Родился
15
(
27
) мая
1852
года в семье купца первой гильдии, потомственного почётного гражданина г. Козлова — Александра Степановича Кожевникова и его жены Натальи Васильевны. У них было трое детей: кроме Владимира — брат
Дмитрий
(умерший в 24 года) и сестра Зинаида (в замужестве Прокофьева — мать инженера
И. П. Прокофьева
). После смерти жены отец женился на Марии Григорьевне Тарановской; в этом браке был рождён сын
Григорий
, будущий зоолог.
Он получил прекрасное домашнее образование, включавшее изучение основных европейских и древних языков. Учебными пособиями купеческому сыну служили труды
Платона
и
Никомаха
,
Архимеда
и
Птолемея
,
Аристотеля
и
Эвклида
,
Теофраста
и
Плиния
. В конце жизни Владимир Кожевников знал 14 языков, включая санскрит, свободно владел восемью.
Рано потеряв родителей, Владимир занимался образованием младших братьев. Это помешало ему получить систематическое образование: курсы истории и философии он посещал в качестве вольнослушателя
Московского университета
(1868—1873), но диплома о высшем образовании, в отличие от младших братьев, не получил.
Тем не менее многие современники признавали его не просто «учёным», но и «человеком необъятной учёности» (
Н. А. Бердяев
); в нём «жила целая академия наук и искусств» (
С. Н. Булгаков
).
По словам
Н. С. Арсеньева
, Кожевников был:
одним из самых выдающихся учёных… человеком огромных знаний, сильной и пытливой научной мысли, талантливым, глубоко самостоятельным исследователем, прямо поражающим ширью своего захвата и из ряда вон выходящей эрудицией — не той, которой довольствуются заурядные учёные, а более вглубь идущей, основанной на умении пытливо искать и находить всё новые и новые данные, характеризующие предмет или данную эпоху.
…Он был серьёзным специалистом в самых различных областях.
…Все более или менее значительные исследования и монографии по изучаемым им темам были ему хорошо знакомы, особенно те, что касались эпохи эллинизма, религиозной истории Индии, а также духовной культуры Средних веков. Но наиболее выдающимся специалистом он был, пожалуй, по истории итальянского Возрождения.
Его первая печатная работа «Нравственное и умственное развитие римского общества во II в.» (Козлов, 1874).
В 1875 году он познакомился с
Н. Ф. Фёдоровым
, стал продвигать его идеи в сознание русского общества. Именно Кожевников и
Н. П. Петерсон
дали название «
Философия общего дела
» сочинениям Фёдорова, которые впервые издали под этим наименованием в 1906 году
. В обширном научном наследии Кожевникова книга «Н. Ф. Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам» (М., 1908, тираж 480 экз.)
стала самым авторитетным и надёжным источником сведений о личности и идеях оригинального русского мыслителя; она до сих пор остаётся одним из самых глубоких и заслуживающих внимания изложений «Философии общего дела».
В 1880—1894 годах В. А. Кожевников находился за границей, занимаясь в крупнейших книгохранилищах Западной Европы; много путешествовал (помимо стран Европы посетил Аравию, Алжир, Тунис, Палестину).
Помимо энциклопедических познаний в философии, истории, религии, языкознании он хорошо разбирался в музыке и живописи. Огромный знаток истории древней церкви и её отцов, он хорошо разбирался не только в мистико-аскетическом богословии восточной церкви, но и в доктринах мистиков христианского Запада. Он занимался сравнительным изучением аскетических идеалов и написал небольшую, но чрезвычайно ценную и насыщенную знанием книжку об истории христианского аскетизма; к концу жизни он создал огромный двухтомный труд «Буддизм в сравнении с христианством». Фундаментальное исследование, почти в 1500 страниц, по культуре Ренессанса, и прежде всего его эстетических идеалов, лежало у него готовым в 14 рукописных томах, но так и осталось не напечатанным.
…Как только прочёл я это учёное, рентгеновское определение, приложенное к снимку: — мало того что рак, но уже не поддающийся противодействию — так тотчас возгласил по правилу Златоуста: «Слава Богу о всем!» — и потянуло меня в храм, молиться… Я ждал (ибо ждал-таки такого приговора), что при вести о катастрофе, ощущу точно какой-то провал вокруг себя: померкнет небо, и всё побледнеет и обесцветится… и вдруг… как раз так обратное! Свет, мир, подъём, благодать!
Солнце так славно пригревало на осенней лазури (день был с
утренничком
), золотая осень на севере у Ильинских ворот сверкала такой пышностью, таким рдением красок, и всё кругом, люди, прежде всего, стали лучше, милее… Вспомнились детки мои — будущие мои сироты: и что же? И над ними вижу, чувствую свет и мир, и вместо заботы, беспокойства о судьбе их, — какая-то тихая уверенность в Божьем Промысле, в Христовой охране и попечении… Ну, прямо чудо на душе!
Его сын, Александр Владимирович Кожевников (1906—1938) стал биологом
.
Сочинения
Нравственное и умственное развитие римского общества во II веке: Историческое исследование. —
Козлов
: Тип. Ф. М. Фриш, 1874. — VI, 290 с.
—
М.
: Тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1893. — 52 с.;
2-е изд., испр. —
М.
: Издание М. В. Клюкина, 1894. — 56 с.
Плач церквей московских //
Русский архив
. — 1893. — № 3. — С. 288—297.
Стены Кремля // Русский архив. — 1893. — № 11. — C. 365—377.
Международная благодарность [о картине художника
Н. С. Матвеева
«Король Прусский Фридрих Вильгельм III с сыновьями благодарит Москву за спасение его государства»] // Русский архив. — 1896. — № 2.
—
М.
: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1897. — XXVIII, 757 с.
Из путевых впечатлений по Востоку [: 1. Св. София; 2. Цареградский Музей] // Русский вестник. — 1898. — № 9, 10.
// Русский вестник. — 1899. — № 10,11,12.
Сикстинская капелла. Письмо из Рима и стихотворение. —
М.
: Т-во типо-лит. и торговли В. Чичерина, 1898. — 26 с.
[ совместно с
Н. Ф. Фёдоровым
]
/
Фёдоров Н. Ф.
,
Кожевников В. А.
//
Русский архив
. — 1900. — № 10. — С. 74—76.
На сторожевом валу: памяти родных мест [: поэма] // Русское обозрение. — 1901. — № 1 (
отд. оттиск
:
М.
, 1901).
Обыденные храмы в Древней Руси // Русский вестник. — 1900. — № 1. — С. 216—217.
[cовместно с
Н. Ф. Фёдоровым
]
: По поводу статьи С. С. Слуцко́го «
Древнейший христианский памятник в Китае
»
Фёдоров Н. Ф., Кожевников В. А.
// Русский архив. — 1901. — № 3. — C. 223—229.
Политические притязания и надежды католицизма // Русский вестник. — 1901. — № 12.
Политический католицизм в Германии // Русский вестник. — 1902. — № 1.
Значение
А. А. Иванова
в религиозной живописи. —
М.
, 1907. — 4 с.
О задачах русской живописи. —
М.
: Печатня А. И. Снегиревой, 1907. — [2], 7 c., [8] л. ил.(табл.)
Николай Фёдорович Фёдоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам: С прил. писем Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьёва, А. А. Шеншина (Фета) и Л. Н. Толстого о Н. Ф. Фёдорове и его учении. —
М.
: Тип.
Имп. Моск. ун-та
, 1908. — 320 с.
переиздание
:
Кожевников В. А.
. —
М.
:
Мысль
, 2004. — 575 с. — (
. Т.136). —
ISBN 5244010077
.
— М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1908;
2-е изд. — 1909; 3-е изд. — 1912.
О добросовестности в вере и неверии. —
М.
: Печатня А. И. Снегиревой, 1909.
Исповедь атеиста: По поводу кн.
Ле-Дантека
«Атеизм» // Христианское чтение. — 1909. — № 5. — С. 659—681.
отельные издания:
М.
, 1910; —
2-е изд.
—
М.
: Религ.-филос. б-ка, 1911. — 28 с.;
3-е изд.
—
М.
: Религ.-филос. б-ка, 1915 (Сергиев Посад). — 28 с.
О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем. —
М.
: Скоропечатня А. И. Снегиревой, 1910.
Переписка П. А. Флоренского и В. А. Кожевникова //
Вопросы философии
. — 1991. — № 6.
издание трудов Н. Ф. Фёдорова
Фёдоров Н. Ф. Философия общего дела: Статьи, мысли и письма Н. Ф. Федорова, изданные под редакцией В. А. Кожевникова и Н. П. Петерсона: в 2 т.
Том I. —
Верный
; М.: Типография Семиреченского Областного Правления, 1906. — XII, 731, III с.
Том II. —
М.
, Печатня А. Снегиревой, 1913. — IX, 473 с.
переворды
Табрум, Артур Г.
Религиозные верования современных ученых / Пер. с англ. под ред. В. А. Кожевникова и Н. М. Соловьева. — М.: Творческая мысль, 1912. — XVI, 153 с.
Утерянные работы
Борьба религиозного мировоззрения с светско-гуманистическим в период Возрождения: 2 тома.
Преобладание теологического духа в европейской культуре до 1-й половины XVII века.
Отношение между наукой и верой, от Реформации до конца XVIII века.
Скептики и вольнодумцы XVII века.
История отношений философии к теологии (разума к вере) в картезианский период.
Религиозная критика от Реформации до конца XVII века.
Значение Лейбница в истории религиозного рационализма.
Протестантский поэтизм конца XVII и половины XVIII веков.
Протестантское сектантство («сепаратизм») в XVII и XVIII столетиях (2 части: мистики и сепаратисты; братская община).
Английские либеральные богословы XVII века.
Влияние Локка на секуляризацию философской мысли и на отношение разума к вере. Английские деисты.
Влияние Юма на развитие философского и религиозного рационализма.
Французские «философы» XVIII века. Вольтер и его школа.
Немецкое просвещение XVIII века.
История учений о веротерпимости от Реформации до Революции.
Вера в чудесное и демоническое в XVII и XVIII столетиях.
Обмирщение этики и права в XVII и XVIII столетиях.
Развитие педагогических учений от Возрождения до Революции (применительно к процессу секуляризации культуры).
Развитие исторической и религиозной критики в XVIII веке.
Реакция против рационализма. Шотландская философия.
Философия чувства и веры
Ф. Г. Якоби
в его отношениях к «просвещению» XVIII века и к критической философии.
Чтение об Игнатии Богоносце и ег посланиях.
Очерки древнехристианской нравственности в противопоставлении с еврейскою и языческою по некоторым памятникам ранней христианской письменности.
По мёртвым городам и музеям Римской Африки.
Значение Лессинга в истории перехода от рационализма 18 века к историческому критицизму.1. Этюды:
Влияние открытия Нового Света на нравственные и религиозные убеждения общества Возрождения.
Развитие чувства природы в период Возрождения.
Историческая и политическая народная поэзия времен Возрождения.
Душевная драма Микеланджело.
Власть звука. Мысли о воспитательно-образовательных задачах музыки.
Федоров Н. Ф.
Философия общего дела. Т. 1. Верный, 1906.
Переиздана в серии «Философское наследие» — «Опыт изложения учения Н. Ф. Фёдорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам» — М.: Мысль, 2004. — 576 с.
(неопр.)
Дата обращения: 18 февраля 2012.
13 апреля 2012 года.
Слуцкой С. С.
от 29 марта 2016 на
Wayback Machine
// Русский вестник. — 1901. — № 1.