Interested Article - Анаксарх
- 2020-10-15
- 1
Анаксарх ( др.-греч. Ἀνάξαρχος ; около 380 года до н. э. — около 320 года до н. э.) — древнегреческий философ, известен благодаря своему влиянию на Александра Македонского .
С началом похода в Азию Анаксарх присоединился к македонскому войску и стал одним из приближённых Александра. В античных источниках приведены несколько конфликтов Анаксарха с другим придворным философом Каллисфеном . Их противостояние носило не только личностный, но и мировоззренческий характер. Анаксарх был одним из первых, кто предложил официально обожествить Александра и ввести проскинезу (земной поклон с целованием ног). Согласно античным источникам, ни Анаксарх, ни Александр не воспринимали статус божества всерьёз, а видели в нём лишь политический инструмент. Также Анаксарх отстаивал верховенство царя над законами и нормами морали.
После ареста Каллисфена Анаксарх стал ближайшим приближённым и другом Александра Македонского. С его влиянием связывают трансформацию личности Александра, который превратился в человека, чьи действия определялись лишь его собственными желаниями. После смерти Александра Анаксарх попал на Кипр , где был схвачен местным царём Никокреоном и казнён с особой жестокостью. Во время пыток Анаксарх проявил себя истинным философом. Согласно одной из версий, царь приказал истолочь Анаксарха в ступе, на что философ сказал: «Толки, толки Анаксархову шкуру — Анаксарха тебе не истолочь!»
О философских воззрениях Анаксарха известно немногое. Один из его учеников — Пиррон — стал основоположником скептицизма .
Биография
Происхождение. Противостояние с Каллисфеном
Анаксарх родился около 380 года до н. э. во фракийском городе Абдеры . То немногое, что известно о его жизни, преимущественно взято из биографий Александра Македонского . Согласно Диогену Лаэртскому «его расцвет приходился на 110-ю Олимпиаду » (340—337 годы до н. э.) .
С началом похода Александра в империю Ахеменидов Анаксарх присоединился к македонскому войску и стал, вместе со своим учеником Пирроном , одним из приближённых философов Александра . Между Анаксархом и Каллисфеном , другим философом при дворе македонского царя, возникла вражда. Противоречия между двумя философами носили не только личностный, но и мировоззренческий характер. Так, во время разговора о климате в некоем месте по пути следования войск Александра Анаксарх не согласился с теми, кто утверждал, что «здесь» холоднее, чем в Греции. На это Каллисфен заметил, что Анаксарх неправ, ведь в Греции он спал в рубище, а «здесь» — под тремя коврами. В данном случае Каллисфен упрекал Анаксарха в том, что тот отошёл от идеала нестяжательства и вместо приличествующей философам бедности занимается накоплением богатств за счёт поощрения дурных наклонностей Александра .
Согласно Арриану , Анаксарх был первым, кто предложил обожествить Александра и ввести проскинезу . Земной поклон с последующим целованием ног был частью персидской культуры, но вызывал резкое неприятие среди македонских воинов. На одном из пиров, с предварительного согласия Александра, Анаксарх стал говорить, что для македонян правильнее почитать в качестве божества Александра, а не фиванца Диониса и аргивянина Геракла . Анаксарх утверждал, что так как после смерти Александра всё равно станут почитать в качестве божества, то будет правильным возвеличить его ещё при жизни. Часть присутствующих согласились с Анаксархом и заявили о готовности пасть ниц перед Александром. Против этого с гневной речью выступил Каллисфен . Впоследствии, в 328 году до н. э. Каллисфен был арестован и умер в заточении. Одним из основных недоброжелателей Каллисфена, который, возможно, довёл его до опалы, был Анаксарх .
Свидетельства источников, которые противопоставляют Анаксарха и Каллисфена в пользу последнего, являются следствием деятельности школы перипатетиков . Каллисфен, в отличие от Анаксарха, принадлежал к ученикам Аристотеля , последователи которого окружили своего «духовного собрата» ореолом мученичества . Так, один из наиболее очерняющих Анаксарха текстов принадлежит перипатетику Клеарху . отмечал, что после того, как Александр прервал какие-либо отношения с Аристотелем, он приблизил к себе Анаксарха. Сообщение Плутарха о том, что Анаксарх был одним из ближайших друзей царя, может свидетельствовать о том, что Александр сохранил интерес к философии и естественным наукам .
Роль при дворе Александра Македонского
Хоть Анаксарх и был одним из инициаторов официального обожествления Александра, сам он, согласно античным источникам, весьма скептически и с юмором воспринимал «божественность» царя. Так, согласно Клавдию Элиану , во время болезни Александра Анаксарх высмеял даваемые царю лекарства словами «Надежды нашего божества на дне чашки» . Согласно Диогену Лаэртскому, в ответ на требование Александра почитать его как сына Зевса , Анаксарх указал на его кровоточащие раны и сказал: «А ведь это кровь, а не влага , какая струится у жителей неба счастливых! » . Также Плутарх приводит анекдот, как во время грома Анаксарх обратился к Александру с вопросом, почему «сын Зевса» никогда не делал чего-либо подобного, на что получил ответ: «Зачем мне внушать ужас своим друзьям?» Сопоставление информации о том, что Анаксарх одним из первых предложил считать Александра богом и в то же время шутил над божественностью царя может свидетельствовать о том, что ни философ, ни царь, не воспринимали статус божества всерьёз. Для них он был политическим инструментом, а не верой или убеждением .
В античных источниках описаны несколько историй, которые показывают влиятельность Анаксарха при дворе Александра. Так, на одном из пиров македонский царь спросил о том, понравились ли философу угощения. Анаксарх ответил: «Все великолепно, царь, только надо бы ещё подать голову одного сатрапа » — намекая на присутствующего Никокреона — царя Саламина на Кипре . Один раз Александр распорядился выдать Анаксарху столько денег, сколько тот пожелает. Когда казначей доложил царю, что философ запросил громадную сумму в 100 талантов , Александр распорядился выполнить эту просьбу со словами: «значит он знает, что у него есть друг, который и хочет и может дать такой подарок» . Данный фрагмент историки используют при описании щедрости Александра .
После убийства в 328 году до н. э. в состоянии опьянения одного из своих наиболее преданных военачальников Клита Чёрного Александр несколько дней пребывал в депрессии и не выходил из шатра. Для того, чтобы вернуть Александра к исполнению своих обязанностей, к нему пригласили жрецов и философов, в том числе и Анаксарха. Философ нашёл слова, которые успокоили царя. Он говорил, что все деяния великого царя справедливы, так как они выше любой морали. Хоть своей речью Анаксарх и смог вывести Александра из депрессии, его слова, по утверждению Плутарха, внушили царю ещё большие пренебрежение к законам и надменность . Один раз Анаксарх невольно огорчил царя, когда начал рассказывать Александру о существовании бесконечного множества миров. Недовольство Александра вызвало понимание того, что он не сможет их все завоевать .
Во время походов Александра Анаксарх вместе со своим учеником Пирроном встречался с индийскими мудрецами гимнософистами и магами . Во время одной из встреч индийский мудрец попрекнул Анаксарха тем, что тот поучает других, а сам «пляшет под царскую дудку». Эта встреча, согласно античной традиции, стала переломной в жизни и учении Пиррона, который покинул Анаксарха, уединился и стал основоположником скептицизма . В античных источниках приведена ещё одна история о взаимоотношениях двух философов. Когда Анаксарх попал в болото, Пиррон прошёл мимо и не подал учителю руки. Таким образом, он проявил «безразличие и безлюбие» .
Античные источники косвенно связывают смерть Александра с Анаксархом. Так, когда халдеи предсказали, что царь умрёт, если вступит в Вавилон, Анаксарх убедил Александра проигнорировать пророчество .
Гибель
После смерти Александра Македонского, около 320 года до н. э. Анаксарх попал на Кипр , где был схвачен царём Никокреоном и казнён. Античные источники связывают смерть Анаксарха с местью царя философу за нанесенное при дворе Александра оскорбление, при этом они приводят три версии казни. Согласно Диогену Лаэртскому, Никокреон приказал истолочь Анаксарха в ступе, на что философ сказал: «Толки, толки Анаксархову шкуру — Анаксарха тебе не истолочь!» Цицерон писал, что кипрский тиран приказал изрубить философа . Согласно Валерию Максиму , Никокреон пытал философа и пригрозил отрезать ему язык. После этого Анаксарх сам откусил себе язык и выплюнул в Никокреона .
Учение. Научная деятельность
Анаксарх принадлежал к философской школе Демокрита . Он учился у , который в свою очередь слушал Метродора Хиосского , ученика учеников Демокрита и Метродора из Абдеры . Также на Анаксарха оказало влияние учение киников .
О философских воззрениях Анаксарха известно немногое. Ж. Бруншвиг отмечал, что подавляющее большинство разрозненных текстов об Анаксархе, которые в сборнике Дильса-Кранца помещаются на четырёх страницах, преимущественно представляют собой исторические анекдоты, а не философское учение. Создание на их основе реконструкции философии Анаксарха не представляется возможным. В то же время анекдоты помогают воссоздать тот стереотип персонажа, который сложился о нём ещё при жизни . Эпитет « Eudaimonikos » («счастливый») предполагает, что он следовал эвдемонизму — этическому направлению, которое считает критерием нравственности и основой поведения человека его стремление к достижению счастья . Согласно Плутарху, Анаксарх презирал общепринятые взгляды и пытался найти «особый путь» в философии. Вероятно, он интересовался натурфилософией и, в духе атомистического учения , считал, что существует бесконечное множество миров .
Анаксарх развил идею Демокрита о несоответствии действительности и её восприятия. На основе данной идеи Анаксарх отрицал существование критерия истинности и способности человека отличить истинное от ложного . Также Анаксарх был автором одного из первых античных сочинений «О царской власти». Из этого трактата до нас дошло всего лишь два фрагмента. В одном Анаксарх пишет о вреде и пользе «многознания», определяет мудрость как «знание удобного момента». В другом говорится, что богатство трудно приобрести, но ещё сложнее сохранить .
Страбон упоминает об исправлении, под эгидой Александра, Анаксархом гомеровских поэм. Также философ снабдил их своими комментариями .
Оценки
Ф. Шахермайр назвал Анаксарха «холодным, сухим рационалистом, свободным от предрассудков последователем Демокрита» . Одновременно, Анаксарха представляют льстецом и стяжателем , чьим основным мотивом было сохранение влияния при дворе Александра . В этом контексте теоретическое обоснование верховенства царя над законом отвечало чаяниям Александра, который в связи с этим и приблизил Анаксарха . В то же время, несомненно, что он принял достойную философа героическую смерть . В античной традиции Анаксарх представлен одновременно льстецом и героем. Такое несоответствие можно объяснить как несовершенством наших представлений о персонаже вследствие недостаточной источниковой базы, так и разноплановостью его личности .
В литературе
Анаксарх является одним из персонажей исторического романа Л. Ф. Воронковой об Александре Македонском «В глуби веков» .
Примечания
- ↑ , IX, 58, с. 351.
- ↑ .
- ↑ , 92. Anaxarchos, pp. 46—47.
- ↑ , с. 135.
- , с. 152.
- , IV, 10, 5 — 11, 9, с. 142—144.
- ↑ , Александр 52.
- ↑ , с. 331.
- .
- , с. 377.
- , pp. 71—72.
- , XII, 70; 548 b—c, с. 239—240.
- , p. 67.
- , IX, 37.
- , IX, 60, с. 351.
- , Александр 28.
- , с. 99.
- , p. 71.
- , 179 f, с. 350.
- , с. 75.
- , с. 365.
- , с. 150.
- , IX, 61—63, с. 352.
- , pp. 59—60.
- , с. 241—242.
- , XVII, 112, 4—5.
- , XII, 13, 5.
- , IX, 59, с. 351.
- , III, 33, 82.
- , III, 3, внешний пример 4, с. 125.
- , p. 66.
- , pp. 62—63.
- ↑ , VI, 57; 250 f, с. 317.
- , XIII, 1, 27.
- , p. 74.
- , с. 78.
- , p. 60.
- , p. 72—73.
- Воронкова Л. Ф. В глуби веков. — М. : Детская литература , 1973. — С. 183, 217, 218, 223, 224, 342.
Литература
Источники
- Арриан . Поход Александра / перевод с древнегреческого М. Е. Сергеенко . Ответственный редактор д. и. н. О. О. Крюгер . — М. — Л. : Издательство Академии наук СССР , 1962.
- Афиней . Пир мудрецов . В пятнадцати книгах. Книги I—VIII / издание подготовили Н. Т. Голинкевич, М. Г. Витковская, А. А. Григорьева, О. Л. Левинская, Б. М. Никольский. Ответственный редактор М. Л. Гаспаров . — М. : Наука , 2004. — ( Литературные памятники ). — ISBN 5-02-010237-7 .
- Афиней . Пир мудрецов . В пятнадцати книгах. Книги IX—XV / перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. — М. : Наука , 2010. — ( Литературные памятники ). — ISBN 978-5-02-037384-6 .
- Валерий Максим . / Пер. с лат. С. Ю. Трохачева. — СПб. : Изд-во СПбГУ , 2007. — 308 с. — ISBN 978-5-288-04267-6 .
- Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Редактор тома и автор вступительной статьи А. Ф. Лосев . — второе. — М. : Мысль , 1986. — (Философское наследие).
- Диодор Сицилийский . Историческая библиотека. Книга XVII // История Александра Македонского . С приложением сочинений Диодора , Юстина , Плутарха об Александре / Ответственный редактор А. А. Вигасин . Перевод М. Е. Сергеенко . — М. : Издательство МГУ , 1993. — 464 с. — ISBN 5-211-02061-8 .
- Плутарх . Застольные беседы / издание подготовили Я. М. Боровский , М. Н. Ботвинник , Н. В. Брагинская , М. Л. Гаспаров , И. И. Ковалёва , О. Л. Левинская. — Л. : Наука , 1990. — (Литературные памятники). — ISBN 5-02-027967-6 .
- Плутарх . Сравнительные жизнеописания в двух томах / Перевод С. П. Маркиша , обработка перевода для настоящего переиздания — С. С. Аверинцева , переработка комментария — М. Л. Гаспарова . — второе. — М. : Наука , 1994.
- Страбон . География / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко . — М. : Ладомир , 1994.
- Цицерон . // Философские трактаты / пер. с л. (в т. ч. и стихов, кроме особо оговоренных случаев) и комм. М. И. Рижского . Отв. ред., сост. и автор вступ. ст. д. филос. н. Г. Г. Майоров . — М. : Наука , 1985. — 381 с. — ( Памятники философской мысли ).
- Клавдий Элиан . / Перевод с древнегреческого, статья, примечания и указатель С. В. Поляковой . — М. — Л.: Издательство Академии Наук СССР , 1963.
- Юстин . / перевод Деконского А. А. и Рижского М. И. под ред. М. Е. Грабарь-Пассек . Вст. статья К. К. Зельина . — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского государственного университета , 2005. — 493 с. — ISBN 5-288-03708-6 .
Исследования
- Осокина С. А. // FILO ARIADNE. — 2020. — Вып. 19 , № 3 . — С. 70—81 . — ISSN .
- Солопова М. А. // Античная философия: Энциклопедический словарь. — М. : Прогресс-Традиция , 2008. — 896 с. — ISBN 5-89826-309-0 .
- Шахермайр Ф. Александр Македонский. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 576 с. — ISBN 5-85880-313-Х.
- Шифман И. Ш. Александр Македонский / ответственный редактор Э. Д. Фролов . — Л. : Наука , 1988. — ISBN 5-02-027233-7 .
- Шофман А. С. Восточная политика Александра Македонского / Печатается по постановлению редакционно-издательского совета Казанского университета. Отв. редактор В. Д. Жигунин. — Каз. : Издательство Казанского университета , 1976.
- Шохин В. К. Индийская философия. Шраманский период (середина I тысячелетия до н.э.): Учеб. пособие / Печатается по постановлению Ученого совета Института философии РАН. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 423 с. — ISBN 978-5-288-04085-6 .
- (англ.) // . — 1993. — Vol. 82 . — P. 59—88 .
- (англ.) . — Barnsley: Greenhill Books, 2021. — 554 p. — ISBN 978-1-78438-648-1 .
- . // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft : [ нем. ] / Georg Wissowa. — Stuttgart : J. B. Metzler’sche Verlagsbuchhandlung, 1894. — Bd. I, 2. — Kol. 2080.
- 2020-10-15
- 1