Interested Article - Дионисий (царь Гераклеи)

Диони́сий Гераклейский ( др.-греч. Διονύσιος , 360/359 — 306/304 до н. э.) — тиран, а затем царь Гераклеи Понтийской .

Дионисий родился в семье тирана Гераклеи Понтийской Клеарха и, впоследствии, наследовал власть своему брату Тимофею . Правление Дионисия пришлось на время завоеваний Александра Македонского и последовавших за его смертью войн диадохов . В этих условиях он проявил экстраординарные дипломатические таланты, которые позволили ему не только сохранить власть, но и расширить территориальные владения. Союз с Антигоном Одноглазым обеспечил безопасность и устойчивость государству Дионисия.

Несмотря на свою тучность и патологическую сонливость, неуклюжесть и внешнее равнодушие к происходящему, Дионисий зарекомендовал себя блестящим правителем и дипломатом, во время правления которого в Гераклее наступил экономический расцвет. Наделение Дионисия эпитетом «Превосходный» или «Благосклонный», отсутствие сведений о восстаниях, а также зафиксированная в античных источниках печаль жителей Гераклеи после его смерти свидетельствуют как о поддержке Дионисия со стороны населения, так и о проведении им мягкой внутренней политики.

Биография

Карта с обозначением Гераклеи Понтийской

Дионисий родился в 360/359 году до н. э. в семье тирана Гераклеи Понтийской Клеарха . По мнению историка Г. Берве , мальчика назвали в честь сиракузского тирана Дионисия . После смерти Клеарха власть в Гераклее наследовал его брат Сатир , который через несколько лет передал власть брату Дионисия Тимофею . Дионисий с 340 года до н. э. стал соправителем брата, о чём свидетельствуют монеты с легендой «ΤΙΜΟΦΕΟΥ ΔΙΟΝΥΞΙΟΥ». Такая форма правления была инструментом бескровной передачи власти в условиях существования аристократической оппозиции к тирании. В 338/337 году до н. э. Тимофей умер и Дионисий остался единоличным правителем полиса .

Дионисий чтил память умершего брата. Он построил пышную гробницу и ежегодно проводил в его честь театральные и поэтические соревнования, а также учредил культ, положенный основателям и эпонимам городов .

Дионисий воспользовался слабостью персов , вызванной вторжением войск Александра Македонского , и захватил ряд прилегающих к Гераклее Понтийской земель к западу от Сангария . Царь Вифинии Бас не мог противодействовать гераклейскому тирану, так как опасался нападения македонских сатрапов с юга . Тем самым Дионисий превратив свои владения в настоящую территориальную державу . Однако вскоре он столкнулся с другой проблемой, чреватой потерей власти. Гераклиотские изгнанники обратились к Александру с просьбой устранить тиранию в городе. Остаётся неясным, были ли это жители, изгнанные при Дионисии или при его предшественниках. Г. Берве считал, что Александр прислушался к просьбам изгнанников и угрожал, правда, издали, Дионисию войной. Возможно, Гераклея была даже официально включена в сатрапию Геллеспонтская Фригия . Дионисию, согласно историку Мемнону Гераклейскому , пришлось проявить все свои благоразумие и сообразительность, чтобы сохранить власть. Он смог оказать сестре Александра Клеопатре какие-то услуги, так что она ходатайствовала за Дионисия перед братом. Возможно, Дионисию пришлось пойти на уступки и принять, как минимум на словах, требования Александра .

В 330—326 годах до н. э., во время голода в прибрежных городах Эгейского моря , Дионисий посылал зерно в Афины , так как этот полис даровал его отцу права гражданства. В благодарность афиняне оказали тирану Гераклеи государственные почести .

Дионисий принял смерть Александра с чувством облегчения и даже воздвиг в честь этого события статую богине радостного настроения Эвфимии . Однако радость Дионисия оказалась преждевременной. Гераклиотские изгнанники были приняты новым регентом Македонской империи Пердиккой , так что Дионисию пришлось вновь проявлять свои дипломатические таланты чтобы сохранить власть. Возможно, у Пердикки на тот момент были более важные проблемы, чем регулирование локального вопроса с Гераклеей на окраине империи. Как бы то ни было, Дионисий был вынужден присоединиться к антипердикканской коалиции диадохов , в которую входили Антипатр , Антигон Одноглазый и другие военачальники Александра. Скорая смерть Пердикки в 321/320 году до н. э. избавила Гераклею от опасности завоевания македонянами .

После смерти Пердикки Дионисий примкнул к Антигону, самому сильному из новых правителей в Азии, который не препятствовал дальнейшему расширению его владений . Возможно, Дионисий позиционировал свои территориальные приобретения в Пафлагонии военными действиями в составе коалиции против формального правителя области Эвмена . Антигона устраивало наличие небольших буферных союзных государств, к которым относилась и Гераклея Понтийская, между своими землями и государствами диадохов Лисимаха и Кассандра . Границы владений Дионисия достоверно неизвестны. Предположительно, на востоке они проходили вблизи города , на западе — по реке Ребе или Псиллис . На столь протяжённой причерноморской территории проживали местные племена , а также были расположены древнегреческие полисы. Характер взаимоотношений между ними и Гераклеей остаётся до конца неизвестным. Возможно, их подчинённое положение заключалось в выплате дани и/или наличии наместников гераклейского тирана .

Союз с Антигоном обеспечил безопасность и устойчивость государству Дионисия . Мемнон писал, что Дионисий помогал Антигону во время осады Кипра , однако, по мнению современных историков, в этом фрагменте содержится ошибка и речь идёт об осаде Тира 314—313 годов до н. э. Р. Биллоуз не исключает, что такая трактовка Мемнона неверная. По мнению историка, Дионисий во время Первой войны диадохов мог присоединиться к противникам Пердикки и участвовать в походе Антигона на Кипр . Дионисий также ориентировался на государства северного Причерноморья. Не исключено, что он заключил договор с правителями Херсонеса Таврического , отразивший сближение позиций обоих государств в отношении Лисимаха и Боспорского царства .

После того, как Антигон и другие эллинистические правители с 306 года до н. э. стали принимать титул царей, Дионисий последовал их примеру и также провозгласил себя царём («βασιλεύς») . Новый титул имел значение в дипломатических взаимоотношениях с другими эллинистическими правителями . К тому времени Дионисий уже давно чеканил серебряную монету со своим изображением на аверсе и именем на реверсе . По версии С. Ю. Сапрыкина , на монетах был изображён бог Дионис с чертами Дионисия .

Дионисий умер в промежутке между 306 и 304 годами до н. э. после более чем 30-летнего правления. Граждане Гераклеи искренне оплакивали смерть своего царя и, возможно, впоследствии оказывали культовые почести. Дионисию формально наследовали малолетние сыновья Клеарх и , в то время как реальная власть находилась в руках их матери Амастриды . О. Л. Габелко считал, что Дионисий перед смертью назначил опекуном своим детям Антигона, хотя и не исключено, что под конец жизни отношения между двумя монархами ухудшились .

Семья. Внешность

Изображение Амастриды на монете

О первой супруге Дионисия в источниках нет никаких данных, кроме того, что она родила дочь, имя которой неизвестно. Незадолго до смерти Пердикки Дионисий женился во второй раз на персидской принцессе Амастриде, дочери Оксафра и племяннице Дария III . В 324 году до н. э. Александр устроил массовое бракосочетание в Сузах между представительницами персидской знати и македонскими военачальниками. Амастриду женили на Кратере . В 322 году до н. э. Кратер развелся с Амастридой, чтобы жениться на дочери наместника Македонии Антипатра Филе , и легко согласился на брак своей первой супруги с Дионисием .

Благодаря браку с Амастридой Дионисий не только получил богатое приданое, но и породнился с некоторыми знаковыми диадохами. Так, после смерти Кратера в 321/320 году до н. э. Филу выдали замуж за сына Антигона Деметрия . Большое приданое Амастриды позволило Дионисию содержать пышный двор . Согласно античному преданию, разбогатев, тиран Гераклеи приобрёл всё имущество сиракузского тирана Дионисия. По мнению Г. Берве, это событие произошло ещё до женитьбы с Амастридой . Также брак с персидской принцессой позволил Дионисию позиционировать себя для своих подданных преемником Ахеменидов . Амастрида родила Дионисию двух сыновей Клеарха и Оксафра, названных в честь дедов по отцовской и материнской линиям, а также дочь Амастриду .

В 314 году до н. э. Дионисий выдал дочь от первой жены замуж за племянника Антигона Полемея . Этот брак не только свидетельствовал о расположении Антигона к Дионисию, но и укреплял их союз .

Античные источники утверждают, что к концу жизни Дионисий растолстел, стал противоестественно тучным и сонливым. Врачи пробуждали его ото сна покалывая длинными тонкими булавками. Чтобы скрыть свой внешний вид Дионисий принимал посетителей в некоем подобии ящика, так чтобы была видна лишь одна голова. Над внешним видом Дионисия иронизировал современник Дионисия комедиограф Менандр в пьесе «Рыбаки»: «Он рылом вниз валялся жирным боровом» .

Оценки

Согласно Мемнону, Дионисий обладал большими благоразумием и сообразительностью, а также пользовался благосклонностью подданных . Нимфид Гераклейский писал, что Дионисий среди всех тиранов «отличался кротостью и благожелательностью» . Историки характеризуют тирана Гераклеи умным и политически одарённым государственным деятелем, который правил осмотрительно и благоразумно. Именно при Дионисии Гераклея достигла своего наивысшего могущества. Несмотря на свои тучность и патологическую сонливость, неуклюжесть и внешнее равнодушие к происходящему, Дионисий зарекомендовал себя блестящим правителем и дипломатом, во время правления которого в Гераклее наступил экономический расцвет. Наделение Дионисия эпитетом «Превосходный» или «Благосклонный» (Χρηστός), отсутствие сведений о восстаниях, а также зафиксированная в античных источниках печаль жителей Гераклеи после смерти своего правителя свидетельствуют как о поддержке Дионисия со стороны населения, так и о проведении им мягкой внутренней политики .

В историографии приведены несколько версий о характере тирании Дионисия в Гераклее Понтийской. Ст. М. Берстейн считал, что при Дионисии тирания трансформировалась в монархию. А. Биттнер подчёркивала принятие горожанами сложившегося при предшественниках Дионисия режима за счёт его гибкой единоличной политики. С. Ю. Сапрыкин , напротив, считал, что называть Дионисия монархом неверно. По его мнению, тиранию Дионисия следует рассматривать в контексте протоэллинизма — периода перехода от полисного устройства к монархии . По мнению историка, благополучие Гераклеи и популярность тирана были основаны на его умелом лавировании и противопоставлении граждан среднего сословия и «новой аристократии», которая возникла в результате получения больших земельных наделов в ходе территориальных приобретений Дионисия. Также С. Ю. Сапрыкин подчёркивает прекращение созывов Народных собраний при Дионисии, что связывает с поддержкой действий тирана как со стороны демоса, так и знати .

Примечания

  1. .
  2. , с. 396.
  3. , с. 269—270.
  4. , 386. Dionysios, pp. 172—173.
  5. , с. 130.
  6. , с. 153.
  7. , 4, 1.
  8. , с. 396—397.
  9. , с. 70, 76.
  10. , с. 398.
  11. , 4, 2.
  12. , 4, 3.
  13. , с. 397.
  14. , с. 65.
  15. , с. 80—81.
  16. , p. 133.
  17. , с. 272.
  18. , с. 273.
  19. , 4, 7.
  20. , p. 66.
  21. , с. 119, 159.
  22. , с. 269.
  23. , с. 50.
  24. , с. 106.
  25. , p. 98.
  26. , с. 398—399.
  27. , с. 133.
  28. , 4, 4.
  29. , XII, III, 10.
  30. , XVIII, 8, 8.
  31. , p. 165.
  32. , Craterus, p. 98.
  33. , 4, 4—6.
  34. , XVIII, 8, 9.
  35. , с. 397—398.
  36. , 968. Polemaios, pp. 408—409.
  37. , 549 a; XII, 72, с. 241.
  38. , IX, 13.
  39. , p. 120.
  40. , с. 396, 398.
  41. , с. 271—272.
  42. , с. 50—51.
  43. , с. 117.

Литература

Источники

  • Афиней . Пир мудрецов . В пятнадцати книгах. Книги IX—XV / перевод с древнегреческого Н. Т. Голинкевича. — М. : Наука , 2010. — ( Литературные памятники ). — ISBN 978-5-02-037384-6 .
  • Diodorus of Sicily . Books XVIII and XIX 1—65 with an english translation by Russell M. Geer (англ.) . — London: William Heinemann Ltd, 1947. — Vol. IX. — ( Loeb Classical Library ).
  • ( и ) // Die Fragmente der griechischen Historiker (нем.) / . — Leiden: E. J. Brill , 1964. — Vol. Teil 3, Geschichte von Staedten und Voelkern (Horographie und Ethnographie). - B. Autoren ueber einzelne Staedte (Laender) [Nr. 297–607]. — P. 336—368.
  • Страбон . География / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко . — М. : Ладомир , 1994.
  • Клавдий Элиан . / Перевод с древнегреческого, статья, примечания и указатель С. В. Поляковой . — М. — Л.: Издательство Академии Наук СССР , 1963.

Исследования

Источник —

Same as Дионисий (царь Гераклеи)