Interested Article - Список картин Диего Веласкеса
- 2021-07-06
- 1
Творческое наследие испанского живописца Диего Веласкеса (1599—1660) включает многочисленные портреты, произведения на бытовые темы, исторические, религиозные и мифологические сюжеты . Представленный ниже список картин , созданных Веласкесом с 1617 по 1660 год, разделён на периоды, связанные с местами его жизни и деятельности — от вступления, по завершении обучения, в гильдию художников в Севилье до смерти в Мадриде в статусе придворного живописца короля Испании Филиппа IV .
Музеи только одиннадцати стран мира — Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции — хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде , ведя свою историю от королевской коллекции. Их провенанс наиболее прозрачен, равно как и история нескольких шедевров, входящих в собрание Музея истории искусств в Вене, хранящего наследие австрийских родственников испанских королей, которые получали их в качестве подарков. Также работы Веласкеса экспонируют в Национальной галерее и Музее Веллингтона в Лондоне, Галерее старых мастеров в Дрездене, Музее Метрополитен в Нью-Йорке и Музее изящных искусств в Бостоне. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге находятся три полотна художника, у одного из которых спорная атрибуция .
Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин . Лишь у немногих произведений живописца можно проследить однозначную связь от первого до последнего владельца. В остальных случаях большое значение имеет мнение специалистов, которое иногда бывает единогласным, а иногда спорным. Много копий и интерпретаций полотен Веласкеса было сделано его учениками в мастерской, среди которых следует особо выделить его зятя .
Главным источником при составлении списка стал один из последних каталогов произведений художника, изданный в 1999 году. Это книга Мигеля Морáна Турины и Исабель Санчес Кеведо «Веласкес: полный каталог» ( исп. Velázquez: catálogo completo ), в которую включены 123 картины живописца с подробной атрибуцией. Эти полотна в списке отмечены номерами, под которыми они находятся в каталоге.
В список также включены картины, не вошедшие в этот каталог, но присутствующие в списках произведений Диего Веласкеса известных современных исследователей творчества живописца и признанных экспертов в этой области, искусствоведов Хосе Лопеса Рея и Джонатана Брауна . Также в список включены несколько полотен, обнаруженных и атрибутированных в последние годы. Картины со спорной атрибуцией выделены тёмно-серым цветом .
Список
Севильский период (1617—1622)
№ | Картина | Название | Техника / Размер (см) | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1 |
|
«
»
( Tres músicos ) 1616—1620 |
Холст, масло
87 × 110 |
Картинная галерея , Берлин | |
2 |
|
«
Завтрак
»
( El almuerzo ) 1617—1618 |
Холст, масло
108,5 × 102 |
Эрмитаж , Санкт-Петербург | |
3 |
|
«
»
( La cena de Emaús ) 1617—1618 |
Холст, масло
55 × 118 |
Национальная галерея , Дублин | |
4 |
|
«
»
( La mulata ) 1617—1618 |
Холст, масло
55 × 104,5 |
Институт искусств , Чикаго | |
— |
|
«
»
( Educación de la Virgen ) 1617—1618 |
Холст, масло
152,4 × 122 |
Галерея Йельского университета
,
Нью-Хейвен |
|
— |
|
«
»
( Las lágrimas de San Pedro ) 1617—1619 |
Холст, масло
130 × 96 |
частное собрание, Испания | |
5 |
|
«
Старуха, жарящая яйца
»
( Vieja friendo huevos ) 1618 |
Холст, масло
100,5 × 119,5 |
Национальная галерея , Эдинбург | |
6 |
|
«
»
( Cristo en casa de Marta y María ) 1618 |
Холст, масло
60 × 103,5 |
Национальная галерея , Лондон | |
7 |
|
«
Мужская голова в профиль
»
( Cabeza de hombre joven de perfil ) 1616—1617 |
Холст, масло
39,5 × 35,5 |
Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
8 |
|
«
Завтрак
»
( Almuerzo de campesinos ) 1618—1619 |
Холст, масло
96 × 122 |
Музей искусств , Будапешт | |
— |
|
«
»
( Inmaculada Concepción ) 1618—1620 |
Холст, масло
142 × 98,5 |
, Севилья | |
9 |
|
«
»
( Dos jóvenes a la mesa ) 1618—1622 |
Холст, масло
64,5 × 105 |
Музей Веллингтона , Лондон | |
10 |
|
«
»
( Santo Tomás ) 1619—1620 |
Холст, масло
95 × 73 |
, Орлеан | |
11 |
|
«
»
( Inmaculada Concepción ) около 1619 |
Холст, масло
135,5 × 101,6 |
Национальная галерея, Лондон | |
12 |
|
«
»
( San Juan en Patmos ) около 1619 |
Холст, масло
135,5 × 102,2 |
Национальная галерея, Лондон | |
13 |
|
«
»
( Adoración de los Magos ) 1619 |
Холст, масло
204 × 126,5 |
Прадо , Мадрид | |
14 |
|
«
Святой Павел
»
( San Pablo ) 1619—1620 |
Холст, масло
99 × 78 |
Музей искусства Каталонии
,
Барселона |
|
15 |
|
«
»
( Cabeza de apóstol ) 1619—1622 |
Холст, масло
38 × 29 |
Прадо, Мадрид | |
16 |
|
«
»
( El aguador de Sevilla ) 1619—1622 |
Холст, масло
106,7 × 81 |
Музей Веллингтона, Лондон | |
17 |
|
«
»
( Don Cristóbal Suárez de Ribera ) 1620 |
Холст, масло
207 × 148 |
Музей искусств , Севилья | |
18 |
|
«
»
( La venerable madre Jerónima de la Fuente ) 1620 |
Холст, масло
160 × 110 |
Прадо, Мадрид | |
19 |
|
«
»
( La venerable madre Jerónima de la Fuente ) 1620 |
Холст, масло
162,5 × 105 |
частное собрание (Мадрид,
коллекция Фернандеса де Араоса) |
|
— |
|
«
»
( San Juan Bautista en el desierto ) около 1620 |
Холст, масло
175,3 × 152,5 |
Институт искусств, Чикаго | |
20 |
|
«
»
( Imposición de la casulla a San Ildefonso ) около 1623 |
Холст, масло
165 × 115 |
, Севилья | |
21 |
|
«
»
( Francisco Pacheco ) около 1623 |
Холст, масло
40 × 36 |
Прадо, Мадрид |
Первый мадридский период (1622—1629)
№ | Картина | Название | Техника / Размер (см) | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
22 |
|
«
»
( Retrato de Luis de Góngora ) 1622 |
Холст, масло
51 × 41 |
Музей искусств , Бостон | |
23 |
|
«
»
( Retrato de un clérigo ) 1622—1623 |
Холст, масло
66,5 × 51 |
частное собрание (Мадрид,
коллекция Хоакина Пайя) |
|
24 |
|
«
»
( Retrato de hombre ) около 1623 |
Холст, масло
55,5 × 38 |
Прадо, Мадрид | |
25 |
|
«
»
( Felipe IV ) около 1623—1624 |
Холст, масло
61,6 × 48,2 |
, Даллас | |
— |
|
«
»
( Un gentilhombre ) около 1623 |
Холст, масло
52 × 40 |
Институт искусств , Детройт | |
26 |
|
«
»
( Felipe IV ) 1624 |
Холст, масло
52 × 40 |
Музей Метрополитен , Нью-Йорк | |
27 |
|
«
»
( Retrato del Conde-Duque de Olivares ) 1624 |
Холст, масло
206 × 106 |
Музей искусств , Сан-Паулу | |
28 |
|
«
»
( Retrato de dama ) 1625 |
Холст, масло
32 × 24 |
частное собрание | |
29 |
|
«
»
( Retrato del Conde-Duque de Olivares ) 1624—1626 |
Холст, масло
216 × 192,5 |
, Нью-Йорк | |
— |
|
«
»
( Simón de Rojas difunto ) 1624 |
Холст, масло
101 × 121 |
Музей изящных искусств Валенсии , Валенсия | |
30 |
|
«
»
( Retrato del Conde-Duque de Olivares ) 1624—1625 |
Холст, масло
209 × 111 |
частное собрание (Мадрид,
коллекция Вареса Фисы) |
|
31 |
|
«
»
( Cabeza de venado ) около 1626—1636 |
Холст, масло
66 × 52 |
Прадо, Мадрид | |
32 |
|
«
»
( Cristo contemplado por el alma cristiana ) около 1626—1632 |
Холст, масло
165,1 × 206,4 |
Национальная галерея, Лондон | |
33 |
|
«
»
( Felipe IV ) около 1623—1628 |
Холст, масло
198 × 101,5 |
Прадо, Мадрид | |
34 |
|
«
»
( Retrato del infante Don Carlos ) около 1626—1628 |
Холст, масло
209 × 125 |
Прадо, Мадрид | |
35 |
|
«
»
( Felipe IV en armadura ) около 1626—1628 |
Холст, масло
57 × 44 |
Прадо, Мадрид | |
36 |
|
«
Дон Хуан де Калабасас
»
( El bufón Calabacillas ) 1626—1632 |
Холст, масло
175,5 × 106,7 |
Музей искусств , Кливленд | |
— |
|
«
»
( Cuerna de venado ) 1626 |
Холст, масло
127 × 150 |
Эль-Пардо
, Мадрид
(филиал Прадо) |
|
— |
|
«
»
( Retrato de hombre ) 1626—1628 |
Холст, масло
104 × 79 |
частное собрание | |
— |
|
«
»
( Felipe IV con jubón amarillo ) 1627—1628 |
Холст, масло
205 × 117 |
, Сарасота | |
37 |
|
«
Демокрит
»
( Demócrito ) около 1628—1640 |
Холст, масло
101 × 81 |
Музей искусств , Руан | |
38 |
|
«
Триумф Вакха, или Пьяницы
»
( Los borrachos, o El triunfo de Baco ) 1628—1629 |
Холст, масло
165 × 225 |
Прадо, Мадрид | |
39 |
|
«
»
( La cena de Emaús ) 1628—1629 |
Холст, масло
123,2 × 132,7 |
Музей Метрополитен, Нью-Йорк | |
— |
|
«
»
( Retrato de Sebastián de la Huerta ) 1628 |
Холст, масло
121 × 101 |
частное собрание |
Первая поездка в Италию (1629—1630)
№ | Картина | Название | Техника / Размер (см) | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
40 |
|
«
»
( María de Austria, Reina de Hungría ) 1630 |
Холст, масло
59,5 × 45,5 |
Прадо, Мадрид | |
41 |
|
«
»
( La túnica de José ) 1630 |
Холст, масло
223 × 250 |
Эскориал , Мадрид | |
42 |
|
«
»
( La fragua de Vulcano ) 1630 |
Холст, масло
223 × 290 |
Прадо, Мадрид | |
43 |
|
«
»
( Estudio para cabeza de Apolo ) 1630 |
Холст, масло
36 × 25 |
частное собрание, Япония | |
44 |
|
«
»
( El Pabellón de Cleopatra-Ariadna ) 1630 |
Холст, масло
44,5 × 38,5 |
Прадо, Мадрид | |
45 |
|
«
»
( Entrada de la Gruta ) 1630 |
Холст, масло
48,5 × 43 |
Прадо, Мадрид | |
— |
|
«
»
( Retrato de clérigo ) 1630 |
Холст, масло
67 × 50 |
Капитолийская Пинакотека , Рим | |
— |
|
«
»
( Riña entre soldados ante la embajada de España ) 1630 |
Картон, масло
28,9 × 39,6 |
частное собрание
(Рим, коллекция Паллавичини) |
Второй мадридский период (1631—1648)
№ | Картина | Название | Техника / Размер (см) | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
46 |
|
«
»
( Una sibila ) 1630—1631 |
Холст, масло
62 × 50 |
Прадо, Мадрид | |
47 |
|
«
»
( Retrato de hombre joven ) 1630—1631 |
Холст, масло
89,2 × 69,5 |
Старая Пинакотека , Мюнхен | |
48 |
|
«
»
( Tentación de Santo Tomás de Aquino ) 1631—1632 |
Холст, масло
224 × 203 |
, Ориуэла | |
49 |
|
«
Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом
»
( El príncipe Baltasar Carlos con un enano ) 1631 |
Холст, масло
128 × 102 |
Музей искусств, Бостон | |
50 |
|
«
»
( Felipe IV de castaño y plata ) 1631—1632 |
Холст, масло
199 × 113 |
Национальная галерея, Лондон | |
51 |
|
«
»
( Isabel de Borbón ) 1631—1632 |
Холст, масло
207 × 109 |
частное собрание, Нью-Йорк | |
52 |
|
«
»
( Don Diego del Corral y Arellano ) 1631—1632 |
Холст, масло
215 × 110 |
Прадо, Мадрид | |
53 |
|
«
»
( Doña Antonia de Ipeñarrieta y Galdós y su hijo don Luis ) 1631—1632 |
Холст, масло
215 × 110 |
Прадо, Мадрид | |
54 |
|
«
»
( Mano de hombre ) 1631 |
Холст, масло
27 × 24 |
Королевский дворец , Мадрид | |
55 |
|
«
»
( Don Pedro de Barberana y Aparregui ) 1631—1632 |
Холст, масло
198,1 × 111,8 |
, Форт-Уэрт | |
56 |
|
«
»
( Don Juan Mateos ) около 1632 |
Холст, масло
108 × 90 |
Галерея старых мастеров , Дрезден | |
57 |
|
«
»
( Cristo crucificado ) около 1632 |
Холст, масло
250 × 170 |
Прадо, Мадрид | |
— |
|
«
»
( Cristo en la cruz ) 1631 |
Холст, масло
100 × 57 |
Прадо, Мадрид | |
58 |
|
«
»
( Retrato del príncipe Baltasar Carlos ) 1632 |
Холст, масло
117,8 × 95,9 |
Собрание Уоллеса , Лондон | |
59 |
|
«
»
( Felipe IV ) 1632 |
Холст, масло
127,5 × 86,5 |
Музей истории искусств, Вена | |
60 |
|
«
»
( Isabel de Borbón ) 1632 |
Холст, масло
132 × 101,5 |
Музей истории искусств, Вена | |
61 |
|
«
Шут по прозвищу „Дон Хуан Австрийский“
»
( El bufón llamado don Juan de Austria ) 1632—1633 |
Холст, масло
210 × 124,5 |
Прадо, Мадрид | |
— |
|
«
»
( Santa Rufina ) 1632—1634 |
Холст, масло
77 × 64 |
, Севилья | |
— |
|
«
»
( Retrato de hombre ) 1630—1635 |
Холст, масло
68,6 × 55,2 |
Музей Метрополитен, Нью-Йорк | |
— |
|
«
»
( Retrato de hombre ) 1630 |
Холст, масло
47 × 39 |
частное собрание | |
62 |
|
«
»
( El Conde-Duque de Olivares a caballo ) 1634—1638 |
Холст, масло
313 × 239 |
Прадо, Мадрид | |
63 |
|
«
»
( Caballo blanco ) 1634—1635 |
Холст, масло
310 × 245 |
Королевский дворец, Мадрид | |
64 |
|
«
»
( Felipe III a caballo ) 1634—1635 |
Холст, масло
300 × 212 |
Прадо, Мадрид | |
65 |
|
«
»
( La reina Margarita de Austria a caballo ) 1634—1635 |
Холст, масло
297 × 212 |
Прадо, Мадрид | |
66 |
|
«
»
( La reina Isabel de Francia a caballo ) 1634—1636 |
Холст, масло
301 × 314 |
Прадо, Мадрид | |
67 |
|
«
»
( Felipe IV a caballo ) 1634 |
Холст, масло
301 × 314 |
Прадо, Мадрид | |
68 |
|
«
»
( El príncipe Baltasar Carlos a caballo ) 1634—1635 |
Холст, масло
209 × 173 |
Прадо, Мадрид | |
69 |
|
«
Сдача Бреды
»
( La rendición de Breda ) 1634—1635 |
Холст, масло
307 × 367 |
Прадо, Мадрид | |
70 |
|
«
»
( Retrato de Juan Martínez Montañés ) 1635—1636 |
Холст, масло
109 × 107 |
Прадо, Мадрид | |
71 |
|
«
»
( Felipe IV cazador ) 1635—1636 |
Холст, масло
191 × 126 |
Прадо, Мадрид | |
72 |
|
«
»
( El cardenal infante don Fernando de Austria cazador ) 1632—1633 |
Холст, масло
191 × 107 |
Прадо, Мадрид | |
73 |
|
«
Портрет принца Бальтазара Карлоса в охотничьем костюме
»
( El príncipe Baltasar Carlos cazador ) 1635 |
Холст, масло
191 × 103 |
Прадо, Мадрид | |
74 |
|
«
»
( El príncipe Baltasar Carlos en el picadero ) 1636—1637 |
Холст, масло
144 × 96,5 |
частное собрание (Великобритания,
коллекция герцога Вестминстерского) |
|
75 |
|
«
»
( La dama del abanico ) 1635 |
Холст, масло
95 × 70 |
Собрание Уоллеса , Лондон | |
76 |
|
«
»
( Dama Joven ) около 1635 |
Холст, масло
98 × 49 |
частное собрание
(Великобритания, коллекция герцога Девонширского) |
|
77 |
|
«
»
( La costurera ) 1635—1643 |
Холст, масло
74 × 60 |
Национальная галерея , Вашингтон | |
78 |
|
«
Пабло де Вальядолид
»
( Pablo de Valladolid ) 1632—1637 |
Холст, масло
213,5 × 125 |
Прадо, Мадрид | |
79 |
|
«
Дон Хуан де Калабасас
»
( El bufón Calabacillas ) 1637—1639 |
Холст, масло
106,5 × 82,5 |
Прадо, Мадрид | |
80 |
|
«
Шут по прозвищу „Барбаросса“
»
( El bufón Barbarroja ) 1634—1640 |
Холст, масло
198 × 121 |
Прадо, Мадрид | |
81 |
|
«
»
( San Antonio Abad y san Pablo ermitaño ) 1634 |
Холст, масло
257 × 188 |
Прадо, Мадрид | |
— |
|
«
»
( San Antonio Abad ) 1635—1638 |
Холст, масло
55,8 × 40 |
частное собрание, Нью-Йорк | |
82 |
|
«
Портрет графа-герцога Оливареса
»
( Retrato del Conde-Duque de Olivares ) 1638 |
Холст, масло
67 × 54,5 |
Эрмитаж, Санкт-Петербург | |
83 |
|
«
»
( Retrato del Conde-Duque de Olivares ) 1638 |
Медь, масло
10 × 8 (миниатюра) |
Королевский дворец, Мадрид | |
84 |
|
«
»
( Francisco I de Este ) 1638 |
Холст, масло
68 × 51 |
Галерея Эсте , Модена | |
85 |
|
«
»
( La tela real ) 1636—1638 |
Холст, масло
182 × 302 |
Национальная галерея, Лондон | |
— |
|
«
»
( Don Francisco Bandrés de Abarca ) 1638—1646 |
Холст, масло
64 × 53 |
частное собрание | |
86 |
|
«
»
( El príncipe Baltasar Carlos ) 1639 |
Холст, масло
128,5 × 99 |
Музей истории искусств, Вена | |
87 |
|
«
»
( Retrato de hombre ) 1635—1645 |
Холст, масло
76 × 64,8 |
Музей Веллингтона, Лондон | |
88 |
|
«
»
( Esopo ) 1639—1640 |
Холст, масло
179 × 94 |
Прадо, Мадрид | |
89 |
|
«
»
( Menipo ) 1639—1640 |
Холст, масло
179 × 94 |
Прадо, Мадрид | |
90 |
|
«
»
( El dios Marte ) 1640 |
Холст, масло
181 × 99 |
Прадо, Мадрид | |
91 |
|
«
»
( Autorretrato ) 1640 |
Холст, масло
45,8 × 38 |
, Валенсия | |
92 |
|
«
»
( Retrato de niña ) 1640 |
Холст, масло
51,5 × 41 |
Испанское общество, Нью-Йорк | |
93 |
|
«
Франсиско Лескано
»
( Francisco Lezcano, el Niño ) 1635—1645 |
Холст, масло
107 × 83 |
Прадо, Мадрид | |
94 |
|
«
»
( Felipe IV en Fraga ) 1644 |
Холст, масло
129,8 × 99,4 |
Коллекция Фрика | |
95 |
|
«
»
( Retrato ecuestre de Felipe IV ) 1645 |
Холст, масло
393 × 267 |
Уффици , Флоренция | |
96 |
|
«
Дон Диего де Аседо
»
( El bufón don Diego de Acedo, el Primo ) 1636—1645 |
Холст, масло
107 × 82 |
Прадо, Мадрид | |
— |
|
«
»
( Retrato de Fernando de Valdés y Llanos ) 1640—1645 |
Холст, масло
63,5 × 59,6 |
Национальная галерея, Лондон | |
97 |
|
«
Дон Себастьян де Морра
»
( El bufón don Sebastián de Morra ) 1645 |
Холст, масло
106,5 × 81,5 |
Прадо, Мадрид | |
— |
|
«
Дон Себастьян де Морра
»
( El bufón don Sebastián de Morra ) около 1645 |
Холст, масло
106 × 84,5 |
частное собрание (Швейцария) | |
98 |
|
«
»
( Coronación de la Virgen ) 1635—1648 |
Холст, масло
176 × 124 |
Прадо, Мадрид | |
99 |
|
«
»
( Juan Francisco Pimentel, conde de Benavente ) 1648 |
Холст, масло
109 × 88 |
Прадо, Мадрид | |
— |
|
«
»
( La gallega ) 1645—1650 |
Холст, масло
60 × 46,5 |
частное собрание (Япония) | |
100 |
|
«
Венера с зеркалом
»
( Venus del espejo ) 1647—1651 |
Холст, масло
122 × 177 |
Национальная галерея, Лондон | |
101 |
|
«Сивилла с чистой доской»
( Sibila con tabula rasa ) 1644—1648 |
Холст, масло
64 × 58 |
Музей искусств Медоуз, Даллас | |
102 |
|
«
Портрет инфанты Марии Терезии
»
( La infanta María Teresa ) 1648 |
Холст, масло
48 × 37 |
Музей Метрополитен, Нью-Йорк | |
103 |
|
«
»
( Un caballero de la Orden de Santiago ) 1645—1650 |
Холст, масло
67 × 56 |
Галерея старых мастеров, Дрезден |
Вторая поездка в Италию (1649—1651)
№ | Картина | Название | Техника / Размер (см) | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
104 |
|
«
Портрет Хуана де Парехи
»
( Juan de Pareja ) 1650 |
Холст, масло
81,3 × 69,9 |
Музей Метрополитен, Нью-Йорк | |
105 |
|
«
»
( Ferdinando Brandani ) 1645—1650 |
Холст, масло
48,3 × 44,4 |
Прадо, Мадрид | |
106 |
|
«
Портрет папы Иннокентия X
»
( Retrato de Inocencio X ) 1650 |
Холст, масло
140 × 120 |
, Рим | |
107 |
|
«
Портрет папы Иннокентия X
»
( Inocencio X ) 1650 |
Холст, масло
82 × 71,5 |
Музей Веллингтона, Лондон | |
108 |
|
«
»
( Retrato de Camillo Massimi ) 1650 |
Холст, масло
73,6 × 58,5 |
,
Уимборн Минстер |
|
109 |
|
«
»
( El cardenal Astalli ) 1650—1651 |
Холст, масло
61 × 48,5 |
Испанское общество, Нью-Йорк | |
— |
|
«
»
( Cristoforo Segni ) 1650—1651 |
Холст, масло
144 × 92 |
частное собрание
(Коллекция Хайнца Кистерса , Кройцлинген ) |
Третий мадридский период (1651—1660)
№ | Картина | Название | Техника / Размер (см) | Галерея | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
110 |
|
«
Портрет инфанты Марии Терезии
»
( María Teresa, infanta de España ) 1651—1652 |
Холст, масло
34,3 × 40 |
Музей Метрополитен, Нью-Йорк | |
111 |
|
«
»
( La infanta María Teresa de España ) 1652—1653 |
Холст, масло
127 × 98,5 |
Музей истории искусств, Вена | |
112 |
|
«
»
( Felipe IV ) 1653—1655 |
Холст, масло
69 × 56 |
Прадо, Мадрид | |
113 |
|
«
»
( La reina Mariana de Austria ) 1645—1650 |
Холст, масло
231 × 131 |
Прадо, Мадрид | |
114 |
|
«
»
( La infanta Margarita ) 1653—1654 |
Холст, масло
128,5 × 100 |
Музей истории искусств, Вена | |
— |
|
«
»
( La infanta Margarita ) 1653 |
Холст, масло
115 × 91 |
частное собрание (Мадрид,
коллекция герцогов Альба) |
|
115 |
|
«
»
( La infanta Margarita ) 1656 |
Холст, масло
105 × 88 |
Музей истории искусств, Вена | |
116 |
|
«
Менины
»
( Las Meninas ) 1656 |
Холст, масло
318 × 276 |
Прадо, Мадрид | |
117 |
|
«
Пряхи, или Миф об Арахне
»
( Las hilanderas ) 1657 |
Холст, масло
222,5 × 293 |
Прадо, Мадрид | |
118 |
|
«
»
( La reina Mariana de Austria ) 1655—1656 |
Холст, масло
46,5 × 43 |
Музей искусств Медоуз, Даллас | |
119 |
|
«
»
( La reina Mariana de Austria ) 1656—1657 |
Холст, масло
64,7 × 54,6 |
Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид | |
120 |
|
«
»
( Mercurio y Argos ) 1659 |
Холст, масло
128 × 250 |
Прадо, Мадрид | |
121 |
|
«
»
( Infanta Margarita Teresa con vestido azul ) 1659 |
Холст, масло
127 × 107 |
Музей истории искусств, Вена | |
122 |
|
«
»
( El príncipe Felipe Próspero ) 1659 |
Холст, масло
128,5 × 99,5 |
Музей истории искусств, Вена | |
123 |
|
«
Портрет Филиппа IV
»
( Felipe IV ) 1656—1657 |
Холст, масло
64 × 53,75 |
Национальная галерея, Лондон |
Комментарии
- Реплика картины , однако без религиозной композиции на заднем плане. Полотно находится в таком плохом состоянии, что подтвердить авторство пока невозможно .
- Картина обнаружена в 2004 году и опубликована в 2010 году .
- ↑ Отсутствует у Лопес-Рея.
- Работа впервые опубликована в 1999 году .
- Варианты перевода — «Старая кухарка», «Яичница» .
- Этюд головы, предположительно для картины . Поступил в 1814 году в Эрмитаж как оригинал Веласкеса, однако в каталогах музея 1859—1958 эта атрибуция была снята. Лопес-Рей, изучив его лично, подтвердил авторство Веласкеса. Сомнение в авторстве выразил Джонатан Браун .
- Фигура старика слева — та же, что на картине . Эксперты предполагают, что это либо её вариант, сделанный мастером собственноручно, либо работа «школы Веласкеса». В парижской частной коллекции имеется подделка-пастиш, созданная на основе данной картины .
- Диптих, предназначавшийся для монастыря кармелиток .
- Обрезанный фрагмент какой-то более крупной картины; следы обрезки явно видны. Лопес-Рей считает атрибуцию кисти Веласкеса сомнительной: по его мнению, голова на картине Винченцо Кардуччи «Святой Бруно отвергает архиепископскую митру, предложенную ему папой Урбаном II» (1632, Прадо) имеет большое сходство с этой. С момента составления его каталога картина поступила из частной коллекции в Прадо как полотно Веласкеса .
- Вариант(ы) перевода названия — «Севильский водонос», «Разносчик воды в Севилье» .
- Портрет является посмертным, чем объясняется такая примитивность композиции .
- Авторская реплика картины с малозаметными изменениями в композиции .
- Картина находится в очень плохом состоянии, однако Лопес-Рей считает атрибуцию крайне правдоподобной .
- Ранее считался портретом неизвестного .
- Возможно, картина является портретом эрудита . Полотно находится в плохом состоянии, однако Лопес-Рей не сомневается в его авторстве .
- Выдвигалось предположение, что картина может являться автопортретом .
- Возможно, уменьшенное авторское повторение портрета в рост .
- Приобретён музеем в 1929 году.
- В 1973 году музей Метрополитен поменял атрибуцию портрета с «Веласкес» на «школу Веласкеса», однако по мнению Лопес-Рея под этим решением нет никаких оснований, что подтверждает его радиографическое изучение. В настоящее время снова указано авторство Веласкеса (после реставрации 2010 года) .
- Картина считалась портретом брата Оливареса, поэтому авторство Веласкеса отводилось по датам. Эта ошибка была выяснена. Лопес-Рей не ставит под вопрос её авторство .
- Обрезанная часть более крупного полотна. Лопес-Рей не считает атрибуцию Веласкесу надёжной. .
- Полотно было сильно повреждено в районе лица, что мешает его считать эталонным. Лопес-Рей, присоединяясь к мнениям более ранних экспертов, считает, что плохое состояние картины и отсутствие документальных свидетельств о её создании и бытовании не позволяют считать атрибуцию кисти Веласкеса окончательно подтверждённой .
- Повторение , возможно, работа «школы Веласкеса». Лопес-Рей отвергает его авторство .
- Полотно обрезано. Судя по инвенторию Мадридского Алькасара , этот олень был «убит Королём, Его Величеством Филиппом IV в 1626 году» .
- Одно время ошибочно считался портретом старшего брата Филиппа IV .
- Фрагмент обрезанного портрета .
- Единственный из «Шутов» Веласкеса вне стен Прадо. Лопес-Рей считает эту картину написанной Веласкесом, так как нашёл подходящее к ней описание в инвенториях королевских дворцов. Однако современные исследователи всё-таки отводят авторство .
- Картина находится в плохом состоянии и имеет неясную историю бытования, что запутывает её точную атрибуцию. Герман Восс предположил, что автором картины является .
- Другое название — «Смеющийся Демокрит», «Географ».
- Лопес-Рей считает, что мастером написаны только руки и лицо. Существуют две копии этой картины в изменённой иконографии, вероятно, сделанные до того, как «Демокрит» был переписан автором из «Пьяницы» .
- Картина найдена в 2012 году .
- Другой вариант названия — «Аполлон в кузнице Вулкана»
- Вариант названия — «Павильон Ариадны»
- Варианты названия — «Вход во грот», «Вилла Медичи. Вечер»
- Существует предположение, что это портрет доньи Хуаны Пачеко, жены Веласкеса, позже переделанный в идеализированное изображение некой сивиллы .
- Несмотря на нахождение в частной коллекции, картина имеет чистейший провенанс и несомненное авторство .
- Очевидно, парный портрету , изображающему мужа дамы. Существовало предположение, что мальчик был дописан позже другим художником, однако оно было опровергнуто радиографической экспертизой .
- Сохранившийся фрагмент утраченного портрета, предположительно архиепископа Фернандо де Вальдес-и-Льяноса. Сохранилась целая копия этой картины (в коллекции графа Торено) и изображение головы (см. ниже). На листке начертана подпись Веласкеса .
- Известно как «Распятие Сан Пласидо» по монастырю, где оно находилось
- В Прадо же находится иконографический извод этой картины сомнительного авторства (см. ниже) .
- На картине есть надпись, говорящая, что её написал в 1631 году Веласкес, однако Лопес-Рей на основе стилистического анализа живописи считает эту надпись поздней, а авторство — неизвестным .
- Обрезан; предположительно изображал модель в полный рост. У Лопес-Рея фигурирует как «произведение Веласкеса и его мастерской». Очевидно, парный .
- Обрезан; предположительно изображал модель в полный рост. У Лопес-Рея фигурирует как «произведение Веласкеса и его мастерской». Очевидно, парный .
- Картина обнаружена и продана с аукциона в 2011 году
- В Музее Метрополитен есть уменьшенная копия этого портрета — вероятно, кисти Масо. .
- Ранее картина была дополнена другим художником фигурой святого Иакова (иконография Сантьяго Матаморос ), которая была убрана в 1959 году. Копия картины мастерской находится в частной коллекции. .
- Парная к следующей По мнению Лопес-Рея, изначально картина была написана неидентифицированным художником (возможно, Бартоломе Гонсалесом , Масо или Хуаном де ла Корте), затем сильно переписана Веласкесом и его мастерской. .
- Парная к предыдущей . По мнению Лопес-Рея, изначально картина была написана неидентифицированным художником (возможно, Винченцо Кардуччи или Еухенио Каксесом), затем сильно переписана Веласкесом и его мастерской .
- Входит в цикл с и , парная к следующей. По мнению Лопес-Рея, изначально картина была написана неидентифицированным художником (возможно, Винченцо Кардуччи или Еухенио Каксесом), затем сильно переписана Веласкесом .
- Парный .
- Вариант названия — «Копья»
- Существует копия работы мастерской Веласкеса (Кастрес, Музей Гойи) .
- Существует два повторения работы мастерской с небольшими изменениями в иконографии
- Лопес-Рей указывает, что неудачная композиция и живопись указывают, что картина - плод работы больше мастерской, чем одного Веласкеса. Существует повторение этой картины работы школы Веласкеса в Коллекции Уолласа столь низкого художественного уровня, что его нельзя даже приписать кисти Масо
- Существовала версия, что на картине изображена легендарная герцогиня де Шеврез
- Картина обрезана с обеих сторон. Берруете считал её подготовительной для №74, однако предполагал авторство Масо, а Лопес-Рей считает, что рука Веласкеса все-таки видна
- Санчес Кантон считал её работой Масо. Лопес-Рей не сомневается в авторстве Веласкеса, но считает, что картину невозможно точно датировать
- Также известен как «Эль Бобо дель Кориа» .
- Этюд головы для картины «Святой Антоний посещает святого Павла» (см. выше). Лопес-Рей не отводит авторство .
- О том, что Веласкес писал миниатюры, известно из письменных источников. Ни один из упомянутых миниатюрных портретов не сохранился. Данный портрет по источникам не известен, однако Лопес-Рей и другие считают версию авторства Веласкеса приемлемой. В таком случае, это единственная сохранившаяся миниатюра его работы.
- Картина обрезана снизу
- Картина сильно обрезана. Лопес-Рей считает авторство Веласкеса допустимым
- Лопес-Рей считает, что Веласкес набросал композицию и написал лицо, а остальное написано другой рукой
- Считался портретом Алонсо Кано .
- Картина не закончена
- Также известен как «Дитя из Вальескаса» .
- Картина является списком с несохранившегося полотна Рубенса. Выполнена мастерской Веласкеса, который написал в ней только лицо короля
- Также известен как «Эль Примо» .
- Лопес-Рей считает картину копией работы неизвестного художника с несохранившегося оригинала Веласкеса (от которого осталась только «Рука»; см. ). В коллекции Торено находится копия этого же портрета, но во весь рост .
- Лопес-Рей считает картину авторской репликой, возможно, выполненной с помощью мастерской
- Лопес-Рей не видит причин сомневаться в авторстве
- Вариант названия «Арахна (Сивилла?)»
- Предположительно является этюдом фигуры Арахны к картине «Пряхи, или Миф об Арахне», либо же изображением сивиллы
- Другой предполагаемый автор -
- Фрагмент обрезанного портрета
- Реплика работы мастерской находится в Музее Бостона
- Реплика работы мастерской находится в Музее истории искусств, Вена
- Фрагмент обрезанной картины
Примечания
- Никифорова, Ирина. . Библиотекарь.Ру. Дата обращения: 13 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
- ↑ (исп.) . Museo Nacional del Prado: Encyclopedia Online. Дата обращения: 14 февраля 2014. 4 марта 2014 года.
- Rondón, José María. (исп.) . ElMundo.es (11 августа 2013). Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado: Enciclopedia Online. Дата обращения: 14 февраля 2014. 4 марта 2014 года.
- Rayón, Fernando. (исп.) . Nueva Revista (октябрь 2009). Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
- , pp. 18, 19.
- . Государственный Эрмитаж. Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 14 сентября 2009 года.
- , pp. 20, 21.
- (англ.) . National Gallery of Ireland. Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
- , pp. 22, 23.
- (англ.) . The Art Institute of Chicago. Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 сентября 2015 года.
- , p. 44.
- , pp. 24, 25.
- Marciari, John. (англ.) . Yale Alumni Magazine (сентябрь 2010). Дата обращения: 14 февраля 2014. 17 апреля 2014 года.
- (исп.) . La Nueva España (25 октября 2010). Дата обращения: 14 февраля 2014. 4 марта 2016 года.
- (исп.) . ЕlMundo.es (19 февраля 2004). Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
- (исп.) . Еl Рaís (20 февраля 2004). Дата обращения: 14 февраля 2014. 4 марта 2016 года.
- ↑ Вариант(ы) перевода названия — по: Ортега-и-Гассет, Х. Веласкес. Гойя / пер. с исп. и вступ. статья И. В. Ершовой , М. Б. Смирновой . — М. : Республика, 1997. — ISBN 5-250-02624-9 .
- (англ.) . National Galleries Scotland. Дата обращения: 14 февраля 2014. 28 января 2014 года.
- , pp. 26, 27.
- (англ.) . The National Gallery. Дата обращения: 27 февраля 2014. 27 июля 2017 года.
- ↑ (англ.) . The Natinal Gallery. Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- , pp. 28, 29.
- . Государственный Эрмитаж. (недоступная ссылка)
- : [ 21 сентября 2013 ] : каталог выставки [в выставочном центре «Эрмитаж — Выборг» 19 апреля — 27 октября 2013]. — СПб. : Государственный Эрмитаж, 2013. — 108 с. — ISBN 978-5-9501-0241-7 .
- , p. 24.
- , pp. 30, 31.
- (англ.) . Museum of Fine Arts. Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
- , p. 26.
- , pp. 32, 33.
- (исп.) . Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 28 февраля 2014 года.
- (исп.) . Abengoa Annual Report 2009. Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
- ↑ (исп.) . Focus Abengoa. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- ↑ Вариант(ы) перевода названия — по: Тасартес, М. Веласкес. — М. : Белый город, 1998. — ISBN 5-7793-0162-X .
- ↑ : [ англ. ] : [ 18 апреля 2013 ] / C. M. Kauffmann, revised by Susan Jenkins. — English Heritage, 2009. — 344 p. — ISBN 978-1-903470-787 .
- , pp. 34, 35.
- , pp. 36, 37.
- (англ.) . The National Gallery. Дата обращения: 27 февраля 2014. 17 января 2014 года.
- , pp. 38, 39, 40, 41.
- (англ.) . The National Gallery. Дата обращения: 27 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 42, 43.
- (кат.) . Museu Nacional d’Art de Catalunya. Дата обращения: 27 февраля 2014. 26 февраля 2014 года.
- , pp. 44, 45.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , p. 38.
- , pp. 46, 47.
- ↑ Вариант(ы) перевода названия — по: Каптерева, Т. П. Испания. История искусства. — М. , 2003. — ISBN 5-7793-0610-9 .
- , pp. 48, 49.
- (исп.) . Junta de Andalucia. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 21 февраля 2014 года.
- , pp. 50, 51.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 52, 53.
- , p. 50.
- Garrido, M. Carmen; Espinosa, M. Teresa Gómez. : [ исп. ] : [ 4 марта 2014 ] // El Boletín del Museo Nacional del Prado . — 1988. — № 9. — P. 66—76.
- , pp. 54, 55.
- (англ.) . The Art Institute of Chicago. Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 сентября 2015 года.
- (исп.) . Focus Abengoa. Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 28 февраля 2014 года.
- , p. 52.
- , pp. 56, 57.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , p. 54.
- , pp. 58, 59.
- (англ.) . Museum of Fine Arts, Boston. Дата обращения: 27 февраля 2014. 2 марта 2014 года.
- ↑ (англ.) . Museum of Fine Arts, Boston. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 21 февраля 2014 года.
- , pp. 60, 61.
- , p. 60.
- , pp. 62, 63.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , p. 62.
- , pp. 64, 65.
- (англ.) . Meadows Museum of Art. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- , pp. 66, 67.
- (англ.) . Detroit Institute of Arts. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 25 февраля 2014 года.
- (англ.) . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 27 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
- ↑ (англ.) . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
- , p. 67.
- , pp. 68, 69.
- (порт.) . Museu de Arte de São Paulo Assis Chateaubriand. Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- , p. 70.
- , pp. 70, 71.
- С 1989 года местоположение неизвестно (согласно Лопес-Рею)
- , p. 72.
- , pp. 72, 73.
- ↑ (англ.) . The Athenaeum. Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- ↑ , p. 74.
- , pp. 74, 75.
- : [ исп. ] : [ 22 февраля 2014 ]. — Barcelona, 1885.
- , pp. 76, 77.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , p. 76.
- , pp. 78, 79.
- (англ.) . The National Gallery. Дата обращения: 27 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
- , pp. 80, 81.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 82, 83.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , p. 88.
- , pp. 84, 85.
- , p. 90.
- , pp. 86, 87.
- (англ.) . The Сleveland Museum of Art. Дата обращения: 14 февраля 2014. 29 июля 2014 года.
- , p. 92.
- , pp. 88, 89.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- (исп.) . Blogspot.ru (15 апреля 2012). Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- , p. 80.
- (англ.) . Sarasota Herald-Tribune (13 декабря 1970). Дата обращения: 14 февраля 2014.
- . Musée des Beaux-Arts. Дата обращения: 12 января 2015. 29 марта 2015 года.
- , p. 96.
- , pp. 90, 91.
- (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 92, 93.
- (англ.) . The Metropolitan museum of Arts. Дата обращения: 27 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
- , pp. 94, 95.
- (исп.) . Días de Historia (9 декабря 2012). Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 96, 97.
- , pp. 98, 99.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 100, 101.
- , pp. 102, 103.
- (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 104, 105.
- (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 106, 107.
- (итал.) . Cultura Italia. Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- (итал.) . AbcRoma.com. Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
- (исп.) . Como aprender a pintar. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- Mauro, Marco di. (итал.) . BTA – Bollettino Telematico dell’Arte (2 июня 2005). Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
- (исп.) . Museu Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , p. 118.
- , pp. 108, 109.
- (нем.) . Alte Pinakothek. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2014 года.
- , pp. 110, 111.
- , pp. 112, 113.
- (англ.) . Museum of Fine Arts, Boston. Дата обращения: 15 февраля 2014. 6 февраля 2014 года.
- , pp. 114, 115.
- (англ.) . The National Gallery. Дата обращения: 15 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- , pp. 116, 117.
- , p. 128.
- , pp. 118, 119.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 120, 121.
- (исп.) . Museo del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , p. 134.
- , pp. 122, 123.
- ↑ , p. 138.
- , pp. 124, 125.
- . Kimbell Art Museum. Дата обращения: 15 февраля 2014. 7 марта 2016 года.
- , pp. 126, 127.
- , pp. 128, 129.
- . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- ↑ , p. 146.
- , pp. 130, 131.
- . Wallace Collection. Дата обращения: 15 февраля 2014. 23 октября 2017 года.
- , pp. 132, 133.
- (нем.) . Kunsthistorisches Museum. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- ↑ , p. 150.
- , pp. 134, 135.
- (нем.) . Kunsthistorisches Museum. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- , pp. 136, 137.
- . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 138, 139.
- (исп.) . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 15 февраля 2014. 25 февраля 2014 года.
- (исп.) . El Universal (7 декабря 2011). Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , p. 164.
- , pp. 140, 141.
- , p. 166.
- , pp. 142, 143.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- ↑ , p. 168.
- , pp. 144, 145.
- . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 146, 147.
- . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 148, 149.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 150, 151.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 152, 153.
- (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 154, 155.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , pp. 156, 157.
- (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
- , p. 154.
- , pp. 158, 159.
- ↑ Вариант(ы) перевода названия — по: Беттаньо, А. ; Браун, К. . Прадо. — М. : Слово, 2002. — ISBN 5-387-00277-9 .
- , pp. 160, 161.
- , pp. 162, 163.
- , pp. 164, 165.
- (англ.) . The Wallace Collection. Дата обращения: 15 февраля 2014. 23 октября 2017 года.
- , pp. 166, 167.
- , pp. 168, 169.
- (англ.) . National Gallery of Art. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 3 апреля 2013 года.
- , pp. 170, 171.
- (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 декабря 2015 года.
- , pp. 172, 173.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 29 июня 2013 года.
- , pp. 174, 175.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 9 марта 2014 года.
- , pp. 176, 177.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 30 июня 2013 года.
- , pp. 178, 179.
- , p. 214.
- . Государственный Эрмитаж. Дата обращения: 1 августа 2018. 2 августа 2018 года.
- , pp. 180, 181.
- , pp. 182, 183.
- , pp. 184, 185.
- (англ.) . The National Gallery, London. Дата обращения: 15 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
- , pp. 186, 187.
- , p. 232, 233.
- (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- , pp. 188, 189.
- , pp. 190, 191.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 29 июня 2013 года.
- , pp. 192, 193.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 29 июня 2013 года.
- , pp. 194, 195.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 14 мая 2013 года.
- , pp. 196, 197.
- (исп.) . Museo de Bellas Artes de Valencia. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 13 июля 2013 года.
- , pp. 198, 199.
- , pp. 200, 201.
- ↑ , pp. 202, 203.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 18 февраля 2012 года.
- , pp. 204, 205.
- , pp. 206, 207.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 29 июня 2013 года.
- , pp. 208, 209.
- (англ.) . The National Gallery, London. Дата обращения: 15 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
- Braham, Alan. : [ англ. ] // The Brulington Magazine. — 1968. — Vol. 110, no. 784, Jul. — P. 401—402, 405, 407—408. — .
- (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 18 февраля 2012 года.
- , pp. 210, 211.
- , pp. 254, 255.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 30 июня 2013 года.
- , pp. 212, 213.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 30 июня 2013 года.
- , pp. 214, 215.
- , pp. 274, 275.
- (англ.) . The National Gallery, London. Дата обращения: 15 февраля 2014. 4 февраля 2014 года.
- , pp. 216, 217.
- (англ.) . Meadows Museum of Art. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- , pp. 218, 219.
- , pp. 220, 221.
- , pp. 222, 223.
- (англ.) . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 декабря 2013 года.
- , pp. 224, 225.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 11 мая 2013 года.
- , pp. 226, 227.
- Galleria Doria Pamphilj - Roma. (англ.) . Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 7 апреля 2015 года.
- , pp. 228, 229.
- , pp. 230, 231.
- , pp. 232, 233.
- , pp. 234, 235.
- , p. 182.
- (англ.) . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 15 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
- , pp. 236, 237.
- (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- , pp. 238, 239.
- , pp. 240, 241.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 29 июня 2013 года.
- , pp. 242, 243.
- (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- , pp. 244, 245.
- (исп.) . Gabito Grupos. Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
- (исп.) . Wordpress.com. Дата обращения: 14 февраля 2014. 30 января 2014 года.
- (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- , pp. 246, 247.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 24 мая 2014 года.
- , pp. 248, 249.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 14 мая 2013 года.
- , pp. 250, 251.
- (англ.) . Meadows Museum of Art. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
- , pp. 252, 253.
- (исп.) . Colección Thyssen-Bornemisza. Дата обращения: 15 февраля 2014. 23 октября 2014 года.
- , pp. 254, 255.
- (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 14 мая 2013 года.
- , pp. 256, 257.
- (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- , pp. 258, 259.
- (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- , pp. 260, 261.
- . National Gallery. Дата обращения: 15 февраля 2014. 15 мая 2015 года.
- , pp. 262, 263.
Литература
- Brown, Jonathan. : [ исп. ] . — Madrid : Grupo Anaya Comercial, 1986. — 322 p. — (Alianza Forma). — ISBN 8420690317 .
- Brown, Jonathan. : [ исп. ] // El Boletín del Museo del Prado . — 2000. — № 36. — P. 51—69.
- Curtis, Charles Boyd. : A Descriptive and Historical Catalogue of the Works of Don Diego de Silva Velazquez and Bartolomé Estéban Murillo : [ англ. ] . — N. Y. ; L. : J. W. Bouton, S. Low, Marston, Searle, and Rivington, 1883. — 424 p.
- Harris, Enriqueta. : [ исп. ] . — Madrid : Ediciones AKAL, 2003. — 243 p. — (Arte y estética). — ISBN 8446015064 .
- Harris, Enriqueta. : [ англ. ] . — Madrid : Centro de Estudios Europa Hispánica, 2006. — 455 p. — (Colección velazqueña). — ISBN 8493464325 .
- López-Rey, José. : [ фр. ] . — Köln : Benedikt Taschen, 1996. — 589 p. — (Jumbo Series). — ISBN 3822886572 .
- Marías, Fernando. : [ исп. ] . — Madrid : Nerea, 1999. — 247 p. — ISBN 8489569339 .
- Ortiz, Antonio Domínguez. : [ англ. ] / Ortiz, Antonio Domínguez, Sánchez, Alfonso E. Pérez, Gállego, Julián.. — N. Y. : Metropolitan Museum of Art, 1989. — 206 p. — ISBN 0870995545 .
- Turina, Miguel Morán. : [ исп. ] / Turina, Miguel Morán, Quevedo, Isabel Sánchez.. — Madrid : Ediciones AKAL, 1999. — 270 p. — (Cumbres del arte). — ISBN 8446013495 .
- Warnke, Martin. : [ исп. ] . — Madrid : Centro de Estudios Europa Hispánica, 2007. — 173 p. — (Colección velazqueña). — ISBN 8493464384 .
Эта статья победила на конкурсе
статьи года
и была признана статьёй 2014 года русской Википедии.
|
- 2021-07-06
- 1