Interested Article - Мустафа I
- 2020-09-11
- 1
Мустафа́ I ( осман. مصطفى — Mustafa I ; 1591/1592, Маниса или не позднее 1603, Стамбул — 20 января 1639, Стамбул) — султан Османской империи в 1617—1618 и 1622—1623 годах. Носил прозвище Безумный ( тур. Deli ) из-за психического заболевания, стал единственным султаном в истории Османской империи, который дважды восходил на трон и дважды был с него свергнут.
В декабре 1603 года султаном стал старший единокровный брат Мустафы Ахмед I . Самого Мустафу должны были казнить по закону Фатиха , однако по ряду причин ему сохранили жизнь. Одной из таких причин могло быть психическое состояние наследника. В последующие годы Ахмед I несколько раз пытался казнить брата, но всё время менял решение. На протяжении всего правления брата Мустафа оставался под строгим надзором во дворце, что ещё больше усугубило его психическое состояние.
Когда в ноябре 1617 года неожиданно умер Ахмед I, перед государственными деятелями встал вопрос, кто унаследует трон: брат покойного Мустафа или малолетний сын Осман . Чаша весов склонилась в сторону Мустафы, и 22 ноября 1617 года его возвели на престол. Поскольку сам султан не был способен править, большую часть его обязанностей возложили на его мать . О действиях самого Мустафы в период его правления известно мало. В феврале 1618 года государственные деятели пришли к выводу, что Мустафа не может править, поскольку в его психическом здоровье так и не наступило улучшение. 26 февраля с согласия матери султана Мустафа был свергнут и заточён во внутренних покоях дворца , где оставался на протяжении недолгого правления его племянника Османа II.
19 мая 1622 года во время бунта против Османа Мустафу освободили из заточения и вновь возвели на престол. великого визиря наладить ситуацию ни к чему не привели. Сам Мустафа ввиду своего состояния не имел никакого влияния на происходящие события. К началу 1623 года обстановка в столице накалилась. В это же время Абаза Мехмед-паша в Эрзуруме осудил «кровь Османа II» и поднял восстание с целью найти и наказать убийц покойного султана. Сторонники Мустафы во дворце выдали бунтовщикам зятя султана Кара Давута-пашу, принимавшего непосредственное участие в убийстве Османа, в надежде, что казнь Кара Давута положит конец восстанию, однако эти надежды не оправдались. В итоге великий визирь провёл переговоры с улемами и матерью Мустафы, и 10 сентября 1623 года султан был свергнут и вновь заточён в покоях дворца.
На следующий день был жестоко убит свергнутый племянник Мустафы Осман II, что наложило тень на всё второе правление безумного султана. Второе правление Мустафы I сопровождалось финансовым кризисом, обусловленным неоднократной сменой власти за короткий срок; попытки матери султана, вновь взявшей на себя большую часть султанских обязанностей, иМустафа умер 20 января 1639 года в заточении и, вопреки традициям , его тело было погребено только через 17 часов после смерти, поскольку султанские гробницы были переполнены. В итоге бывшего султана похоронили в одном из зданий перед мечетью Айя-София , назначение которого достоверно так и не было установлено. В отличие от предыдущих султанов, Мустафа не имел наложниц и детей и не занимался благотворительностью.
Биография
Происхождение
Мустафа был младшим сыном султана Мехмеда III , однако достоверно не известно, кто был его матерью и когда и где он родился.
Вопрос даты рождения
Согласно историографии, основанной на османских источниках, Мустафа родился в 1000 году по хиджре (1591/1592 год по григорианскому календарю) в Манисе , где его отец на тот момент служил санджакбеем . Этой же версии придерживались турецкий историк Феридун Эмеджен, автор статьи о Мустафе в « Исламской энциклопедии » , и османский историк Сюрея Мехмед-бей в своём труде «Реестр Османов» . Турецкий историк Недждет Сакаоглу указывает годом рождения Мустафы 1591-й , а османист Энтони Олдерсон и турецкий историк Чагатай Улучай — 1592-й .
Турецкий историк Гюнхан Бёрекчи в докторской диссертации «Династия на пороге гибели: Мехмед III, Ахмед I, Мустафа I и политический кризис Османской империи XVII века» ( тур. İnkırâzın Eşiğinde Bir Hanedan: III. Mehmed, I. Ahmed, I. Mustafa ve 17. Yüzyıl Osmanlı Siyasî Krizi ) писал, что Мустафа I должен был родиться в Стамбуле гораздо позже общепринятой даты : венецианский посланник Симоне Контарини в отчёте от 3 января 1604 года писал, что брату султана Ахмеда I Мустафе около четырёх лет; цитируя информацию, полученную от своих доверенных лиц во дворце, Контарини делает вывод, что Мустафа родился в 1601 году и на момент восшествия брата на престол ему было три года и вскоре должно было исполниться четыре . Кроме того, в докладе английского посланника королеве Елизавете I от 26 июля 1602 года сообщалось, что визири в Стамбуле решают, кого из двоих шехзаде назначить наследником; Бёрекчи делает вывод, что речь идёт о Махмуде и Ахмеде . Мустафа, которому по общепринятой версии на тот момент должно было быть десять или одиннадцать лет, не упоминается в этом докладе, поэтому он на тот момент либо ещё не родился, либо же был очень мал . Ещё одной причиной того, что Мустафа не был указан в докладе, мог быть тот факт, что ввиду его психического состояния его существование старались не афишировать .
Религиозный деятель и историк XVII века отмечал, что Мустафа родился в год казни его брата Махмуда. Вместе с тем байло в 1609 году в своём докладе Венецианскому сенату оценил возраст Мустафы в 10 лет — таким образом, Мустафа должен был родиться в 1599—1600 годах. Турецкий историк Баки Тезджан, проведший наиболее детальное исследование даты рождения Мустафы, писал, что шехзаде должен был родиться между 1600 и 1602/1603 годами .
Вопрос материнства
Феридун Эмеджен писал, что имя матери неизвестно, однако она была абхазского происхождения . Османские историки Туга Челеби и Мустафа Наима , не называя имени этой женщины, упоминали её только как «валиде султана Мустафы» . Улучай писал, что имя матери Мустафы неизвестно, но она была жива во время второго правления сына . Сюрея, не указывая иных данных, тоже отмечал, что имя матери Мустафы неизвестно . Американский историк отмечала, что имя матери Мустафы утрачено, однако она играла весьма заметную роль, являясь регентом при сыне .
Недждет Сакаоглу тоже писал, что имя матери Мустафы неизвестно , однако отмечал, что женщина была «плотного телосложения» . Сакаоглу выдвигал предположение, что матерью Мустафы могла быть наложница Мехмеда III по имени Махпейкер , если таковая вообще существовала .
Энтони Олдерсон назвал Хандан-султан матерью как Ахмеда I, так и Мустафы I . Эта версия ошибочна, поскольку Хандан умерла в 1605 году, тогда как мать Мустафы I в 1622 была ещё жива .
Гюнхан Бёрекчи в двух своих диссертациях писал, что у Мустафы и Махмуда была одна мать . В диссертации «Династия на пороге гибели: Мехмед III, Ахмед I, Мустафа I и политический кризис Османской империи XVII века» и в статье о Мустафе в «Энциклопедии Османской империи» он отмечал, что её имя неизвестно . В комментариях к более поздней диссертации «Фракции и фавориты при дворе султана Ахмеда I (пр. 1603—17) и его ближайших предшественников» ( англ. Factions and favorites at the courts of sultan Ahmed I (r. 1603—17) and his immidiate predessors ) он указывает, что обнаружил в архивах забытую генеалогию династии, сохранившуюся в рукописи XIX века, в которой мать Мустафы названа Халиме-султан . Бёрекчи писал, что Карачелебизаде Абдулазиз-эфенди называл Мустафу и Махмуда полнородными братьями . Бёрекчи отмечает, что Контарини, первоначально сообщивший о казни матери Махмуда вместе с ним, неделю или две спустя сообщал, что это были всего лишь слухи, и из достоверного источника во дворце ему известно, что мать шехзаде выслали в Старый дворец .
Ранние годы. Наследник брата
В 1595 году отец Мустафы стал султаном, и весь гарем Мехмеда был перевезён в Стамбул. Эмеджен полагал, что Мустафа был в числе шехзаде, перевезённых в столицу в 1595 году . Базовое образование шехзаде получил в султанском дворце ; байло Оттавиано Бон в 1609 году отмечал, что обучением Мустафы занимаются гаремные женщины . Начиная с возраста 10—11 лет сыновья султанов должны были проходить обучение управлению государством в различных провинциях империи — санджаках , однако в правление отца Мустафы обучение шехзаде , как и их жизнь в целом , ограничивалось стенами султанского дворца, а сам султан так и не объявил, кого из сыновей он видит своим преемником . Согласно Лесли Пирс, сыновья султанов в период с 1603 по 1648 год получали лишь 100 акче в день — наименьшее жалование из всех членов семьи, за исключением незамужних сестёр султана .
По сведениям Эмеджена, когда в декабре 1603 года умер отец Мустафы и султаном стал его старший единокровный брат Ахмед I , Мустафу должны были казнить по закону Фатиха . Однако он был единственным оставшимся в живых шехзаде, а новый султан был молод и ещё не имел сыновей, и Мустафе сохранили жизнь . Кроме того, в его пользу сыграл тот факт, что народ весьма негативно воспринял казнь Мехмедом III девятнадцати братьев . Улучай, Пирс и Бёрекчи в «Энциклопедии Османской империи» отмечали, что Мустафа избежал казни по причине своего психического состояния , из-за которого не представлял угрозы правлению брата. Пирс отмечала, что дальнейшее восшествие на престол Мустафы ставит под вопрос степень его изначального психического состояния .
В течение полутора лет после восшествия на престол у Ахмеда родилось двое сыновей , и жизнь Мустафы вновь оказалась под угрозой. Эмеджен связывал бездействие Ахмеда с напряжённой обстановкой в стране и слишком юным возрастом его сыновей. В то же время в некоторых источниках указывалось, что Ахмед I несколько раз пытался казнить брата, но всё время менял решение : так, в отчёте Симоне Контарини, датированном 1612 годом, указано, что султан отменил решение о казни в первый раз из-за внезапной болезни, а во второй раз — из-за начавшейся сильной бури . В то же время Бёрекчи в «Энциклопедии Османской империи» писал, что не последнюю роль в сохранении жизни Мустафе после рождения у Ахмеда I сыновей сыграла фаворитка последнего Кёсем-султан , которая желала сохранить жизни и своим сыновьям в случае, если после смерти Ахмеда султаном стал бы его первенец от другой наложницы Осман .
На протяжении всего правления брата Мустафа оставался под строгим надзором во дворце, что ещё больше усугубило его психическое состояние и превратило его в параноика , боящегося казни . Согласно Сакаоглу, о психическом нездоровье Мустафы было известно ещё до восшествия на престол его брата Ахмеда I, поэтому во время правления отца и брата существование Мустафы старались не афишировать и не выпускали его за пределы дворца .
Первое правление
В ноябре 1617 года неожиданно умер Ахмед I и перед визирями и улемами встал вопрос, кто унаследует трон: брат почившего султана или его малолетний сын . Шейх-уль-ислам , каймакам Софу Мехмед-паша и другие государственные деятели настаивали на возведении на трон Мустафы в обход Османа , что изменяло сам принцип престолонаследия . Османский историк Ибрахим Печеви отмечал, что народ бы негативно воспринял возведение на престол малолетнего Османа при наличии достаточно взрослого, пусть и психически нестабильного, Мустафы ; к тому же, кызляр-ага Мустафа, хоть и был против восшествия на престол безумного шехзаде , считал, что в будущем Мустафа может пойти на поправку : обширные социальные контакты султана должны были положительно повлиять на его состояние . Ходжазаде и Софу считали, что если Мустафу не возвести на престол, то его вряд ли смогут уберечь от «людской молвы» . Печеви так писал о решении визирей: «Считалось, что, поскольку возведение на трон шехзаде-ребенка при наличии уже взрослого шехзаде вызовет публичные слухи и создаст многочисленные потенциальные опасности, времена требовали, чтобы трон султаната в порядке преемственности принадлежал султану Мустафе. В противном случае они были бы мишенью всех народных стрел порицания и поношения» . Ходили слухи, что среди тех, кто возвёл Мустафу на престол была любимая жена Ахмеда I Кёсем-султан , которая стремилась не допустить правления Османа и проложить путь к престолу собственным сыновьям .
Дата | Визирь |
---|---|
ноябрь 1616
18 января 1619 |
Марашлы Халиль-паша |
В среду 22 ноября 1617 года (23 зу-ль-када 1026 по хиджре ) Мустафа I был возведён на престол, в пятницу он отправился в Эюп , где прошёл церемонию опоясывания мечом Османа . Уже во время церемонии стало ясно, что султан не в себе . В качестве джюлюсного бакшиша было роздано сто кошелей золота . Бо́льшую часть султанских обязанностей возложили на мать Мустафы , действовавшую через доверенных лиц . Был произвёден ряд назначений, однако мать сохранила должность кызляра-аги за Мустафой-агой, вопреки мнению её сторонников в совете дивана .
Эмеджен отмечал, что источники дают мало сведений о действиях самого Мустафы во время своего правления , которое продлилось лишь до 26 февраля 1618 года (1 раби аль-авваль 1027 года по хиджре ). Историк XVII века Топчулар Кятиби Абдкулкадир-эфенди писал, что султан часто выезжал на охоту, привозил во дворец для ознакомления военное снаряжение, такое как ружья, луки и щиты, давал чаевые мастерам, которые их изготовляли, а также ездил в , где восхищённо осматривал пушки и стрелял из них. Историк писал, что Мустафа обошёл корабли и осмотрел их состояние, приказал 100 галерам и 100 фрегатам выйти в Чёрное море , раздал подати улемам, шейхам-дервишам и беднякам и заявлял, что отрёкся от трона по собственному желанию . Другие источники чётко указывают, что Мустафу свергли с престола, и называют причины этого свержения. Один из историков того периода, Хасанбейзаде Ахмед-паша, писал, что ожидания кызляра-аги Мустафы касательно улучшения психического здоровья султана не оправдались. Софу Мехмед-паша и шейх-уль-ислам Ходжазаде Эсад-эфенди, приведшие Мустафу к власти, всё яснее понимали, что лекарства, которые лекари давали султану, не работают, Мустафа опустошает казну и распространяет слухи, что его племянники убиты и династия прервётся на нём самом. И Мехмед-паша, и Эсад-эфенди понимали, что необходимо принять срочные меры по устранению султана . Они, вероятно, пошли на сговор с матерью Мустафы, пообещав сохранить ему жизнь, если его мать даст согласие на свержение сына . Причиной низложения официально была названа «умственная слабость» султана . После того как 26 февраля 1618 года (1 раби аль-авваль 1027 ) двери комнаты, куда поместили Мустафу, закрылись за ним, на трон был возведён старший сын покойного султана Ахмеда I Осман II . Мустафу поселили в тех же покоях, где ранее под надзором проживал Осман на протяжении правления дяди .
В правление Османа II
Молодой султан выразил своё негодование по поводу возведения на престол дяди, изгнав Софу Мехмед-пашу из Стамбула и ограничив полномочия шейх-уль-ислама. В письме к английскому королю Якову I по случаю восхождения на престол подчёркивалось, что ранее османский трон всегда переходил от деда к отцу, от отца к сыну, но в его случае отдали предпочтение брату покойного султана из уважения к его возрасту, однако дядя, по словам Османа, оказался «смущающе некомпетентным человеком» ; Осман уважительно называл Мустафу «своим великим и благородным дядей» .
В 1621 году перед походом на Хотин Осман II, опасавшийся восстания, казнил старшего из своих младших братьев шехзаде Мехмеда . Восстания со стороны дяди он не опасался из-за его психического состояния и потому сохранил ему жизнь . Последующие события показали, что молодой Осман ошибался и, пока он находился в походе, в столице зрел заговор, в результате которого своим султаном янычары и сипахи выбрали Мустафу. Одной из причин такого выбора стало то, что психическое состояние Мустафы не улучшалось и им можно было управлять .
Бунт против Османа II
Феридун Эмеджен отмечал, что военные заранее не планировали возводить Мустафу на трон — эта мысль возникла уже во время налёта на дворец 19 мая 1622 года (8 раджаба 1031 года по хиджре): когда кто-то из нападавших произнёс имя бывшего султана, остальные ухватились за это и отправились на поиски Мустафы. Хотя бунтовщики очень быстро узнали о местонахождении султана от гаремного слуги, вызволить его из заточения сразу они не смогли. Тем временем Мустафа, который слышал, как выкрикивают его имя, отвечал бунтовщикам: «Если вы хотите меня, и я хочу вас». Услышав это, повстанцы поднялись на купол комнаты, в которой был заперт Мустафа, и пробили его топорами . Историк Хюсейн Туга-челеби так описывает последующие события: «На слова: „Мой падишах, снаружи вас ждут солдаты“ — он ответил: „Дайте воды“. Отовсюду принесли воды; выпив, он сказал: „Хвала Аллаху! Вот уже два дня мне не давали воды, хотели извести жаждой и голодом, [поскольку] мечом убить не смогли, [но] воля божья — воля святая“… С тех пор как завоевали город Константинополь, сюда не смел [проникнуть] ни один янычар. Затем, обвязав султана Мустафу верёвками, его вытащили наверх. Вслед за ним вытащили двух прислуживавших ему рабынь. Спустив [всех] вниз, доставили к толпе» . Эмеджен уточнял, что султана Мустафу подняли на подушке, закреплённой верёвками .
Историк Хюсейн Туга-челеби, свидетель этих событий, подробно описал то, что происходило с Мустафой и Османом. По словам Туги, повстанцы хотели посадить Мустафу на коня шейх-уль-ислама Эсада-эфенди, которого нашли во дворце после того, как вызволили султана. Когда Мустафа из-за слабости не мог удержаться на коне, повстанцы решили спрятать его в одном из помещений . Между тем Эсад-эфенди призывал повстанцев отказаться от бунта в пользу Мустафы, поскольку ввиду его психического состояния улемы не дали бы разрешения на его возведение на престол. Повстанцы его не послушали и заставили шейх-уль-ислама под страхом смерти поклясться в верности султану Мустафе. Сам Мустафа в это время пребывал в плачевном состоянии: повстанцы заперли его в Арз Одасы в одном нижнем бельё , по словам Туги, не выдав ему даже . В это же время мятежники требовали присяги Мустафе, однако улемы не позволяли присягнуть ему, пока на троне сидит султан Осман. По этому поводу бунтовщики около трёх часов препирались с улемами, затем Мустафе присягнул казаскер Румелии Кетхуда Мустафа-эфенди, за ним присягу принесли и улемы, и шейхи, а в Стамбул послали глашатаев, которые объявляли: «Султан Мустафа стал падишахом!» Затем султана с двумя наложницами, пребывавшими с ним в заключении , посадили в телегу для перевозки больных и отправили в Старый дворец, где находилась его мать . В это же время Мустафа издал свой первый указ: Кара Али-ага , назначенный Османом главой янычар , должен был остаться на своём посту и освободить заключённых в подземельях и Галаты . В это же время часть мятежников занималась разграблением дворцов и домов своих противников — Баки-паши, сына Ходжи Омер-эфенди, кадия Стамбула и Кара Али-аги . Улем , находившийся во дворце во время бунта и переворота, узнав о повторном восшествии на престол Мустафы I, заявил, что Осман беспомощен, поскольку не прислушивался к советам учёных мужей, и с трудом покинул дворец .
Когда мятежники, перевёзшие Мустафу в Старый дворец, узнали о слухе, что ночью Осман с бостанджи планирует напасть на дворец и убить Мустафу, то по совету Феридуна-эфенди решили укрыть своего султана в старой (Орта Джами). В повозку посадили падишаха, его мать и рабынь; рядом с повозкой шли дворцовые аги и оруженосец Дервиш-ага , позднее получивший должность аги янычар . Печеви, наблюдавший за происходящим, писал, что в это время собралась большая толпа, и все пытались увидеть султана, некоторые пытались забросить в повозку куски ткани, вырванные из тюрбанов и рукавов одежды, веря, что таким образом они смогут исполнить свои желания; Печеви отмечал, что эти куски ткани собирала мать султана . Мечети достигли к вечеру , здание окружили янычары, способные защитить Мустафу от сторонников Османа, которых молодой султан отправил, чтобы они доставили дядю к нему . Туга Челеби сообщал, что, войдя в Орта Джами, султан Мустафа произнёс молитву: «О падишах падишахов, прошу доставить мне без насилия султана Османа в эту мечеть» . В дальнейшем бунтовщики планировали отвезти Мустафу в султанский дворец Топкапы , однако тот отказывался ехать во дворец, пока к нему не приведут Османа . Ситуацию усугубляла мать Мустафы, которая, по словам Туги Челеби и Мустафы Наимы, заявила янычарам: «Аги, вы с нами, Осман — страшный человек! Если он спасётся, то никто из вас не жилец!»
Туга Челеби писал, что Осман II испугался, услышав, что Мустафу перевезли из Старого дворца в Орта Джами. Молодой султан вызвал к себе и вручил ему печать великого визиря в надежде, что тот сможет урегулировать ситуацию. Хюсейн предложил обратиться к главному аге янычар и, если надо, подкупить его, однако Осман считал, что на агу полагаться нельзя и будет лучше бежать в Анатолию, собрать там войско и разбить мятежников. Хюсейн-паша посчитал такой план безумием и убедил Османа встретиться с агой янычар. По итогу переговоров Осман и ага янычар сошлись на том, что рано утром ага янычар «пойдёт в казармы, позовёт одабаши и выдаст в виде [монаршей] милости по 50 золотых и [ещё] лилового сукна, а сипахиям — по 10 акче прибавки в виде милости, а султана Мустафу пусть снова перевезут во дворец». Как и планировалось, ага отправился в корпус и переговорил с остальными ага, однако те посоветовали ему самому явиться в мечеть, где укрылся Мустафа, и убедить войско сдать безумного султана. Глава янычар прибыл в мечеть и поговорил с Мустафой, но как только он вышел из мечети и начал свою речь, сипахи сбросили его с лестницы и убили. Тело аги бунтовщики протащили до Аксарайского рынка, а затем разграбили его дом и дома нескольких других чиновников .
Тем временем Мустафа, сидевший в михрабе мечети и держащий за юбки своих наложниц, подошёл к окну и хотел выглянуть наружу, когда услышал за окном голоса . Печеви, получивший сведения о случившемся от человека, находившегося в это время в мечети, писал, что за окном говорили военные, приведшие Османа , и сам Осман упрекнул военных: «Посмотрите, кого вы делаете султаном» . Туга-челеби представляет другую картину, заявляя, что во время вечерней молитвы Мустафа поднял руки и пригласил всех присутствующих помолиться, что он не хотел уходить до прихода Османа и что Османа привели в мечеть на следующий день, однако султаны так и не встретились . В тот же день Мустафа на ступенях мечети приветствовал народ, после чего была прочитана совместная молитва . Эмеджен отмечает, что в ряде источников утверждается, что Кара Давут-паша , предположительно женатый на полнородной сестре Мустафы , несколько раз собирался убить Османа, которого приводили в одно и то же место перед выходом Мустафы из мечети, но Давут так и не решился на это, опасаясь негативной реакции солдат возле мечети .
Второе правление
Церемония присяги султану прошла в пятницу 20 мая 1622 года (9 раджаба 1031 года по хиджре) в Топкапы, куда в полдень был доставлен Мустафа. В тот же день от имени султана в мечетях зачитали проповедь . Тогда же был жестоко убит бывший султан Осман II, что наложило тень на всё второе правление Мустафы: убийство и надругательство над телом его племянника вызвали сильную ненависть янычар и сипахов как в самом Стамбуле, так и в провинциях — эта ситуация была главной причиной последующих восстаний и беспорядков в столице . Венецианский байло, описывавший Мустафу как бледного, с редкой бородой, большими чёрными, но тусклыми глазами и слабым телом, отмечал, что умственная слабость султана была известна ещё во время его первого правления, однако со временем его психическое состояние ещё больше ухудшилось, в частности, под влиянием жизни в заключении в период правления Османа, обстоятельств возведения на трон, а также трагической гибели Османа. В некоторых западных источниках говорилось, что Мустафа I бегал туда-сюда по дворцовым коридорам, стучал во все двери, выкрикивал имя Османа и призывал племянника спасти его от бремени султаната .
Второе правление Мустафы сопровождалось финансовым кризисом, обусловленным неоднократной сменой власти за короткий срок: в период с 1615 по 1632 год на троне сменилось трое султанов, и каждое восшествие на престол сопровождалось раздачей золота, что истощило казну. Английский посланник сэр Томас Ро так писал о попытках валиде-султан и великого визиря наладить ситуацию: «Султана-мать с этим визирем нашли невозможным осуществить следующую выплату обычными средствами, поэтому решили изменить чеканку и вернуть её в сераль; здесь они отдали все сёдла, уздечки, мундштуки, стремена, цепи, старые серебряные тарелки и золото, что смогли найти, чтобы отчеканить монеты. Таким образом они надеялись, что смогут подлатать дыру [в казне] хотя бы на время…»
Даты | Визирь |
---|---|
20 мая 1622
13 июня 1622 |
Кара Давут-паша |
13 июня 1622
8 июля 1622 |
(первый раз) |
8 июля 1622
21 сентября 1622 |
|
21 сентября 1622
5 февраля 1623 |
|
5 февраля 1623
30 августа 1623 |
Мере Хюсейн-паша (второй раз) |
30 августа 1623
3 апреля 1624 |
20 мая великим визирем был назначен зять Мустафы Кара Давут-паша, кандидатуру которого одобрили военные , однако большая часть обязанностей султана вновь возложили на его мать — сам Мустафа не имел ни сил, ни способностей править самостоятельно и оставался марионеткой в руках матери и зятя. Реальная же власть в столице принадлежала не валиде-султан и не Кара Давуту, а янычарам и сипахам, которые по своему желанию назначали, снимали с постов и казнили чиновников государства: на посту великого визиря за первые три месяца правления Мустафы I сменилось четыре человека, каждый назначался и снимался с поста военными . Эти элитные военные формирования вскоре начали борьбу за влияние, в то время как люди в столице и стране возлагали на них ответственность за убийство Османа и требовали наказания виновных .
Ряд назначений был произведён Кара Мезак Ахмедом-агой, в том числе и его собственное. Сам Мустафа ввиду своего состояния никак не влиял происходящее и не участвовал в государственных назначениях. Не мог он повлиять и на поведение великих визирей, Кара Давута и , которые использовали армию в борьбе за власть; повлиять на них или смягчить последствия их поступков в некоторой мере могла только его мать. В то же время мать Мустафы и Кара Давут вознамерились убить сыновей Ахмеда I Мурада и Ибрагима , чтобы обезопасить правление Мустафы от бунтов одного из шехзаде. Мустафа ничего не знал об этих планах. Бостанзаде Яхья писал, что инициатором предстоящего убийства был Кара Давут-паша, который считал, что в случае смерти Мустафы и отсутствии у него наследников сможет сам захватить трон. Осуществить убийство шехзаде помешали противники Кара Давута во дворце и среди янычар и сипахов, которые всё это время занимались поисками убийц Османа II. Переговоры с военными от имени султана опосредованно вела его мать, за что получила от Карачелебизаде прозвище «падишах-ы ма’неви» ( тур. pâdişâh-ı ma‘nevî — «духовный падишах») .
2 июня в столицу прибыл персидский посланник Ага Риза-хан, который, по замечанию Туги-челеби, доставил столь богатые дары, каких ранее послы ещё не привозили .
13 июня 1622 года с должности был снят зять султана Кара Давуд-паша, которого янычары обвинили в убийстве бывшего султана Османа II; должность великого визиря занял Мере Хюсейн-паша. В это же время между янычарами и сипахами произошёл конфликт. Всё это усугубило политический кризис. 24 июня Мустафа, одетый в очень дорогие одежды, призванные показать публике великолепие династии, присутствовал на пятничном приветствии; целью этого выхода было сгладить негативное влияние прошедших событий и закрепить власть нового султана. Кроме того, Мустафа действовал в противоположность своему покойному племяннику: Осман II любил выходить в народ в простых одеждах, чем подрывал престиж династии. Эмеджен отмечал, что Мустафе удалось достигнуть цели и тот его выход к народу восхваляли современные источники .
Повстанцы были недовольны назначением Мере Хюсейна-паши на должность великого визиря и потому 8 июля 1622 года сместили его, назначив на пост ; повстанцы же распространили слухи, что присутствие Мустафы на совете Дивана 10 июля того же года не требуется. 14 июля на имя султана была выпущена каллиграфия заседания, в которой Мустафу спрашивали, почему он не ознакомился с записями других заседаний и не выполнил всех требований; если не желал быть султаном, то почему позволил освободить его из заключения и возвести на престол; кроме того, было заявлено, что Мустафа стал причиной казни Османа. Таким образом, открыто признавалось, что власть находится в руках военных .
Вместе с тем душевное состояние султана не улучшалось, что не мешало ему укреплять свои позиции. В последнюю пятницу месяца Рамадан проповедник Ибрагим-эфенди рассказал, что султан, никому ничего не сказав, отступил в угол и закричал, что видел во сне Османа на небесах и что за него нужно молиться, поскольку Осман покровительствует Мустафе и все в этом убедились. 9 августа султан присутствовал на церемонии Хулефа-йи Рашидын , что было воспринято с большим одобрением. В этот период времени Мустафа часто покидал дворец, ездил в Эюп и Ускюдар и на ферму Кара Давута, оставаясь у зятя на некоторое время. При каждом удобном случае Мустафа появлялся перед народом и принимал послов. Между тем, под давлением повстанцев 21 сентября 1622 года великим визирем вместо Лефкели был назначен .
К началу 1623 года обстановка в столице накалилась . Сипахи, которых не устраивало, что их обвиняют в причастности к убийству султана Османа, устроили бунт в Стамбуле . В это же время Абаза Мехмед-паша в Эрзуруме осудил «кровь Османа II» и поднял восстание с целью найти и наказать его убийц . Все эти события привели к тому, что Мустафу I косвенно обвинили в убийстве предшественника фразой «Умер шах, убитый падишахом» ( тур. Ölen şah, öldüren padişahtır ). К тому же шейх-уль-ислам , чтобы умилостивить солдат, заявил, что приказ о казни был отдан султаном, и для подтверждения этого бунтовщики обратились во дворец. С другой стороны, в каллиграфии хумаюна по этому вопросу было указано, что султан не был проинформирован об убийстве Османа, а Кара Давуд-паша не получал согласия Мустафы на убийство его предшественника . Согласно Туге-челеби, 3 января 1623 года янычары собрались в диване и заявили: «Сперва намечалось заточить султана Османа в Едикуле; если же его хотели убить, то надо было убить, а не бросать в тюрьму. Мы теперь не можем находиться в наших вилайетах; [„Вы убили своего падишаха“], — говорят нам и поносят за это. Мы и хотим спросить нашего падишаха, кто именно явился причиной убийства». Заявив так, они подали султану челобитную. Султан Мустафа в светлейшем рескрипте соизволил ответить: «Во имя пречистого Всевышнего Бога я не давал согласия на убийство. Да свершится правосудие над тем, кто был виновником убийства!» Джебеджи-баши набрасывал аркан на султана Османа, сипахи был из свиты Дауд-паши; они и убили его . В конечном итоге всю вину возложили на Давуда-пашу, который, как и другие участники убийства султана Османа, был пойман и казнён . Перед казнью Давут-паша заявил, что сделал это по приказу султана и показал приказы, хранившиеся у него за пазухой; Кара Давуту удалось бежать, но вскоре он был снова схвачен и казнён в Едикуле 8 января 1623 года (6 раби аль-авваль 1032 года по хиджре) . Фракция Мустафы при дворе полагала, что казнь Кара Давута положит конец восстанию, однако Абаза Мехмед продолжил наступление .
Следом за этим последовали конфликт между Мере Хюсейном-пашой и Гюрджю Мехмедом-пашой , завершившийся 5 февраля (4 раби аль-ахир) повторным назначением на пост великого визиря Мере Хюсейна-паши, и восстание улемов, показавшие, что Мустафе не удастся остаться на троне. Улемы, собравшиеся в мечети Завоевателя , пришли к выводу, что правление султана недопустимо из-за его умственной слабости, и он должен отречься ; сообщение об этом решении было отправлено султану. Кроме того, улемы считали унизительным повторное становление великим визирем Мере Хюсейна и считали, что его также нужно сместить с поста. Дворец отреагировал на всё это приказом разогнать присутствующих в мечети , и возглавить налёт на мечеть должен был именно Мере Хюсейн. К тому моменту, когда Мере Хюсейн-паша с солдатами прибыл в Фатих, улемы покинули мечеть, и в ней оставались простые люди, пришедшие помолиться. Итогом налёта Мере Хюсейна на мечеть стало убийство девятнадцати человек, в том числе трёх сеидов и девяти студентов ; тела убитых были сброшены в колодец, а обстановка накалилась ещё больше .
Хотя янычары и сипахи обеспечили снятие с поста Мере Хюсейна, от султана уже ничего не ждали. В конце концов, , который был назначен великим визирем вместо Мере Хюсейна-паши, провёл переговоры с шейх-уль-исламом Яхьёй-эфенди и казаскерами и согласился свергнуть султана . Военные также согласились с этим решением при условии, что султану не причинят вреда. Затем матери султана было отправлено сообщение и доложено о ситуации. Хюсейн Туги заявил, что сипахи и улемы считали, что правление султана недопустимо, поскольку Мустафа невменяем, а все его документы были написаны не султаном, а наложницей по имени Сенубе́р (Сэнувбе́р), которую реис-уль-кюттаб (главный писарь) Хамза-эфенди отдал на службу Мустафе I. Улемы предложили задать Мустафе ряд вопросов (как тебя зовут? чей ты сын? какой сегодня день?), и если султан сможет ответить на них, ему позволят сохранить трон . Перед лицом этой ситуации мать султана, понимавшая, что Мустафа не сможет ответить ни на один вопрос, также согласилась со свержением сына . Всё то время, что решалась его судьба, Мустафа I пребывал вместе с матерью на ферме Давута-паши. 9 сентября он был привезён во дворец под предлогом необходимости присутствия султана на совете дивана на следующий день . 10 сентября 1623 года (15 зу-ль када 1032 года по хиджре) Мустафа был заперт в одной из комнат султанского дворца, а на трон взошёл его малолетний племянник Мурад IV .
Мустафа I стал единственным султаном в истории Османской империи, который дважды восходил на трон и дважды был с него свергнут .
Заточение и смерть
Мустафа I, чьё первое правление длилось девяносто шесть дней, а второе — один год, три месяца и двадцать два дня , жил в одной из внутренних построек гарема , где его держали взаперти в течение пятнадцати лет после последнего свержения. О его состоянии в этот период информации нет .
Мустафа умер 20 января 1639 года (15 рамадана 1048 года по хиджре) . Ходили слухи, что Мурад IV, казнивший в 1635 году двоих своих братьев Сулеймана и Баязида , приложил руку и к смерти свергнутого дяди. Османский историк Мехмед Эдирневи однако заявлял, что Мустафа умер в «естественное время» ( тур. ecel-i tabîî ) . Сакаоглу также писал, что Мустафа умер естественной смертью .
Эвлия Челеби писал, что похороны Мустафы отложили на 17 часов , поскольку искали место для его погребения — Лесли Пирс отмечала, что все султанские гробницы были переполнены, поскольку со времён Мурада III в них хоронили не только самих падишахов, но и членов их семей . В конечном итоге бывший султан был похоронен в одном из зданий перед мечетью Айя-София , куда принесли землю из — внутреннего сада султанского дворца . Исследователям не удалось достоверно установить, что это было за здание: специалист по исламскому искусству и архитектуре и автор популярных книг о путешествиях и истории считали этим зданием бывший баптистерий собора , тогда как историк считала, что Мустафу I похоронили в бывшем хранилище оливкового масла во внутреннем дворе собора , а Эвлия Челеби, ссылаясь на воспоминания своего отца, служившего придворным ювелиром — «сводчатым масляным магазином во дворе Айя-Софии, который пустовал несколько веков» .
Психическое здоровье и личность
Недждет Сакаоглу писал, что по сведениям государственных деятелей, посадивших Мустафу на престол, и других современников этого султана, у Мустафы чередовались состояния полного сознания и сумасшествия. Во время правления его отца и брата Ахмеда I существование Мустафы не афишировали и не выпускали его за пределы дворца. Мустафу считали наполовину вменяемым, а когда после неожиданной смерти Ахмеда I Мустафу возвели на трон, от него ожидали чудесного выздоровления. Когда же в течение трёх месяцев улучшения не наступило, его свергли. Второе восшествие Мустафы на престол было обусловлено иными мотивами бунтовщиков, однако также завершилось свержением . Историки Ибрахим Печеви , Мустафа Наима и Кятиб Челеби писали, что народ узнал о психической несостоятельности Мустафы ещё во время церемонии в Эюпе в 1617 году; уже тогда люди «не смотрели на него благосклонно и понимали, что он не в своём уме» . Султан мог выйти в море без капитана, любил бросать золотые монеты рыбам и птицам, а также сшибать с голов визирей тюрбаны и теребить их бороды, когда визири приходили советоваться с султаном по государственным вопросам . Во время второго правления Мустафу часто сравнивали с его покойным племянником и сравнение было далеко не в пользу Мустафы: английский посланник сэр Томас Ро писал, что народ считал «нынешнего императора дураком» . Энтони Олдерсон отмечал, что в восточной культуре безумие приравнивалось к святости, что позволило Мустафе избежать казни в 1617, 1618 и 1623 годах ; об этом писал и Эмеджен .
Сакаоглу отмечал, что, хотя Мустафе I было около 25 лет, когда он в первый раз стал султаном, из-за проблем с психикой он вёл себя не как взрослый мужчина, а как ребёнок , ему постоянно требовалась опека .
Эмеджен отмечал, что документы, которые, как полагалось, писал Мустафа, были написаны некрасивым крупным почерком и, вероятно, в действительности вышли из-под пера одной из его рабынь .
Личная жизнь
Согласно Сакаоглу, Мустафа постоянно нуждался в опеке матери или гаремных наложниц и полностью от них зависел . После свержения Османа II янычары, спустившиеся через потолок в покои, в которых был заключён Мустафа, обнаружили его с двумя наложницами, которые были лишь его няньками . Сакаоглу отмечал, что в истории не сохранилось данных о женщинах, с которыми у Мустафы I могли быть отношения, и сведений о возможных детях, шехзаде или султанш. Таким образом, Мустафа I стал единственным по-настоящему «больным» представителем Османской династии, у которого никогда не было ни жены, ни детей . Эмеджен отмечал, что в некоторых западных источниках утверждалось, что Мустафа не подпускал женщин к своей постели, и поэтому не имел детей ; об этом писала и Пирс: несмотря на многочисленные уговоры, Мустафу так и не смогли убедить взять наложницу и продолжить свой род .
Чагатай Улучай полагал, что у Мустафы I могли быть физические отношения с теми наложницами, которые оказались с ним взаперти во время правления Османа II. Их имена не были записаны и неизвестно, были ли у безумного султана дети; Чагатай тоже сделал вывод, что Мустафа был первым бесплодным или бездетным султаном в истории империи .
Эмеджен и Бёрекчи отмечали, что, в отличие от других султанов, Мустафа не создавал и не покровительствовал ни одной из благотворительных организаций .
В культуре
Мустафа является одним из персонажей турецкого телесериала « Великолепный век. Империя Кёсем ». Роль Мустафы в детстве исполнил Алихан Тюркдемир , роль взрослого султана Мустафы исполнил Боран Кузум , роль взрослого Мустафы, запертого в кафесе, исполнил Эмин Гюрсой .
Мустафа появляется в романе чешского писателя Владимира Неффа « Перстень Борджа » (1975), второй части трилогии о Петре Кукане.
Комментарии
- Ещё один сын Мехмеда III, шехзаде Джихангир, скончался вероятно от чумы в 1602 году или ранее, но до июля 1602 года .
- Олдерсон, указывающий Махпейкер в таблице «семья Мехмеда III», подчёркивает, что сведения не точны, и это может быть хасеки Ахмеда I Махпейкер Кёсем-султан , которую ошибочно приняли за хасеки Мехмеда III . Если же Махпейкер действительно существовала и была матерью Мустафы, то её имя просто затерялось в истории на фоне более известной жены Ахмеда I , ставшей валиде сразу при двух султанах .
- Об этом писал и Бёрекчи в статье о Мустафе в «Энциклопедии Османской империи» .
- Пирс отмечала, что Осману на момент смерти отца было 14 лет — больше, чем было самому Ахмеду, когда он стал султаном, и, вероятно, причина возведения Мустафы на престол и отстранение Османа была иной .
- Сюрея указывает датой первого восшествия Мустафы I на престол 3 зу-ль-када 1026 года по хиджре — 2 ноября 1617 года .
- Кятиб Челеби писал, что когда стало ясно, что султан нездоров, его передали на попечение докторов, а руководство государством было отдано его матери .
- Павильон, где султан встречался с советом дивана и иностранными послами .
-
Туга Челеби
:
… у султана Мустафы даже сидеть не было сил, и [его] усадили в [подвернувшуюся] около дворца больничную арбу, [с ним] посадили двух рабынь, мать султана и гуляма по имени Дервиш. Обвязав арбу со всех сторон веревками и взявшись за них, потащили и доставили [её] в Старый дворец.
- Туга Челеби отмечал, что заключённых освободила часть мятежников .
- Согласно Туге-челеби, Осман был схвачен у резиденции аги янычар, посажен на лошадь и, пока ехал до мечети, был подвергнут публичному поношению .
-
Туга-челеби
:
Султан Осман спросил Мехмед-агу [охранявшего его]: «Кем ты был в оджаке?» — «Я был хасеки». — «А кто назначил кетхуда-бея?» — «Султан Мустафа», — ответил тот. «Да разве его решение имеет силу? Открой это окно: я поговорю с моими янычарами», — сказал он. Окно открыли. Султан Осман, высунув голову наружу, обратился с мольбой: «Мои аги! Отцы-янычары и отцы-сипахи! Под влиянием лживых слов и по молодости я оскорбил вас, лучше бы мне этого не делать. Только что придя, вы стреляли из ружей, разве вы меня не хотите?» Они ответили разом: «Мы тебя не хотим, но на убийство нашего согласия нет». От такого ответа султан Осман пришел в отчаяние и, закрыв окно, сказал: «В таком случае заточите меня туда, где сидел султан Мустафа, не убивайте».
- Ага янычар, возглавивший бунт против Османа II, посчитал, что назначить нового великого визиря должна валиде-султан , которая настояла на кандидатуре Кара Давута-паши — её зятя и ближайшего союзника .
- Мать Мустафы от имени сына издавала указы, которые в дальнейшем зачитывали придворные .
- Церемония чествования первых четырёх халифов после пророка .
-
Туга Челеби
:
Давуд-паша сбежал, но через несколько дней ага [из свиты Дауда] пришел [к Порте] получить награду за благую весть, сообщив, где тот скрывается. Отправился бостанджи-баши и в одной деревне на сеновале отыскал Дауд-пашу и, схватив его, привел. [Пашу] посадили в казарму капыджи, а на следующий день в султанском диване было решено обезглавить его.
-
Туга Челеби
:
Однажды главные улемы собрались в Султан Мехмед джами и, позвав также шейхов, заговорили о султане Мустафе: «У него в голове ветер, носить звание имама для него недопустимо, владеть он ничем не может. Он должен освободить трон, и садразама мы тоже не желаем, он ослабил [влияние] улемов, есть фетва о его многократном богохульстве». Ежедневно они уведомляли мать султана, что «янычары не хотят ее сына, будь готова [к низложению]». По их словам, «он заставлял выдавать золото кошельками, раздавал янычарам, тратил сам, разорял казну, и она иссякла». Они послали людей к муфтию Яхье-эфенди и кадиаскерам, пригласили их и привезли [в мечеть]. Когда им сообщили указанные слова, они ответили: «Справедливо, дело обстоит именно так, но одним махом два дела не решаются: давайте сперва пойдем к падишаху и потребуем отставки садразама, а там посмотрим, что получится» — и под этим предлогом ушли из мечети и разошлись по домам.
-
Туга Челеби
:
Собравшиеся в мечети улемы ждали, что муфтий-эфенди принесет сообщение об отставке садразама. Все везиры, аги бёлюков прибыли в резиденцию аги [янычар] и направили некоторых сипахиев и аг оджаков к улемам. Улемы подумали, что к ним они явились, чтобы разогнать их. Они набросились на пришедших, заявляя: «Вы все помогали безбожному Мере». Среди собравшихся были сипахи и янычары, которые поддерживали улемов и которые сказали: «Мы пойдем в диван». Из усыпальницы Ашик-паши [они] вынесли знамя и водрузили его около мечети султана Мехмеда. С ними был и Бычакчи-оглу. Те, кто пришел к аге [янычар], хотели пойти на собравшихся в этой мечети. Улемы решили отправиться в диван, заявив: «Не следует идти к тем, кто находится у аги, мы пойдем в диван». Тогда же [везиры, аги бёлюков] послали людей, чтобы пригласить в резиденцию аги муфтия, кадиаскеров и Сиваси-эфенди. От падишаха [бостанджи-баши] принес высочайший указ. «Немедленно выступить и рассеять толпу в Султан Мехмед джами. Пусть шейх-уль-ислам тоже выскажет свое мнение», — говорилось там. По размышлении решили послать [к мечети] накиб-уль-эшрафа Шериф-эфенди, а от шейхов — Сиваси-эфенди. Им дали ответ: «Требуем [выдачи] садразама, убийство в силу многих причин шариатом дозволяется». Пришедшие унесли этот ответ. Снова явился бостанджи-баши с еще одним высочайшим указом, в котором предписывалось: «Пусть выступят и бостанджи и полностью разгонят тех, кто собрался [у мечети] к этому времени».
-
Туга Челеби
:
Было время предвечерней молитвы, когда во дворце совершался намаз. Поднялись садразам, шейх-уль-ислам, кадиаскеры, аги бёлюков и все янычары и сипахи, чтобы разогнать собравшихся. Когда дошли до мечети Шехзаде, шейх-уль-ислам предложил: «Пошлем еще раз людей [с повелением]: пусть разойдутся». Сочли разумным. Аги послали людей, это не дало ничего. Собравшиеся заявили: «Пусть идут, наше дело по шариату». Получив такой ответ, они сказали: «Пусть грех ляжет на их души, идем!» В этот момент глава белых евнухов лично доставил высочайший указ, в котором было написано: «Двигаться как можно быстрее, захваченных убивать беспощадно». Ждать больше было нельзя, к тому же [по приказу] аги Стамбула Мимарзаде Мехмеда также выступило свыше тысячи аджем-и огланов, рекрутов из черни, а следом за ними, словно на штурм крепости, двинулись сановники, янычары и сипахи. В этот момент до собравшихся донеслось: «Что стоите? Они идут не с шариатом, а с боевым оружием». Умные сразу же разошлись по домам под предлогом свершения ритуального омовения, а находившиеся около мечети янычары и сипахи побежали, обгоняя друг друга. Когда прозвучал вечерний эзан, подошли аджем-и огланы, рекруты, расхватали седла, которые были у слуг, ждавших своих хозяев около мечети, и все, что нашли, затем ворвались в священную мечеть и убили всех, кого обнаружили внутри и около нее, ради их одежды. В момент вечернего намаза около минбара был убит мюдеррис Эгрибози Бейзаде — он был ученым. Словом, на том месте были убиты трое ученых и девять софт. Среди [погибших], говорят, были мюдеррис и кадии, сын одного из знатных улемов — всего 19 человек…
-
Туга Челеби
:
На следующий день все пришли в султанский диван, [о чем] сразу дали знать; никто не входил и не выходил. Затем вошли садразам и шейх-уль-ислам и, увидевшись с матерью султана, сказали: «Это [смещение] следует по шариату в отношении твоего сына». Мать султана ответила: «Предписание шариата священно, а я повинуюсь шариату, только не убивайте моего сына, как убили султана Османа». — «Боже упаси причинить зло, Аллах следит за ним. Его хотели извести султан Ахмед и султан Осман, попытка каждого из них убить [его] обернулась против них, пусть с вами остается», — обещали они.
- Сюрея указывает датой второго свержения 14 зу-ль-када 1932 — 30 августа 1623 года , а Олдерсон — 9 сентября 1623 .
- Сюрея, не указывая конкретную дату, писал, что Мустафа умер в 1048 году по хиджре (1638/1639)
- Помимо матери и зятя Мустафы Кара Давута-паши опекали безумного султана Туга Челеби, часто называл себя «падишах-и вели» ( тур. pâdişâh-ı velî — «нянька падишаха») и много шутил об это, а также Килари Мехмед-эфенди .
Примечания
- ↑ , s. 272.
- ↑ , p. 171.
- , s. 71.
- ↑ , p. 409.
- ↑ , s. 29.
- ↑ , s. 324.
- ↑ , s. 86.
- , s. 74.
- ↑ , s. 73.
- , s. 72—73.
- ↑ , s. 72.
- ↑ , s. 302.
- , p. 127.
- , s. 301—302.
- , p. 169 (note 3).
- , Table XXXIV.
- , p. 169.
- , s. 301.
- ↑ , s. 79, 85.
- , p. 65.
- , p. 65 (note 96).
- , pp. 67—68.
- , s. 74, 78.
- , p. 67.
- ↑ , p. 97.
- , p. 98.
- ↑ , p. 99.
- , table XXXIV.
- ↑ , p. 42.
- ↑ , p. 100.
- ↑ , s. 505.
- , s. 272—273.
- ↑ , p. 248.
- , pp. 248—249.
- ↑ , s. 273.
- ↑ .
- , s. 445.
- ↑ , s. 325.
- , s. 273—274.
- ↑ , s. 274.
- ↑ , p. 145.
- ↑ , s. 275.
- ↑ , p. 249.
- ↑ , «Султан Мустафа».
- , s. 324.
- , p. 171 (note 2).
- ↑ , p. 191.
- , p. 64.
- , p. 46.
- , с. 282.
- , pp. 42—43.
- , p. 43.
- , p. 171 (note 1).
- , s. 324—325.
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
Литература
- Туга Челеби. // Османская империя в первой четверти XVII века / пер. Ю. А. Каменева и Х. М. Ибрагимбейли. — М. : Наука, 1984.
- Финкель, Кэролайн. История Османской империи: Видение Османа АСТ ; Астрель, 2012. — 829 с. — ISBN 978-5-17-043651-4 . . — М. :
- Ak, Mahmut. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İstanbul: Türkiye Diyanet Vakfı, 2003. — C. 28 . — S. 504—505 .
- Alderson, Anthony Dolphin. (англ.) . — Oxf. : Clarendon Press , 1956. — 173 p.
- Boyar, Ebru, Fleet Kate. (англ.) . — New York: Cambridge University Press , 2010. — 354 p. — ISBN 1139484443 . — ISBN 9781139484442 .
- Börekçi, Günhan. (англ.) : Dissertation for the Degree Doctor of Philosophy. — The Ohio State University, 2010.
- Börekçi, Günhan. Mustafa I // Encyclopedia of the Ottoman Empire (англ.) / Gábor Ágoston, Bruce Masters. — N. Y. : , 2009. — P. 409—410. — 689 p. — ISBN 978-0-8160-6259-1 . — ISBN 0-8160-6259-5 .
- Börekçi, Günhan. (тур.) // Divan (Disiplinlerarasi Çalışmalar Dergis) : Doktora Ögrencisi. — Ohio State Üniversitesi, 2009. — Ocak ( c. 14 , num. 26 ). — S. 45—96 .
- Eyice, Semavi. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İstanbul: Türkiye Diyanet Vakfı, 1991. — C. 3 . — S. 445—446 .
- Emecen, Feridun. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İstanbul: Türkiye Diyanet Vakfı, 2020. — C. 31 . — S. 272—275 .
- Fayda, Mustafa. (тур.) // TDV İslâm Ansiklopedisi. — İstanbul: Türkiye Diyanet Vakfı, 1998. — C. 18 . — S. 324—338 .
- Freely, John. (англ.) . — Companion Guides, 2000. — 428 p. — ISBN 1900639319 . — ISBN 9781900639316 .
- Grabar, Oleg. (англ.) . — BRILL, 1988. — 160 p. — ISBN 9004086471 . — ISBN 9789004086470 .
- Peirce, Leslie P. (англ.) . — Oxf. : Oxford University Press , 1993. — 374 p. — ISBN 0195086775 . — ISBN 9780195086775 .
- Sakaoğlu, Necdet. Bu mülkün kadın sultanları (тур.) . — İstanbul: ALFA Basım Yayım Dağıtım San. ve T ic. Ltd. Şti., 2015. — S. 279—291. — ISBN 978-605-171-079-2 .
- Süreyya Mehmed Bey. (тур.) / ed. Nuri Akbayar. — Istanbul: Tarih Vakfi Yurt Yayınlar, 1996. — Т. 1. — ISBN 975-333-049-5 , 975-333-038-3.
- Somel, Selcuk Aksin. (англ.) . — Scarecrow Press , 2010. — 202 с. — 399 p. — ISBN 9780810875791 . — ISBN 0810875799 .
- Uluçay, M. Çağatay. Padişahların Kadınları ve Kızları (тур.) . — İs. : Ötüken, 2011. — 312 S. — ISBN 9754378401 . — ISBN 9789754378405 .
- 2020-09-11
- 1