtigen Stand der grusinischen Philologie » и « Grusisches Bruchstück der Kalilag u. Dimnag » («Wiener Zeitschr. f. d. Kunde d. Morgenl.», VII и XIV т.).
Хаханов принимал участие почти во всех кавказских изданиях (русских и грузинских), среди которых, в частности, « Русские ведомости », « Русская мысль », « Этнографическое обозрение », « Вестник Европы », « Журнал для всех », «Жизнь», « Юридический вестник », «Вестнике всемирной истории» и других.
Состоял также преподавателем истории и русской словесности в московских женских гимназиях, где вёл литературные беседы на темы из русской литературы XIX века. О способе и результате этих бесед А. С. Хаханов напечатал несколько статей в «Вестнике воспитания», в 1895 и 1899 годах. С января 1893 года был действительным членом Московского археологического общества (член-корреспондент с ноября 1888).
Был одним из авторов « Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона », в своих работах неоднократно подчёркивал большое культурно-историческое значение присоединения Грузии к России.
После изучения привезённых из Сванетии в 1895 году графиней П. С. Уваровой фотографий, сделанных с надписей на грузинском языке и с рукописных грузинских Евангелий, опубликовал статью «Сванетские рукописные Евангелия» (« ». Т. X.), в которой утверждал древность Адышского Евангелия. Его планам выпустить критическое издание текста грузинских Евангелий помешала ранняя смерть .
Скончался из-за скоротечной чахотки 25 июля ( 7 августа ) 1912 года, под Самарой . Похоронен в Тбилиси, на Мтацминда — пантеоне грузинских писателей и общественных деятелей .