Interested Article - Батиниты
- 2020-07-29
- 1
Батини́ты (от араб. الباطن — внутреннее, скрытое) — общее название сторонников свободного, аллегорического толкования Корана и сунны . В противоположность захиритам -буквалистам, батиниты искали в Коране и сунне «тайный», эзотерический смысл. Обоснование необходимости аллегорического толкования батиниты нашли в самом Коране. В некоторых аятах противопоставляется явная и тайная милость Аллаха , явный и скрытый грех , явный и тайный Аллах , милосердие («внутренность») и наказание («наружность») и др.
История
Метод аллегорического толкования Корана ( тавиль ) зародился в Ираке в VIII веке. «Крайний» шиит из Куфы аль-Мугира ибн Саид (казнён в 736 г.) толковал аят Корана 33:72, где говорится, что небеса, земля и горы отказались нести ответственность, в том смысле, что «отказ гор нести веру» — это непризнание Праведным халифом Умаром прав Али на халифат . По словам другого «крайнего» шиита, Абу Мансура аль-Иджли, упомянутые в Коране «небеса» символизируют род пророка Мухаммада ( хашимитов ), а «земля» (речь о толковании ряда аятов Корана) — шиитов.
Абу Мансуру аль-Иджли приписывается идея о том, что Пророк принёс откровение ( танзиль ), а толкование Корана ( тавиль ) возложено на имамов .
Аллегорическое толкование проповедовали хаттабиты. Они разработали учение о существовании в каждом поколении «говорящего» имама ( натик ), который публично провозглашает религиозные истины, и «безмолвного» ( ), который интерпретирует их «избранным» ( аль-хасса ).
Идеи хаттабитов получили дальнейшее развитие в среде исмаилитов . Понятия «батин», «тавиль» и «аль-хасса» заняли в религиозно-философской доктрине исмаилитов исключительно важное место. На этом основании средневековые исламские доксографы относили к батинитам прежде всего исмаилитов, а затем и общины маздакитско - хуррамитского типа ( аль-бабакия, аль-мухаммира и т. п.). Название «батиниты» закрепилось за шиитами-двунадесятниками, видимо, лишь в X веке. Мусульманские богословы относили к батинитам суфиев , допускавших символическое толкование сакральных текстов, мутазилитов и «философов» ( фаласифа ) .
Примечания
Литература
- Прозоров С. М. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 38-39. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- 2020-07-29
- 1