Interested Article - Список картин Диего Веласкеса

Диего Веласкес. Автопортрет. 1645. Холст, масло. 103,5 × 82,5 см. Палаццо Питти , Флоренция

Творческое наследие испанского живописца Диего Веласкеса (1599—1660) включает многочисленные портреты, произведения на бытовые темы, исторические, религиозные и мифологические сюжеты . Представленный ниже список картин , созданных Веласкесом с 1617 по 1660 год, разделён на периоды, связанные с местами его жизни и деятельности — от вступления, по завершении обучения, в гильдию художников в Севилье до смерти в Мадриде в статусе придворного живописца короля Испании Филиппа IV .

Музеи только одиннадцати стран мира — Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции — хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде , ведя свою историю от королевской коллекции. Их провенанс наиболее прозрачен, равно как и история нескольких шедевров, входящих в собрание Музея истории искусств в Вене, хранящего наследие австрийских родственников испанских королей, которые получали их в качестве подарков. Также работы Веласкеса экспонируют в Национальной галерее и Музее Веллингтона в Лондоне, Галерее старых мастеров в Дрездене, Музее Метрополитен в Нью-Йорке и Музее изящных искусств в Бостоне. В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге находятся три полотна художника, у одного из которых спорная атрибуция .

Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин . Лишь у немногих произведений живописца можно проследить однозначную связь от первого до последнего владельца. В остальных случаях большое значение имеет мнение специалистов, которое иногда бывает единогласным, а иногда спорным. Много копий и интерпретаций полотен Веласкеса было сделано его учениками в мастерской, среди которых следует особо выделить его зятя .

Главным источником при составлении списка стал один из последних каталогов произведений художника, изданный в 1999 году. Это книга Мигеля Морáна Турины и Исабель Санчес Кеведо «Веласкес: полный каталог» ( исп. Velázquez: catálogo completo ), в которую включены 123 картины живописца с подробной атрибуцией. Эти полотна в списке отмечены номерами, под которыми они находятся в каталоге.

В список также включены картины, не вошедшие в этот каталог, но присутствующие в списках произведений Диего Веласкеса известных современных исследователей творчества живописца и признанных экспертов в этой области, искусствоведов Хосе Лопеса Рея и Джонатана Брауна . Также в список включены несколько полотен, обнаруженных и атрибутированных в последние годы. Картины со спорной атрибуцией выделены тёмно-серым цветом .

Список

Севильский период (1617—1622)

Картина Название Техника / Размер (см) Галерея Примечания
1 « »
( Tres músicos )
1616—1620
Холст, масло
87 × 110
Картинная галерея , Берлин
2 « Завтрак »
( El almuerzo )
1617—1618
Холст, масло
108,5 × 102
Эрмитаж , Санкт-Петербург
3 « »
( La cena de Emaús )
1617—1618
Холст, масло
55 × 118
Национальная галерея , Дублин
4 « »
( La mulata )
1617—1618
Холст, масло
55 × 104,5
Институт искусств , Чикаго
« »
( Educación de la Virgen )
1617—1618
Холст, масло
152,4 × 122
Галерея Йельского университета ,

Нью-Хейвен

« »
( Las lágrimas de San Pedro )
1617—1619
Холст, масло
130 × 96
частное собрание, Испания
5 « Старуха, жарящая яйца »
( Vieja friendo huevos )
1618
Холст, масло
100,5 × 119,5
Национальная галерея , Эдинбург
6 « »
( Cristo en casa de Marta y María )
1618
Холст, масло
60 × 103,5
Национальная галерея , Лондон
7 « Мужская голова в профиль »
( Cabeza de hombre joven de perfil )
1616—1617
Холст, масло
39,5 × 35,5
Эрмитаж, Санкт-Петербург
8 « Завтрак »
( Almuerzo de campesinos )
1618—1619
Холст, масло
96 × 122
Музей искусств , Будапешт
« »
( Inmaculada Concepción )
1618—1620
Холст, масло
142 × 98,5
, Севилья
9 « »
( Dos jóvenes a la mesa )
1618—1622
Холст, масло
64,5 × 105
Музей Веллингтона , Лондон
10
« »
( Santo Tomás )
1619—1620
Холст, масло
95 × 73
, Орлеан
11 « »
( Inmaculada Concepción )
около 1619
Холст, масло
135,5 × 101,6
Национальная галерея, Лондон
12 « »
( San Juan en Patmos )
около 1619
Холст, масло
135,5 × 102,2
Национальная галерея, Лондон
13 « »
( Adoración de los Magos )
1619
Холст, масло
204 × 126,5
Прадо , Мадрид
14 « Святой Павел »
( San Pablo )
1619—1620
Холст, масло
99 × 78
Музей искусства Каталонии ,

Барселона

15 « »
( Cabeza de apóstol )
1619—1622
Холст, масло
38 × 29
Прадо, Мадрид
16 « »
( El aguador de Sevilla )
1619—1622
Холст, масло
106,7 × 81
Музей Веллингтона, Лондон
17 « »
( Don Cristóbal Suárez de Ribera )
1620
Холст, масло
207 × 148
Музей искусств , Севилья
18 « »
( La venerable madre Jerónima de la Fuente )
1620
Холст, масло
160 × 110
Прадо, Мадрид
19 « »
( La venerable madre Jerónima de la Fuente )
1620
Холст, масло
162,5 × 105
частное собрание (Мадрид,
коллекция Фернандеса де Араоса)
« »
( San Juan Bautista en el desierto )
около 1620
Холст, масло
175,3 × 152,5
Институт искусств, Чикаго
20 « »
( Imposición de la casulla a San Ildefonso )
около 1623
Холст, масло
165 × 115
, Севилья
21 « »
( Francisco Pacheco )
около 1623
Холст, масло
40 × 36
Прадо, Мадрид

Первый мадридский период (1622—1629)

Картина Название Техника / Размер (см) Галерея Примечания
22 « »
( Retrato de Luis de Góngora )
1622
Холст, масло
51 × 41
Музей искусств , Бостон
23 « »
( Retrato de un clérigo )
1622—1623
Холст, масло
66,5 × 51
частное собрание (Мадрид,
коллекция Хоакина Пайя)
24 « »
( Retrato de hombre )
около 1623
Холст, масло
55,5 × 38
Прадо, Мадрид
25 « »
( Felipe IV )
около 1623—1624
Холст, масло
61,6 × 48,2
, Даллас
« »
( Un gentilhombre )
около 1623
Холст, масло
52 × 40
Институт искусств , Детройт
26 « »
( Felipe IV )
1624
Холст, масло
52 × 40
Музей Метрополитен , Нью-Йорк
27 « »
( Retrato del Conde-Duque de Olivares )
1624
Холст, масло
206 × 106
Музей искусств , Сан-Паулу
28 « »
( Retrato de dama )
1625
Холст, масло
32 × 24
частное собрание
29 « »
( Retrato del Conde-Duque de Olivares )
1624—1626
Холст, масло
216 × 192,5
, Нью-Йорк
« »
( Simón de Rojas difunto )
1624
Холст, масло
101 × 121
Музей изящных искусств Валенсии , Валенсия
30 « »
( Retrato del Conde-Duque de Olivares )
1624—1625
Холст, масло
209 × 111
частное собрание (Мадрид,

коллекция Вареса Фисы)

31 « »
( Cabeza de venado )
около 1626—1636
Холст, масло
66 × 52
Прадо, Мадрид
32 « »
( Cristo contemplado por el alma cristiana )
около 1626—1632
Холст, масло
165,1 × 206,4
Национальная галерея, Лондон
33 « »
( Felipe IV )
около 1623—1628
Холст, масло
198 × 101,5
Прадо, Мадрид
34 « »
( Retrato del infante Don Carlos )
около 1626—1628
Холст, масло
209 × 125
Прадо, Мадрид
35 « »
( Felipe IV en armadura )
около 1626—1628
Холст, масло
57 × 44
Прадо, Мадрид
36 « Дон Хуан де Калабасас »
( El bufón Calabacillas )
1626—1632
Холст, масло
175,5 × 106,7
Музей искусств , Кливленд
« »
( Cuerna de venado )
1626
Холст, масло
127 × 150
Эль-Пардо , Мадрид

(филиал Прадо)

« »
( Retrato de hombre )
1626—1628
Холст, масло
104 × 79
частное собрание
« »
( Felipe IV con jubón amarillo )
1627—1628
Холст, масло
205 × 117
, Сарасота
37 « Демокрит »
( Demócrito )
около 1628—1640
Холст, масло
101 × 81
Музей искусств , Руан
38 « Триумф Вакха, или Пьяницы »
( Los borrachos, o El triunfo de Baco )
1628—1629
Холст, масло
165 × 225
Прадо, Мадрид
39 « »
( La cena de Emaús )
1628—1629
Холст, масло
123,2 × 132,7
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
« »
( Retrato de Sebastián de la Huerta )
1628
Холст, масло
121 × 101
частное собрание

Первая поездка в Италию (1629—1630)

Картина Название Техника / Размер (см) Галерея Примечания
40 « »
( María de Austria, Reina de Hungría )
1630
Холст, масло
59,5 × 45,5
Прадо, Мадрид
41 « »
( La túnica de José )
1630
Холст, масло
223 × 250
Эскориал , Мадрид
42 « »
( La fragua de Vulcano )
1630
Холст, масло
223 × 290
Прадо, Мадрид
43 « »
( Estudio para cabeza de Apolo )
1630
Холст, масло
36 × 25
частное собрание, Япония
44 « »
( El Pabellón de Cleopatra-Ariadna )
1630
Холст, масло
44,5 × 38,5
Прадо, Мадрид
45 « »
( Entrada de la Gruta )
1630
Холст, масло
48,5 × 43
Прадо, Мадрид
« »
( Retrato de clérigo )
1630
Холст, масло
67 × 50
Капитолийская Пинакотека , Рим
« »
( Riña entre soldados ante la embajada de España )
1630
Картон, масло
28,9 × 39,6
частное собрание

(Рим, коллекция Паллавичини)

Второй мадридский период (1631—1648)

Картина Название Техника / Размер (см) Галерея Примечания
46 « »
( Una sibila )
1630—1631
Холст, масло
62 × 50
Прадо, Мадрид
47 « »
( Retrato de hombre joven )
1630—1631
Холст, масло
89,2 × 69,5
Старая Пинакотека , Мюнхен
48 « »
( Tentación de Santo Tomás de Aquino )
1631—1632
Холст, масло
224 × 203
, Ориуэла
49 « Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом »
( El príncipe Baltasar Carlos con un enano )
1631
Холст, масло
128 × 102
Музей искусств, Бостон
50 « »
( Felipe IV de castaño y plata )
1631—1632
Холст, масло
199 × 113
Национальная галерея, Лондон
51 « »
( Isabel de Borbón )
1631—1632
Холст, масло
207 × 109
частное собрание, Нью-Йорк
52 « »
( Don Diego del Corral y Arellano )
1631—1632
Холст, масло
215 × 110
Прадо, Мадрид
53 « »
( Doña Antonia de Ipeñarrieta y Galdós y su hijo don Luis )
1631—1632
Холст, масло
215 × 110
Прадо, Мадрид
54 « »
( Mano de hombre )
1631
Холст, масло
27 × 24
Королевский дворец , Мадрид
55 « »
( Don Pedro de Barberana y Aparregui )
1631—1632
Холст, масло
198,1 × 111,8
, Форт-Уэрт
56 « »
( Don Juan Mateos )
около 1632
Холст, масло
108 × 90
Галерея старых мастеров , Дрезден
57 « »
( Cristo crucificado )
около 1632
Холст, масло
250 × 170
Прадо, Мадрид
« »
( Cristo en la cruz )
1631
Холст, масло
100 × 57
Прадо, Мадрид
58 « »
( Retrato del príncipe Baltasar Carlos )
1632
Холст, масло
117,8 × 95,9
Собрание Уоллеса , Лондон
59 « »
( Felipe IV )
1632
Холст, масло
127,5 × 86,5
Музей истории искусств, Вена
60 « »
( Isabel de Borbón )
1632
Холст, масло
132 × 101,5
Музей истории искусств, Вена
61 « Шут по прозвищу „Дон Хуан Австрийский“ »
( El bufón llamado don Juan de Austria )
1632—1633
Холст, масло
210 × 124,5
Прадо, Мадрид
« »
( Santa Rufina )
1632—1634
Холст, масло
77 × 64
, Севилья
« »
( Retrato de hombre )
1630—1635
Холст, масло
68,6 × 55,2
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
« »
( Retrato de hombre )
1630
Холст, масло
47 × 39
частное собрание
62 « »
( El Conde-Duque de Olivares a caballo )
1634—1638
Холст, масло
313 × 239
Прадо, Мадрид
63 « »
( Caballo blanco )
1634—1635
Холст, масло
310 × 245
Королевский дворец, Мадрид
64 « »
( Felipe III a caballo )
1634—1635
Холст, масло
300 × 212
Прадо, Мадрид
65 « »
( La reina Margarita de Austria a caballo )
1634—1635
Холст, масло
297 × 212
Прадо, Мадрид
66 « »
( La reina Isabel de Francia a caballo )
1634—1636
Холст, масло
301 × 314
Прадо, Мадрид
67 « »
( Felipe IV a caballo )
1634
Холст, масло
301 × 314
Прадо, Мадрид
68 « »
( El príncipe Baltasar Carlos a caballo )
1634—1635
Холст, масло
209 × 173
Прадо, Мадрид
69 « Сдача Бреды »
( La rendición de Breda )
1634—1635
Холст, масло
307 × 367
Прадо, Мадрид
70 « »
( Retrato de Juan Martínez Montañés )
1635—1636
Холст, масло
109 × 107
Прадо, Мадрид
71 « »
( Felipe IV cazador )
1635—1636
Холст, масло
191 × 126
Прадо, Мадрид
72 « »
( El cardenal infante don Fernando de Austria cazador )
1632—1633
Холст, масло
191 × 107
Прадо, Мадрид
73 « Портрет принца Бальтазара Карлоса в охотничьем костюме »
( El príncipe Baltasar Carlos cazador )
1635
Холст, масло
191 × 103
Прадо, Мадрид
74 « »
( El príncipe Baltasar Carlos en el picadero )
1636—1637
Холст, масло
144 × 96,5
частное собрание (Великобритания,
коллекция герцога Вестминстерского)
75 « »
( La dama del abanico )
1635
Холст, масло
95 × 70
Собрание Уоллеса , Лондон
76 « »
( Dama Joven )
около 1635
Холст, масло
98 × 49
частное собрание
(Великобритания, коллекция герцога Девонширского)
77 « »
( La costurera )
1635—1643
Холст, масло
74 × 60
Национальная галерея , Вашингтон
78 « Пабло де Вальядолид »
( Pablo de Valladolid )
1632—1637
Холст, масло
213,5 × 125
Прадо, Мадрид
79 « Дон Хуан де Калабасас »
( El bufón Calabacillas )
1637—1639
Холст, масло
106,5 × 82,5
Прадо, Мадрид
80 « Шут по прозвищу „Барбаросса“ »
( El bufón Barbarroja )
1634—1640
Холст, масло
198 × 121
Прадо, Мадрид
81 « »
( San Antonio Abad y san Pablo ermitaño )
1634
Холст, масло
257 × 188
Прадо, Мадрид
« »
( San Antonio Abad )
1635—1638
Холст, масло
55,8 × 40
частное собрание, Нью-Йорк
82 « Портрет графа-герцога Оливареса »
( Retrato del Conde-Duque de Olivares )
1638
Холст, масло
67 × 54,5
Эрмитаж, Санкт-Петербург
83 « »
( Retrato del Conde-Duque de Olivares )
1638
Медь, масло
10 × 8 (миниатюра)
Королевский дворец, Мадрид
84 « »
( Francisco I de Este )
1638
Холст, масло
68 × 51
Галерея Эсте , Модена
85 « »
( La tela real )
1636—1638
Холст, масло
182 × 302
Национальная галерея, Лондон
« »
( Don Francisco Bandrés de Abarca )
1638—1646
Холст, масло
64 × 53
частное собрание
86 « »
( El príncipe Baltasar Carlos )
1639
Холст, масло
128,5 × 99
Музей истории искусств, Вена
87 « »
( Retrato de hombre )
1635—1645
Холст, масло
76 × 64,8
Музей Веллингтона, Лондон
88 « »
( Esopo )
1639—1640
Холст, масло
179 × 94
Прадо, Мадрид
89 « »
( Menipo )
1639—1640
Холст, масло
179 × 94
Прадо, Мадрид
90 « »
( El dios Marte )
1640
Холст, масло
181 × 99
Прадо, Мадрид
91 « »
( Autorretrato )
1640
Холст, масло
45,8 × 38
, Валенсия
92 « »
( Retrato de niña )
1640
Холст, масло
51,5 × 41
Испанское общество, Нью-Йорк
93 « Франсиско Лескано »
( Francisco Lezcano, el Niño )
1635—1645
Холст, масло
107 × 83
Прадо, Мадрид
94 « »
( Felipe IV en Fraga )
1644
Холст, масло
129,8 × 99,4
Коллекция Фрика
95 « »
( Retrato ecuestre de Felipe IV )
1645
Холст, масло
393 × 267
Уффици , Флоренция
96 « Дон Диего де Аседо »
( El bufón don Diego de Acedo, el Primo )
1636—1645
Холст, масло
107 × 82
Прадо, Мадрид
« »
( Retrato de Fernando de Valdés y Llanos )
1640—1645
Холст, масло
63,5 × 59,6
Национальная галерея, Лондон
97 « Дон Себастьян де Морра »
( El bufón don Sebastián de Morra )
1645
Холст, масло
106,5 × 81,5
Прадо, Мадрид
« Дон Себастьян де Морра »
( El bufón don Sebastián de Morra )
около 1645
Холст, масло
106 × 84,5
частное собрание (Швейцария)
98 « »
( Coronación de la Virgen )
1635—1648
Холст, масло
176 × 124
Прадо, Мадрид
99 « »
( Juan Francisco Pimentel, conde de Benavente )
1648
Холст, масло
109 × 88
Прадо, Мадрид
« »
( La gallega )
1645—1650
Холст, масло
60 × 46,5
частное собрание (Япония)
100 « Венера с зеркалом »
( Venus del espejo )
1647—1651
Холст, масло
122 × 177
Национальная галерея, Лондон
101 «Сивилла с чистой доской»
( Sibila con tabula rasa )
1644—1648
Холст, масло
64 × 58
Музей искусств Медоуз, Даллас
102 « Портрет инфанты Марии Терезии »
( La infanta María Teresa )
1648
Холст, масло
48 × 37
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
103 « »
( Un caballero de la Orden de Santiago )
1645—1650
Холст, масло
67 × 56
Галерея старых мастеров, Дрезден

Вторая поездка в Италию (1649—1651)

Картина Название Техника / Размер (см) Галерея Примечания
104 « Портрет Хуана де Парехи »
( Juan de Pareja )
1650
Холст, масло
81,3 × 69,9
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
105 « »
( Ferdinando Brandani )
1645—1650
Холст, масло
48,3 × 44,4
Прадо, Мадрид
106 « Портрет папы Иннокентия X »
( Retrato de Inocencio X )
1650
Холст, масло
140 × 120
, Рим
107 « Портрет папы Иннокентия X »
( Inocencio X )
1650
Холст, масло
82 × 71,5
Музей Веллингтона, Лондон
108 « »
( Retrato de Camillo Massimi )
1650
Холст, масло
73,6 × 58,5
,

Уимборн Минстер

109 « »
( El cardenal Astalli )
1650—1651
Холст, масло
61 × 48,5
Испанское общество, Нью-Йорк
« »
( Cristoforo Segni )
1650—1651
Холст, масло
144 × 92
частное собрание
(Коллекция Хайнца Кистерса , Кройцлинген )

Третий мадридский период (1651—1660)

Картина Название Техника / Размер (см) Галерея Примечания
110 « Портрет инфанты Марии Терезии »
( María Teresa, infanta de España )
1651—1652
Холст, масло
34,3 × 40
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
111 « »
( La infanta María Teresa de España )
1652—1653
Холст, масло
127 × 98,5
Музей истории искусств, Вена
112 « »
( Felipe IV )
1653—1655
Холст, масло
69 × 56
Прадо, Мадрид
113 « »
( La reina Mariana de Austria )
1645—1650
Холст, масло
231 × 131
Прадо, Мадрид
114 « »
( La infanta Margarita )
1653—1654
Холст, масло
128,5 × 100
Музей истории искусств, Вена
« »
( La infanta Margarita )
1653
Холст, масло
115 × 91
частное собрание (Мадрид,
коллекция герцогов Альба)
115 « »
( La infanta Margarita )
1656
Холст, масло
105 × 88
Музей истории искусств, Вена
116 « Менины »
( Las Meninas )
1656
Холст, масло
318 × 276
Прадо, Мадрид
117 « Пряхи, или Миф об Арахне »
( Las hilanderas )
1657
Холст, масло
222,5 × 293
Прадо, Мадрид
118 « »
( La reina Mariana de Austria )
1655—1656
Холст, масло
46,5 × 43
Музей искусств Медоуз, Даллас
119 « »
( La reina Mariana de Austria )
1656—1657
Холст, масло
64,7 × 54,6
Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
120 « »
( Mercurio y Argos )
1659
Холст, масло
128 × 250
Прадо, Мадрид
121 « »
( Infanta Margarita Teresa con vestido azul )
1659
Холст, масло
127 × 107
Музей истории искусств, Вена
122 « »
( El príncipe Felipe Próspero )
1659
Холст, масло
128,5 × 99,5
Музей истории искусств, Вена
123 « Портрет Филиппа IV »
( Felipe IV )
1656—1657
Холст, масло
64 × 53,75
Национальная галерея, Лондон

Комментарии

  1. Реплика картины , однако без религиозной композиции на заднем плане. Полотно находится в таком плохом состоянии, что подтвердить авторство пока невозможно .
  2. Картина обнаружена в 2004 году и опубликована в 2010 году .
  3. Отсутствует у Лопес-Рея.
  4. Работа впервые опубликована в 1999 году .
  5. Варианты перевода — «Старая кухарка», «Яичница» .
  6. Этюд головы, предположительно для картины . Поступил в 1814 году в Эрмитаж как оригинал Веласкеса, однако в каталогах музея 1859—1958 эта атрибуция была снята. Лопес-Рей, изучив его лично, подтвердил авторство Веласкеса. Сомнение в авторстве выразил Джонатан Браун .
  7. Фигура старика слева — та же, что на картине . Эксперты предполагают, что это либо её вариант, сделанный мастером собственноручно, либо работа «школы Веласкеса». В парижской частной коллекции имеется подделка-пастиш, созданная на основе данной картины .
  8. Диптих, предназначавшийся для монастыря кармелиток .
  9. Обрезанный фрагмент какой-то более крупной картины; следы обрезки явно видны. Лопес-Рей считает атрибуцию кисти Веласкеса сомнительной: по его мнению, голова на картине Винченцо Кардуччи «Святой Бруно отвергает архиепископскую митру, предложенную ему папой Урбаном II» (1632, Прадо) имеет большое сходство с этой. С момента составления его каталога картина поступила из частной коллекции в Прадо как полотно Веласкеса .
  10. Вариант(ы) перевода названия — «Севильский водонос», «Разносчик воды в Севилье» .
  11. Портрет является посмертным, чем объясняется такая примитивность композиции .
  12. Авторская реплика картины с малозаметными изменениями в композиции .
  13. Картина находится в очень плохом состоянии, однако Лопес-Рей считает атрибуцию крайне правдоподобной .
  14. Ранее считался портретом неизвестного .
  15. Возможно, картина является портретом эрудита . Полотно находится в плохом состоянии, однако Лопес-Рей не сомневается в его авторстве .
  16. Выдвигалось предположение, что картина может являться автопортретом .
  17. Возможно, уменьшенное авторское повторение портрета в рост .
  18. Приобретён музеем в 1929 году.
  19. В 1973 году музей Метрополитен поменял атрибуцию портрета с «Веласкес» на «школу Веласкеса», однако по мнению Лопес-Рея под этим решением нет никаких оснований, что подтверждает его радиографическое изучение. В настоящее время снова указано авторство Веласкеса (после реставрации 2010 года) .
  20. Картина считалась портретом брата Оливареса, поэтому авторство Веласкеса отводилось по датам. Эта ошибка была выяснена. Лопес-Рей не ставит под вопрос её авторство .
  21. Обрезанная часть более крупного полотна. Лопес-Рей не считает атрибуцию Веласкесу надёжной. .
  22. Полотно было сильно повреждено в районе лица, что мешает его считать эталонным. Лопес-Рей, присоединяясь к мнениям более ранних экспертов, считает, что плохое состояние картины и отсутствие документальных свидетельств о её создании и бытовании не позволяют считать атрибуцию кисти Веласкеса окончательно подтверждённой .
  23. Повторение , возможно, работа «школы Веласкеса». Лопес-Рей отвергает его авторство .
  24. Полотно обрезано. Судя по инвенторию Мадридского Алькасара , этот олень был «убит Королём, Его Величеством Филиппом IV в 1626 году» .
  25. Одно время ошибочно считался портретом старшего брата Филиппа IV .
  26. Фрагмент обрезанного портрета .
  27. Единственный из «Шутов» Веласкеса вне стен Прадо. Лопес-Рей считает эту картину написанной Веласкесом, так как нашёл подходящее к ней описание в инвенториях королевских дворцов. Однако современные исследователи всё-таки отводят авторство .
  28. Картина находится в плохом состоянии и имеет неясную историю бытования, что запутывает её точную атрибуцию. Герман Восс предположил, что автором картины является .
  29. Другое название — «Смеющийся Демокрит», «Географ».
  30. Лопес-Рей считает, что мастером написаны только руки и лицо. Существуют две копии этой картины в изменённой иконографии, вероятно, сделанные до того, как «Демокрит» был переписан автором из «Пьяницы» .
  31. Картина найдена в 2012 году .
  32. Другой вариант названия — «Аполлон в кузнице Вулкана»
  33. Вариант названия — «Павильон Ариадны»
  34. Варианты названия — «Вход во грот», «Вилла Медичи. Вечер»
  35. Существует предположение, что это портрет доньи Хуаны Пачеко, жены Веласкеса, позже переделанный в идеализированное изображение некой сивиллы .
  36. Несмотря на нахождение в частной коллекции, картина имеет чистейший провенанс и несомненное авторство .
  37. Очевидно, парный портрету , изображающему мужа дамы. Существовало предположение, что мальчик был дописан позже другим художником, однако оно было опровергнуто радиографической экспертизой .
  38. Сохранившийся фрагмент утраченного портрета, предположительно архиепископа Фернандо де Вальдес-и-Льяноса. Сохранилась целая копия этой картины (в коллекции графа Торено) и изображение головы (см. ниже). На листке начертана подпись Веласкеса .
  39. Известно как «Распятие Сан Пласидо» по монастырю, где оно находилось
  40. В Прадо же находится иконографический извод этой картины сомнительного авторства (см. ниже) .
  41. На картине есть надпись, говорящая, что её написал в 1631 году Веласкес, однако Лопес-Рей на основе стилистического анализа живописи считает эту надпись поздней, а авторство — неизвестным .
  42. Обрезан; предположительно изображал модель в полный рост. У Лопес-Рея фигурирует как «произведение Веласкеса и его мастерской». Очевидно, парный .
  43. Обрезан; предположительно изображал модель в полный рост. У Лопес-Рея фигурирует как «произведение Веласкеса и его мастерской». Очевидно, парный .
  44. Картина обнаружена и продана с аукциона в 2011 году
  45. В Музее Метрополитен есть уменьшенная копия этого портрета — вероятно, кисти Масо. .
  46. Ранее картина была дополнена другим художником фигурой святого Иакова (иконография Сантьяго Матаморос ), которая была убрана в 1959 году. Копия картины мастерской находится в частной коллекции. .
  47. Парная к следующей По мнению Лопес-Рея, изначально картина была написана неидентифицированным художником (возможно, Бартоломе Гонсалесом , Масо или Хуаном де ла Корте), затем сильно переписана Веласкесом и его мастерской. .
  48. Парная к предыдущей . По мнению Лопес-Рея, изначально картина была написана неидентифицированным художником (возможно, Винченцо Кардуччи или Еухенио Каксесом), затем сильно переписана Веласкесом и его мастерской .
  49. Входит в цикл с и , парная к следующей. По мнению Лопес-Рея, изначально картина была написана неидентифицированным художником (возможно, Винченцо Кардуччи или Еухенио Каксесом), затем сильно переписана Веласкесом .
  50. Парный .
  51. Вариант названия — «Копья»
  52. Существует копия работы мастерской Веласкеса (Кастрес, Музей Гойи) .
  53. Существует два повторения работы мастерской с небольшими изменениями в иконографии
  54. Лопес-Рей указывает, что неудачная композиция и живопись указывают, что картина - плод работы больше мастерской, чем одного Веласкеса. Существует повторение этой картины работы школы Веласкеса в Коллекции Уолласа столь низкого художественного уровня, что его нельзя даже приписать кисти Масо
  55. Существовала версия, что на картине изображена легендарная герцогиня де Шеврез
  56. Картина обрезана с обеих сторон. Берруете считал её подготовительной для №74, однако предполагал авторство Масо, а Лопес-Рей считает, что рука Веласкеса все-таки видна
  57. Санчес Кантон считал её работой Масо. Лопес-Рей не сомневается в авторстве Веласкеса, но считает, что картину невозможно точно датировать
  58. Также известен как «Эль Бобо дель Кориа» .
  59. Этюд головы для картины «Святой Антоний посещает святого Павла» (см. выше). Лопес-Рей не отводит авторство .
  60. О том, что Веласкес писал миниатюры, известно из письменных источников. Ни один из упомянутых миниатюрных портретов не сохранился. Данный портрет по источникам не известен, однако Лопес-Рей и другие считают версию авторства Веласкеса приемлемой. В таком случае, это единственная сохранившаяся миниатюра его работы.
  61. Картина обрезана снизу
  62. Картина сильно обрезана. Лопес-Рей считает авторство Веласкеса допустимым
  63. Лопес-Рей считает, что Веласкес набросал композицию и написал лицо, а остальное написано другой рукой
  64. Считался портретом Алонсо Кано .
  65. Картина не закончена
  66. Также известен как «Дитя из Вальескаса» .
  67. Картина является списком с несохранившегося полотна Рубенса. Выполнена мастерской Веласкеса, который написал в ней только лицо короля
  68. Также известен как «Эль Примо» .
  69. Лопес-Рей считает картину копией работы неизвестного художника с несохранившегося оригинала Веласкеса (от которого осталась только «Рука»; см. ). В коллекции Торено находится копия этого же портрета, но во весь рост .
  70. Лопес-Рей считает картину авторской репликой, возможно, выполненной с помощью мастерской
  71. Лопес-Рей не видит причин сомневаться в авторстве
  72. Вариант названия «Арахна (Сивилла?)»
  73. Предположительно является этюдом фигуры Арахны к картине «Пряхи, или Миф об Арахне», либо же изображением сивиллы
  74. Другой предполагаемый автор -
  75. Фрагмент обрезанного портрета
  76. Реплика работы мастерской находится в Музее Бостона
  77. Реплика работы мастерской находится в Музее истории искусств, Вена
  78. Фрагмент обрезанной картины

Примечания

  1. Никифорова, Ирина. . Библиотекарь.Ру. Дата обращения: 13 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  2. (исп.) . Museo Nacional del Prado: Encyclopedia Online. Дата обращения: 14 февраля 2014. 4 марта 2014 года.
  3. Rondón, José María. (исп.) . ElMundo.es (11 августа 2013). Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  4. (исп.) . Museo Nacional del Prado: Enciclopedia Online. Дата обращения: 14 февраля 2014. 4 марта 2014 года.
  5. Rayón, Fernando. (исп.) . Nueva Revista (октябрь 2009). Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
  6. , pp. 18, 19.
  7. . Государственный Эрмитаж. Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 14 сентября 2009 года.
  8. , pp. 20, 21.
  9. (англ.) . National Gallery of Ireland. Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
  10. , pp. 22, 23.
  11. (англ.) . The Art Institute of Chicago. Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 сентября 2015 года.
  12. , p. 44.
  13. , pp. 24, 25.
  14. Marciari, John. (англ.) . Yale Alumni Magazine (сентябрь 2010). Дата обращения: 14 февраля 2014. 17 апреля 2014 года.
  15. (исп.) . La Nueva España (25 октября 2010). Дата обращения: 14 февраля 2014. 4 марта 2016 года.
  16. (исп.) . ЕlMundo.es (19 февраля 2004). Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 февраля 2014 года.
  17. (исп.) . Еl Рaís (20 февраля 2004). Дата обращения: 14 февраля 2014. 4 марта 2016 года.
  18. Вариант(ы) перевода названия — по: Ортега-и-Гассет, Х. Веласкес. Гойя / пер. с исп. и вступ. статья И. В. Ершовой , М. Б. Смирновой . — М. : Республика, 1997. — ISBN 5-250-02624-9 .
  19. (англ.) . National Galleries Scotland. Дата обращения: 14 февраля 2014. 28 января 2014 года.
  20. , pp. 26, 27.
  21. (англ.) . The National Gallery. Дата обращения: 27 февраля 2014. 27 июля 2017 года.
  22. (англ.) . The Natinal Gallery. Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  23. , pp. 28, 29.
  24. . Государственный Эрмитаж. (недоступная ссылка)
  25. : [ 21 сентября 2013 ] : каталог выставки [в выставочном центре «Эрмитаж — Выборг» 19 апреля — 27 октября 2013]. — СПб. : Государственный Эрмитаж, 2013. — 108 с. — ISBN 978-5-9501-0241-7 .
  26. , p. 24.
  27. , pp. 30, 31.
  28. (англ.) . Museum of Fine Arts. Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  29. , p. 26.
  30. , pp. 32, 33.
  31. (исп.) . Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 28 февраля 2014 года.
  32. (исп.) . Abengoa Annual Report 2009. Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  33. (исп.) . Focus Abengoa. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  34. Вариант(ы) перевода названия — по: Тасартес, М. Веласкес. — М. : Белый город, 1998. — ISBN 5-7793-0162-X .
  35. : [ англ. ] : [ 18 апреля 2013 ] / C. M. Kauffmann, revised by Susan Jenkins. — English Heritage, 2009. — 344 p. — ISBN 978-1-903470-787 .
  36. , pp. 34, 35.
  37. , pp. 36, 37.
  38. (англ.) . The National Gallery. Дата обращения: 27 февраля 2014. 17 января 2014 года.
  39. , pp. 38, 39, 40, 41.
  40. (англ.) . The National Gallery. Дата обращения: 27 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
  41. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  42. , pp. 42, 43.
  43. (кат.) . Museu Nacional d’Art de Catalunya. Дата обращения: 27 февраля 2014. 26 февраля 2014 года.
  44. , pp. 44, 45.
  45. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  46. , p. 38.
  47. , pp. 46, 47.
  48. Вариант(ы) перевода названия — по: Каптерева, Т. П. Испания. История искусства. — М. , 2003. — ISBN 5-7793-0610-9 .
  49. , pp. 48, 49.
  50. (исп.) . Junta de Andalucia. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 21 февраля 2014 года.
  51. , pp. 50, 51.
  52. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  53. , pp. 52, 53.
  54. , p. 50.
  55. Garrido, M. Carmen; Espinosa, M. Teresa Gómez. : [ исп. ] : [ 4 марта 2014 ] // El Boletín del Museo Nacional del Prado . — 1988. — № 9. — P. 66—76.
  56. , pp. 54, 55.
  57. (англ.) . The Art Institute of Chicago. Дата обращения: 14 февраля 2014. 23 сентября 2015 года.
  58. (исп.) . Focus Abengoa. Дата обращения: 27 февраля 2014. Архивировано из 28 февраля 2014 года.
  59. , p. 52.
  60. , pp. 56, 57.
  61. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  62. , p. 54.
  63. , pp. 58, 59.
  64. (англ.) . Museum of Fine Arts, Boston. Дата обращения: 27 февраля 2014. 2 марта 2014 года.
  65. (англ.) . Museum of Fine Arts, Boston. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 21 февраля 2014 года.
  66. , pp. 60, 61.
  67. , p. 60.
  68. , pp. 62, 63.
  69. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  70. , p. 62.
  71. , pp. 64, 65.
  72. (англ.) . Meadows Museum of Art. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  73. , pp. 66, 67.
  74. (англ.) . Detroit Institute of Arts. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 25 февраля 2014 года.
  75. (англ.) . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 27 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
  76. (англ.) . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  77. , p. 67.
  78. , pp. 68, 69.
  79. (порт.) . Museu de Arte de São Paulo Assis Chateaubriand. Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  80. , p. 70.
  81. , pp. 70, 71.
  82. С 1989 года местоположение неизвестно (согласно Лопес-Рею)
  83. , p. 72.
  84. , pp. 72, 73.
  85. (англ.) . The Athenaeum. Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  86. , p. 74.
  87. , pp. 74, 75.
  88. : [ исп. ] : [ 22 февраля 2014 ]. — Barcelona, 1885.
  89. , pp. 76, 77.
  90. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  91. , p. 76.
  92. , pp. 78, 79.
  93. (англ.) . The National Gallery. Дата обращения: 27 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
  94. , pp. 80, 81.
  95. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  96. , pp. 82, 83.
  97. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  98. , p. 88.
  99. , pp. 84, 85.
  100. , p. 90.
  101. , pp. 86, 87.
  102. (англ.) . The Сleveland Museum of Art. Дата обращения: 14 февраля 2014. 29 июля 2014 года.
  103. , p. 92.
  104. , pp. 88, 89.
  105. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  106. (исп.) . Blogspot.ru (15 апреля 2012). Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  107. , p. 80.
  108. (англ.) . Sarasota Herald-Tribune (13 декабря 1970). Дата обращения: 14 февраля 2014.
  109. . Musée des Beaux-Arts. Дата обращения: 12 января 2015. 29 марта 2015 года.
  110. , p. 96.
  111. , pp. 90, 91.
  112. (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  113. , pp. 92, 93.
  114. (англ.) . The Metropolitan museum of Arts. Дата обращения: 27 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
  115. , pp. 94, 95.
  116. (исп.) . Días de Historia (9 декабря 2012). Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  117. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  118. , pp. 96, 97.
  119. , pp. 98, 99.
  120. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  121. , pp. 100, 101.
  122. , pp. 102, 103.
  123. (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  124. , pp. 104, 105.
  125. (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 27 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  126. , pp. 106, 107.
  127. (итал.) . Cultura Italia. Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  128. (итал.) . AbcRoma.com. Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  129. (исп.) . Como aprender a pintar. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  130. Mauro, Marco di. (итал.) . BTA – Bollettino Telematico dell’Arte (2 июня 2005). Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  131. (исп.) . Museu Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  132. , p. 118.
  133. , pp. 108, 109.
  134. (нем.) . Alte Pinakothek. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2014 года.
  135. , pp. 110, 111.
  136. , pp. 112, 113.
  137. (англ.) . Museum of Fine Arts, Boston. Дата обращения: 15 февраля 2014. 6 февраля 2014 года.
  138. , pp. 114, 115.
  139. (англ.) . The National Gallery. Дата обращения: 15 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  140. , pp. 116, 117.
  141. , p. 128.
  142. , pp. 118, 119.
  143. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  144. , pp. 120, 121.
  145. (исп.) . Museo del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  146. , p. 134.
  147. , pp. 122, 123.
  148. , p. 138.
  149. , pp. 124, 125.
  150. . Kimbell Art Museum. Дата обращения: 15 февраля 2014. 7 марта 2016 года.
  151. , pp. 126, 127.
  152. , pp. 128, 129.
  153. . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  154. , p. 146.
  155. , pp. 130, 131.
  156. . Wallace Collection. Дата обращения: 15 февраля 2014. 23 октября 2017 года.
  157. , pp. 132, 133.
  158. (нем.) . Kunsthistorisches Museum. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  159. , p. 150.
  160. , pp. 134, 135.
  161. (нем.) . Kunsthistorisches Museum. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  162. , pp. 136, 137.
  163. . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  164. , pp. 138, 139.
  165. (исп.) . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 15 февраля 2014. 25 февраля 2014 года.
  166. (исп.) . El Universal (7 декабря 2011). Дата обращения: 14 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  167. . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  168. , p. 164.
  169. , pp. 140, 141.
  170. , p. 166.
  171. , pp. 142, 143.
  172. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  173. , p. 168.
  174. , pp. 144, 145.
  175. . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  176. , pp. 146, 147.
  177. . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  178. , pp. 148, 149.
  179. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  180. , pp. 150, 151.
  181. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  182. , pp. 152, 153.
  183. (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  184. , pp. 154, 155.
  185. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  186. , pp. 156, 157.
  187. (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 марта 2014 года.
  188. , p. 154.
  189. , pp. 158, 159.
  190. Вариант(ы) перевода названия — по: Беттаньо, А. ; Браун, К. . Прадо. — М. : Слово, 2002. — ISBN 5-387-00277-9 .
  191. , pp. 160, 161.
  192. , pp. 162, 163.
  193. , pp. 164, 165.
  194. (англ.) . The Wallace Collection. Дата обращения: 15 февраля 2014. 23 октября 2017 года.
  195. , pp. 166, 167.
  196. , pp. 168, 169.
  197. (англ.) . National Gallery of Art. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 3 апреля 2013 года.
  198. , pp. 170, 171.
  199. (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 декабря 2015 года.
  200. , pp. 172, 173.
  201. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 29 июня 2013 года.
  202. , pp. 174, 175.
  203. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 9 марта 2014 года.
  204. , pp. 176, 177.
  205. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 30 июня 2013 года.
  206. , pp. 178, 179.
  207. , p. 214.
  208. . Государственный Эрмитаж. Дата обращения: 1 августа 2018. 2 августа 2018 года.
  209. , pp. 180, 181.
  210. , pp. 182, 183.
  211. , pp. 184, 185.
  212. (англ.) . The National Gallery, London. Дата обращения: 15 февраля 2014. 21 февраля 2014 года.
  213. , pp. 186, 187.
  214. , p. 232, 233.
  215. (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  216. , pp. 188, 189.
  217. , pp. 190, 191.
  218. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 29 июня 2013 года.
  219. , pp. 192, 193.
  220. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 29 июня 2013 года.
  221. , pp. 194, 195.
  222. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 14 мая 2013 года.
  223. , pp. 196, 197.
  224. (исп.) . Museo de Bellas Artes de Valencia. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 13 июля 2013 года.
  225. , pp. 198, 199.
  226. , pp. 200, 201.
  227. , pp. 202, 203.
  228. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 18 февраля 2012 года.
  229. , pp. 204, 205.
  230. , pp. 206, 207.
  231. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 29 июня 2013 года.
  232. , pp. 208, 209.
  233. (англ.) . The National Gallery, London. Дата обращения: 15 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
  234. Braham, Alan. : [ англ. ] // The Brulington Magazine. — 1968. — Vol. 110, no. 784, Jul. — P. 401—402, 405, 407—408. — JSTOR .
  235. (англ.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 18 февраля 2012 года.
  236. , pp. 210, 211.
  237. , pp. 254, 255.
  238. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 30 июня 2013 года.
  239. , pp. 212, 213.
  240. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 30 июня 2013 года.
  241. , pp. 214, 215.
  242. , pp. 274, 275.
  243. (англ.) . The National Gallery, London. Дата обращения: 15 февраля 2014. 4 февраля 2014 года.
  244. , pp. 216, 217.
  245. (англ.) . Meadows Museum of Art. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  246. , pp. 218, 219.
  247. , pp. 220, 221.
  248. , pp. 222, 223.
  249. (англ.) . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 15 февраля 2014. 8 декабря 2013 года.
  250. , pp. 224, 225.
  251. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 11 мая 2013 года.
  252. , pp. 226, 227.
  253. Galleria Doria Pamphilj - Roma. (англ.) . Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 7 апреля 2015 года.
  254. , pp. 228, 229.
  255. , pp. 230, 231.
  256. , pp. 232, 233.
  257. , pp. 234, 235.
  258. , p. 182.
  259. (англ.) . The Metropolitan Museum of Art. Дата обращения: 15 февраля 2014. 24 февраля 2014 года.
  260. , pp. 236, 237.
  261. (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  262. , pp. 238, 239.
  263. , pp. 240, 241.
  264. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 29 июня 2013 года.
  265. , pp. 242, 243.
  266. (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  267. , pp. 244, 245.
  268. (исп.) . Gabito Grupos. Дата обращения: 14 февраля 2014. 22 февраля 2014 года.
  269. (исп.) . Wordpress.com. Дата обращения: 14 февраля 2014. 30 января 2014 года.
  270. (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  271. , pp. 246, 247.
  272. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 24 мая 2014 года.
  273. , pp. 248, 249.
  274. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 14 мая 2013 года.
  275. , pp. 250, 251.
  276. (англ.) . Meadows Museum of Art. Дата обращения: 14 февраля 2014. Архивировано из 22 февраля 2014 года.
  277. , pp. 252, 253.
  278. (исп.) . Colección Thyssen-Bornemisza. Дата обращения: 15 февраля 2014. 23 октября 2014 года.
  279. , pp. 254, 255.
  280. (исп.) . Museo Nacional del Prado. Дата обращения: 15 февраля 2014. 14 мая 2013 года.
  281. , pp. 256, 257.
  282. (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  283. , pp. 258, 259.
  284. (нем.) . Kunsthistorisches Museum Wien. Дата обращения: 15 февраля 2014. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  285. , pp. 260, 261.
  286. . National Gallery. Дата обращения: 15 февраля 2014. 15 мая 2015 года.
  287. , pp. 262, 263.

Литература

  • Brown, Jonathan. : [ исп. ] . — Madrid : Grupo Anaya Comercial, 1986. — 322 p. — (Alianza Forma). — ISBN 8420690317 .
  • Brown, Jonathan. : [ исп. ] // El Boletín del Museo del Prado . — 2000. — № 36. — P. 51—69.
  • Curtis, Charles Boyd. : A Descriptive and Historical Catalogue of the Works of Don Diego de Silva Velazquez and Bartolomé Estéban Murillo : [ англ. ] . — N. Y. ; L. : J. W. Bouton, S. Low, Marston, Searle, and Rivington, 1883. — 424 p.
  • Harris, Enriqueta. : [ исп. ] . — Madrid : Ediciones AKAL, 2003. — 243 p. — (Arte y estética). — ISBN 8446015064 .
  • Harris, Enriqueta. : [ англ. ] . — Madrid : Centro de Estudios Europa Hispánica, 2006. — 455 p. — (Colección velazqueña). — ISBN 8493464325 .
  • López-Rey, José. : [ фр. ] . — Köln : Benedikt Taschen, 1996. — 589 p. — (Jumbo Series). — ISBN 3822886572 .
  • Marías, Fernando. : [ исп. ] . — Madrid : Nerea, 1999. — 247 p. — ISBN 8489569339 .
  • Ortiz, Antonio Domínguez. : [ англ. ] / Ortiz, Antonio Domínguez, Sánchez, Alfonso E. Pérez, Gállego, Julián.. — N. Y. : Metropolitan Museum of Art, 1989. — 206 p. — ISBN 0870995545 .
  • Turina, Miguel Morán. : [ исп. ] / Turina, Miguel Morán, Quevedo, Isabel Sánchez.. — Madrid : Ediciones AKAL, 1999. — 270 p. — (Cumbres del arte). — ISBN 8446013495 .
  • Warnke, Martin. : [ исп. ] . — Madrid : Centro de Estudios Europa Hispánica, 2007. — 173 p. — (Colección velazqueña). — ISBN 8493464384 .
Источник —

Same as Список картин Диего Веласкеса