Interested Article - Абу Муслим

Абу́ Му́слим Абдуррахман ибн Муслим аль-Хурасани , известный как Абу́ Му́слим ( перс. ابو مسلم ‎) ( араб. أبو مسلم ‎; 700—755) — глава проаббасидского движения в Хорасане , один из лидеров Антиомейядского восстания , свергшего с престола Арабского халифата династию Омейядов .

Происхождение

Абу Муслим родился либо в 718, либо в 723 году . Его имя при рождении оспаривается, согласно « Encyclopedia Iranica »: «Источники расходятся в отношении его первоначального имени и происхождения. Он был персидского происхождения и родился либо в Мерве , либо недалеко от Исфахана . Исламские источники называют его настоящее имя Абд аль-Рахман ибн Муслим аль-Хурасани . Согласно некоторым источникам, он родился в провинции Сари-Пуль на территории современного Афганистана в таджикской семье .

Биография

Сведения о происхождении Абу Муслима разнятся. Происходил из иранской провинции Исфахан . Вероятно, что, будучи рабом- персом , он принадлежал к социальной группе « неарабов », которая подвергалась особой дискриминации со стороны Омейядов . По одной версии, был рабом одного из аббасидских пропагандистов в Эль-Куфе , Исы ас-Сарраджа, по другой — принадлежал заточённому в тюрьму Эль-Куфы крупному арабскому землевладельцу из провинции Исфахан , обслуживая своего хозяина, Абу Муслим познакомился с ас-Сарраджем и стал выполнять его поручения. Впоследствии Абу Муслим был продан (или уступлен) руководителю аббасидской пропаганды в Хорасане , Абу Саламе. В начале 744 года они вместе выезжали в Хорасан. Позже был подарен Ибрахиму ибн Мухаммаду, который освободил его, дал имя «Абдуррахман» и приблизил к себе .

В Хорасане , где Аббасиды на протяжении 20 лет возбуждали население против Омейядов , отношение к Абу Муслиму как представителю социальных низов было поначалу неоднозначным. За несколько лет (745—746 годы) ему удалось сплотить вокруг себя арабов с неарабами, привлечь к протестному движению беглых рабов, иранских крестьян и всех недовольных омейядским правлением.

В марте 747 года Ибрахим послал Абу Муслима своим личным представителем в Хорасан. В мае он прибыл в Мервский оазис и за месяц собрал несколько тысяч сторонников, от феодалов до рабов, которым он обещал свободу . 15 июня 747 года Абу Муслим открыто выступил против халифа Марвана II .

Показав недюжинный талант военачальника, Абу Муслим зимой овладел Мервом , в течение 748 года взял Нишапур и Тус , а в начале 750 года наголову разбил Омейядов на реке Большой Заб . Аббасидский халиф ас-Саффах позволил ему стать наместником Хорасана, используя помощь Абу Муслима для подавления новых восстаний. Утвердив своё положение, в июле 749 года Абу Муслим убил сыновей вождя южноарабской группировки Джудай’а аль-Кирмани, затем организовал убийство руководителя аббасидского центра в Куфе Абу Саламы и расправился с главой хорасанской антиомейядской организации Сулейманом ибн Касиром .

В 750 году восстали недовольные новой династией арабы Бухары и отложились многие владетели Мавераннахра . В июле 751 года войска его полководца Зияда ибн Салиха одержали победу над китайскими войсками в битве, вошедшей в историю под названием Таласская битва . В начале 752 года Абу Муслим вернулся в Мерв, но назначенный наместником Мавераннахра Зияд организовал восстание и Абу Муслиму вновь пришлось пересечь Амударью .

У пришедшего на смену ас-Саффаху в 754 году халифа Мансура популярность Абу Муслима в народе вызвала подозрения и зависть. В ноябре 754 года Абу Муслим подавил мятеж дяди аль-Мансура, Абдуллаха ибн Али, и захватил большую добычу, которую халиф потребовал себе. Возмущённый Абу Муслим направился обратно в Хорасан, но халифу удалось вызвать его для объяснений в Ктесифон (аль-Мадаин). 12 февраля (или 20 января) 755 года Абу Муслим был убит во время аудиенции у халифа аль-Мансура . Тело военачальника сбросили в Тигр . Весть о его гибели вызвала волнения в Хорасане.

Абу Муслим не проявил симпатии к учениям « крайних » шиитов. Однако некоторые из этих сект признали его имамом, возникло течение (тадж.) . Абу Муслим стал народным героем, его последователей собрал под своими знамёнами Муканна , на происхождении от него настаивал Бабек .

Предания об Абу Муслиме в Узбекистане и Афганистане имеют множество вариантов, что обусловлено тем, что сложились различные социально-политические и культурные контексты, в рамках которых проявляется культ святых .

Абу Муслим и Аббасидская революция

Серебряный дирхам Аббасидов на имя Абу Муслима. 749 год н. э.

Абу Муслим взял Мерв в декабре 747 года (или январе 748 года), победив губернатора Омейядов, а также Шейбана аль-Хариджи, хариджита , претендовавшего на халифат. Он стал фактическим губернатором Хорасана и получил известность как генерал в конце 740-х годов, разгромив восстание Бихафарида , лидера синкретической персидской секты маздаистов .

Абу Муслим получил поддержку в подавлении восстания как от мусульман-пуристов, так и от зороастрийцев. В 750 году Абу Муслим стал предводителем Аббасидской армии и разгромил Омейядов в битве на реке большой Заб .

Правление Хорасаном и смерть

После установления Аббасидского режима, Абу Муслим остался в Хорасане в качестве губернатора . В этой роли он подавил шиитское восстание Шарика ибн Шейха аль-Махри в Бухаре в 750 году и способствовал арабскому завоеванию Средней Азии , отправив Абу Дауда Халида ибн Ибрахима в поход на восток . Его героическая роль в революции и военное мастерство, наряду с его примирительной политикой по отношению к шиитам , суннитам , зороастрийцам , евреям и христианам , сделали его чрезвычайно популярным среди людей. Хотя, по-видимому, первый аббасидский халиф Абуль-Аббас ас-Саффах в целом доверял ему, он опасался его власти, ограничив свое окружение 500 людьми по прибытии в Ирак по пути в Хадж в 754 году.

Брат Абуль-Аббаса, Абу Джафар аль-Мансур, неоднократно советовал ас-Саффаху убить Абу Муслима, опасаясь его растущего влияния и популярности. Похоже, что эта неприязнь была взаимной: Абу Муслим стремился к большей власти и с презрением смотрел на аль-Мансура сверху вниз, чувствуя, что аль-Мансур обязан Абу Муслиму своим положением. Когда дядя нового халифа, Абдулла ибн Али, восстал, аль-Мансур попросил Абу Муслима подавить это восстание, что он и сделал, и Абдулла был передан своему племяннику в качестве пленника. В конечном счете Абдулла был казнён.

Отношения быстро ухудшились, когда аль-Мансур послал агента для инвентаризации военных трофеев, а затем назначил Абу Муслима губернатором Сирии и Египта за пределами своей базы власти. После все более ожесточенной переписки между Абу Муслимом и аль-Мансуром Абу Муслим опасался, что его убьют, если он появится в присутствии халифа. Позже он передумал и решил появиться в его присутствии из-за сочетания предполагаемого неповиновения, обещания аль-Мансура сохранить его на посту губернатора Хорасана и заверений некоторых из его близких помощников, некоторые из которых были подкуплены аль-Мансуром. Он отправился в Ирак, чтобы встретиться с аль-Мансуром в аль-Мадаине в 755 году. Аль-Мансур продолжил перечислять свои претензии к Абу Муслиму, который постоянно напоминал халифу о его попытках возвести его на престол. Против Абу Муслима также были выдвинуты обвинения в том, что он зиндик или еретик . Затем аль-Мансур подал знак пятерым своим охранникам за портиком убить его. Изуродованное тело Абу Муслима было брошено в реку Тигр , а его командиры были подкуплены, чтобы они согласились на убийство.

Наследие

Убийство Абу Муслима не было хорошо воспринято жителями Хорасана, и среди населения возникли возмущение и восстание из-за жестоких методов, используемых аль-Мансуром.

Существуют различные варианты легенд об Абу Муслиме и формах его поклонения в Центральной Азии, Иране и Афганистане. В зависимости от конкретных местных традиций, некоторые местные святые легитимизируются через воображаемую связь с Абу Муслимом .

См. также

В художественной литературе

  • Деятельность Абу Муслима описана в романе российского писателя Мастера Чэня «Любимый ястреб дома Аббасов».
  • Легенды об Абу Муслиме, бытовавшие в Мерве, легли впоследствии в основу народного романа на персидском языке «Кисса-и Абу Муслим» .

Примечания

  1. Yūsofī, Ḡ. Ḥ. (1983). "ABŪ MOSLEM ḴORĀSĀNĪ". In Yarshater, Ehsan (ed.). Encyclopædia Iranica, Volume I/4: Abū Manṣūr Heravı̄–Adat. London and New York: Routledge & Kegan Paul. pp. 341–344.
  2. Moscati, S. (1960). "Abū Muslim". In Gibb, H. A. R.; Kramers, J. H.; Lévi-Provençal, E.; Schacht, J.; Lewis, B. & Pellat, Ch. (eds.). The Encyclopaedia of Islam, New Edition, Volume I: A–B. Leiden: E. J. Brill. p. 141.
  3. Egger, Vernon O. (2016). A History of the Muslim World to 1405: The Making of a Civilization. Routledge.
  4. Abu Muslim Khurasani, Conflict and Conquest in the Islamic World: A Historical Encyclopedia, Volume 1, ed. Alexander Mikaberidze,
  5. Florian Illerhaus: "Haschimitische Propaganda. Bedingungen für den Erfolg der abbasidischen Revolution" (German). Munich, 2011.
  6. .
  7. Маликов, А. М. Культ Абу Муслима и его сподвижников в Центральной Азии: варианты мифологизации // Этнографическое обозрение. №3. — 2020. — С. 141—160.
  8. Universalis, Encyclopædia. от 8 апреля 2022 на Wayback Machine . Encyclopædia Universalis (in French). Retrieved 28 June 2019. Abu Muslim déclencha l’opération en 747 et la victoire fut acquise à la bataille du Grand Zâb en 750.
  9. от 30 августа 2019 на Wayback Machine 728—755,"Persian leader of the Abbasid revolution.
  10. Goldschmidt, Arthur (2002), , Boulder, Colorado: Westview Press, pp. 76–77.
  11. Маликов, А. М. Культ Абу Муслима и его сподвижников в Центральной Азии: варианты мифологизации // Этнографическое обозрение № 3, 2020, с.141-160

Литература

Источник —

Same as Абу Муслим