Interested Article - Абгар V Уккама

Авгарь получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея
(икона X века из монастыря Святой Екатерины )

А́бгар V (Авгарь; греч. Αὔγαρος ; умер в 50 ) — царь Осроены с 4 года до н. э. по 7 год н. э. и в 13—50 годах н. э., с прозвищем Уккама или Куммах, то есть « чёрный » на арамейском. 15-й представитель осроенской династии Абгаридов, правителей Осроены, со столицей в Эдессе ( Малая Азия ). Осроенское царство было основано в 137 году до н. э. и было уничтожено при Каракалле в 216 году . Абгар V известен благодаря своей апокрифической переписке с Иисусом Христом .

Археологические свидетельства

Авгарь, царь Осроенский, современник римского императора Гордиана III (238—244). На левой стороне медали изображён император Гордиан, а на правой Авгарь на коне с надписью — ΑΒΓΑΡΟC ΒΑСΙΛΕVC (Авгарь царь)

Гробница семьи царя Абгара V, украшенная мозаикой и изображением креста, обнаружена в ходе археологических раскопок в Замке Урфы (современная Шанлыурфа ) среди около 80 раннехристианских гробниц. Надпись надгробной плиты гласит: « Великий царь Абгар V Укама Манну, первый христианский правитель Эдессы ».

Свидетельства церковных историков

Согласно армянскому историку Мовсесу Хоренаци , Абгар был сыном Аршама — сына Арташеса, брата Тиграна II Великого . В IV веке Евсевий Кесарийский заявил, что обнаружил в архивах Эдессы сирийский документ, свидетельствующий о переписке его с Иисусом Христом . Этот рассказ с различными прибавлениями появляется в сирийской рукописи « Doctrina Addaei » (напечатанной Георгом Филипсом в Лондоне в 1876 году ) и в различных греческих переделках.

Фреска из Армянской часовни Варага Св. Геворг с изображением Абгара держащего Нерукотворный образ

По Евсевию, Абгар, поражённый тяжкой болезнью, просит о помощи Христа, признавая его Богом или Сыном Божиим, предлагая Ему свою резиденцию для Слова Божия, и что Иисус Христос, отклоняя предложение тем, что его миссия связывает Его с Иерусалимом , обещает по воскресении своём послать к нему одного из учеников, который его и исцелит. По воскресении Христовом, продолжает Евсевий, апостол Фома послал в Эдессу Фаддея , одного из 70 апостолов , который доставил царю исцеление и распространил там христианство. При этом Евсевий не упоминает о получении Авгарем образа Христа.

Этот рассказ находится в теснейшей связи с преданием (известно по памятникам, датируемым концом IV — началом V века) об отправлении Спасителем своего нерукотворного образа в Эдессу. С этого образа списывались с IV века многие копии (так называемые Абгарские образа́ ).

В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона указано, что оригинал нерукотворного образа X веке был перемещён в церковь S. Silvestro in Capute в Риме .

Критика

Decretum Gelasianum , приписываемый папе римскому Геласию I (ум. 496), подлинность которого оспаривается, относит Письмо к апокрифическим (неканоническим) книгам.

Учёные склонны относить принятие христианства только к эпохе его потомка Абгара IX Великого [ источник не указан 1639 дней ] , который принял христианство в 200 году. Возможно, впоследствии было произведено удревнение принятия христианства, связанное с борьбой за авторитет «первого христианского государства».

Аналогии между Абгар V и Арташесом III (Зеноном)

В настоящее время многие исследователи не исключают возможность о том, что Абгар V /упомянутый в «Истории армении» Мовсеса Хоренаци и других ассирийских источниках/ и армянский царь Арташес III (Зенон) , на самом деле являются одним и тем же лицом. Они отмечают, что имя «Абгар Аршама» возникло по недоразумению: у царя Эдессы Абгара в армянском переводе « Церковная история » Евсевий Кесарийскиого было прозвище Арджама (от имени — «Арташес»), а в переводе труда Лабубны (см, прим. 367) — Аршама. «Абгар Аршама» /то есть «Абгар Арташес»/ было воспринято как «Аршамов Абгар», то есть Абгар, сын Аршама, но в самом деле имя его отца в ассирийских источниках упоминается под именем Манова или Манну /вероятно, является вариантом имени Полемон /.

Согласно Мовсесу Хоренаци, во время правления Аршама /Арташеса - Зенона/ возникли разногласия между правителями восточно-средиземноморских провинций Рима и Армении, связанные с армяно-парфянскими отношениями. Это перерастает в вооруженный конфликт между армянскими войсками и римскими легионами восточно-средиземноморских провинций, где был убит командующий римскими легионами Иосиф, племянник царя Иудеи Ирода : в итоге Осроена и Малая Армения вошли в состав Великой Армении . Это становится поводом для ухудшения отношений между римским полководцем Германиком и Аршамой /Арташеса - Зенона/. что приводит к тесному союзу Аршамы и Артавана III . По словам того же историка. Аршамай /Арташес - Зенон/ переносит Армянский двор в Эдессу с согласия Артавана III и носит титул <Авгар> царей Осроены /Абгар V/, что по толкованию Мовсеса Хоренаци, имело значение <старший муж> или <могущественный>.

См. (Մ. Խորենացի <<Պատմություն Հայոց>> Եր.-1981թ, էջ 165-177 /М. Хоренаци "История Армении" Ереван-1981, стр. 165-177/)

Память

Абгар V на купюре в 100 000 армянских драмов

Абгар V изображён на самой крупной банкноте Армении номиналом в 100 000 драм .

Примечания

  1. . Rusarminfo. Дата обращения: 21 августа 2019. 21 августа 2019 года.
  2. от 11 мая 2012 на Wayback Machine 158. Аршам. Исследователи и комментаторы «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци отмечают, что это имя возникло по недоразумению: у царя Эдессы Абгара было прозвище Укама («Чёрный» которое в армянском переводе «Церковной истории» Евсевия Кесарийского передано в форме Арджама (от арджн — «чёрный»), а в переводе труда Лабубны (см, прим. 367) — Аршама. «Абгар Аршама» было воспринято как «Аршамов Абгар», то есть Абгар, сын Аршама. Отсюда возникло представление, что Абгару на троне Эдессы предшествовал Аршам. Имя Аршам, как таковое, не является случайным среди имён армянских царей. Так именовался один из царей династии Ервандакан (Ервандуни) (Арсамес), царствовавший в Коммагене-Софене в 30-е гг. III в. до н. э. и основавший города Аршамашат в Софене и две Арсамеи в Коммагене. Кроме того, сохранились и монеты с упоминанием его имени.
  3. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  4. (англ.) . Banks.am. Дата обращения: 29 августа 2019. 29 августа 2019 года.

Литература

Первичные источники
Современные исследования
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Православная энциклопедия . — М. , 2000. — Т. I : « А Алексий Студит ». — С. 88—90. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-006-4 .
Источник —

Same as Абгар V Уккама