Interested Article - Отпевание

Отпевание монаха в Сретенском монастыре г. Москвы
Отпевание архиепископа Афинского Христодула

Отпева́ние , или Чин погребе́ния , или Чин быва́емый на погребе́ние — в русском православии название богослужения , описанного в Требнике под названием После́дование ме́ртвенное ( греч. Νεκρώσιμος Ἀκολουθία ); одно из богослужений (треб); совершается единожды над телом умершего христианина , как правило в храме.

В просторечии часто смешивается с термином панихида , которая, хотя во многом конструктивно схожа с чином отпевания, есть иное чинопоследование . Панихида в отличие от отпевания совершается много раз по тому или иному умершему человеку.

Богослужебные книги Русской Церкви содержат 5 видов последования мертвенного:

Кроме того, Священный Синод 13 декабря 1963 имел суждение о Чине архиерейского отпевания, составленном митрополитом Куйбышевским Мануилом (Лемешевским) и постановил: «разрешить употребление Чина архиерейского отпевания <…> не к обязательному употреблению, но к употреблению по предварительному завещанию Преосвященных» .

Чин архиерейского погребения в конструктивном отношении точно сохраняет строй иерейского погребения; новым является: исполнение Непорочных не на три статии, а на две, с припевами, положенными в чине погребения монахов; оттуда же заимствован седален , глас 2-й «Да человеки общники» — вместо седальна «Днесь разлучаются от сродства». Собственно новыми (авторскими) являются: тропарь по 23-м псалме «Иже течение сконча» и седален «Христе Царю»; тропарь по 83-м псалме «К Тебе, Христе, взываю»; канон , глас 6-й, который сохраняет ирмосы из канона иерейского погребения, но с новыми тропарями.

Чин архиерейского отпевания не получил распространения.

Чин отпевания мирянина

Гроб с телом усопшего вносят в храм под колокольный звон . Отпевание может происходить и на дому усопшего. При этом правильным считается именно церковное отпевание. В то же время домашнее отпевание не отвергается Церковью, а считается крайней мерой .

  • После прочтения Начальных молитв погребение мирянина начинается псалмом 90-м : «Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поётся полностью 17 кафизма : «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа : «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью .
  • После чего поётся седален за упокой.

Покой, Спасе наш, с праведными раба Твоего ( или рабу Твою или раб Твоих ), и сего ( или сию или сих) всели во дворы Твоя, / якоже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче....

  • Затем читается 50-й псалом .
  • По прочтении 50 псалма поётся заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего ( или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален :

Вои́стинну суета́ вся́ческая, житие́ же сень и ́ сонiе, и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, я́коже рече́ Писа́ние: егда́ мір приобря́щем, тогда́ во гроб всели́мся, идеже́ вку́пе ца́рие и ни́щии. Те́мже, Христе́ Бо́же, преста́вльшагося ра́ба Твоего́ или преста́вльшуюся рабу Твою или преста́вльшихся раб Твоих) упоко́й, я́ко Человеколюбец.

и поется богородичен седальна.
После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поётся заупокойный кондак :

Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ ( или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.

и заупокойный икос :

Сам еди́н еси́ безсме́ртный, сотвори́вый и созда́вый челове́ка: земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, и в зе́млю ту́южде по́йдем, я́коже пове́лел еси́, созда́вый мя и реки́й ми: яко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: а́може вси челове́цы по́йдем, надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: аллилуия́.

  • После канона священник произносит заупокойную ектенью .
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина . Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника , начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны .
  • Прокимен : «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол , 270 зачало ( 1Фес. ).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна , зачало 16 ( Ин. ).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После этого начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:

Прииди́те, после́днее целова́ние дади́м, бра́тие, уме́ршему...

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему — подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче...

  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек , и сотвори́ ему́ (ей) ве́чную па́мять.

  • Хор трижды поёт: «Вечная память», после чего священник читает прощальную молитву .

С пением « Святый Боже… » гроб с телом усопшего выносится из храма. Часто гроб три раза обносят вокруг храма, причём с гробом идут в направлении, противоположном обычному крестному ходу (у послереформенной православной церкви обычный крестный ход против хода солнца, что в северном полушарии соответствует против часовой если смотреть сверху, а с гробом — по ходу солнца, по часовой). [ источник не указан 1056 дней ]

Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле — посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает молитву разрешительную. Гроб закрывают крышкой, которую прибивают гвоздями или закрывают с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускают в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могилу засыпают землей. На место, под которым находятся ноги покойника, устанавливают Крест.

Примечания

  1. см. Большой Потребник
  2. Дата обращения: 17 декабря 2018. 18 декабря 2018 года.
  3. ЖМП . 1964, № 1, стр. 7
  4. . Дата обращения: 15 декабря 2014. 15 декабря 2014 года.
  5. . Дата обращения: 6 января 2017. Архивировано из 7 января 2017 года.
  6. если отпевают женщину
  7. если отпевают нескольких людей
  8. . Дата обращения: 15 декабря 2014. 15 апреля 2016 года.
  9. . Дата обращения: 30 мая 2015. 26 мая 2015 года.

Ссылки

  • Из книги «Со святыми упокой»

Литература

  • Дашевская З. М., Штонда Ю. А. // Альманах Свято-Филаретовского института. 2017. Вып. 24. С. 46-60.
Источник —

Same as Отпевание