Опричник (опера)
- 1 year ago
- 0
- 0
Опри́чник — телохранитель , человек, состоящий в рядах опричного войска ( отряда телохранителей ), то есть личной гвардии , созданной русским царём Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.
«Опричник» — более поздний термин для этого явления. Древнерусское слово « опричь » (наречие и предлог), согласно словарю В. И. Даля, означает: « Вне, окроме, снаружи, за пределами чего ». Отсюда «опричный» — «отдельный, выделенный, особый». Во времена Ивана Васильевича опричников называли «государевыми людьми» . Слово «опричник» вернулось в русский язык стараниями Н. М. Карамзина (употребил в «Истории государства Российского») в начале XIX века и стало нарицательным для тех, кто жестокими мерами боролся с революционерами .
В 1550 году Иван Васильевич «Грозный» планировал при проведении военной реформы в Русском государстве из «лучших» детей боярских сформировать « Избранную тысячу ». Основу её должны были составить представители наиболее знатных родов и потомков удельных князей . По замыслу царя, тысячники должны были выполнять важные и многообразные командные (начальствующие) функции, в частности, назначаться полковыми воеводами и головами . Планировалось снабдить их поместьями в окрестностях Москвы , однако осуществить этот проект на то время, по-видимому, не удалось .
Бегство Андрея Курбского в Литву и его опустошительный набег на Великолуцкую область были прологом самого учреждения опричнины . В 1564 — 1567 годах Московским царём была реализована идея «Избранной тысячи» , то есть введена так называемая опричнина (см. Имущество государства ). Иван Васильевич отделил часть бояр , служилых и приказных людей и, вообще, весь свой «обиход» сделал особым (отдельным, выделенным), в царских дворцах — Сытном, Кормовом и Хлебенном — был назначен особый штат ключников , поваров, и тому подобное. Служилые люди были разделены на государевых людей (опричных) и земских , таким же образом были разделены и уезды .
По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились бояре , князья , дворяне , дети боярские как московских , так и городских бояр , были набраны особые отряды стрельцов .
Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны» . Среди учёных нет единой точки зрения, шла ли речь о настоящих собачьих головах, их символических изображениях или просто о метафоре. Обзор литературы и мнений по данному вопросу даёт Чарльз Гальперин (сам он склоняется к буквальному пониманию сообщений о головах) . Метла же могла символизировать чудесное оружие, насмерть поражающее врага . Тем не менее, наличие собачьей головы упоминают не все современники, а «метла» таковой могла и не являться. Так, Г. Штаден пишет: «Опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана , куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников» .
Опричники приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей . Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов , боярин Алексей Басманов , князь Афанасий Вяземский .
На содержание опричников были назначены особые города (около 20) с волостями . В самой столице некоторые улицы ( Чертольская , Арбат , Сивцев Вражек , часть Никитской и прочие) были отданы в распоряжение опричников, жители этих улиц были переселены на другие улицы Москвы .
«На посаде улицы взяти в опришнину от Москвы реки: Чертолскую улицу и з Семчиньским селцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе стороны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполия, да до Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполия…» .
К 1573 году на балансе у государя числилось около 2 тыс. опричников. Из них около 700 человек составляла личная гвардия. Остальные делились по четырём приказам: Постельный (хозяйство дворца), Бронный (оружие), Конюшенный (коневодство) и Сытный (продовольствие). В дальнейшем опричное войско достигло 5-6 тыс. человек .
Штаб-квартира опричников располагалась в Александровской слободе . Их жизнь подчинялась уставу, который напоминал монашеский и подразумевал ежедневные богослужения, воздержанность и братские трапезы. Исключительно дворянский состав опричнины (как титулованной, так и не титулованной) и принесение личной присяги главе конгрегации позволяет говорить об опричнине как об орденском образовании — военно-монашеском или военно-политическом ордене опричников.
Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Согласно Иоанну Снычеву опричники носили монашеские скуфейки и чёрные подрясники . Г. Штаден пишет: «Опричные должны были носить чёрные кафтаны и шапки и у колчана , куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников» .