О жизни Макробия сохранилось крайне мало достоверных сведений. Возможно, родом он был из
Северной Африки
(якобы обитающее там племя
macrobii
, «долгожители», упоминается у многих
античных
географов
и
историков
) или
Греции
. Сохранились сведения о том, что человек по имени Макробий занимал должности
префекта
в
Испании
и
проконсула
в
Африке
. На основании того, что в то время столь высокие должности были доступны лишь
христианам
, можно сделать выводы о вероисповедании Макробия, хотя в его сочинениях специфически христианских черт нет.
Творчество
Значение Макробия в истории литературы основывается на двух произведениях:
«Сатурналиях»
(
лат.
Saturnaliorum
) и
«Комментарии на "Сон Сципиона"»
(
лат.
In Somnium Scipionis
). В первом сочинении, обращённом к сыну Макробия Евстахию, автор сначала рассуждает о происхождении праздника
Сатурналий
, затем переходит к оценке достоинств
Вергилия
и других античных писателей, а также к рассуждениям на различные темы и забавным
анекдотам
из жизни великих людей прошлого. В этом «Сатурналии» примыкают к книгам таких позднеантичных авторов, как
Авл Геллий
или
Афиней
. Произведение Макробия особенно ценно тем, что в нём сохранено огромное количество цитат и фрагментов из утраченных сочинений античной словесности.
«Сон Сципиона» (
лат.
Somnium Scipionis) — шестая и последняя книга трактата
Цицерона
«
О государстве
» (
лат.
De re publica
). В нём излагается путешествие во сне римского полководца
Сципиона Африканского
по просторам
космоса
, в котором он посещает иные миры и видит будущее. Макробий интерпретирует сон Сципиона в духе неоплатонической философии и в связи с ним рассуждает о
гармонии космоса
, о
Мировой душе
, магическом значении чисел, пророчествах, толковании сновидений и т. п. Высказывания о музыке Макробия (Кн. II, гл.1-4) компилятивны; цель её — адаптация греческой науки на латинской почве. Макробий рассказывает историю обретения числовых законов музыки
Пифагором
, излагает пифагорейское учение о 5
консонансах
(кварта, квинта, октава, октава с квинтой, двойная октава)
, о неделимости целого тона на 2 равные части (малый полутон он называет
лиммой
, приписывая её открытие Платону), сопоставляет строение
Мировой души
с музыкальными интервалами, ассимилирует другие тривиальные для античной науки сведения.
«Комментарии на "Сон Сципиона"»
пользовался огромной популярностью в
Средние века
и до сих пор представляет интерес как изложение взглядов неоплатонизма на предметы, находившиеся вне рассмотрения других философов этого направления.
Трактат Макробия по
грамматике
под названием «О различиях и сходствах греческого и латинского глагола» (
лат.
De differentiis et societatibus graeci latinique verbi
) сохранился лишь в сокращённом пересказе, который традиционно, но не вполне достоверно приписывается
Иоанну Скоту Эриугене
.
Macrobius
. The Saturnalia. Tr. by P. V. Davies. N. Y.-L., 1969.
В серии «
Loeb Classical Library
» начато издание (№ 510):
Macrobius
. Saturnalia, Volume I. Books 1-2. Edited and translated by Robert A. Kaster. 2011.
Макробий
. Сатурналии. / Пер. с лат. и греч., прим. и словарь В. Т. Звиревича / Под ред. С. П. Пургина. Екатеринбург:
, 2009. — 372 с.
ISBN 978-5-7996-0491-2
.
«Комментарий на „Сон Сципиона“»
:
Macrobius Ambrosius Theodosius
. Commentarii in Somnium Scipionis, ed. J. Willis. Leipzig: Teubner Verlag, 1970, p. 1-154.
Macrobius
. Commentary on the «Dream of Scipio». Tr. by W. H. Stahl. N.-Y., 1952. (переиздание 1990 года)
В серии «
Collection Budé
» сочинение издано в 2 книгах:
Macrobe
. Commentaire au songe de Scipion.
T. I: Livre I. Texte établi, traduit et commenté par M. Armisen-Marchetti. CV, 214 p.
ISBN 978-2-251-01420-3
T. II: Livre II. Texte établi, traduit et commenté par M. Armisen-Marchetti. 2003. XXIV, 320 p.
ISBN 978-2-251-01432-6
Отрывки. / Пер. Т. Уманской. // Знание за пределами науки. М., 1996. С. 276—289.
Отрывки (I 8-14, 17; II 12-13, 17). / Пер. М. С. Петровой. // Философия природы в античности и в средние века. М., 2000. С. 371—416.
Петрова М. С.
Макробий Феодосий и представления о душе и о мироздании в поздней Античности. М.: Кругъ, 2007. 464 стр.
ISBN 978-5-7396-0117-9
(содержит на с. 176—277 латинский текст и русский перевод отрывков I 1-4, 8-14, 17, II 12-13, 17)
Петрова М. С.
Классификация снов у Макробия и знание её в Средние века (Приложение: Комментарий на «Сон Сципиона». Кн. 1. Гл. 3 / Перевод и комментарий М. С. Петровой) // «Средние века. Вып. 64» (2003)
// Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). М.: Кругъ, 2010. С. 229—237.
Литература
Лосев А. Ф.
§ 2. Макробий // История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: в 2-х книгах/ В. С. Походаев. — М.: Искусство, 1992. — Кн. 1. — С. 140—152
Петрова М. С.
Просопография как специальная историческая дисциплина. На примере авторов поздней античности: Макробий Феодосий и Марциан Капелла. СПб.: 2004.
Петрова М. С.
Макробий Феодосий и представление о душе и о мироздании в поздней античности. / Институт всеобщей истории РАН. — М.: Кругъ, 2007. 464 стр.
Петрова М. С.
Онейрокритика в Античности и в Средние века (на примере Макробия) // Интеллектуальные традиции античности и средних веков (Исследования и переводы). М.: Кругъ, 2010. С.176-228.
Уколова В. И.
§XXXVI Узоры на покрывале Прозерпины: культура последнего века римской империи// Античность: История и культура: Учеб. пособие в 2-х томах для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев/ Д. Клюев. — М.: ТЕРРА — книжный клуб, 1999. — Т. 2. — С. 252—274.
Meyer Ch.
La théorie des symphoniae selon Macrobe et sa diffusion // Scriptorium 53 (1999), p. 82-107.
Huglo M.
La réception de Calcidius et des Commentarii de Macrobe à l’époque carolingienne // Scriptorium 44 (1990), p. 3-20.