Interested Article - Джованни делле Банде Нере
- 2020-05-28
- 2
Джованни де Медичи , известный также как Джованни делле Банде Нере, итал. Giovanni delle Bande Nere de’Medici, букв. «Джованни с чёрными полосами на гербе» , (варианты написания: dalle Bande Nere, далле Банде, дельи Банде, дель Банде, деи Медичи ), также прозывавшийся «Большой Дьявол» ( итал. Il «Gran Diavolo» ) ( 5 апреля 1498 , Форли — 30 ноября 1526 , Мантуя ) — последний из великих итальянских кондотьеров , отец Козимо I , герцога Тосканского.
Своей прочной репутацией для потомков он обязан перу писателя Пьетро Аретино , который был его близким другом, сопровождал его во многих походах, будучи изгнан из Рима, и стал свидетелем его смерти, описав её в одном из своих знаменитейших Letteri. Кроме того, Джованни был одной из любимых фигур Макиавелли , который считал, что он мог бы объединить Италию. Считается самым способным военачальником Италии XVI века, и иногда называется историками Бонапартом XVI века.
Биография
Родился в североитальянском городе Форли в семье его матери, графини Катерины Сфорца — «Львицы Романьи», одной из самых известных женщин итальянского Ренессанса, и её третьего мужа Джованни де Медичи Иль Попполано , члена младшей ветви рода Медичи.
Отец его умер, когда ребенку было пять месяцев. Своего ребенка, названного в честь дяди, Лодовико Моро , после смерти мужа Катерина перекрестила из Людовика в Джованни — в честь умершего супруга. Форли, город его матери и его наследство, через некоторое время был взят Чезаре Борджиа и стал папским владением. Катерину взяли под стражу в качестве заложника.
Мальчику было полтора года, когда Катерину взяли в плен, и она сразу отослала его во Флоренцию к его дяде Лоренцо, а когда ему исполнилось три года, она как раз освободилась и снова начала о нём заботиться . Обретя свободу, Катерина поселилась с сыном на вилле Кастелло. Когда ему исполнилось восемь, Катерина отослала его в монастырь Annalena , где он воспитывался в монастыре его сестрой Бьянкой Риарио, дочерью Катерины от предыдущего брака. Согласно легенде, мать «обрядила его в девичье платье, совсем как Фетида , скрывавшая Ахилла в покоях Деидамии» . Через год он снова вернулся к матери.
После смерти Катерины опека над 11-летним мальчиком согласно её завещанию перешла к флорентийцу , представителю банкирской династии , женатому на Лукреции, дочери Лоренцо Великолепного . Якопо продолжал опекать его, пока Джованни не исполнилось 17 лет.
С раннего возраста Джованни проявил способности и большой интерес к физической активности, в особенности к военному искусству — верховая езда, фехтование и проч. В возрасте 12 лет в драке между бандами мальчиков совершил убийство и был дважды изгнан из Флоренции за своё поведение, в частности в 1511 году . Когда Сальвиати в 1513 году был назначен послом в Рим, с ним уехал Джованни, и начал незамедлительно ввязываться в различные стычки в Вечном городе. Наконец, он был введен в строй папского ополчения благодаря ходатайству Якопо Сальвиати к папе Льву Х, брату Лукреции Сальвиати. В свою очередь, в 1516 году Якопо выдал за Джованни свою дочь Марию.
Военная карьера
Джованни был на службе у папы Льва Х (Джованни ди Лоренцо де Медичи), и получил крещение огнём 5 марта 1516 года в битве против Франческо Мария делла Ровере , герцога Урбинского .
Джованни подался в кондотьеры — стал наемным военным капитаном. С тех пор он сформировал собственную армию, экипированную легкими конями и специализирующуюся на быстрых, но разрушительных атаках, хитрой тактике и засадах.
В 1520 году он одержал победу против нескольких мятежных баронов в Марке . В следующем году Лев Х становится союзником императора Карла V против Франциска I , Джованни оказывается под командованием Просперо Колонна и одерживает победу над французами в октябре при Ваприо д’Адда, открыв тем самым путь к Павии, Милану и Пьяченце. К этому моменту слава о нём, как одном из самых способных военачальников Италии распространяется по всей стране.
Чёрные полосы и дальнейшая служба
В знак траура в связи со смертью Льва Х (1 декабря 1521 года), дяде своей жены и четвероюродному брату по линии Медичи, Джованни добавляет чёрные полосы на свой герб, по причине сего получив своё прозвание « делле Банде Нере », то есть «в чёрные полосы» . До этого они были белыми и фиолетовыми. Соответственно, его вооруженные формирования получили название «Bande Nere» — что, по созвучию с итальянским словом Banda («банда»), звучало впечатляюще, почти как «чёрные отряды». Кроме того, тактический успех его отрядов был так велик, что он заслужил прозвище «Невидимка» . После смерти Льва Х единственными законными представителями династии Медичи остаются Джованни и его 6-летний двоюродный племянник Лорензаччо [ источник не указан 2003 дня ] , но Джованни не интересовала борьба за политическую власть над Флоренцией, так как он был сильно увлечён своими военными успехами.
Около 1523 года к Джованни из Рима приехал писатель Пьетро Аретино, вынужденный скрываться из-за своих насмешек над папством. Кроме того, на службе у Джованни некоторое время состоял писатель Маттео Банделло , автор оригинальных «Ромео и Джульетты».
Аретино пишет о нём:
Никогда он не оставлял для себя большей части в жалованье и добыче, чем отпускал своим солдатам. Тяготы и лишения терпел с величайшим спокойствием. В деле не носил никаких знаков отличия, и от соратников можно было отличить его только по сразу приметной доблести. В седле он всегда был первым, из пеших последним. Людей же ценил только по достоинству, не глядя на богатство или сан. Дела его всегда были лучше его слов, но и в совете он не пожинал всуе плодов своей славы. Он поистине удивительно умел управлять своими воинами, когда надо — лаской, когда — гневом. Праздность была ему ненавистнее всего на свете. Его добродетель была без сомнения природной, а других грехов, кроме свойственных юности, не было; будь то угодно Господу и проживи он дольше, всякому его доблесть была столь же явной, сколь и мне ныне. Сердцем он был поистине благосклоннейшим из людей. Кратко скажу, что многие будут ему завидовать, но никому не будет дано подражать ему.
В августе 1523 года Джованни был нанят императором, а в январе 1524 года разбил французов и швейцарцев при Каприно-Бергамаско. В том же году ещё один Медичи — Джулио (двоюродный дядя жены Джованни) — под именем Климент VII стал папой римским. Новый папа выплатил Джованни все долги, но взамен приказал перейти на сторону французов, с которыми Рим заключил союз против императора. Собственно Джованни обещали вернуть материнские земли — Форли и Имолу.
Джованни не принимал участия в битве при Павии , но вскоре был серьёзно ранен в перестрелке и отправился в Венецию на лечение.
В сентябре 1526 года наёмники могущественного семейства Колонна державшего сторону императора Карла, вошли в Рим и подступили к Ватикану, рассчитывая запугать Климента VII и заставить его заключить выгодный для императора мир. Нападение было отражено отрядами Джованни делле Банде Нере.
Смерть
В 1526 году вспыхивает война Коньякской лиги. Её главнокомандующий, Франческо Мария делла Ровере, бросает Милан перед лицом превосходящих сил противника — армии императора во главе с Георгом фон Фрундсбергом . В это время Джованни сумел отразить наступление арьергарда ландскхнетов при слиянии По с Минчией , но вечером 25 ноября он был ранен в сражении близ Говерноло из фальконета чуть повыше колена. Его перевозят в Мантую . Там он умирает от гангрены 30 ноября 1526 года .
Пьетро Аретино в своем письме, которое считается одним из первых образцов военной журналистики, описывает его кончину, которая поразила всех благородством, так:
Джованни согласился на ампутацию ноги лишь после того, как, придя в полное сознание, увидел собственными глазами свою гниющую конечность. «Отрежьте немедленно!» – вскричал он. Хирурги запалили факелы, расстелили белые простыни и привели восьмерых мужчин, чтобы держали пациента. Вооружившись пилой, они приготовились ампутировать ногу ниже колена, когда Джованни вдруг заявил, что и двадцати солдат не хватит, чтобы удержать его. Еще он потребовал, чтобы принесли свечу и чтобы ему было видно, как режут ногу. (Он держал эту свечу сам). Я бежал от этой сцены, рассказывал Аретино, как вдруг слышу – меня зовут. «Я исцелен», – проговорил Джованни и указал на отрезанную ногу. Потом он уснул. За два часа до рассвета, терзаемый угрызениями совести, он стал кричать, что более, чем смерть, его мучает мысль о том, какими болванами показали себя его солдаты.
Он пригласил к себе герцога Урбинского, составил завещание и просил герцога выполнить его. Родным и близким он отписал тысячи скудо, оставив несколько монет на собственное погребение. Затем потребовал исповедника. «Падре, – сказал он, – я жил по-солдатски и не хочу лгать перед смертью: каждый может стать моим исповедником, потому что я не совершал низких поступков. Верю, что именно этим послужил Богу».
Подошел герцог, продолжал Аретино, и, с трепетом поцеловав его, молвил: «Просите о любой милости, какая в моих силах». Джованни отвечал: «Прошу одного: любите меня после моей смерти. А теперь пришлите Козимо».
Привели маленького сына; отец обнял его и, поворотившись к герцогу, попросил: «Обучите его быть смелым и справедливым. На вас оставляю. Лига победит». Так они разговаривали, продолжал Аретино. Наступила ночь, и ночью я читал вслух стихи: ему хотелось забыться в поэзии. Он попросил о соборовании, потом сказал: «Не хочу умирать в этих тесных стенах, весь в повязках и крови. Вынесите меня на улицу». Тут же приготовили походную лежанку на траве, и едва тело его коснулось постели, как он уснул вечным сном .
Был похоронен в церкви св. Франциска в Мантуе, но в 1685 году его останки были перенесены во Флоренцию и похоронены в фамильном мавзолее его потомков. Когда в 1857 году гроб вскрыли, обнаружили его тело в чёрном доспехе и с ампутированной ногой .
Как отмечается, солдаты Джованни были в величайшем расстройстве из-за его гибели. В честь него они надели траур и под чёрным знаменем одержали ряд побед. Большинство из них были из земель его матери — Имолы, и когда годы спустя в Романье началось восстание против его сына — Козимо, старые ветераны значимо поддержали сына своего покойного командира.
Ранняя смерть Джованни в возрасте 28 лет стал знаковой, и ознаменовала конец эпохи кондотьеров, с их методом использования рыцарей на конях, закованных в доспехи, которые оказались устарелыми в эпоху артиллерии — от которой Джованни и погиб.
Семья
В ноябре 1516 года Джованни женился на Марии Сальвиати , дочери его опекуна Якопо Сальвиати и Лукреции Медичи, внучке Лоренцо Великолепного , вместе с которой вырос. Их единственный ребёнок Козимо , родившийся 12 июня 1519 года и названный так по просьбе папы Льва Х в честь основателя рода Медичи, после угасания основной линии Медичи овладел Флоренцией и стал вторым герцогом Тосканским. Через внучку Козимо королеву Франции Марию Медичи Джованни стал предком многих европейских королевских родов.
Предки
Джованни делле Банде Нере — предки
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
В искусстве
- Несохранившиеся работы Джулио Романо : посмертная маска и портрет .
- Упоминается портрет, написанный с этой маски другом Аретино — Тицианом , который Аретино послал во Флоренцию герцогу Козимо . Видимо, не сохранился. Во флорентийской галерее Уффици находится работа малозначительного художника Джан Паоло Паче.
- Battista Naldini. Двойной портрет вместе с женой, Марией Сальвиати, 1585-6, часть Serie Aulica.
- Упоминается прижизненный портрет кисти Тициана, который мог быть написан в 1523 г.
- Зала в его честь — Sala di Giovanni delle Bande Nere в Палаццо Веккьо . На фреске изображено, как банда Орсини пытается взять Джованни в плен — эпизод первого года жизни Джованни в Риме.
- Флоренция, у выхода из церкви Сан-Лоренцо, памятник Джованни делле Банде Нере, Центральный рынок, палаццо Вивиани, работы Баччо Бандинелли , поставлен в 1537 году его сыном, герцогом Козимо.
Кинематограф
- «Giovanni dalle bande nere», 1911, реж. Mario Caserini
- «Condottieri» (Giovanni dalle Bande Nere), 1937, реж. Luis Trenker e Werner Klingler (1937)
- «I condottieri, Giovanni delle bande nere», 1950, реж. Luis Trenker
- «Giovanni dalle bande nere», 1956, реж. Sergio Grieco
- « Великий Медичи: рыцарь войны » ( Il Mestiere delle armi, 2001). Совместно итало-франко-германо-болгарская историческая лента о войнах и смерти Джованни делле Банде Нере. Повествование ведется от лица Пьетро Аретино .
Прочее
- Итальянский легкий крейсер типа «Альберико да Барбиано» получил имя «Джованни делле Банде Нере». Им командовал адмирал Франко Маугери. заложен 31 октября 1928 г., спущен 27 апреля 1930 г., вошёл в строй в апреле 1931 г. Погиб у о. Стромболи от торпедного залпа британской подводной лодки весной 1942 г.
Ссылки
Литература
- , 1883
- Giovangirolamo de' Rossi. «Vita di Giovanni de' Medici detto delle Bande Nere»
- Mario Scalini. Giovanni Delle Bande Nere
Примечания
- Иногда встречается ошибочный вариант перевода «Предводитель Черных отрядов»: отряды по-итальянски будут banda , а полоски bande
- (недоступная ссылка)
- ↑ от 9 февраля 2019 на Wayback Machine .
- (недоступная ссылка)
- . Дата обращения: 24 февраля 2009. 26 марта 2013 года.
- . Дата обращения: 24 февраля 2009. 24 июня 2009 года.
- от 1 октября 2008 на Wayback Machine : «В то время, когда он работал над этими и другими картинами, случилось, что синьор Джованни деи Медичи был ранен выстрелом из мушкета и перевезен в Мантую, где и скончался. Почему мессер Пьетро Аретино, преданнейший слуга этого синьора и ближайший друг Джулио, и выразил желание, чтобы Джулио изобразил его собственноручно именно мертвым. И тогда Джулио, сняв с мертвого маску, написал по ней портрет, который затем долгие годы стоял у названного Аретино»
- от 5 декабря 2008 на Wayback Machine : "…однако этот портрет был далеко не столь же прекрасен, как другой тоже его работы, который сам Аретино послал от себя в подарок герцогу Козимо Медичи81 вместе с портретом Джованни Медичи, отца герцога, причем лицо было написано с маски, снятой в Мантуе, когда тот скончался в присутствии Аретино82. Оба портрета находятся «в гардеробной герцога среди многих других отменнейших картин».
- . Дата обращения: 24 февраля 2009. 22 февраля 2014 года.
- 2020-05-28
- 2