Та́йфа
(
исп.
taifa
от
араб.
طائفة
,
та́ифа
, множ. —
طوائف
,
таваиф
) — историко-географическое название
мусульманских
эмиратов
, явившихся продуктом
феодальной раздробленности
, поразившей некогда могущественный
Кордовский халифат
к
1031 году
вплоть до окончания
Реконкисты
в
1492 году
.
Гранадский эмират
(1013 — 2 января 1492) стал последней
арабской
тайфой в
Европе
и последним
исламским государством
на
Пиренейском полуострове
. Захватив и его, христиане завершили 8-вековой процесс отвоевания полуострова.
Падение Гранады
, как и
падение Константинополя
, явилось важной вехой в истории Европы. Тем не менее, последствия феодальной раздробленности исламского периода оставили свои следы в культуре, языке, традициях регионов Испании на долгие столетия. В определенном смысле практика тайфа перенесена испанскими колонизаторами в Америку, где в XIX—XX веках образовался целый ряд независимых латиноамериканских государств, часто враждующих между собой несмотря на единство языка и общность культуры.
Содержание
Происхождение и историческое развитие
Тайфа представляла собой мусульманский аналог феодальной раздробленности христианской Европы. Процесс дробления начался после отпадения
Кордовского халифата
в Иберии от североафриканских владений
Багдадского халифата
(929). Процесс дробления резко усилился после 1031 года, ненадолго прерываясь лишь дважды.
Население тайфы
Население тайфы, как и население мусульманской Испании в целом, особенно южной её половины, было крайне пёстрым — многонациональным, многоязычным, мультирелигиозным, а потому и имело значительный конфликтный потенциал, подрывавший стабильность эмиратов, и без того страдавших от политико-экономических неурядиц. Ослаблению эмиратов с начала XIII до конца XV века способствовали постоянные войны с христианами, в результате которых эмирам зачастую приходилось выплачивать тяжёлую дань. Кроме междоусобиц политико-экономического характера, усилились и межэтнические распри среди народов, составлявших население Южной Испании. Значительную часть тех, кого испанцы называли
маврами
, составляли
берберы
— выходцы из
североафриканских
племён, покорённых арабами. Потомки завоевателей и представители элитных династий —
арабы
— зависели от наёмников-берберов так же, как впоследствии
османские султаны
— от своих разношёрстных
янычар
.
В Южной Испании на всём протяжении исламского правления сохранялись группы
романоязычных
, и частично ассимилированных
арабоязычных
, христиан-
мосарабов
— потомков
романизированного
населения
Римской Испании
, а также многочисленные
ладиноязычные
еврейские
общины. Значительная часть населения
Гранады
и других прибрежных эмиратов (например, тайфа
Дения
) состояла из военнопленных — христиан-
рабов
, в том числе
славян
-
сакалиба
. В этом национальном конгломерате арабы представляли как бы высшую
феодальную
касту. Но составлявшие войско многочисленные и враждебные верхушке власти берберы и отчасти
муваллады
постоянно подрывали силу аристократии своими интригами, партийной борьбой, заговорами и мятежами. Особую опасность составляли перемётные наёмники-
ренегаты
, сотрудничавшие то с христианами, то с мусульманами в зависимости от ситуации и личной выгоды. В династической борьбе принимали самое активное участие
арагонские
и
кастильские
короли, поддерживая ту или иную группировку. Ситуация время от времени усугублялась массовым притоком мусульманских беженцев из других регионов Испании, приграничными стычками с христианами, пошлинами и таможенными проблемами, из-за которых возникали перебои с провизией, а соответственно
голод
и болезни
.
После падения очередной тайфы в ней происходила резкая смена религиозно-языковой атмосферы. Арабский язык приходил в упадок, а местные
мосарабские говоры
поглощались
кастильским
или
арагонским
языками. Мусульмане тут же смещались с политико-административных постов, фокусируясь на ведении сельского хозяйства (
мудехары
), а
исконные христиане
обретали элитарный статус верхушки общества (сходный процесс наблюдался на Балканах в ходе
болгаризации
конца XIX века).
Полный список эмиратов Иберии
Здесь приведён полный анахроничный список эмиратов периода Реконкисты на основе их современных испанских или португальских названий:
Гранада
(арабск.
Гарната
): 1013—1090 (к Альморавидам); 1145 (предполож. к Альмохадам); 1237—1492 (формально тайфа, фактически часть Кастилии); 1568—1571 (краткий период независимости после успешного мусульманского
восстания Альпухаррас
(исп.
Las Alpujarras
) после того как христиане ввели запрет на арабские и
исламские
обычаи, временное правление двух эмиров, назначенных повстанцами)
Сарагоса
: 1018—1046 (по предводительством султана Бану Тухиба; затем Бану Худа); 1046—1110 (к Альморавидам; в 1118 к Арагону); воостановлен с центром в Руэде до 1030 (перешёл к Арагону)
Catlos Brian A.
Kingdoms of faith : a new history of Islamic Spain. — First ed. —
N. Y.
:
Basic Books
, 2018. — xi, 482 p. —
ISBN 978-0-465-05587-6
.
Doubleday Simon R.
The wise king : a Christian prince, Muslim Spain, and the birth of the Renaissance. —
N. Y.
: Basic Books, 2016. — xxix, 304 p. —
ISBN 978-0-465-06699-5
.