Interested Article - Нескучный сад (журнал)
- 2020-12-06
- 1
« Неску́чный сад » — российский ежемесячный православный журнал для православной аудитории, издававшийся с 2001 по 2013 годы. С 2001 по 2006 год выходил с подзаголовком «журнал о делах милосердия», а затем с подзаголовком «журнал о православной жизни».
История
14 августа 2001 года журнал «Нескучный сад» был зарегистрирован в Министерстве печати России . Учредителем журнала стало сестричество во имя святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице . В редакции журнала собралась команда профессиональных журналистов; главный редактор работала в 1990-х годах в « Коммерсанте » .
В первом номере в статье «Нескучный сад добродетелей» объяснялось, почему журнал был назван так: «Сад, о котором мы говорим читателю в названии — это и сад добродетелей, это и люди, которые собираются в этом саду, как некие прекрасные создания Божии, сад — это и место радости и утешения, место, созданное Богом. Кроме того, Нескучный сад в Москве — это место, где некоторое время жила преподобномученица Елизавета Федоровна со своим мужем, великим князем Сергеем Александровичем. <…> Нескучный сад находится рядом с нашим училищем сестёр милосердия , рядом с храмом в Первой градской больнице — первым больничным храмом, который был открыт в России после годов гонения на Церковь» .
В журнале были опубликованы интервью , репортажи , комментарии по актуальным вопросам православной жизни в России и за рубежом . Постоянные разделы журнала — «Жизнь в Церкви», «Общее дело», «Ближний круг», «Культура».
В ноябре 2004 года журнал был награждён гран-при в номинации «Призвание» на Первом фестивале православных СМИ « Вера и слово » . Вручение состоялось 24 января 2005 года в Малом зале церковных соборов храма Христа Спасителя .
21 декабря 2004 года открылся веб-сайт журнала nsad.ru .
В 2006 году журнал изменил свою целевую аудиторию и «Нескучный сад» стал журналом о православной жизни, основой которой является человеколюбие, готовность прийти на помощь нуждающемуся .
В 2007 году журнал награждён призом Российского государственного военно-исторического культурного центра при Правительстве РФ. В том же году занял первое место на II Международном конкурсе «Евразия. Социальный портрет» .
До экономического кризиса 2008—2009 годов журнал получал поддержку от крупного спонсора, но затем вынужден был существовать на пожертвования сочувствующих людей .
В феврале 2009 года журнал «Нескучный сад» и портал « Православие и мир » решили объединить усилия в интернет-пространстве. На портале «Православие и мир» появился раздел НС-online , где предполагалось публиковать все свежие материалы бумажной версии «Нескучного сада» .
13 октября 2010 года на фестиваля «Вера и слово» арт-директор журнала «Нескучный сад» Дмитрий Петров получил награду за многолетний труд по формированию художественных образов православных журналов и православных интернет-порталов .
15 декабря 2010 года журналу «Нескучный сад» был присвоен гриф Синодального информационного отдела (свидетельство № 42) .
24 мая 2013 года главный редактор журнала Юлия Данилова объявила, что майско-июньский номер журнала будет последним, после чего издание перейдёт в интернет-формат . Журналист Сергей Чапнин , комментируя этот шаг, отметил, что «отказ от бумажного носителя привёл к потере имеющейся аудитории и вынудил завоёвывать новую, которая пользуется электронными средствами. А эта аудитория с другими потребностями и интересами, другая по возрасту» .
9 сентября того же года Данилова сообщила, что интернет-журнал «Нескучный сад» прекращает свою работу в связи с проблемами в финансировании. Основной причиной такого решения послужило то, что в 2013 году проект не получил необходимого количества пожертвований, а возможность сокращения штата или размещения рекламы редакция не рассматривала . Из-за недостатка денег владельцы сайта приняли решение сконцентрироваться на развитии другого, аналогичного проекта — «Милосердие.ру», который на тот момент являлся крупнейшим из сайтов подобной тематики . По словам Юлии Даниловой, «„Нескучный сад“ — это некоммерческий проект, и логично, что когда деньги кончились, его закрыли. Мы надеемся, что теперь несколько расширится тематика портала „Милосердие.ру“. Там была маленькая команда, и мы не успевали охватывать всё даже по теме благотворительности. Это сайт о добрых делах, в том числе не связанных с церковными структурами, и об историях тех, кому нужна помощь» . 15 ноября того же года на сайте журнала было размещено официальное сообщение редакции о том, что «проект „Нескучный сад“ остановлен» .
В 2014 году Юлия Данилова отметила, что, по её мнению, «разговор о вере в СМИ на сегодня исчерпался»:
мне кажется, главная трудность <…> в том, что сам этот дискурс о вере, сам разговор о вере в СМИ на сегодня совершенно исчерпался. Всё главное сказано, причём по много раз, всё протоптано, всё повторено. По нашему опыту «Нескучного сада», мы стали с этим сталкиваться: об этом мы уже сказали, и об этом сказали, и об этом мы сказали, об этом мы поговорили, осталось, что ли, расследовать имущественные коллизии, исторические повороты, кто кого гнал, кто на ком стоял, и по какой административной причине уехали какие мощи… Это не религиозный разговор — это журналистика расследований , связанная с религией .
Оценки
Анна Гумерова, рецензируя первый номер журнала, написала:
«его общий настрой уже вполне определен. Этот журнал о делах милосердия — не просто праздный призыв к ним; это, если хотите, руководство к действию. Авторы статей не пытаются скрыть трудности, но тем не менее видно, что их самих эти трудности не отпугивают и не ввергают в уныние» .
Как отмечалось на портале Полит.ру в октябре 2007 года:
«Нескучный сад» к миссионерской направленности добавляет более практическую, о чем прямо говорит его подзаголовок «православный журнал о делах милосердия». Он пытается выступать коллективным организатором благотворительной деятельности, задействуя, в том числе, и интернет-ресурсы. Журнал не просто зазывает людей в лоно церкви. Он призывает их к конкретным делам. Например, имеется сайт «Miloserdie.ru», полностью посвященный благотворительности, он непосредственно связывает людей, которые нуждаются в помощи с теми, кто может её оказать. Вокруг сайта собралось уже целое сообщество добровольцев .
Максим Антипов и Людмила Рачкова в феврале 2008 года дали такую оценку журналу:
Задуманный как журнал о делах милосердия, он вышел за рамки вопросов «социального служения». Главный вопрос, который ставит редакция перед собой и своими читателями: «Как быть православным в современном мире?»
Писательница, обозреватель « Российской газеты » Мария Городова в марте 2011 года сказала :
журналы «Фома» и «Нескучный сад» изначально задали достаточно высокую планку в церковной журналистике, и я с удовольствием наблюдаю, что они держат этот уровень. Это серьёзная, профессиональная и конкурентоспособная журналистика, сделанная православными людьми.
Журналистка в июне 2012 года писала:
Журнал «Нескучный сад» все эти годы существовал <…>, трансформируясь из катехизического журнала о добрых делах в церковно-общественный ежемесячник. Пожалуй, это единственный православный журнал, который выдерживает профессиональные стандарты качества и форматы (разве что ещё ЖМП, где тоже почти все сотрудники раньше работали в «больших СМИ»). В последнее время «Нескучный сад» балансирует на грани: оставаясь при официальной церковной структуре, журнал публикует довольно резкие тексты, в том числе — репортажи с митингов оппозиции , антипутинские авторские колонки (можно упомянуть среди авторов священника , библеиста Андрея Десницкого и других), контрвью по горячим темам — « Пусси Райот » и выставка Гельмана в Краснодаре .
Примечания
- Дата обращения: 22 сентября 2015. 23 сентября 2015 года.
- ↑ . www.nsad.ru (1 января 2008). Дата обращения: 10 марта 2015. 28 марта 2015 года.
- ↑ pravmir.ru . Правмир (14 июня 2012).
- От редакции. // «Нескучный сад». — 2001. — № 1 . 5 марта 2016 года.
- ↑ . pstgu.ru . ПСТГУ (26 сентября 2011). Дата обращения: 1 ноября 2020. 7 ноября 2020 года.
- . credo.press (25 января 2005).
- от 2 апреля 2015 на Wayback Machine Православный журнал «Нескучный сад».
- Заярный А. А. // Актуальные проблемы психологического здоровья: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. — Псков: Псковский государственный университет, 2016. — С. 328—331 .
- ↑ . aif.ru . Аргументы и факты (9 сентября 2013). Дата обращения: 10 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
- . Дата обращения: 10 марта 2015. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
- от 2 апреля 2015 на Wayback Machine . Православие и мир, 16 февраля 2009
- . Милосердие.ru (13 октября 2010).
- от 24 февраля 2015 на Wayback Machine .
- от 2 апреля 2015 на Wayback Machine . Портал-Credo.Ru .
- // Дон Православный, 16 ноября 2013
- ↑ Сопова, Александра . Известия (10 сентября 2013). Дата обращения: 30 декабря 2020. 13 февраля 2021 года.
- от 2 апреля 2015 на Wayback Machine . Православие и мир, 10.9.2013.
- Юлия Данилова. . nsad.ru . Православный журнал «Нескучный сад» (15 ноября 2013). Дата обращения: 30 декабря 2020. 12 августа 2020 года.
- от 2 апреля 2015 на Wayback Machine . Православие и мир, 11.9.2014.
- Гумерова А. от 2 апреля 2015 на Wayback Machine // « Альфа и Омега », № 30, 2001
- от 24 сентября 2015 на Wayback Machine // Полит.ру , 12 октября 2007
- Антипов Максим, Людмила Рачкова. . bogoslov.ru (21 февраля 2008).
- . pravoslavie.ru (22 марта 2011).
Литература
- Доброхотова М. А. // Вестник Пермского университета . История. — 2014. — № 2 (25) . — С. 134—142 .
- Иванова Т. Н. // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. — М. : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет , 2009. — Т. 2 , № 19 . — С. 67 .
- Иванова Т. Н. // Вестник Российского университета дружбы народов . Серия: Литературоведение. Журналистика. — 2013. — № 2 . — С. 109—115 .
Ссылки
- от 2 апреля 2015 на Wayback Machine
- от 12 февраля 2015 на Wayback Machine на сайте « Православие и мир »
- 2020-12-06
- 1