Interested Article - Садака ибн Мансур

Абуль-Хасан Садака I ибн Мансур Сайф ад-Даула Фахр аль-Дин ( тур. Ebü’l-Hasen Seyfü’d-devle Sadaka b. Mansûr b. Dübeys el-Mezyedî el-Esedî en-Nâşirî , араб. صدقة بن منصور بن دبيس المزيدي الناشري الأسدي أبو الحسن، ‎; 1050 или 1054 1108 ) — правитель эмирата Мазъядидов в Центральном Ираке в 1086—1108 годах. Носил лакаб ‘Малик аль-Араб’ — «Повелитель арабов», латинские хронисты называли его «королём арабов » ( лат. Rex Arabum ). Согласно Ибн аль-Джаузи , титул «короля арабов» дал ему халиф .

В борьбе за трон сыновей сельджукского султана Мелик-шаха Садака поддерживал сначала Баркиярука , затем Мухаммеда Тапара . Воспользовавшись этой борьбой, он увеличил свой эмират, территория которого стала простираться от Басры до Тикрита . Садака поддерживал и укрывал у себя мятежных эмиров, что привело его к конфликту с Мухаммедом Тапаром. В 1108 году между ними состоялась битва у Нуманийе между эль-Хиллой и Васитом , в которой Садака погиб. Один его сын, Дубайс, был взят в плен, второй, Бадран, сумел скрыться. Лишь после смерти Мухаммеда Тапара в 1118 году Дубайс смог вернуться в Хиллу и возглавить эмират отца.

Садака считался основателем Хиллы в 1101 году, но ориенталист доказал, что город существовал и до него. Тем не менее именно Садака укрепил его и сделал важным торговым и политическим центром эмирата.

Биография

Ранние годы

Садака родился в 1050 или 1054 году . Его отцом был Мансур ибн Дубайс из династии Мазъядидов , правивших в эмирате в Центральном Ираке со столицей в эль-Хилле . Женой Мансура в 445 г. Х. стала дочь , но неизвестно, была ли она матерью Садаки . О ранних годах жизни Садаки данных нет . Взросление его происходило в то время, когда племенем управлял его дед, Дубайс ибн Али , умерший в 1082 году. По словам Ибн аль Джаузи , Дубайс не любил своего внука, объясняя это сном, в котором Садака добрался до неба с топором в руке, срубил звёзды, а затем упал. Это сон Дубайс истолковывал так: Садака высоко поднимется, но потратит много средств на разжигание раздоров и погубит семью . В марте 1082 года Дубайс умер, и эмиром стал отец Садаки .

Поход против Мерванидов

В короткий период правления Мансура источники зафиксировали лишь одно событие из жизни Садаки. В 1083/84 году он вместе со своим отцом присоединился к армии, которую сельджукский султан Мелик-шах послал захватить бейлик Марванидов . Последние пришли в Анатолию с Алп-Арсланом , но после смерти последнего отказались подчиниться его сыну Мелик-шаху и признать себя его вассалами . Кампанию султана против них возглавил визирь Фахр ад-Даула ибн Джахир, который до 1061 года был визирем Марванидов и питал надежды, что Мелик-шах отдаст бейлик ему. Союзником Марванида Мансура стал Муслим ибн Кюрейша, правитель Мосула из бедуинского племени . До этого момента у Муслима не было конфликтов с сельджукидами, но он был единственным несельджукским правителем в Месопотамии и опасался, что станет следующей мишенью . Войска султана захватили лагерь бану Укайл, захватили их имущество и взяли в плен их женщин. Садака за счёт личных средств выкупил пленников, обеспечил их всем необходимым и отправил обратно в их земли . За этот поступок поэты восхваляли его щедрость и благородство . Стихотворение Мухаммада ибн Халифа ас-Синбиси (ум. 1121/22 ) сохранилось благодаря цитированию его Ибн аль-Асиром (1160—1233/34). Поэт Тахир ибн аль-Хусейн Абуль-Вафа аль-Банданиджи аль-Хамадхани (ум. 1088/89) тоже посвятил Садаке превозносившее того стихотворение, которое Ибн аль-Асир не стал цитировать из-за его многословия .

Начало правления

Мансур ибн Дубайс правил короткое время и умер в июне/июле 1086 года или в августе 1086 года , оставив по себе добрую память. «Он был отважным героем и великодушным поэтом», — написал о нём аз-Захаби (1274—1348) . Правителем эмирата (территорий на левом берегу Тигра ) Мелик-шах признал Садаку .

После смерти султана Мелик-шаха в 1092 году Садака принял участие в войнах его наследников и приобрёл большое влияние, принимая сторону то одного, то другого из сыновей султана . Сначала он поддержал Баркиярука . Это дало тому преимущество, и 31 декабря 1099 года он занял Багдад. От его имени в Багдаде была прочитана пятничная молитва . Однако вскоре у Баркиярука начались финансовые затруднения. После победы над Тапаром он распустил бо́льшую часть армии, будучи не в состоянии её содержать. В 1101 году Мухаммед Тапар и Санджар выступили против Баркиярука, который прибыл в Багдад и потребовал помощи у халифа, но тот дал ему лишь 50 тысяч динаров . Этого было мало. Визирь Баркиярука Абуль-Мехасин ад-Дихистани потребовал от Садаки выплатить крупную сумму, якобы долг в 1 миллион динаров. После получения грубого письма визиря, грозившего послать войска и вторгнуться в его города в случае неповиновения, Садака рассердился, что вызвало разрыв эмира с султаном . Потеря такого союзника для Баркиярука была опасной, поэтому он приехал в Багдад и попытался договориться с Садакой. Баркиярук неоднократно приглашал его к себе, но тот отказывался. Садаке было передано обещание султана щедро вознаградить его, если он поступит к нему на службу. В ответ эмир выдвинул одно условие — потребовал выдать ему оскорбившего его визиря Абуль-Мехасина, на что Баркиярук не соглашался . Как следствие, эмир выгнал султанского вали из эль-Куфы и сам занял город . Вскоре после этого он исключил имя Баркиярука из молитвы, и её стали читать в эмирате от имени другого сына Мелик-шаха, Мухаммеда Тапара . Когда в ноябре 1101 года Мухаммед Тапар занял Багдад, Садака явился к нему, чтобы засвидетельствовать свою верность .

Строительство

Садака перестроил свою новую столицу эль-Хиллу, укрепив её (по разным сообщениям, в 1101 или 1102 году), и в городе прочли хутбу уже от его имени . Ранее считалось, что Садака основал город на месте эль-Джамиайна, но ориенталист Дж. Макдиси доказал, что эль-Хилла как город существовала и до 1101/02 года . Садака лишь превратил Хиллу в укреплённый и процветавший торговый центр. До 1101 года бени Мазъяд кочевали между Нилом , эль-Фаллуджей и эль-Джамиайном и жили в шатрах . Город сразу приобрёл большое значение, поскольку в нём был сооружён лодочный мост, который использовали как паломники (путь в Мекку из Багдада шёл через земли Мазъядидов), так и торговцы. В 1184 году Ибн Джубайр пересек Евфрат в эль-Хилле по «большому мосту из лодок, скованных железными цепями». Знаменитый лодочный мост в городе существовал ещё во времена Ибн Баттуты .

Ибн аль-Джаузи писал, что Садака, кроме того, что укрепил Хиллу, построил две крепости для укрытия в случае опасности. Для первой он выбрал место на холме в болотах (Батиха). Для второй он откупил у бедуинов участок земли на расстоянии нескольких дней от эль-Куфы и потратил 40 тысяч динаров на строительство. Дополнительно он был готов сделать бреши в дамбах, чтобы залить противника водой или создать водную преграду. В Багдаде у Садаки был дом на улице Фироуз, подаренный ему халифом. На обустройство дома Садака потратил несколько десятков тысяч динаров .

Отношения с Иль-Гази

Хотя халиф аль-Мустазхир Биллах снова провозгласил Баркиярука султаном, Садака отказывался признать его сюзеренитет . В конце декабря 1102 года Баркиярук назначил на должность (мэра) Багдада Гумуштекина аль-Кайсери. К тому моменту эту должность занимал Иль-Гази , назначенный Мухаммедом Тапаром. Иль-Гази принял меры, чтобы не впустить Гумуштекина в город. Он вызвал брата, Сукмана , из Хисн-Кейфы , а затем прибыл к Садаке и предложил возобновить соглашение против Баркиярука . Совместными усилиями им удалось вынудить Гумуштекина к январю 1103 года покинуть Багдад . Сукман разграбил несколько селений у Багдада. Воины Садаки присоединились к туркоманам Иль-Гази и Сукмана в грабежах, но Ибн аль-Асир отмечал, что «его бедуины и курды были менее жестокими по отношению к женщинам, чем туркоманы» . В Васите Гумуштекин тоже не смог закрепиться, и в обоих городах Мухаммед был снова признан султаном .

В 1103 году Садака по просьбе халифа аль-Мустазхир Биллаха прибыл в Багдад, чтобы примирить его с одним из командиров Мухаммеда Тапара, Иналом ибн Ануштекином. Садака оставил вместо себя Дубайса следить вместе с Иль-Гази за соблюдением заключённого с Иналом соглашения о ненападении. По какой-то причине Дубайс не мог справиться с Иналом. Возможно, Садака не оставил ему достаточно людей. Халиф снова обратился к Садаке, тот прибыл и участвовал в операциях против Инала вместе с Иль-Гази .

В 1103/4 году племянник и соратник Иль-Гази, Балак , захватил у «сыновей Яхши ибн Иса» города Ана и эль-Хадита . Несмотря на союзные отношения с Иль-Гази, Садака выступил против завоевания этих городов, дважды вынудив Балака отступить .

Расширение эмирата и отношения с Мухаммедом

В 1104 году Мухаммед Тапар и Баркиярук заключили соглашение. По договорённости между ними Центральный Ирак включался в удел Мухаммеда Тапара. Он приехал в Багдад с Сукманом аль-Кутби и другими эмирами, и Садака послал к нему своих сыновей Бадрана и Дубайса . Пользуясь ситуацией, Садака распространил свою власть на большую часть Ирака. В 1104 году он отобрал город Хит на Евфрате у назначенного Баркияруком шихне и назначил новым наместником своего кузена Сабита ибн Камиля. В июне/июле 1104 года Садака занял Васит и назначил управлять им Мухаддхиба ас-Саида .

В 1105 году умер Баркиярук, и Мухаммед Тапар остался единственным султаном. Он начал брать под контроль территории Баркиярука и отправил в Басру своих людей, чтобы присоединить её к своим владениям. В Басре правил назначенный Баркияруком около 1102 года Исмаил бен Арсланджик, который не впустил людей Мухаммеда в город . Султан решил любой ценой захватить Басру и в 1105/06 году поручил это Садаке . Тот отправил одного из своих военачальников, эмира Батихи Мюхеззибуддевле бен Абуль-Себр, к Исмаилу и попросил его передать город. Однако Исмаил арестовал посланника . В январе/феврале 1106 года Садака выступил против Исмаила и принудил его сдаться после упорной битвы. Эмир захватил Басру 10 февраля 1106 года и отдал её на три дня своим бедуинам на разграбление. Затем он назначил управлять городом одного из мамлюков своего деда Дубайса , Алтунташа, но после пленения последнего бедуинскими разбойниками нового наместника назначил уже Мухаммед Тапар . Тикритом управлял Кайкубад ибн Хазарасп аль-Дайламл, назначенный Баркияруком. После захвата Басры Мухаммед назначил шихне Тикрита и послал его занять город . Поскольку Кайкубад не подчинился, Аксунгур осадил Тикрит , но, несмотря на семь месяцев осады, он не смог добиться никаких результатов . Когда условия в городе стали критическими, и Кайкубад увидел, что больше не может продержаться, он послал к Садаке и сообщил, что хочет сдать город ему. В октябре 1106 года Садака пришёл и занял Тикрит, а Аксунгур был вынужден вернуться . Шихне Тикрита Садака назначил Варрама ибн Аби Фираса .

Согласно Ибн аль-Каланиси , Мухаммед Тапар поручил атабеку Джавали отправиться против крестоносцев в 1106/07 году . Он послал сообщение Садаке и атабеку Мосула Джекермышу и приказал им присоединиться к армии и помочь деньгами . Садака был недоволен и оказал сопротивление. Тогда Чавли отправился к Джекермышу, но и тот не торопился помогать ему. Мухаммед сместил Джекермыша и назначил атабеком Мосула Джавали. Так кампания против крестоносцев превратилась в войну эмиров. Джекермыш обращался к Садаке и Кылыч-Арслану , призвав на помощь, но Садака мудро отказался. Следствием борьбы стали смерть Джекермыша и Кылыч-Арслана . Однако случай с Джекермышем отличался от других — чаще всего Садака поддерживал мятежных эмиров. Когда у Мухаммеда возник конфликт с хакимом Саве Абу Дюлефом Сурхабом ибн Кейхусрев, тот нашёл убежище у Садаки. Султан попросил эмира его выдать, но тот заявил, что будет защищать Абу Дюлефа и не сдаст его . Садака всегда предоставлял убежище тому, кто впал в опалу султана , и Мухаммед опасался роста его влияния в регионе. В 1107 году при дворе султана кто-то начал распространять ложные слухи о принадлежности Садаки к шиитам - низаритам , которых сельджуки ненавидели . Долгие переговоры между Садакой и султаном только привели к открытому разрыву между ними . Как писал Ибн аль-Асир, Абу Джафер сказал султану, что рост могущества и влияния Садаки в регионе необходимо остановить .

Последний конфликт с султаном

Рассказы о событиях, приведших к гибели Садаки, совпадают в главном, хотя и различаются в деталях. Узнав о разговорах, ходивших в окружении султана, Садака собрал армию из 20 тысяч всадников («из отребья курдов, тюрок, дейлемитов и арабов» ) и 30 тысяч пехотинцев . Султан тоже начал готовиться к кампании, но наступила зима ( декабрь 1107/январь 1108 года), и «образовалось непроходимое болото» . 18 января 1108 года Мухаммед всё-таки покинул Багдад, но, видя, что его армия пока недостаточно сильна, решил попробовать договориться с Садакой , тем более, что халиф аль-Мустазхир Биллах попросил султана остановился в Зафранье. Халиф послал Али ибн Тирада аль-Зейнеби и Абу Саида аль-Хереви в Хиллу и попросил Садаку подчиниться Мухаммеду Тапару. Неуверенность в мирных намерениях султана останавливала Садаку, но он ответил письмом, что согласен. Халиф переслал это письмо султану, одновременно написав Садаке и посоветовав послать к султану доверенных лиц, чтобы договориться о заложниках и подтвердить решения клятвой. Абу Саид аль-Хереви попытался убедить эмира, что ему ничего не угрожает. По словам посла, целью султана была война с крестоносцами, в которой ему был бы полезен эмир Хиллы. Садака был готов отправить родственников в заложники и покориться, но его беспокоила судьба тех, кто укрылся у него. Он поставил несколько условий, среди которых было вернуть Сурхаба ибн Кейхусрева к власти, и обещал служить султану при выполнении этих условий. Поскольку Садака настаивал на своих требованиях, а султан не желал их выполнять, битва была неизбежной .

По другой версии, Садака извинился и решил отправить своего сына Дубайса к султану . Однако военачальник Садаки Саид ибн Хамид отговорил его идти на примирение . Окружение султана тоже было против примирения. Эмир и другие эмиры заявили, что настроены сражаться . К тому моменту, когда у Садаки были послы султана и эмир принял решение послать к султану Дубайса, чтобы примириться, ему пришло известие, что между солдатами Садаки и султана идёт бой. Послы султана сказали, что этого не может быть, но Садака не рискнул послать сына, о чём сообщил халифу. Видимо, когда до некоторых солдат султана дошли слухи о возможном перемирии, они напали на земли Садаки, чтобы поживиться .

Последнее сражение

Когда султан Мухаммед Тапар узнал, что Садака определённо решил сражаться, он призвал своих вассалов . Командование армией он поручил эмиру Мавдуду . Противники встретились 4 марта 1108 года в Нуманийе между Хилле и Васитом (на болотах Заафарании ).

Описание расположения войск оставил Ибн аль-Джаузи. На правый фланг Садака поставил Дубайса (своего сына), Саида ибн Хамида и курдов. Напротив них стояли . На левом фланге арабов стояли второй сын Садаки, Бадран, и племя Абаде (именно оно побежит в бою первым). В сельджукской армии напротив Бадрана располагались Ахмедил из Мераге и другие эмиры. Сам Садака стоял в центре, вместе с ним находились укрывшиеся у него эмиры .

Согласно Ибн аль-Асиру, Садака выбрал хорошее место для боя у деревни Матар на берегу Тигра. Он продумал расстановку своих войск, исходя из того, что на поле дул сильный ветер в сторону сельджукских войск. Тем самым эмир хотел получить тактическое преимущество, поскольку тюрки воевали, осыпая противника тучей стрел. Однако ветер неожиданно изменил направление, что сыграло против арабов. Когда конница Садаки пошла в атаку, её осыпал град стрел. К тому же между арабским и тюркским войсками пролегал канал. Всё это вместе остановило атаку арабов Садаки .

Садраддин аль-Хусайни (XII—XIII века) утверждал, что встреча произошла в болотистой местности, которая в зимний период времени представляла собой поле непролазной грязи. Между противниками образовалось непроходимое болото, в котором конница Садаки увязла, и атака захлебнулась. Лучники султана спешились и начали осыпать войска Садаки стрелами .

О том, что арабы бежали и Садака был поражён стрелой, писали все хронисты (Ибн аль-Асир утверждал, что от этого ранения он и скончался ). Садака был ранен в спину, и гулям по имени Бозкуш сбросил его с лошади . Хотя Садака представился, но тот отрубил ему голову и отнес её Аксунгуру аль-Бурсуки, который доставил её Мухаммеду Тапару , последний же отправил голову своему брату Санджару . К моменту смерти Садаке было пятьдесят девять лет . Вместе с Садакой в битве полегло 3000 кавалеристов, а из выживших многие попали в плен. Среди последних был и сын Садаки, Дубайс. Второй сын Садаки, Бадран, бежал в Сирию. Мухаммед Тапар вернулся в Багдад на следующий день, не заезжая в Хиллу . Он приказал доставить к нему в Багдад из Батихи жену Садаки и освободил Дубайса из цепей, чтобы тот мог встретить мать. По словам Ибн аль-Асира, после её прибытия султан выразил ей соболезнования и сказал: «Я бы хотел, чтобы его привели ко мне, чтобы я его осыпал милостями и наградами. Но судьба меня победила» . Согласно Ибн аль-Джаузи, Садаку похоронили у мавзолея имама Хусейна в Кербеле .

После смерти Садаки династия пришла в упадок .

Личность

По отзывам Садака был честным, надёжным, щедрым, верным, милосердным и справедливым. В его библиотеке были «тысячи книг» . Однако хотя он хорошо читал, но не умел писать . Современникам Садака был известен как «Меликюль-араб» («царь арабов») и «эмиру’л-араб» («эмир арабов») , латинские хронисты звали его «Повелитель арабов» (Rex Arabum) . Согласно Ибн аль-Джаузи , титул «короля арабов» дал ему халиф . Современники оплакивали его кончину. Все авторы едины в утверждении, что Садака воплощал традиционные арабские добродетели: щедрость и гостеприимство . По словам К. Босуорта, Садаку считали «смелой и благородной личностью, объединявшей идеалы бедуинского рыцарства и исламского рвения, щедрым покровителем арабских учёных» . Арабские поэты и историки превозносили его . Ибн аль-Джаузи писал, что дом Садаки в Багдаде был «неприкосновенным убежищем для всех, кто находился в страхе» , аналогично и Хилла, по словам Ибн аль-Тиктака, «была пристанищем путешественника, прибежищем надеющихся изгнанников и укрытием для испуганных беглецов» . Ибн Халликан называл Садаку смелым и сильным, Аз-Захаби — смелым и храбрым. Ибн Касир (ум. 774/1373) рисует хвалебный портрет образованного человека, защитника и покровителя. (ум. 1679 ) писал, что Садака — « шиит , автор благородных и прекрасных поступков, долготерпеливый и щедрый» . Ал-Хусайни сохранил касыду поэта ибн Хазина (1078—1124) с оплакиванием смерти Садаки . По словам Ибн Халликана , выдающийся поэт визиря Низама аль-Мулька , Ибн ал-Хеббарийе (1023—1115), посвятил ему поэму . Однако не только мусульманские хронисты хвалили его. Матвей Эдесский писал о нём: «Этот вождь арабов был отважным мужем и доблестным воином» , Михаил Сириец назвал его выдающимся представителем «расы арабов» .

По словам С. Лэйн-Пула , Садака был «одним из выдающихся героев арабской истории, прославленный поэтами и летописцами» . А. Мюллер справедливо описывал его как «амбициозного араба», «настоящего бедуина, храброго, упрямого и коварного» . К. Босуорт назвал его «величайшим правителем династии» . Историк крестовых походов назвал его «самым замечательным человеком» .

Семья

Садака был целомудренным человеком . У него за всю жизнь была только одна жена и не было наложниц .

Известно о трёх сыновьях Садаки:

  • Дубайс , сменившем отца в качестве правителя эмирата ;
  • Бадран, сын Садаки, имел лакаб Тадж аль-Мулюк («диадема принцев»). После смерти отца и пленения Дубайса он покинул Багдад и удалился в Сирию, оттуда через год перебрался в Египет и вскоре умер там в 1108/09 году. Он обладал талантом к поэзии и был упомянут Имадеддином аль-Исфахани ;
  • Мансур .

Примечания

  1. , p. 261.
  2. .
  3. , p. 92.
  4. ; .
  5. , pp. 213—214.
  6. .
  7. , p. 28.
  8. ; , pp. 213—214.
  9. .
  10. ; ; .
  11. , с. 70—72; .
  12. ; ; .
  13. ; ; ; .
  14. ; .
  15. .
  16. .
  17. .
  18. ; .
  19. , p. 262.
  20. .
  21. , pp. 68—69, 76.
  22. , p. 90.
  23. .
  24. ; ; ; , с. 70—72.
  25. ; ; ; .
  26. , с. 56.
  27. , с. 57—60.
  28. , pp. 44—46.
  29. , pp. 136—140, 160, 194—195.
  30. ; , pp. 136—140, 160, 194—195; , pp. 46—47.
  31. , с. 82.
  32. , с. 82—83.
  33. ; , p. 373.
  34. , p. 50.
  35. ; ; ; ; .
  36. , p. 115.
  37. ; , p. 50.
  38. , p. 605.
  39. ; , p. 50.
  40. , p. 91.
  41. ; , с. 82; ; .
  42. , p. 373.
  43. .
  44. , pp. 89—90.
  45. , с. 127.
  46. , p. 373; , p. 50.
  47. .

Литература и источники

Источники

  • Садр ад-Дин Али ал-Хусайни. . — М. : Восточная литература , 1980.
  • Ibn al-At̲īr. / tr. by Donald Sidney Richards. — L. : Routledge , 2002. — 324 p. — ISBN 978-0-7007-1576-3 .
  • Ибн аль-Каланиси. Дамасские хроники крестоносцев / Гибб Г .; пер. с англ. Е. Б. Межевитинова. — М. : Центрполиграф , 2009. — (Хроники военных сражений).
  • Ibn Khallikān . / tr. by . — P. : Printed for the Oriental translation fund of Great Britain and Ireland, 1842. — Vol. 1. — P. 504—506, 634—635. — 735 p.
  • Matthew of Edessa . (англ.) / tr. from Classical Armenian by R. Bedrosian.
  • ʻIzz al-Dīn Ibn al-Athīr. . — Dar Ṣáder, 1965. — 696 с.
  • الدين الذهبي (Al-Dhahabi). (ар.) . — Beirut: IslamKotob. — Т. 18. — 690 с.

Литература

  • Босворт К. Э. 21. Мазйадиды // Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии / Пер. с англ. П. А. Грязневича . Отв. ред. И. П. Петрушевский . — М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. — С. 85—86.
  • Лэйн-Пуль С. 48. Мазъядиды // / пер. В. В. Бартольда . — М. : Восточная литература, 2004. — С. 89. — 320 с. — ISBN 978-5-89737-200-3 .
  • Alptekin C. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1992. — C. 5 . — S. 402—403 .
  • Bosworth C. E. Mazyad // E. J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913—1936 / Houtsma, Martijn Theodoor . — 2nd ed. — Leiden: E. J. Brill , 1991. — Vol. VI. — P. 965—966.
  • Bosworth C. E. // The Saljuq and Mongol Periods. — Cambr. : Cambridge University Press , 1968. — P. 1—202. — (Cambridge History of Iran, vol. 5).
  • Browne E. G. Account of a rare, if not unique, manuscript History of the Seljúqs contained in the Schefer Collection lately acquired by the Bibliothèque Nationale in Paris, and now described by Edward G. Browne (англ.) // Journal of the Royal Asiatic Society. — L. : Royal Asiatic Society, 1902. — Vol. 34 , iss. 3 . — P. 567—610 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  • Karakuş N. (тур.) // Marife Dini Araştırmalar Dergisi. — An. : Yediveren Kitap, 2018. — C. 18 , sayıl. 2 . — S. 339—386 . — ISSN . — doi : .
  • Makdisi G. (англ.) // Journal of the American Oriental Society. — Chicago: American Oriental Society, 1954. — Vol. 74 , iss. 4 . — P. 249—262 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  • Morton N. Chapter 4, Fields of Blood (1120—1128) // . — N. Y. : Basic Books , 2018. — P. 132—173. — 260 p. — ISBN 978-0-465-09670-1 .
  • Ozaydin A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 2008. — C. 35 . — S. 385—387 .
  • Ozaydin A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2004. — C. 29 . — S. 550—551 .
  • Özaydın A. . — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1990. — 218 S. — ISBN 978-975-16-0240-4 .
  • Piyadeoğlu C. (тур.) // Tarih Dergisi. — İs. : İstanbul Üniversitesi , 2011. — C. 38 . — S. 37—60 . — ISSN .
  • Sevim A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — C. 3 . — S. 414—415 .
  • Le Strange G. . — Cambr. : Cambridge University Press, 1905. — P. 71—72, 83. — 578 p. — ISBN 978-1-61640-512-0 .
  • Väth G. . — B. : Schwarz , 1987.
  • Zouache A. (фр.) // Bulletin d’études orientales. — Beirut: Institut français du Proche-Orient, 2009. — Vol. LVIII . — P. 87—130 . — ISSN . — doi : .
  • Zettersteen K. V. SADAKA // E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913—1936 / Houtsma, Martijn Theodoor. — 2nd ed. — Leiden: E.J. Brill, 1995. — Vol. VIII. — P. 716. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936).
Источник —

Same as Садака ибн Мансур