Мехмет Вассыф-паша
- 1 year ago
- 0
- 0
Рум Мехмет-паша (ум. 1472/73 или 1474 ) — великий визирь Османской империи , предположительно в 1468/69—1469 или в 1469/70—1471/72 годах.
Мехмет-паша был греком по происхождению и соперничал с Махмудом-пашой . После покорения османами бейлика Караманидов Мехмет-паша безжалостно осуществил переселение жителей городов Конья и Караман в Стамбул , за что был осужден османскими хронистами.
Рум-Мехмет-паша по словам Идриса Бидлиси был атабеком сына Мехмеда II Джема .
Происхождение Мехмета точно не установлено. В источниках того времени очень мало сведений о его происхождении и жизни, по указаниям историков он был раб из Греции или Албании . Османист Х. Лоури писал, что Рум Мехмет попал в Стамбул по системе девширме . Однако согласно Ашикпашазаде друзья отца Мехмета-паши были греческими жителями Стамбула, потерявшими своё имущество при захвате города в 1453 году . * тоже писал, что Мехмет был одним из греков, попавших в плен во время завоевания Константинополя и взятых на службу во дворец . Ф. Бабингер писал, что Мехмет-паша происходил из Анатолии или Диметоки , но источников версий не указал. Скорее всего, Мехмет обучался в Эндеруне , где его отметил султан . После неудачной албанской кампании 1466 года Мехмет-паша стал вторым визирем и приобрел в последующие годы большое влияние .
В 1468 году он участвовал в кампании против Карамана , в которой проявилось его соперничество с великим визирем Махмуд-пашой . Поскольку города Караманидов были известны своими мастерами керамики, архитектуры, ковроткачества, миниатюры и каллиграфии султан приказал переселить в Стамбул ремесленников и художников. Рум Мехмет донёс султану на Махмуда-пашу, что тот переселяет лишь бедных, а с богатых берет мзду . Переселение было доверено Мехмету-паше, который завершил переселение безжалостно и сурово, что вызвало негодование как жителей Карамана, так Стамбула. Он включил в число переселяемых даже внука Джелаладдина Руми Али Челеби . Узнав об этом, султан извинился перед Али, одарил его и разрешил вернуться в Конью . Старые османские хроники неодобрительно сообщали о жестокости, проявленной Мехметом. Ашикпашазаде и Мустафа Али видели в действиях Мехмета-паши месть мусульманам за судьбу греческого населения Стамбула в 1453 году . Мехмет включил в списки переселяемых наиболее уважаемых граждан обоих городов, записав их ремесленниками, разрушил их дома, конфисковал имущество .
В июне и июле 1470 года Рум Мехмет-паша участвовал в экспедиции по завоеванию Негропонте . Во время этой кампании, воспользовавшись тем, что армия и флот султана были у Пелопоннеса , Пир Ахмед и Касым Караманиды подняли восстание, возмущённые продолжавшейся конфискацией имущества. Братьям удалось занять Ларинду и дойти до Анкары . Исхак-паша не смог противостоять им . Осенью 1470 года султан отправил в Караман Мехмета-пашу, и тот быстро подавил восстание, разрашив при этом Ларинду и Эрегли и конфисковав имущество всех местных вакуфов и частных лиц . Несколько уважаемых жителей Ларинды явились к Мехмету-паше с просьбой пощадить мечети и школы. Они указывали, что эти здания входят в вакуф, посвященный Медине , месту захоронения Пророка . В ответ Мехмет-паша велел заколоть просителей . Алайе , в которой правила ветвь династии Караманидов, Мехмед захватить не смог. Современники событий Ашикпашазаде и объясняли эту неудачу недостаточным стремлением Мехмеда захватить город, потому что его жена была сестрой Кылыч Арслана, бея Алании . В 1470/71 году Мехмет-паша продолжил карательную кампанию в Карамане, преследуя племя варсак из своей жадности. Однако туркмены заманили Мехмета-пашу в горы у Силифке , там он попал в засаду. Половина его войска была уничтожена, а сам Мехмет-паша едва спасся, отступив на север и оставив всю добычу, награбленную в Карамане .
В 1471/72 году Мехмет-паша построил в Ускюдаре куллие — комплекс, состоящий из мечети , медресе , хаммама , имарета и тюрбе . Для содержания комплекса был учреждён вакуф, получавший доходы в том числе и от бедестена , построенного Мехметом-пашой в Манисе . Это был один из первых куллие, построенных в Стамбуле после завоевания в 1453 году . До сих пор от комплекса сохранилась мечеть с видом на Босфор — одна из немногих построек, сохранившихся со времен Мехмеда II . В 876 г. Х. в районе Дуатепе в Тире Мехмет-паша построил мечеть и тюрбе .
Рум Мехмет-паша был казнён. К его падению, вероятно, привело соперничество между тремя пашами — Рум Мехметом, Караманлы Мехмедом и Махмудом . Принято считать, что Мехмет захоронен в тюрбе рядом с его мечетью в Ускюдаре. Там же похоронены его внук и его дочь . Однако, возможно, он похоронен в гробнице возле мечети в Тире .
Даты назначения Мехмета на пост великого визиря и снятия с этого поста неясны .
Ашикпашазаде не датировал смерть Мехмета-паши, просто написав, что «его удавили, как пса». Кемальпашазаде тоже не называл даты казни и приписывал казнь Мехмета-паши разногласиям с Караманлы Мехметом-пашой. Х. Иналджик, опираясь на Идриса Бидлиси, писал, что снятие с поста и казнь Мехмета-паши произошли после поражения у Силифке 1470/71 от племени варсак. называл Мехмета-пашу зятем Гедика Ахмеда-паши и в 1480 году Мехмет упоминался как бейлербей Анатолии. Но другие источники никак не подтверждают эти сведения .
Ф. Бабингер полагал, что «к концу 1470 года султан Мехмед свел счеты» с Мехметом-пашой . Вслед за Бабингером 1470 год как год казни называл Н. Текташ . Так же есть мнение, что Мехмет-паша был казнён сразу после получения султаном Мехмедом новости о разграблении Токата . Согласно А. де Грооту Рум Мехмет-паша был казнён в 1472/73 году . Х. Рейндл-Киль датировала казнь Мехмета 1474 годом, поскольку Идрис Бидлиси упоминает Рум Мехмета как атабека Джема-султана в 1474 году в Карамане .
Османские хроники в основном пишут о его жестокости и жадности, почти не упоминая другую деятельность в качестве великого визиря. Видимо, он был финансистом. Он ввел вызвавшее негодование — прибыльную систему сбора налогов. Жители Константинополя, которыми султан заселил город после его захвата, были обложены султаном налогом на дома. Из-за налога поселенцы начали покидать город и уезжать, поэтому Мехмед II отменил налог, но Рум Мехмет-паша снова ввел его .
Бабингер писал, что влияние Мехмета было «катастрофическим» и «губительным», «османские хронисты проявляют редкое единодушие в осуждении его алчности и гнусных интриг» , однако Х. Иналджик считает такое мнение «полностью предвзятым» .