Interested Article - Чойжин-ламын-сумэ
- 2020-02-25
- 1
Храм-музей Чойджин-ламы ( монг. Чойжин ламын сүм ) — храмовый комплекс начала XX века в столице Монголии Улан-Баторе . В настоящее время — действующий музей тибето-монгольского религиозного искусства.
История
В 1875 году шестилетний Богдо-гэгэн VIII прибыл в Монголию вместе со своим младшим братом ( 1871 — 1918 ). Когда Лувсанхайдаву исполнилось 12 лет, личный учитель Богдо-гэгэна Балданчоймбол решил сделать из него прорицателя и в 1884 году пригласил из Тибета чойджин-ламу Сэтээва для исполнения ритуала нисхождения в ребёнка духа-провидца ( чойжин ). Совместно с ним ритуал нисхождения исполнил и ургинский лама Лувсанпэлжээ. Главными духами-провидцами, на которых опирался Лувсанхайдав в своей практике, стали Найчин-чойжин, Зэмэр-чойжин и . Предполагалось, что эти духи станут опорой монгольской государственности и помогут изгнать маньчжурскую власть из Халхи. Сам Лувсанхайдав был известен как поклонник « красной веры » и не придерживался общепринятой в школе гелуг практики целибата , женился.
Первый храм, построенный для государственного чойжин-ламы в 1896 — 1902 годах в ургинском на народные пожертвования, в 1903 году погиб в пожаре. Тогда Лувсанхайдав на собственные средства и средства собственной жены Сурэнхорло, — дочери управляющего китайским торговым кварталом Урги Маймачен, — начал создание нового каменного храма вокруг уже построенного на этом месте в 1891 - 1901 годах храма Зуу. В 1906 году Лувсанхайдав отправил императору Гуансюю сопровождённое подарками письмо, в котором заверил его в том, что в новом храме будут молиться за его долголетие и за прочность имперской власти, а также испрашивал официальное название для храма; в результате храм получил имя «Храм распространения милостей» ( монг. Өршөөлийг хөгжүүлэгч сүм ). В 1908 году строительство храмового комплекса было завершено. Богдо-гэгэн дал ему имя «Дворец, подавляющий все виды чёрных демонов и творящий великое неколебимое блаженство» ( Хар, зүгийн шулмасын аймгийн омгийг дарагч, их амгалангийн урвалтгүй зүтгэн бүтээсэн орд харш ).
Вплоть до 1936 года в храме проходили службы, а в 1938 году , во время репрессий духовенства в Монголии храм был закрыт, и, вероятно, был бы снесён, однако в 1940 году по постановлению Учёного комитета Монголии храм было решено оставить в качестве памятника архитектуры. В 1941 году он был взят под защиту государства, а в 1942 году было принято решение использовать помещения храма под антирелигиозный музей (позже — «Музей истории религии»).
Архитектура
Автором большинства проектов строений комплекса, строившегося из дерева, был монгольский архитектор Омбогийн. Архитектура комплекса испытала существенное влияние китайского зодчества . В изготовлении ритуальной утвари, в частности изображений- танка , принимал участие будущий основатель современной монгольской живописи, Балдугийн Шарав . На украшения всего комплекса было потрачено 1821,2 кг чистого серебра.
Экспозиция музея
Экспозиция воспроизводит состояние храма, каким он был при Лувсанхайдаве. В главном храме находится статуя Будды Шакьямуни XVIII века , по правую руку от неё находится статуя Лувсанхайдава, по — левую — мумифицированное тело ламы Балданчоймбола. Музей располагает большой коллекцией культовых принадлежностей тибетского буддизма , копией 108-томного буддийского канона Кангьюра и 226-томных комментариев к нему — Тенгьюра , привезённой из Тибета Богдо-гегеном VIII , а также коллекцией масок для церемонии цам . Снаружи храма располагается молельня, выполненная в форме традиционной монгольской юрты , а также площадка, на которой Лувсанхайдав выполнял тантрические ритуалы.
В храме Зуу, посвящённом Будде Шакьямуни, экспонируются три статуи Будды, изготовленные из папье-маше . На стенах храма — изображения 16 архатов и четырёх махарадж . В храме Ядам Чойжин-лама проводил важнейшие ритуалы, и он был закрыт для верующих. В нём находятся бронзовые статуи 84 индийских махасиддхов , а также статуи йидамов Калачакры и Махамаи, будды Ваджрадхары и др. Храм Амалган посвящён первому тулку Богдо-гэгэна , Дзанабадзару (1635—1724).
Примечания
- Б. Отгонбаяр 9 октября 2015 года.
- . Дата обращения: 22 июня 2011. Архивировано из 11 июня 2012 года.
- Князев Н. Н. Легендарный барон // Легендарный барон: неизвестные страницы гражданской войны. — М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. — с. 62
- Thrift, Eric. Mandal Fund/Mandal Tours, 2006.
- 2020-02-25
- 1