Войны Византии
- 1 year ago
- 0
- 0
Нанесение увечий в Византии было не только распространённым наказанием для уголовных преступников, но и способом политической борьбы . Соперников , кастрировали и или других частей тела с целью воспрепятствовать политической карьере. Нанесение увечий не приводило к смерти, а потому не нарушало запрета на убийство (в византийском праве нанесение увечий и изгнание были более распространены, чем смертная казнь и тюремное заключение)
Первое византийское политическое изувечивание произошло в 637 году. Император Ираклий I приказал отрубить нос и руки своему незаконному сыну, , обвинённому в организации заговора против отца. Так же был наказан и сообщник Иоанна Аталариха, его кузен Феодор. Они были сосланы на разные острова. Дополнительно было приказано отрубить каждому из них ногу по прибытии на остров . Первым изувеченным императором стал тоже сын Ираклия: в 641 году по постановлению сената Ираклию II отрезали нос, а его матери Мартине — язык. По словам Г. Острогорского , это был первый случай в Византии, когда был применён такой способ обезображивания — отрезание носа. Он писал: «Впервые мы здесь встречаем на византийской почве восточный обычай обезображивания посредством урезания носа: оно служило знаком непригодности изувеченного к замещению должности» . О персидском обычае уродовать претендентов на престол сообщал ещё Прокопий Кесарийский : «у персов нельзя стать царём одноглазому или страдающему каким-либо другим физическим недостатком»; «Отец изуродовал глаза своего сына; он не отнял у него зрения, но <…> изувечил всю красоту век. Хозрой сделал это единственно с той целью, чтобы у сына пропала всякая надежда на царскую власть: человеку, имеющему какое-либо физическое уродство, закон персов не позволяет делаться царем» .
Первый известный случай ослепления в Византии (не считая неподтверждённых или легендарных) относится к 705 году, когда Юстиниан II повелел ослепить патриарха Каллиника в наказание за поддержку им противников Юстиниана . Кастрация стала популярна позднее — в X—XI веках. У нанесения увечий были как культурные, так и рациональные причины.
В византийской культуре считалось, что императорская власть отражает божественную, но Бог совершенен, а потому император обязан быть безупречен: любые увечья, особенно на лице, лишали человека возможности занять трон. По словам византиниста Г. Г. Литаврина «в Византии силу закона приобрёл обычай, по-которому ни слепец, ни скопец не могли занимать престол» . Исключением были императоры Юстиниан II и Исаак II Ангел . Юстиниан II (правил 685—695 и 705—711) по прозванию Ринотмит, то есть «безносый» был свергнут и изувечен, но вернулся на трон десятью годами позже . Исаак II Ангел (правил в 1185—1195 и 1203—1204 годах) был свергнут и ослеплён, но позже восстановлен на троне крестоносцами . Кастраты считались не полноценными людьми, а «наполовину мёртвыми», а потому не рассматривались как угроза в политической борьбе , что позволяло им занимать важные должности в византийской администрации, не являясь при этом претендентами на престол.
У кастрации была и рациональная подоплёка: после кастрации человек не мог произвести на свет детей, которые могли бы конкурировать с детьми инициатора кастрации за политическое влияние. Аналогично, ослепление ограничивало мобильность человека и, например, делало невозможным вести армию в битву — важный аспект государственной деятельности в Византии.