Interested Article - Идоменей
- 2020-12-31
- 1
Идоменей ( др.-греч. Ἰδομενεύς ) — персонаж древнегреческой мифологии , внук Миноса , сын Девкалиона , критский царь. Один из персонажей « Илиады ». В пожилом возрасте присоединился к грекам в их походе на Трою . Главнокомандующий греческими войсками Агамемнон ценил Идоменея выше остальных героев. Несмотря на свой возраст, наравне со всеми участвовал в битвах, где собственноручно убил нескольких троянских воинов.
По окончании Троянской войны вернулся домой на Крит. По одной версии, путешествие завершилось благополучно, после чего он пользовался почётом и уважением среди сограждан. По другой, более поздней, версии, Идоменей попал в бурю. Он пообещал Посейдону за спасение принести в жертву первого, кто выйдет навстречу. Этим человеком оказался сын или дочь Идоменея. Данная версия получила широкое распространение в драматургии Нового времени. В частности, она стала основой оперы Вольфганга Амадея Моцарта « Идоменей, царь Критский ».
Мифы
Происхождение. До Троянской войны
Согласно античным мифам Идоменей родился на Крите в городе Ликт . Был внуком царя Миноса и Пасифаи , сыном Девкалиона . Через Миноса был правнуком верховного олимпийского бога Зевса , а через Пасифаю — солнечного бога Гелиоса . Информация о матери Идоменея присутствует лишь в трудах византийского филолога Иоанна Цеца . Брат Криты и , дядя Мериона , который во время Троянской войны был его возницей .
В «Илиаде» назван правителем Кносса , Гортины , Ликта, Милета , , Рития, Феста и « других [народов], населяющих Крита стоградного земли » . Идоменей был частым гостем у спартанского царя Менелая во время путешествий на материковую Грецию . Псевдо-Гигин назвал Идоменея одним из самых красивых людей .
Идоменей был одним из нескольких десятков женихов Елены . Приёмный отец невесты спартанский царь Тиндарей оказался перед сложным выбором. Из множества знаменитых воинов, царей, сыновей богов он мог получить одного друга, ставшего мужем Елены, и несколько десятков рассерженных врагов. По совету Одиссея Тиндарей обязал всех женихов дать клятву признать будущего мужа Елены и, что главное, прийти ему на помощь в случае опасности и обиды . В итоге супругом Елены стал Менелай , но Идоменей оказался связанным на всю жизнь данной Тиндарею клятвой. Когда через десять лет троянский царевич Парис при содействии Афродиты похитил Елену, Идоменей со своим войском был вынужден влиться в армию ахейцев, отправившуюся к стенам Трои .
Супругой Идоменея была сестра Пенелопы . У них родилась дочь Клиситира , которую Идоменей обручил с приёмным сыном Левком , а также сыновья , и .
Троянская война
Идоменей привёл под Трою 80 кораблей (по другим версиям 40 или 90 ). Среди всех героев, которые присоединились к походу на Трою, Агамемнон ценил Идоменея выше всех и включил в государственный совет . Одновременно Идоменей представлен наиболее старым среди других греческих царей .
Во время Троянской войны , согласно Псевдо-Гигину, убил 13 троянцев . В «Илиаде» шесть из них названы по имени :
- меониец ;
- , жених Кассандры ;
- ;
- , зять Анхиза . Убит при помощи Посейдона ;
- был убит брошенным в Энея копьем ;
- .
Квинт Смирнский также приписывает Идоменею убийство в бою амазонки , ничейное сражение с Еврипилом .
В «Илиаде» практически каждый известный герой имеет собственную — описание особой храбрости в единоборстве на поле битвы . Аристия Идоменея находится в XIII песне. Её начало путаное и содержит ряд неувязок с предшествующим текстом. Так, к примеру, во время аристии Идоменею противостоит Деифоб на левой стороне битвы, хотя до этого был упомянут в самом её центре. Посейдон , который хочет отомстить троянцам за смерть Амфимаха , направляется не в сторону сражения, а в обратном направлении к шатрам. Там он встречает Идоменея и побуждает его к бою, хотя тот и сам направляется на поле сражения. Таким образом, по мнению Л. С. Клейна , аристия Идоменея начинается с 240-й строки XIII песни, в то время как предшествующий текст является поздней вставкой-введением .
В середине аристии вводится новый персонаж Офрионей с приведением краткой биографической справки. Очень резко от аристии Идоменея отделено завершение XIII песни, которое никак не связано с центральной частью. Сама аристия Идоменея представляет собой неразрывную цепь сражений. Идоменей убивает Асия, за Асия мстит Деифоб, который убивает одного из ахейских героев, что также не остаётся без ответа … В ходе боёв погибает зять Анхиса и воспитатель Энея Алкафой. Деифоб вызывает на помощь Энея, за которым «как овцы за бараном» следуют наиболее храбрые троянские воины Деифоб, Парис и Агенор . В поединке Эней и Идоменей бросают друг в друга копьё и дротик, но промахиваются. Копьё Идоменея убивает Эномая. После промаха Идоменей начинает отступать. Таким образ поединок между главными персонажами оканчивается ничем. Хоть это и нетипично для эпических произведений, автор в данном случае не мог допустить смерти Энея или Идоменея, так как они должны ещё совершить много подвигов после этого сражения .
Идоменей — один из девяти героев, вызывающихся на поединок с Гектором . Во время одного из сражений бросает копьё в Гектора, но затем вынужден в страхе отступить .
По ходу «Илиады» Идоменей относительно редко участвует в диалогах: он беседует с Мерионом и хвалит его храбрость , обращается к Нестору , утешает Ахилла . Идоменей не участвует в состязаниях после смерти Патрокла , но следит за скачками с трибуны и ссорится с Аяксом Оилидом , но Ахилл примиряет их . Во время погребальных игр по Ахиллу Идоменей получил награду в кулачном бою без борьбы, так как никто не решился выйти на состязание .
В поэмах Трифиодора и Квинта Смирнского Идоменей включён в перечень героев, сидевших в троянском коне . Во время взятия Трои убил Миманта .
После Троянской войны
Согласно « Одиссее » после завершения Троянской войны благополучно вернулся домой со всеми своими спутниками . Диодор Сицилийский писал, что по возвращении Идоменей пользовался большим уважением, а после смерти его с почестями похоронили на родине вместе с племянником и военным соратником Мерионом. На могиле Идоменея поместили эпитафию : « Кносского Идоменея гробницу узри. С ним покоюсь / Рядом и я — Мерион, коему Мол был отцом ». Согласно тому же историку критяне считали героев своими покровителями и приносили им жертвоприношения .
В более поздних версиях мифов по возвращении домой Идоменей был изгнан. Согласно одним источникам Идоменея изгнал приёмный сын Левк , которому на время военного похода поручили править Критом. За время отсутствия Идоменея он совратил мачеху , а затем стал править как тиран. Получив власть, Левк убил Меду и детей Идоменея . В «Одиссее» Гомера Одиссей рассказывает как он убил сына Идоменея во время попытки украсть военную добычу
По другой версии, корабль Идоменея попал в бурю, и царь дал обет Посейдону принести в жертву первого, кто выйдет ему навстречу по прибытии на Крит. Этим человеком оказался сын или дочь. То ли Идоменей отказался приносить в жертву своего ребёнка, то ли жертвоприношение состоялось, но боги сочли поступок бесчестным и наслали на остров моровую язву. Для её прекращения царь был изгнан . Раннехристианский автор Климент Александрийский приводит данную историю в качестве одного из примеров человеческих жертвоприношений у язычников .
Согласно Вергилию , после изгнания Идоменей отправился в Италию, где построил храм Афине и основал город в области Салентинской равнины . Впоследствии переехал в область Колофона на восточном побережье Эгейского моря, где и умер. Был похоронен рядом с другими участниками Троянской войны Калхасом и Сфенелом .
Историческая основа мифов об Идоменее. Аллюзии с другими сюжетами
Могущество Идоменея отражает народную память о величии Крита периода минойской цивилизации XVI—XIV веков до н. э. Миф о жертвоприношении собственного ребёнка Идоменеем восходит к распространённому фольклорному мотиву об ужасных последствиях того или иного рокового обещания божеству или некоему хтоническому существу . В данном мифе можно увидеть параллель с библейским сказанием об Иеффае и его дочери .
В изобразительном искусстве, литературе и астрономии
В античности
Некоторые поздние тексты, излагающие мифы, уже не связаны традицией. Так, к примеру, Птолемей Гефестион описал суд Идоменея в споре Фетиды и Медеи о том, кто красивее. После того как победу присудили Фетиде, Медея наложила на критян проклятие, которому островитяне обязаны репутацией больших лгунов .
В диалоге Филострата «О героях» говорилось, что Идоменей предложил помощь критян при условии, если Агамемнон разделит с ним главное командование, но получил отказ . В романе Диктиса Критского «Дневник Троянской войны» Идоменей — один из главных героев, его «автор» Диктис — спутник критского царя .
Идоменей вместе с Мерионом изображён на « ». Скульптор Онат создал статую Идоменея, которая располагалась в Олимпии . На щите героя помещён символ бога Солнца Гелиоса петух. Географ II века Павсаний объяснял этот символ происхождением Идоменея от Гелиоса . Одна из гипотетических дешифровок Фестского диска предполагает, что на нём упомянуто имя Идоменея .
В Новое и Новейшее время
К мифам об Идоменее обращались драматурги и композиторы Нового и Новейшего времени. В начале XVII века А. Аллегри написал пьесу «Идоменей — царь Крита», в XVIII веке трагедии под названием « » написали Проспер Кребийон и А. М. Лемьер . Также в XVIII—XIX веках были созданы оперы « Идоменей » А. Кампра , Б. Галуппи , Д. Фаринелли и Ф. Паэра , « Идоменей, царь Критский » В. А. Моцарта .
Именем Идоменея назван астероид , который 14 апреля 1980 года открыл американский астроном Эдвард Боуэлл в обсерватории Андерсон-Меса .
Примечания
- , III, 400—401.
- Гомер . Песнь тринадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 307
- Гомер . Песнь тринадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 445—454
- , V, 25, 5—9.
- . // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft : [ нем. ] / Georg Wissowa. — Stuttgart : J. B. Metzler’sche Verlagsbuchhandlung, 1921. — Bd. XI, Erste Hälfte (XI, I). — Kol. 733.
- , III, 3, 1.
- ↑ , V, 79.
- ↑ .
- Гомер . Песнь вторая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 646—649
- Гомер . Песнь третья // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 230—233
- , 270.
- , III, X, 8—9.
- , 81.
- , III, 20, 9.
- .
- .
- , Асий, фр. 4 (10), с. 119.
- , Эпитома, III, 13.
- , 97.
- Гомер . Песнь четвёртая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 255—264
- Гомер . Песнь вторая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 404—408
- Гомер . Песнь тринадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 361
- Гомер . Песнь двадцать третья // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 476
- , 114.
- Гомер . Песнь пятая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 43—48
- Гомер . Песнь тринадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 361—383
- Гомер . Песнь двенадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 117
- Гомер . Песнь тринадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 384—393
- Гомер . Песнь тринадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 424—444
- Гомер . Песнь тринадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 434—444
- Гомер . Песнь тринадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 506—510
- Гомер . Песнь шестнадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 345—350
- , I, 247—253.
- , VI, 650—653.
- , с. 154.
- , с. 421.
- , с. 421—423.
- Гомер . Песнь седьмая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 165
- Гомер . Песнь семнадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 605—625
- Гомер . Песнь тринадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 275—294
- Гомер . Песнь одиннадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 511—515
- Гомер . Песнь девятнадцатая // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строка 311
- Гомер . Песнь двадцать третья // = Ιλιάς / Пер. Н. И. Гнедича . Строки 450—498
- , IV, 320—338.
- , XII, 343.
- , 168.
- , XIII, 237—238.
- Гомер . Песнь третья // = Οδύσσεια / Пер. В. А. Жуковского . Строки 191—192
- , Эпитома, VI, 9—10.
- Гомер . Песнь тринадцатая // = Οδύσσεια / Пер. В. А. Жуковского . Строки 259—260
- ↑ .
- , III, 42, с. 79—80.
- , с. 186—187.
- , III, 121—122, 400.
- , с. 187.
- , 424 и комментарий.
- ↑ .
- , Идоменей.
- , V, 25, 9—10.
- (англ.) . luwianstudies.org . . Дата обращения: 11 декабря 2021. 11 декабря 2021 года.
- Schmadel, Lutz D. (англ.) . — Fifth Revised and Enlarged Edition. — B. , Heidelberg, N. Y. : Springer, 2003. — P. 226. — ISBN 3-540-00238-3 .
Литература
Источники
- Псевдо-Аполлодор . / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича . — Л. : Наука , 1972.
- Вергилий . // Буколики. Георгики. Энеида. — М. : Художественная литература , 1979.
- Псевдо-Гигин . / Перевод с латинского, комментарий Д. О. Торшилова под общей редакцией А. А. Тахо-Годи . — СПб. : Алетейя , 2000. — 360 с. — (Античная библиотека). — ISBN 5-89329-198-0 .
- Гомер . Илиада / пер. Н. И. Гнедича . Изд. подг. А. И. Зайцев . — Л. : Наука, 1990.
- Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. П. Цыбенко.. — М. : Лабиринт , 2000. — (Античное наследие).
- Квинт Смирнский . После Гомера / Вступ. ст., пер. с др.греч. яз., прим. А. П. Большакова. — М. : Университет Дмитрия Пожарского, 2016. — 320 с. — ISBN 978-5-91244-158-5 .
- Климент Александрийский. / Перевод с древнегреческого, вступительная статья, комментарии и указатель А. Ю. Братухина. — СПб. : Издательство Олега Абышко, 2006. — 288 с. — (Библиотека христианской мысли. Источники). — ISBN 5-89740-147-0 .
- Ликофрон . // Вестник древней истории / Перевод с древнегреческого и комментарий И. Е. Сурикова . — 2011. — № 1—2 .
- Павсаний . / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов .. — СПб. : Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2 .
- Трифиодор . Взятие Илиона // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Серия 3: Филология / Александрова Т. Л.. — 2021. — Вып. 67 . — С. 99—124 . — doi : .
- Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров . — М. : Ладомир , 1999. — 515 с. — (Античная классика). — ISBN 5-86218-237-3 .
Исследования
- Гордезиани Р. В. . — Тбилиси: Издательство Тбилисского университета , 1978.
- Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». — СПб. : Издательство С.-Петербургского университета , 1998. — 560 с. — ISBN 5-288-01823-5 .
- Кондрашов А. П. Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов. — РИПОЛ Классик , 2016. — 704 с. — (Культура в фактах). — ISBN 978-5-386-09554-3 .
- Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. — М. : Мысль , 1996. — ISBN 5-244-00812-9 .
- Ярхо В. Н. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1980. — С. 356—358.
- Ярхо В. Н. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1980. — С. 396.
- Ярхо В. Н. // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев . — М. : Советская энциклопедия , 1980. — С. 999—1001.
- . // : [ нем. ] / Roscher Wilhelm Heinrich . — Lpz. : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1890—1894. — Bd. II. — Kol. 106—108.
- . // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft : [ нем. ] / Georg Wissowa . — Stuttg. : J. B. Metzler’sche Verlagsbuchhandlung, 1919. — Bd. IX, Erste Hälfte (IX, I). — Kol. 906—909.
- 2020-12-31
- 1