Interested Article - Лампи Старший, Иоганн Баптист

Иога́нн Ба́птист Ла́мпи ( Джова́нни Батти́ста Ла́мпи ), в литературе называемый Старший либо Первый ( нем. Johann Baptist von Lampi der Ältere ; 31 декабря 1751 11 февраля 1830 ) — австрийский живописец , график и миниатюрист итальянского происхождения , мастер парадного портрета .

Биография

Родился в семье тирольского художника Матиаса Лампа, под руководством которого и получил первоначальное художественное образование . Совершенствовался у Ф. Кёнига и Ф.-Н. Штрайхера в Зальцбурге , затем у Фр. Лоренци, ученика Дж. Б. Тьеполо , в Вероне . Уже в это время он писал плафоны, напрестольные образа для церквей, исторические картины. Успехи его были столь стремительны, что Веронская академия художеств избрала его в свои члены, когда ему едва исполнилось 25 лет.

В 1781—1788 годах жил в Вене , где быстро снискал себе популярность отличного портретиста. В 1786 году за портрет императора Иосифа II в костюме Великого магистра Ордена Золотого Руна был удостоен звания профессора Академии художеств в Вене и был избран членом её Совета. В 1788 году по приглашению короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского приехал в Варшаву, где им были исполнены портреты самого государя и многих польских и литовских аристократов. В 1791 году Г. А. Потёмкин-Таврический , находившийся тогда в Молдавии, пригласил художника в свою ставку в Яссах . Здесь им были написаны портреты самого генерал-фельдмаршала, секретаря его канцелярии В. С. Попова , генералов М. И. Платова и А. Г. Орлова , а также известный портрет князя А. А. Безбородко . В январе 1792 года через В. С. Попова был приглашён Екатериной II в Санкт-Петербург, где и пробыл пять лет.

Работая при русском дворе, пользовался особым покровительством фаворита императрицы, графа П. А. Зубова . В 1792—1793 годах написал портрет Екатерины II во весь рост с натуры. За эту работу, помимо единовременного и щедрого вознаграждения в 12 000 рублей, художнику от русской казны было назначено ежегодное пособие (пенсион) в размере 1 000 рублей.

В 1794 году за портрет графа А. И. Мусина-Пушкина получил звание почётного вольного общника Императорской академии художеств . В 1795 году за портреты Н. Б. Юсупова , П. В. Завадовского и А. И. Мусина-Пушкина для конфернц-зала Академии получил ценную коллекцию медалей. Давал частные уроки, в том числе В. Л. Боровиковскому и миниатюристу И. И. Малышеву; оказал значительное влияние на Д. Г. Левицкого . [ уточнить ]

В 1797 году указом Павла I русская казна перестала выплачивать Лампи Старшему ежегодный пенсион и тот вынужден был вернуться в Вену. Тем не менее, Лампи Старший вывез из России наилучшие воспоминания, и своего рода культ к русскому императорскому дому сохранялся долго и среди его потомков.

В Австрии, в 1798 году, художник получил потомственное дворянство, а через год — удостоен звания почётного гражданина Вены. Был избран членом Шведской Академии изящных искусств за портрет короля Карла XIII . С 1800 года возглавлял Совет Венской Академии художеств , много сделав для развития художественного образования в Австрии. Один из лучших его учеников тех лет — впоследствии известный художник стиля бидермейер Ф. Г. Вальдмюллер .

Имел собственную художественную мастерскую в Вене , где выполнялись многочисленные портретные заказы. Здесь ему помогали оба сына, также художники-портретисты, Иоганн Баптист Лампи Младший (1775—1837) и Франц Ксавье Лампи (1783—1852). В 1822 году оставил занятия живописью и передал всё управление мастерской в руки старшему сыну.

И. Б. Лампи Старший состоял в браке дважды — с Анной Марией Франк (1772; скончалась в 1795) и Юлианой Регини (1802; скончалась в 1829).

Особенности творчества

Лампи Старший представляет собой тот тип художника, который постоянно ищет (и находит) особо выгодные заказы и покровителей. Как в России, так и в Австрии, быстро снискал себе славу модного живописца, с лёгкостью выполнявшего многочисленные и щедро оплачиваемые работы. По словам современников, успех обоих Лампи (отца и сына) был настолько значителен, что и при русском, и при австрийском дворах, не было в то время почти ни одного аристократа или сановника, не запечатлённого их кистью.

В своих портретах Лампи Старший создал образ удачливого царедворца, имевшего за плечами блестящую карьеру и занимавшего видное положение при дворе. По замечанию историка искусства Э. Ф. Голлербаха , Лампи сумел «в обобщённой характеристике запечатлеть современный ему тип людей, некое коллективное лицо русской аристократии Екатерининского времени». Центральное место в творчестве художника занимают парадные и полупарадные портреты, в ходе написания которых ему особенно удавалось эффектно поставить натуру и приукрасить её, но без значительного ущерба для сходства с действительностью. В героях Лампи Старшего чувствуется деланная красивость, отстранённость от реалий жизни; выражения лиц — самоуверенные и горделивые. Колорит его картин — насыщенный, но вместе с тем нежный и приглушённый; живописная манера — плавный мазок, смягчающий светотеневые градации; приём письма — свободный, особенно искусный в воспроизведении интерьеров и аксессуаров. Всё это делает Лампи Старшего одним из лучших мастеров среди портретистов своего времени.

Среди лучших работ художника — портреты Потёмкина-Таврического (около 1790), императрицы Екатерины II, Н. Б. Юсупова, А. Н. Самойлова , А. А. Безбородко, А. И. Мусина-Пушкина (все — 1794), великой княгини Марии Фёдоровны (не позднее 1795), Е. С. Самойловой (1792—1796), П. А. Зубова (1793 и 1796), В. А. Зубова (1796), А. С. Строганова (1790-е).

Произведения Лампи находятся во многих музейных собраниях Европы, в том числе в Государственной Третьяковской галерее , Государственном Эрмитаже , Государственном Русском музее , Государственном Историческом музее , Национальном музее в Варшаве , Академии изобразительных искусств в Вене и других.

В силу популярности портретов Лампи, с них уже в XVIII—XIX веках были сняты многочисленные копии, зачастую имеющие самостоятельную, хотя и меньшую по сравнению с оригиналами, историко-художественную ценность.

Галерея работ

Примечания

  1. Для отличия от сына — Иоганна Баптиста Лампи Младшего (Второго) и внука — Иоганна Баптиста Лампи Третьего.
  2. , с. 57.

Литература

Очерки жизни и творчества
  • Fournier-Sarloveze R. J. // : Claude Lulier, Sofonisba Anguissola, Pierre de Franqueville, Lebrun et Michel Anguier à Vaux-le-Vicomte, Lampi, Ferdinand de Meÿs, Costa de Beauregard, le général Lejeune, Massimo d'Azeglio : [ фр. ] / Fournier-Sarlovèze. — P. : P. Ollendorff, 1902. — P. 91–116. — 213 p. : fig. et pl.
Словари и энциклопедии
  • Беляев Н. С. : краткий биографический справочник / Библиотека Российской академии наук ; автор-составитель Н. С. Беляев. — СПб. : БАН, 2018. — С. 159. — 326 с. — 300 экз. ISBN 978-5-336-00234-8 . — OCLC .
  • Власов В. Г. Лампи Йоханн Баптист Старший // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь : в 3 т. / В. Г. Власов. — СПб. : Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 474. — 543 с., [8] л. ил. : ил. — ISBN 5-88737-005-X . — OCLC .
  • Карпова М. А. Академия художеств и иностранные мастера : справочно-биографический сборник : 250 лет / Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобр. искусств ; [авт.-сост. М. А. Карпова; редкол.: М. А. Бусев и др.]. — М. : Памятники исторической мысли, 2006. — С. 120–122. — 251, [2] с. : ил., портр. + 19 см.. — 300 экз. ISBN 5-88451-208-2 . — OCLC .
  • Кондаков С. Н. : в 2 т. / составил С. Н. Кондаков. — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 1 : Часть историческая. — С. 315. — [4], VI, 353 с., 20 л. ил., портр. : ил., портр. — OCLC .
  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1914. — Т. 10: Лабзина — Ляшенко. — С. 57–58.
  • / Т. Ю. Облицова // Крещение Господне — Ласточковые. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 645. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 16). — ISBN 978-5-85270-347-7 .
  • Сомов А. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1896. — Т. XVII. — С. 305–306.
  • Федотова Е. Д. Лампи, Джованни Баттиста / Е. Федотова // Европейское искусство : Живопись. Скульптура. Графика : энциклопедия : в 3 т. / автор проекта А. Ю. Астахов; ред. коллегия: М. А. Бусев, В. В. Ванслов, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова (отв. ред.). — М. : Белый город, 2006. — Т. II : К–О. — С. 155–156. — 415 с. — 3000 экз. ISBN 5-7793-0920-5 . — ISBN 5-7793-0923-X (т. II).
  • Bernardini I. S. / Ingrid Sattel Bernardini // : [ англ. ] : in 34 vol. / edited by Jane Turner. — New York : Grove's Dictionaries, 1996. — . — P. 682–683. — XIII, 910 p. : ill. — Reprinted ed. with minor corrections, 1998. — ISBN 1-884446-00-0 . — LCCN . — OCLC .

Ссылки

Источник —

Same as Лампи Старший, Иоганн Баптист