Interested Article - Мария I (королева Англии)

Мари́я I ( 18 февраля 1516 , дворец Плацентия , Лондон 17 ноября 1558 , Сент-Джеймсский дворец , Лондон ) — первая коронованная королева Англии и Ирландии с 1553 года, королева-консорт Испании с 16 января 1556 года, старшая дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской . Также известна как Мария Кровавая (или Кровавая Мэри , англ. Bloody Mary ), Мария Католичка .

Этой королеве не поставили ни одного памятника на родине (есть памятник на родине мужа — в Испании ), её имя ассоциируется с кровавыми расправами, день её смерти (и одновременно день восшествия на престол Елизаветы I ) отмечали в стране как национальный праздник. [ источник не указан 700 дней ]

Детство и юность

До рождения Марии Тюдор все дети Генриха VIII и Екатерины Арагонской умирали во время внутриутробного развития или сразу после родов, и появление на свет здоровой девочки вызвало большую радость в королевской семье.

Девочку окрестили в монастырской церкви близ дворца Гринвич спустя три дня, нарекли её в честь любимой сестры Генриха — королевы Франции Марии Тюдор .

Первые два года жизни Мария переезжала из одного дворца в другой. Связано это было с эпидемией английского пота , которой опасался король, перебираясь все дальше и дальше от столицы.

Свита принцессы в эти годы состояла из леди-наставницы, четырёх нянек, прачки, капеллана, постельничего и штата придворных. Все они одевались в цвета Марии — голубой и зелёный.

К осени 1518 года эпидемия отступила, и двор возвратился в столицу и к своей привычной жизни .

В это время во Франции на престол вступил Франциск I . Ему не терпелось доказать свою силу и могущество, для чего он стремился заключить дружеский союз с Генрихом через брак Марии и французского дофина Франциска .

Переговоры завершились к осени 1518 года. Мария должна была выйти замуж по достижении дофином четырнадцатилетнего возраста. Среди условий было и такое: если у Генриха не появится наследника мужского пола, корону наследует Мария. Однако в такую возможность Генрих не верил, так как ещё надеялся на рождение сына (королева Екатерина была на последних сроках беременности), к тому же казалось немыслимым, что править страной будет женщина. Но в ноябре 1518 года Екатерина Арагонская родила мёртвого ребёнка, и Мария продолжала оставаться основной претенденткой на английский престол.

Детство Марии проходило в окружении большой свиты, соответствующей её положению. Однако родителей она видела весьма редко.

Её высокое положение слегка пошатнулось, когда любовница короля Элизабет Блаунт родила мальчика ( 1519 ). Его нарекли Генрихом , ребёнок был почитаем как имеющий королевское происхождение. Ему приставили свиту и даровали титулы, соответствующие наследнику престола.

План воспитания принцессы был составлен испанским гуманистом Вивесом . Принцесса должна была научиться правильно говорить, освоить грамматику и читать по-гречески и по- латыни . Огромное значение уделялось изучению творчества христианских поэтов, а ради развлечения ей рекомендовали читать рассказы о женщинах, пожертвовавших собой, — христианских святых и античных девах-воительницах . В свободное время она занималась верховой ездой и соколиной охотой. Однако в её образовании было одно упущение — Марию совершенно не готовили к управлению государством.

В июне 1522 года ко двору Генриха прибыл император Священной Римской империи Карл V . В честь него были устроены богатые празднества, к этой встрече готовились несколько месяцев. На ней был подписан договор о заключении помолвки между Марией и Карлом (помолвка с французским дофином была расторгнута).

Жених был старше невесты на шестнадцать лет (Марии в ту пору было только шесть). Однако если Карл воспринимал этот союз как дипломатический шаг, то Мария испытывала к своему жениху романтические чувства и даже посылала ему небольшие подарки.

В 1525 году , когда стало понятно, что Екатерина не сможет родить наследника, Генрих всерьёз задумался о том, кто станет следующим королём или королевой. Если его незаконнорождённому сыну были дарованы титулы раньше, то Мария получила титул принцессы Уэльской . Этот титул всегда носил наследник английского престола. Теперь ей необходимо было осуществлять управление своими новыми владениями на месте.

Уэльс ещё не был частью Англии, а только зависимой территорией. Управлять ею было задачей не из простых, так как валлийцы считали англичан завоевателями и ненавидели их. Принцесса выехала в свои новые владения в конце лета 1525 года с огромной свитой. Её резиденция в Ладлоу представляла королевский двор в миниатюре. На Марию были возложены обязанности творить правосудие и выполнять церемониальные функции.

В 1527 году Генрих поостыл в своей любви к Карлу. Помолвка между ним и Марией была расторгнута незадолго до отъезда Марии в Уэльс. Теперь его интересовал союз с Францией. Марию можно было предложить в жёны самому Франциску I или одному из его сыновей. Мария вернулась в Лондон. Она достаточно подросла, чтобы блистать на балах.

Череда мачех

Летом 1527 года Генрих решил аннулировать брак с Екатериной, Мария при этом становилась незаконной дочерью короля и теряла свои права на корону.

Следующие несколько лет Мария была для Генриха средством давления на королеву, Екатерина не признавала недействительности брака, а Генрих, угрожая ей, не позволял видеться с дочерью.

После самовольного развода Генриха жизнь Марии нисколько не улучшилась. Он вновь женился, его новой супругой стала Анна Болейн , а Мария была отправлена на услужение к мачехе, которая пыталась наладить отношения с падчерицей, но всякий раз получала отказ. Но вскоре Анна Болейн была казнена за ложную супружескую измену и Генрих VIII взял в жёны тихую и спокойную Джейн Сеймур . Она родила королю сына Эдуарда , но вскоре умерла от родильной горячки.

Теперь король менял жён очень быстро. После Джейн была Анна Клевская , затем Екатерина Говард , а последней — Екатерина Парр . Жизнь Марии теперь зависела от того, какие отношения складывались у неё с новыми жёнами короля.

После смерти Генриха Мария всё ещё не была замужем, хотя ей исполнился 31 год. Она была второй претенденткой на престол после Эдуарда — сына Генриха и Джейн Сеймур. Эдуарду было девять, когда он взошёл на престол. Он был слабым и болезненным мальчиком. Регентами при нём стали герцог Сомерсет и . Они опасались, что в случае, если Мария выйдет замуж, то с помощью супруга попробует захватить престол. Её старались держать вдали от двора и всячески настраивали малолетнего короля против старшей сестры.

Основной зацепкой для трений было нежелание Марии — преданной католички — переходить в протестантскую веру , которую исповедовал король Эдуард.

В начале 1553 года у Эдуарда обнаружились симптомы прогрессирующей стадии туберкулёза . Ослабевшего подростка заставили подписать закон о наследии. По нему королевой становилась Джейн Грей , старшая дочь герцога Саффолка . Мария и её единокровная сестра Елизавета — дочь Анны Болейн — из претендентов на престол исключались.

Королева Англии

После смерти Эдуарда королевой действительно стала шестнадцатилетняя Джейн Грей . Во время кризиса престолонаследия Мария сумела избежать расправы и бежала в Восточную Англию. Военная операция против Марии не увенчалась успехом. Джейн Грей не имела широкой поддержки в английской элите и сумела удержаться на троне всего 9 дней, после чего корона перешла к Марии.

После правления Генриха VIII, объявившего себя главой Церкви и отлучённого папой римским, в стране было разрушено больше половины церквей и монастырей. После Эдуарда, чьи приближённые разворовали казну, на долю Марии выпала сложная задача. Ей досталась бедная страна, которую необходимо было возрождать из нищеты.

За первые полгода на престоле Мария казнила 16-летнюю Джейн Грей, её мужа, Гилфорда Дадли , отца, Генри Грея , и свёкра — Джона Дадли . Будучи по натуре не склонной к жестокости, Мария долго не могла решиться отправить на плаху свою родственницу. Мария понимала, что Джейн была лишь пешкой в чужих руках и вовсе не стремилась стать королевой. Вначале суд над Джейн Грей и её мужем планировался как пустая формальность — Мария рассчитывала сразу же помиловать молодую чету. Но судьбу «королевы девяти дней» решил начавшийся в январе 1554 года мятеж Томаса Уайатта . Джейн Грей и Гилфорд Дадли были обезглавлены в Тауэре 12 февраля 1554 года.

Она вновь приблизила к себе тех людей, которые совсем недавно были против неё, зная, что они в состоянии помочь ей в управлении страной. Она начала восстановление в государстве католической веры, реконструкцию монастырей. Вместе с тем на период её правления пришлось большое число казней протестантов.

С февраля 1555 года в Англии запылали костры. Всего было сожжено около трёхсот человек, среди них ярые протестанты, иерархи церкви — Кранмер , Ридли, Латимер и другие, на совести которых была как Реформация в Англии, так и раскол внутри страны. Было приказано не щадить даже тех, кто, оказавшись перед костром, соглашался принять католичество. Впоследствии в правление Елизаветы I было придумано прозвище её сестре — Мария Кровавая.

Летом 1554 года Мария вышла замуж за Филиппа — сына Карла V . Он был на двенадцать лет моложе своей жены. По брачному договору, Филипп не имел права вмешиваться в управление государством; дети, рождённые от этого брака, становились наследниками английского трона. В случае преждевременной смерти королевы Филипп должен был вернуться назад в Испанию.

Народ невзлюбил нового мужа королевы. Хотя королева пыталась через парламент провести решение о том, чтобы считать Филиппа королём Англии, но парламент ей в этом отказал.

Испанский король был напыщен и высокомерен; свита, прибывшая с ним, вела себя вызывающе. На улицах стали происходить кровавые стычки между англичанами и испанцами.

Смерть королевы

Джейн Дормер (герцогиня Фериа) — основная свидетельница последних дней жизни Марии. Алонсо Санчес Коэльо , 1563

В 1557 году в Европу пришла «лихорадка» ( англ. ague или fever ) вирусной природы , ставшая самой страшной эпидемией XVI столетия . В Англии её пик, сопоставимый по смертности с потерями от чёрной смерти , пришёлся на осень урожайного 1558 года: на южном побережье страны «лихорадкой» переболело более половины населения . Известные тогда чума и английский пот поражали людей быстро и беспощадно; новая болезнь была длительной, вялотекущей, а её исход — непредсказуемым . Смертность была особенно велика среди приезжих из континентальной Европы, дворянства и духовенства , а самыми известными жертвами «лихорадки» стали кардинал Поул и сама королева .

В конце августа 1558 года от «лихорадки» слегла двадцатилетняя камеристка Марии (будущая герцогиня Фериа), а когда она выздоровела — пришёл черёд Марии . С первыми проявлениями болезни королева удалилась в Сент-Джеймсский дворец . Современные историки описывают течение болезни по-разному: Дэвид Лодс считает, что после августовского приступа наступила ремиссия , за которой в октябре последовало смертельное обострение ; Линда Портер считает, что Мария медленно и неотвратимо угасала в течение всей осени . К концу октября она слегла окончательно и поняла, что ей не выжить . Люди, на которых она обычно опиралась, уже не могли помочь ей: кардинал Поул страдал той же «лихорадкой», а в октябре в Лондон пришли вести о смерти Карла V и его сестры . Филипп, занятый похоронами отца и войной во Фландрии , помочь нелюбимой супруге не мог, да и не собирался: его интересовала лишь бескровная передача английской короны Елизавете и сохранение дружественных отношений с новой королевой .

Несмотря на упадок сил и вражду с сестрой, Мария тоже беспокоилась за судьбу страны . 28 октября она утвердила завещание в пользу пока не называемой преемницы и отрешила Филиппа от каких-либо прав на Англию . 8 ноября, когда Мария уже впала в бессознательное состояние, её посланники передали Елизавете устное благословение королевы . Рано утром 17 ноября Мария ненадолго пришла в сознание, отслушала католическую мессу и вскоре тихо скончалась . В тот же день, узнав о смерти королевы, умер и кардинал Поул .

По другим версиям, Мария I cкончалась от метастазов рака брюшной полости (кишечника или матки), по своей терминальной стадии течения и клинической картины заболевания похожих на умирание от свирепствовавшей тогда в Англии "лихорадки", и было ошибочно принято эскулапами как "смерть от инфекции". [ источник не указан 541 день ]

Спустя два часа после кончины Марии, был созван парламент с объявлением о том, что Елизавета сейчас является «королевой сего королевства».

Елизавета, поддерживаемая знатью и парламентом , немедленно приняла управление страной. Тщательно спланированная и организованная церемония похорон Марии, стоившая казне 7763 фунта , состоялась лишь 13—14 декабря 1558 года . Гроб захоронили в капелле Генриха VII Вестминстерского аббатства . В 1606 году по воле Якова I в ту же могилу перезахоронили скончавшуюся в 1603 году Елизавету , и с тех пор единокровные сёстры лежат под одним надгробием, на котором установлена единственная скульптура — Елизаветы . Латинская эпитафия на могиле гласит: «Союзницы на троне и в могиле, сёстры Елизавета и Мария лежат здесь в надежде на воскрешение» ( лат. Regno consortes et urna, hic obdormimus Elizabetha et Maria sorores, in spe resurrectionis ) .

Предки Марии Тюдор

Портреты Марии Тюдор

В молодости Марию Тюдор изображали Ганс Гольбейн-младший и «Мастер Джон» , в 1550 году , в период её правления — Ганс Эворт , написавший три разных портрета, и Антонис Мор . В отличие от многочисленных , выполненных в броском национальном английском стиле, портреты Эворта и Мора в той или иное мере воспроизводят манеру Тициана и принадлежат не новому времени , но уже завершающейся эпохе Возрождения .

Самый ранний из надёжно атрибутированных портретов Марии написал в 1544 году «мастер Джон». На этом портрете 28-летняя Мария всё ещё красива, но её лучшие годы уже позади. Невыразительные глаза, опущенные вниз уголки рта — признаки душевных страданий, перенесённых в 1530-е годы . Эти же черты, запечатлённые на позднейших портретах, определили восприятие образа Марии историками. Джеффри Элтон считал, что на них изображена «желчная и ограниченная» женщина, полная противоположность своим отцу и сестре . Пенри Уильямс писал, что Мария Эворта и Мора — «хмурая, блёклая и подавленная [женщина], лишённая искры образа Божия » и королевского величия ; это «обыкновенная женщина, способная завоевать наши симпатии, но не внушающая почтения» .

Самым выразительным из прижизненных изображений королевы является портрет в технике кьяроскуро , написанный Антонисом Мором по заказу Карла V в 1554 году, вскоре после бракосочетания с Филиппом (в 1557 году этот портрет был воспроизведён в анонимном парном изображении Филиппа и Марии ). Мор, придворный живописец Карла и Филиппа, не был ничем связан с английским обществом и не был заинтересован в лакировке образа Марии; вероятно, что натурализм его картины была продиктован самим заказчиком . На портрете Мора Мария, уже немолодая женщина, сидит в естественной позе, её лицо ярко освещено, черты лица — неправильные . Брошь на шее Марии, украшенная — свадебный подарок Габсбургов, роза в её правой руке — эмблема дома Тюдоров и одновременно эмблема девы Марии , а потому, возможно, и намёк на ожидаемую беременность королевы . Если это предположение верно, то Мария на этом портрете — не самостоятельный правитель, а лишь супруга короля из дома Габсбургов .

В правление Марии ходили лубочные карикатуры, изображавшие «кровавую» королеву в образе самки со множеством сосков, выкармливающих епископов, попов и испанцев . Историк XVIII века Томас Карт писал, что в дома вельмож и самой королевы тайно подбрасывали прокламации, на которой Мария была изображена «голой, тощей, морщинистой и усохшей, с дряблыми и невероятно отвисшими грудями…» Анонимные авторы поясняли читателю, что королева выглядит так потому, что толпящиеся у трона испанцы обобрали её, оставив лишь кожу да кости .

Медальон 1554 года

Прижизненные скульптурные портреты Марии в профиль выполнил придворный медальер Габсбургов ( исп. Jacome da Trezzo, Jacometrezzo ), приезжавший в Лондон в 1554 году . Дошла до наших дней и погребальная эффигия Марии . Деревянная голова этой эффигии выставлена в постоянной экспозиции Вестминстерского аббатства .

В культуре и искусстве

Комментарии

  1. Современное медицинское представление о событиях 1557—1558 годов как об эпидемии ОРВИ , не достигшей масштабов пандемии , изложено, например, в Cuhna, B. D. // Infectious Disease Clinics of North America. — 2004. — Vol. 18. — P. 141—155. 3 декабря 2013 года.
  2. Эти смерти не были связаны с эпидемией «лихорадки». Мария Австрийская незадолго до смерти пережила два сердечных приступа, а Карл V, по современным исследованиям, умер от малярии ( de Zulueta,J. // Parassitologia. — 2007. — Июнь (vol. 49, № 1–2 ). — С. 107–109 . — . 15 января 2018 года. )
  3. , p. 1: В 1603 году Елизавету похоронили в самом почётном месте Аббатства, между Генрихом VII и Елизаветой Йоркской. Яков, придя к власти, решил забрать эту могилу для себя, что и потребовало перезахоронения Елизаветы..
  4. Тициан был личным портретистом Филиппа II с 1549 года. Прямые и косвенные связи Тициана с двором Филиппа и Марии рассматриваются в Charles Hope. Titian, Philip II and Mary Tudor // . — Boydell & Brewer, 1990. — P. 53—66. — 322 p. — ISBN 9780851152707 . .
  5. Эта жемчужина, одна из крупнейших в мире, принадлежала последовательно португальским, испанским и английским монархам и бесследно исчезла в XVII веке. В 2004 году «жемчужина Марии Тюдор» объявилась в Лондоне — см. . // Sunday Times (12 мая 2013). Дата обращения: 24 ноября 2013. Архивировано из 3 декабря 2013 года.

Примечания

  1. , с. 46—47.
  2. , pp. 7416—7420.
  3. , p. 4227: «In 1558, the year of Mary’s own demise, a virus probably related to influenza caused one of the greatest losses of life in England in a single year since the Black Death.».
  4. , pp. 7422—7426.
  5. , pp. 7420,7436—7438.
  6. , pp. 7426—7438.
  7. , гл. 2: «жертвами коварной болезни в первую очередь становились самые богатые и привилегированные члены общества (те, кто лучше всех питался)».
  8. , p. 7441.
  9. , pp. 7441—7446.
  10. , «She retired to her apartments and never came abroad again». Автор цитирует Clifford, L. Life of Jane Dormer, Duchess of Feria, ed. J. Stevenson — London, 1887, p. 7446.
  11. , p. 206.
  12. , p. 7449.
  13. , p. 7451—7455.
  14. , pp. 7461—7463.
  15. , p. 7465.
  16. , pp. 7465—7473.
  17. , pp. 7475—7477, 7509.
  18. , p. 7517.
  19. , гл. 49.
  20. , pp. 7519—7521.
  21. , pp. 7533, 7536, 7546, 7550.
  22. , pp. 7580, 7582.
  23. . // Westminster abbey (2013). Дата обращения: 24 ноября 2013. 2 декабря 2013 года.
  24. , Introduction. Resurrection (лат. оригинал).
  25. , p. 7582 (англ. перевод).
  26. , p. 3406.
  27. , p. 70.
  28. , p. 2486.
  29. , p. 296: «Her portraits show her a bitter and narrow-minded woman, curiously unlike her father, brother, and sister.».
  30. , p. 296: «Portraits of Mary Tudor convey very little of the majesty of Kingship … she appears in the paintings by Antonio Mor and Hans Eworth as sour, inhibited, and drab: there is no reflection here of God’s image on earth.».
  31. , p. 86: «… rather plain woman who wins our sympathy but does not command our respect».
  32. , p. 66: «most striking».
  33. , p. 66.
  34. , p. 68.
  35. , pp. 66, 68.
  36. , p. 68 приводит краткую библиографию авторов, поддерживающих эту версию.
  37. , p. 69: «crude woodcuts».
  38. , p. 69.
  39. , p. 331: «naked, meager, wrinkled, and withered, with flabby breasts hanging down to a strange length».
  40. , p. 331.
  41. , p. 28.

Литература

Источник —

Same as Мария I (королева Англии)