Interested Article - Василики
- 2020-04-21
- 2
Базилики, василики ( др.-греч. τὰ Βασιλικά ) — используемое с XI века название византийского законодательного свода из 60 книг, работа над которым была начата в правление императора Василия I и закончена при его сыне Льве Мудром . Данный свод включал как светское, так и церковное законодательство.
Возникновение
Предпосылки
Одним из следствий происходившей в VIII веке в Византии борьбы иконопочитателей и иконоборцев , завершившейся Вторым Никейским собором в 787 году, стал застой во всех науках, в том числе и в правоведении . Некоторый перелом наступил при Михаиле Менисте благодаря усилиям кесаря Варды . Вместе с тем последний законодательный памятник предшествующего иконоборческого периода, Эклога Льва III Исавра , утратил своё значение. Таким образом юристы снова вернулись к законодательству Юстиниана , формально не отменённому, из которого в судебной практике в аутентичном тексте продолжали использоваться только новеллы .
Использование этого законодательного материала было сопряжено с трудностями. К рассматриваемому периоду оригинальное законодательство Юстиниана было вытеснено греческими переводами и толкованиями юристов времён Юстиниана. Поскольку между ними существовали противоречия, не помогало даже преимущественно использование трудов какого-то одного автора (так, среди комментаторов Институций имел вес Феофил , Дигест — Стефан и Дорофей, Кодекса — Фалелей), так как не существовало запрета использовать труды других комментаторов. В результате в ходе судебного процесса стороны могли прибегать к авторитету разных комментаторов. Другой причиной были терминологические трудности — к IX веку латинский язык начал выходить из употребления в судопроизводстве, и понятия, использовавшиеся юристами VI века, были не понятны. Разбросанное по четырём сводам законодательство Юстиниана было неудобно в использовании. И, наконец, многие его положения были либо отменены, либо устарели.
Реформа законодательства Василия I и Льва VI
Вскоре после вступления на престол Василий Македонянин , видя, по выражению Д. И. Азаревича , «всё безотрадное положение тогдашнего законодательства» , поставил следующие цели по его реформированию: отменить устаревшие законы, предпринять т. н. «Ревизию древних законов» ( греч. Ανακάθαρσις τών παλαιών νομων ) с целью устранения противоречий в оставляемых законах и составить руководство к праву для облегчения его изучения. В результате деятельности по достижению этих целей между 870 и 878 годами было обнародовано Руководство к познанию законов . Одновременно с этим происходила «ревизия», завершившаяся изданием не дошедшего до нашего времени свода из 40 книг.
В период между 884 и 886 годами вышло второе издание Прохирона под названием Эпанагоги . Позднее, в первые годы правления Льва Мудрого, вышло новое издание «Ревизии», которое получило название Василики . В начале одной из рукописей Василик ( cod. Paris gr. 1352 ) приводится указ императора Льва, в котором он порицает Юстиниана за то, что тот разделил законодательный материал на четыре части. Этот недостаток Лев попытался устранить, собрав все законы в один шеститомный свод, состоящий из 60 книг. Тот факт, что в предисловии к Василикам «Ревизия» не упоминается, служил для некоторых исследователей основанием утверждать, что последняя не была закончена и обнародована. В любом случае, уже к 920 году память об этом проекте императора Василия была утрачена .
Структура
Основной текст
Помимо деления на шесть томов, из которого известно из предисловия к Василикам, есть упоминания и о другом, вероятно, неофициальном, делении, на четыре тома. Далее эти тома делились на 60 книг. Добавление 20 книг по сравнению с 40 книгами «Ревизии» проистекало не только из-за того, что был добавлен новый материал, но и потому, что одни и те же предметы излагались в разных книгах. При этом некоторые предметы в Эпанагоге не рассматривались, а другие рассматривались в Василиках в меньшем числе книг. Отдельные книги распадаются на титулы ( греч. τίτλα ), число которых в различных книгах различно, а общее количество составляло 630. Титулы, в свою очередь, состоят из глав ( греч. κεφάλαια ), которые часто, следуя примеру, заданному юристами Юстиниана, подразделяются на параграфы ( греч. θέματα ). В некоторых случаях отдельные параграфы Дигест опущены в Василиках.
«Василики» не отражают нормы Свода законов Юстиниана , которые по мнению создателей не имеют практическое применения (например титулы Дигест 1 и 2 о правосудии и происхождении права). При этом в целом переработка и оптимизация правовых институтов ранее, отраженных в Эклоге и Своде законов Юстиниана , проведены недостаточным образом. Так в «Василики» отражены не актуальные и устаревшие должности (например римские консулы , императорские легаты), а также наименование областей давно не входящих в состав Византии (например Египет и Скифия) .
Значительное количество норм в «Василики» занимают нормы публичного и церковного права (книга 6 — о государственных должностях , книги 1,2-5 — о церкви). При этом, нормам частного права и правому положению различных лиц уделяется большее место (книга 46 — о статусе свободных людей, книга 48 — о рабах, книга 55 — о крестьянах). В судебной практике Византии зачастую использовались нормы «Василик», регулирующие обязательственные отношения (книга 19 — о купле-продажи, книга — о поручительстве ).
Издание «Василик» отнюдь не означало утрату силу Свода законов Юстиниана , которой при этом использовалось все реже. Начиная с конца XII в. «Василики» остались единственным действующим сводом законов византийского права . В полном виде «Василик» не сохранились .
Ряд книг в том числе книга 50 — о праве собственности и владении сохранились лишь частично. Рубрики отдельных титулов различны в разных рукописях Василик, поэтому восстановление оригинального оглавления Василик представляет некоторую трудность .
Во многие рукописях «Василик» наряду с текстом норм самих также встречаются схолии (пояснения византийский юристов).
Схолии
Текст Василик снабжён схолиями , которые могут быть разделены на две группы — так называемые «древние» схолии, представляющие собой отрывки из сочинений юристов VI века, и поздние схолии, основанные на трудах юристов XI—XII веков. К последним относят Евстафия Романа, Иоанна Номофилакса , Калокира Секста, Патцеса и др. . Несмотря на то, что схолии не имели официального значения, они зачастую использовались византийскими судьями.
Источники
Главным источником Василик был Corpus iuris civilis , преимущественно в его греческой обработке, поскольку только они находились в практическом использовании; Novellae Constitutiones были взяты из сборника 168 новелл. Другим несомненным источником Василик был Прохирон . Другие новеллы, в том числе и самого Льва Мудрого в рассматриваемый свод не вошли. Общий способ использования кодекса Юстиниана был следующим: вначале шёл текст древнего юриста из Дигест, затем — соответствующие ему места из Институций и Новелл.
Стремясь уничтожить коллизии между различными комментаторами, Лев при заимствовании текста в Василики отдавал предпочтение какому-то одному из них. Также была выполнена работа по переводу латинской терминологии и исключению устаревшего материала. Однако полностью достигнуть этой цели не удалось. В Василиках постоянно упоминаются области, давно утраченные Византией — Египет , Иллирия , Африка и другие. В первой книге Василик, посвящённой вопросам вероисповедания, упоминаются давно побеждённые ереси — донатисты , несториане , монтанисты и т. д. В других книгах встречаются устаревшие должности, а для оставшихся в некоторых случаях поменялся их смысл .
Значение
В юридической практике
Как исторический источник
По мнению А П. Каждана , значение Василик в качестве исторического источника крайне ограничено в силу огромного количества содержащихся в тексте анахронизмов . Эта точка зрения оспаривалась М. Я. Сюзюмовым , отмечавшего при этом необходимость учёта специфики данного источника .
Издания
Некоторые книги (XIX, XXXI—XXXIV, XXXVI, XXXVII) Василик в дошедших до нашего времени рукописях не сохранились и могут быть восстановлены только по более поздним юридическим документам .
Первое в Западной Европе издание Василик предприняли братья и .
Современное издание Василик началось в 1946 году. Первый том вышел в 1953 году, а последний, 17-й том появился в 1988. Издание состояло из 8 томов собственно Василик, и 9 томов схолий . При подготовке этого издания была проведена огромная работа по объединению текста памятника, не сохранившегося целиком ни в одной рукописи .
Примечания
- , с. 7.
- , с. 44.
- ↑ Жидков О.А., Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. — 2004. — С. 483—485. — 609 с. — ISBN 5-89123-341-X .
- , с. 63—67.
- ↑ .
- .
- Медведев И. П. К завершению нового издания Василик // Византийский временник. — М. : Наука, 1991. — Т. 52 . — С. 273—275 . — ISSN .
Литература
- The Oxford Dictionary of Byzantium : [ англ. ] : in 3 vol. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan . — N. Y. ; Oxf. : Oxford University Press , 1991. — P. 265. — ISBN 0-19-504652-8 .
- Азаревич Д. И. История византийского права. — Ярославль: Тип. Г. В. Фалька, 1877. — Т. II. — 176 с.
- Каждан А. П. Василики как исторический источник // Византийский временник. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. — Т. 14 . — С. 56—66 .
- Липшиц Е. Э. Несколько замечаний о Василиках как источнике // Византийский временник. — М. : Наука, 1958. — Т. 14 . — С. 76—80 .
- Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. — СПб. : Алетейя, 2001. — 576 с. — (Византийская библиотека. Исследования). — ISBN 5-89329-426-2 .
- Сильвестрова Е. В. . Православная энциклопедия (30 ноября 2009). Дата обращения: 17 марта 2012. 26 мая 2012 года.
- Сюзюмов М. Я. Василики как источник для внутренней истории Византии // Византийский временник. — М. : Наука, 1958. — Т. 14 . — С. 67—75 .
- 2020-04-21
- 2